Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Транспортное образование: включить режим опережения

Двухсотлетний юбилей транспортного образования России в 2009 году отмечался на государственном уровне. Прошедшее после юбилея пятилетие ознаменовано внутри страны модернизацией экономики и транспорта, энергичным реформированием профессионального образования.

Просмотров: 1183

Государственная поддержка транспортного образования является важным условием инновационного развития транспорта и экономики страны

Двухсотлетний юбилей транспортного образования России в 2009 году отмечался на государственном уровне: торжественный исторический экскурс был дополнен высокой оценкой современных заслуг высшей транспортной школы, ее потенциала и перспектив развития.

Прошедшее после юбилея пятилетие ознаменовано внутри страны модернизацией экономики и транспорта, энергичным реформированием профессионального образования. Ориентиры для развития отраслевых вузов заданы Транспортной стратегией России, новым федеральным законом об образовании, государственной политикой, среди основных направлений которой – формирование крупных интегрированных научно-образовательных комплексов, укрепление связей вузов с реальным производством, повышение качества подготовки инженерных кадров. Внешние вызовы сегодняшнего дня связаны с мировым экономическим кризисом и его последствиями, обострением демографических проблем.

ЛЁВИН Борис Алексеевич – ректор Московского государственного университета путей сообщения, доктор технических наук.
Родился в 1949 году в городе Железнодорожный Московской области. Окончил с красным дипломом электротехнический техникум (1968), затем Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ) по специальности «Автоматика и телемеханика». Трудовую биографию начал в альма­-матер: инженер кафедры автоматизированных систем управления, заведующий аспирантурой МИИТ. С 1991 года – ректор Всесоюзного института повышения квалификации руководителей и специалистов железнодорожного транспорта (ныне – Российская академия путей сообщения). С 1997 года – ректор МГУПС.
Известный в России и за её пределами учёный, создатель пользующейся общероссийским и международным авторитетом научной школы. Автор более 260 научных и научно-методических трудов. Профессор.
Заслуженный работник высшей школы РФ. Дважды лауреат премии Правительства РФ – в области науки и техники (2003) и в области образования (2010). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006) – за большие заслуги в научно-педагогической деятельности и значительный вклад в подготовку квалифицированных специалистов, орденом Почёта (2009) – за трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу.

Двести плюс пять: итоги

Главный итог прошедшего пятилетия состоит в том, что высшая транспортная школа страны сохранила и приумножила свои основные базовые ценности. Система транспортного образования постоянно совершенствуется. Являясь одной из передовых в России, она отличается надёжной связью с реальным сектором экономики, наличием не имеющей аналогов, уникальной по масштабам и результативности системы целевой подготовки кадров, действенной системой дополнительного профессионального образования, а также высоким уровнем фундаментальной, профессиональной и практической подготовки кадров, эффективным использованием результатов научных разработок в образовательном процессе.

Как и более двухсот лет назад, транспортные вузы достойно выполняют государственный заказ на подготовку квалифицированных специалистов, в первую очередь инженеров путей сообщения. До 70 процентов молодых специалистов и 100 процентов целевиков с дипломами об окончании вузов транспорта трудоустраиваются в отрасли.

Считаем одним из основных показателей эффективности отраслевых вузов не средний балл ЕГЭ принятых на обучение лиц, а уровень профессиональной, фундаментальной и практической подготовки выпускников и достойную его оценку российскими и зарубежными работодателями. Задача транспортных вузов состоит не только в выборе наиболее подготовленных абитуриентов, а в создании условий для максимального раскрытия потенциала обучающихся, готовых работать в сфере транспорта и транспортного строительства.
За последние пять лет учебно-лабораторная база вузов транспорта приросла десятками новых инновационных научно-образовательных центров, лабораторий, тренажёрных комплексов, некоторые из которых не имеют аналогов.

Вузовская транспортная наука – ровесница транспортного образования – традиционно составляет единое целое с учебным процессом, являясь его органичным продолжением. Инновационные разработки учёных профильных вузов не только обеспечивают масштабное научное сопровождение Транспортной стратегии России и приоритетных проектов, но и интенсивно внедряются в образовательный процесс с целью освоения обучающимися новой техники, технологий, механизмов управления транспортными системами.

Одним из основных генераторов внедрения в учебный процесс инновационных образовательных технологий являются 124 научные школы вузов Минтранса России, многие из которых имеют международное признание, в том числе в ведущих странах Европы и Азии.

Внешние и внутренние вызовы не отразились на объёме НИОКР, выполняемых вузами транспорта, – в течение последних лет он стабильно составлял 4,0-4,2 млрд. рублей. Показательно, что бюджетная составляющая в этой солидной цифре не превышает 1,5-2 процентов.

Среди значимых итогов деятельности отраслевых вузов за последнее пятилетие – успешное прохождение государственной аккредитации, победы в крупнейших федеральных конкурсах для инновационных вузов (МИИТ, РГУПС), престижные международные гранты, активное участие в государственных и федеральных целевых программах и крупных федеральных проектах в сфере транспорта, значительное расширение географии и масштабов международного сотрудничества.

Потенциал и значение

Точкой отсчёта в определении потенциала высшей транспортной школы России можно считать 8 июня 2011 года, когда МИИТ посетил Президент РФ. Глава государства дал позитивную оценку уровню и перспективам развития отраслевого транспортного образования. На прошедшем в октябре этого года в Пензе форуме Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» Владимир Путин вновь отметил высокий авторитет отраслевого образования и его роль в развитии транспортной системы страны. Президент подчеркнул, что новые технологии в экономике, обуславливающие появление новых профессий, требуют повышения качества подготовки специалистов, которая должна отвечать вызовам времени.

В 2010 году государство взяло курс на формирование крупных интегрированных научно-образовательных комплексов. В системе Минтранса РФ подобные структуры начали формироваться ещё в 2005 году. На федеральном уровне проблема перенасыщенности вузов неэффективными филиальными структурами была озвучена два года назад. МИИТ начал работу по оптимизации филиальной сети практически с момента создания на своей базе крупнейшего в отрасли университетского комплекса (январь, 2009). Изначально в состав вуза входили 54 филиала и представительства. На сегодняшний день, за счёт объединения на региональном уровне филиалов разных уровней образования и ликвидации малодеятельных структур, – 24, в том числе 9 филиалов, реализующих программы как высшего, так и среднего профессионального образования. Укрупнённые филиалы расположены в областных центрах, на крупных железнодорожных узлах, некоторые из них – в Брянске, Воронеже, Ярославле – по престижу, контингенту учащихся, развитию учебно-научной и материально­технической базы находятся на одном уровне с ведущими региональными вузами.

Сегодня государство настойчиво добивается, чтобы работодатель не выпадал из образовательного процесса, декларирует актуальность и востребованность целевого обучения. В то же время целевая подготовка кадров на железнодорожном транспорте действует с 1978 года и сегодня представляет уникальную по масштабам и эффективности систему, которая высоко оценивается Президентом и Правительством России. Примечательно, что эта система вызывает у зарубежных коллег восхищение и желание её тиражировать.

Взаимодействие «работодатель – вуз» ярко иллюстрируют партнёрские отношения железнодорожных университетов с компанией «Российские железные дороги» («РЖД»). Основной контингент поступающих в вуз на ведущие специальности – молодые люди, имеющие целевые направления холдинга. Руководители и главные специалисты «РЖД» содействуют довузовской подготовке абитуриентов, контролируют ход образовательного процесса, участвуют в составлении учебных планов и программ, написании учебной литературы, чтении лекций. Руководящие работники компании возглавляют ведущие кафедры вузов. Работодатель прилагает усилия к тому, чтобы студенты железнодорожных вузов проходили производственную практику на передовых предприятиях на оплачиваемых рабочих местах и под руководством опытных наставников. При этом, как правило, место практики является и местом будущей работы. На сегодняшний день система целевой подготовки – это надёжный, проверенный временем механизм комплектации кадрами всей сети железных дорог, включая самые отдалённые предприятия.

Молодые люди из глубинки испытывают, безусловно, сложности при поступлении в вуз – уровень их подготовки по фундаментальным дисциплинам оставляет желать лучшего. По уровню среднего балла ЕГЭ целевики заметно тянут вниз университет на предмет соответствия одному из показателей эффективности деятельности. В то же время доля целевого приёма на транспортные специальности – для МИИТ, в частности, – составляет 70 процентов. Это, во-первых. Во­вторых, как уже подчеркивалось, одним из главных критериев инновационного вуза должен быть не уровень школьной подготовки поступающих на обучение лиц, а реальный уровень профессиональных и практических компетенций выпускников, с которыми они приходят на производство.

В этой ситуации неизбежен процесс подтягивания целевиков – и на довузовском этапе, и в дальнейшем на первых курсах вуза, чтобы они получили возможность осваивать вузовские программы. Это увеличивает нагрузку на преподавателей вуза. Дополнительные расходы по оплате их труда в основном оплачивает работодатель, но в ряде случаев привлекаются и собственные средства вуза.

Отметим, на пензенском форуме проблема тесного взаимодействия работодателей и вузов для многих отраслей обозначилась очень выпукло. Транспортные вузы готовы передать коллегам наработанный опыт в этом направлении.

Приведем ещё один показательный пример. Благодаря твердой позиции руководства Минтранса РФ, ведущих предприятий отрасли и ректорского корпуса вузов транспорта, стало возможным сохранение специалитета по инженерным специальностям. Сегодня транспорт избавлен от проблем, являющихся крайне острыми для некоторых отраслей, профильные вузы которых утратили специалитет. В итоге и производственники, и вузовское сообщество уже несколько лет бьют тревогу: недостаток квалифицированных инженеров – это уже не ведомственная, а национальная проблема. Об этом с тревогой говорили в Пензе и работодатели, и представители ректорского корпуса. Реакция Президента РФ вселяет надежду. Владимир Путин заявил: «Не понимаю, почему Болонский процесс мешает восстановлению специалитета по инженерным специальностям».

Проблемы и перспективы

Вузы транспорта научились работать в современных экономических условиях: их внебюджетные доходы составляют около 75 процентов от общих доходов, объёмы НИР равняются сотням миллионов рублей, учебно-лабораторная база и квалификация профессорско-преподавательского состава находятся на должном уровне.

Однако возможности и потенциал отраслевых вузов не беспредельны. Таким образом – об этом мы говорим на всех уровнях, – государственная поддержка транспортного образования является важным условием инновационного развития транспорта и экономики страны. Обозначим главные проблемы высшей транспортной школы, требующие пристального рассмотрения на федеральном уровне.

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы закрепляет за всеми вузами, независимо от их ведомственной принадлежности, равные возможности для развития. Однако отраслевые вузы транспорта не получают государственное финансирование для развития учебно-научной и материально-­технической базы, проведения НИОКР, повышения квалификации ППС и прочего. В связи с этим необходимы корректировка ФЦП по развитию образования на 2015 год и формирование ФЦП на 2016-2020 годы с учётом финансирования вузов транспорта.

Учитывая, что отраслевые вузы являются базовыми центрами кадрового обеспечения и научного сопровождения программ и проектов в рамках Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, считаем обоснованным вопрос о наделении Минтранса РФ правом направлять средства в размере до 1 процента от общего объёма финансирования программ и проектов на модернизацию учебной и научной базы вузов, внедрение новых технологий в образовательный процесс, проведение НИОКР и другие процессы.

Актуальным продолжает оставаться вопрос о критериях мониторинга эффективности вузов, которые на сегодняшний день не в полной мере учитывают специфику отраслевого образования. Следующая проблема – невозможность участия отраслевых вузов в конкурсах Минобрнауки РФ, направленных на поддержку, развитие учебно-научной и материально­-технической базы.

Далее. Работодатели постоянно сетуют на практически двойное налогообложение, которое имеет место при передаче вузам от компаний образцов новой техники, оборудования, действующих моделей, тренажёров. Для того чтобы разрешить эту проблему, необходимо внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ.

Среди вновь возникших проблем – законодательная отмена целевого приёма на программы СПО. Это «новшество» вызывает вопросы – с учётом того, что специалисты­-техники составляют важное и самое многочисленное звено персонала на транспорте. Считаем крайне важным восстановление целевой подготовки кадров по программам СПО – для этого необходимо распространение положений законодательных актов о целевом приёме и обучении на среднее профессиональное образование.

Ещё одна большая общая проблема – отсутствие долгосрочного и среднесрочного прогнозов потребности России в кадрах, столь необходимых для формирования баланса трудовых ресурсов – в целом по стране и транспортного комплекса в частности. Поэтому весьма важным является внесение в действующее законодательство изменений, предусматривающих представление субъектами РФ, предприятиями и организациями прогнозных данных о потребностях в подготовке кадров по всем уровням образования.

Ректорский корпус вузов транспорта очень рассчитывает на заинтересованность Минобрнауки РФ в решении названных проблем. Надеемся, что в поле зрения министерства окажутся и такие вопросы, как включение в перечень обязательных ЕГЭ по физике, предоставление вузам транспорта права реализовывать образовательные программы на основе собственных образовательных стандартов, увеличение сроков обучения в аспирантуре по специальностям транспорта и транспортного строительства до четырех лет.

Сегодня российские транспортные вузы должны не только соответствовать требованиям, предъявляемым к высшей школе государством и обществом, но и в опережающем режиме работать над реализацией своей исторической миссии – обеспечивать кадровое и научное сопровождение поступательного развития транспортного комплекса страны.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспресс-форум: Концепция развития высшего технического образования
Дополнительное образование – важный ресурс экономики
Кызылский автомобильно-дорожный техникум
Роль университетских комплексов Росжелдора
Лекарство от плагиата
Перспективы развития транспортной науки
«Путевой лист» транспортной науки
Новая «платформа» транспортного образования
Дополнительное образование взрослых
Конкурентные преимущества транспортных университетов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ