Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Роль аграрного кластера в развитии Брянского АПК

Сегодня Брянский государственный аграрный университет, представляя собой территориальный образовательно-­профессиональный кластер, вносит вклад в инновационное развитие региона, формируя его привлекательный облик, позволяющий вывести сельские территории на более высокий уровень развития.

Просмотров: 129

Чтоб наливались золотом колосья

Роль Брянского аграрного образовательно-профессионального кластера в развитии регионального АПК

Николай БелоусБЕЛОУС Николай Максимович – ректор Брянского государственного аграрного университета, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный работник сельского хозяйства РФ, депутат Брянской областной думы пяти созывов, заслуженный ученый Брянской области. Сфера научных исследований – реабилитация сельхозугодий, подверг­шихся радиоактивному загрязнению. Автор более 300 научных статей и 17 монографий.

Сегодня Брянский государственный аграрный университет, представляя собой территориальный образовательно-­профессиональный кластер, вносит вклад в инновационное развитие региона, формируя его привлекательный облик, позволяющий вывести сельские территории на более высокий уровень развития.

Основа стратегии

В Брянской области созданы и продолжают активно развиваться крупные сельскохозяйственные предприятия, работающие с применением современной техники и технологий. В их числе Брянская мясная компания агрохолдинга «Мираторг», ЗАО «Куриное Царство – Брянск», Брянский мясоперерабатывающий комбинат, картофельно-­фермерское хозяйство «Богомаз» и целый ряд других.

Задача подготовки профессиональных кадров для АПК области возложена на Брянский государственный аграрный университет, который отметит в этом году тридцатипятилетие. Сегодня в вузе очно и заочно получают знания по программам высшего и среднего профессионального образования почти 10 тыс. студентов. Реализуются 18 направлений подготовки бакалавров, 18 – специалистов, 7 – магистров и 20 образовательных программ СПО.

Вуз был создан в 1980 году как Брянский сельскохозяйственный институт, в 1995 году получил статус академии, в 2014 году стал университетом. В состав Брянского ГАУ вошли в качестве филиалов для реализации образовательных программ СПО 3 сельскохозяйственных техникума и аграрный колледж. Они сохранили аграрную направленность и, в дополнение к имеющимся, открыли новые, востребованные временем специальности. Сочетание разных образовательных уровней обеспечивает непрерывность в профессиональной подготовке аграрных кадров: значительная часть выпускников филиалов продолжает обучение по программам бакалавриата, а затем – магистратуры. С этой целью в университете формируется набор образовательных программ с учетом их преемственности и обеспечения возможности выстраивания студентами непрерывной образовательной траектории.

Наука определяет будущее

Одно из преимуществ вуза в том, что он расположен в сельской местности, в двадцати километрах от областного центра, при этом студенты не испытывают оторванности от городской цивилизации. Благоустроенный студенческий городок имеет хорошее транспортное сообщение с городом Брянском, его культурными и спортивными объектами. Прокладка оптоволоконного кабеля позволила обеспечить услугами интернета учебные корпуса и общежития.

Непосредственно к университету примыкают 180 гектаров опытных полей, рядом расположено учебно-­опытное хозяйство «Кокино», являющееся хорошей базой для студенческой практики, проведения опытов аспирантами и докторантами. Научно-­исследовательская работа проводится по широкому спектру направлений. Наиболее значимые из них:

  • разработка концепции экономического развития, организационных моделей и систем управления АПК в условиях рыночной экономики;
  • повышение плодородия, продуктивности дерново-­подзолистых почв и реабилитация радиоактивно загрязненных сельскохозяйственных угодий;
  • научное обоснование систем земледелия, технологии производства и сортового состава сельскохозяйственных культур в юго­западной части России;
  • расширение напрвлений селекционно­-племенной работы, содержания, кормления, профилактики болезней и лечения сельскохозяйственных животных;
  • совершенствование технологии переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
  • разработка ресурсо-­ и энергосберегающих технологических процессов производства сельскохозяйственной продукции, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники.

Важная роль в обеспечении учебного процесса и повышении качества образования отводится педагогическим кадрам. В настоящее время в штате университета доля лиц с учеными степенями и званиями составляет 75 процентов, из них с ученой степенью доктора наук – 17 процентов. Активно работает докторский диссертационный совет: за последние пять лет штатными сотрудниками вуза защищены 118 диссертаций, из них 18 докторских.

За 2014 год доходы университета из всех источников на одного научно-­педагогического работника составили 3002 тыс. рублей, финансирование научно-­исследовательских работ – 169,3 тыс. рублей/человек.

За последние пять лет изданы 59 монографий, 22 учебных пособия с грифом УМО, 96 учебных пособий, 492 учебно­-методических пособия и практикума, опубликовано 3 111 статей в сборниках и научных трудах, в том числе 658 – в центральной печати. Активизировалась патентная деятельность: получено 59 патентов на изобретение и 22 положительных решения на их выдачу. Создано 6 вакцин, сывороток, диагностикумов, лечебных препаратов, 15 машин, орудий или рабочих органов. В государственный реестр селекционных достижений РФ включены 27 сортов сельскохозяйственных культур, авторами и соавторами которых являются ученые вуза.

Участие студентов в научно-­исследовательской работе является непременным условием формирования профессионала. Более 88 процентов студентов дневной формы обучения привлечены к различным формам научных исследований. За последние пять лет студенты приняли участие в 120 региональных, межрегиональных и внутривузовских конференциях.

Больше внимания практикам

Подготовка инженерных кадров является одним из приоритетных направлений российской высшей школы, и потому в Брянском ГАУ каждое второе направление подготовки бакалавров и магистров является инженерным. В современных условиях происходит стремительная смена машин и оборудования, и постоянно приобретать новые образцы для их изучения чрезвычайно дорого, да и не имеет смысла.

Для решения этой проблемы университет заключил договоры с производителями и владельцами новой техники. Например, ООО «Кроне Русь», дочерняя организация германской фирмы-­производителя кормоуборочной техники «Машиненфабрик Бернард Кроне», на протяжении трех лет поставляет на временное хранение новые образцы своей продукции. Этим же договором предусмотрено ежегодное проведение в университете обучающих семинаров для специалистов дилерской сети по вопросам эксплуатации и технического обслуживания кормоуборочных машин. В семинарах принимают участие преподаватели и студенты.

С ЗАО СП «Брянсксельмаш» заключен договор, по которому организация предоставляет для изучения студентами технические узлы зерновых и кормоуборочных комбайнов, учебные тренажеры и техническую литературу, а также возможность прохождения практики на предприятии.

Для практического обучения будущих инженеров по направлениям подготовки «Электроэнергетика и электротехника», «Автоматизация технологических процессов и производств» совместно с Брянским филиалом межрегиональной распределительной сетевой компании Центра на территории университета построен электрополигон – уникальный объект для обучения студентов и работников сетевой компании. Широкие возможности для прохождения практики будущими ветврачами и зооинженерами предоставлены агрохолдингами «Мираторг», «Куриное царство» и другими высокотехнологичными сельхозпредприятиями.

Обновление знаний

Особое значение вузом отводится системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов АПК. На базе ведущих сельскохозяйственных предприятий в области создано 34 учебных центра для проведения практических выездных занятий со слушателями. Повышение квалификации осуществляется по 50 учебным программам, а в течение года новые знания получают более 1 тыс. руководителей и специалистов Брянской области, соседних регионов страны и зарубежных стран.

Университет уделяет большое внимание обучению иностранных граждан, здесь учатся более 2 тыс. студентов из 12 стран мира. Активизирована деятельность вуза по европейской интеграции в области образования, создаются ассоциации, консорциумы, реализуются международные программы и проекты с участием Брянского ГАУ. Вуз работает с 38 партнерами в области науки и образования из Англии, США, Италии, Польши, Китая, Украины, Казахстана, Беларуси. Осуществляется обмен делегациями преподавателей, магистрантов, студентов, проводятся совместные международные научно-­производственные конференции, другие мероприятия.

Партизанских дубрав сыновья

Патриотическое воспитание в университете традиционно является одним из приоритетов. Брянщину по праву называют партизанским краем: во время Великой Отечественной войны здесь действовало около трехсот отрядов. Всего в нескольких километрах от студенческого городка находится железнодорожный мост через реку Десна, взорванный партизанами в ночь на 8 марта 1943 года. Эта операция парализовала подготовку фашистов к наступлению на Курской дуге более чем на месяц и вошла в историю войны.

На территории студенческого городка возведен мемориал бывшим студентам вуза, с честью выполнившим интернациональный долг и погибшим в Афганистане. Выпуск­ник 1995 года Вадим Ермаков посмертно удостоен звания Героя России за подвиг, совершенный на Северном Кавказе в операции по обезвреживанию террористов. На этих и других примерах из истории страны и Брянского края осуществляется воспитание студентов.

Не менее важно создание условий для занятий студентами физкультурой и спортом. Университет располагает стадионом, 2 спортивными залами, хоккейным кортом, во всех общежитиях оборудованы тренажерные залы. При кафедре физической культуры и спорта работают 14 спортивных секций, в них занимается около 70 процентов всех обучающихся.

Университет – единственный из всех брянских вузов – имеет студенческую футбольную команду, выступающую в играх чемпионата области. Сборная команда вуза успешно выступает в универсиадах, ежегодно проводимых Министерством сельского хозяйства РФ. Выпускник прошлого года Петр Чокан является двукратным чемпионом Европы и чемпионом мира по гиревому спорту среди юниоров. Бронзовую медаль первенства России в 2014 году завоевал Максим Антюшин, он включен в национальную студенческую команду по вольной борьбе.

Не меньше поводов гордиться художественной самодеятельностью. Хорошо оборудованный актовый зал на 670 мест дает возможность студенческим коллективам – народному ансамблю песни и танца, академическому хору, фольклорному ансамблю «Горлица» – проводить репетиции и представлять свое творчество. А студенческий ансамбль русской песни «Бабкины внуки» был приглашен для участия в культурной программе на Лондонскую летнюю и Сочинскую зимнюю олимпиады.

Вся эта хорошо организованная деятельность позволяет воспитывать не только профессионала, но и разносторонне развитого гражданина Отечества.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Брянская сельскохозяйственная академия: труд во имя будущего
Образовательный кластер авиастроения Новосибирской области
Вопрос аграрный – кадры
Брянская ГСХА – центр аграрной науки и образования
Инновационная платформа агрокластеров
Кузница сельскохозяйственных кадров для всей страны
Юбилей Смоленской академии физической культуры
Региональный аграрный кластер: становление и развитие
Кадры для эффективных сельхозпредприятий
Джойстик для трактора

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ