Роль университетских комплексов РосжелдораМногогранен вопрос концептуальных подходов, способных обеспечить активное участие университетских образовательных комплексов Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора) в реализации госполитики по развитию научной инфраструктуры и формированию сильного инновационного ядра в отечественной высшей школе. Просмотров: 145
Время, вперёд!Университетские образовательные комплексы Росжелдора должны обеспечить формирование сильного инновационного ядра в отечественной высшей школе
Многогранен вопрос концептуальных подходов, способных обеспечить активное участие университетских образовательных комплексов Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора) в реализации госполитики по развитию научной инфраструктуры и формированию сильного инновационного ядра в отечественной высшей школе. Безусловно, он должен рассматриваться только в контексте проблем и задач, стоящих в целом перед страной. Речь идет о необходимости создания эффективной национальной инновационной системы, развитии институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок, модернизации экономики на основе технологических инноваций. Решение сложной и масштабной задачи – в условиях жесткого ограничения ресурсов и времени, санкционной политики Запада – целесообразно осуществлять программными методами. Сосредоточим внимание на некоторых конкретных предложениях. Первое – необходимость концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития железнодорожной техники и технологий. Следует четко определить приоритеты, расширить проектное финансирование научных исследований – причем, перейти от финансирования организаций к финансированию научных проектов, вести разработку крупных долгосрочных научно-технических программ. Второе – создание на базе вузов научных центров по передовым для них направлениям для концентрации ресурсов и повышения эффективности вузовской науки. Например, в РГУПС действует сильнейшая школа трибологов, есть уникальное оборудование. Разработки ученых вуза (технологии, новые материалы и смазки) внедряются в практику работы железных дорог. Вместе с Минтранспорта РФ, Росжелдором, компанией «Российские железные дороги» («РЖД») РГУПС готов создать научный центр нанотехнологий и новых материалов. Росжелдор к сегодняшнему дню провел большую работу по определению ведущих научных школ в подведомственных вузах, ее результаты могут послужить основой для решения названной задачи. Третье – интеграция вузов в области научной деятельности. Возможные формы – подготовка кадров высшей квалификации для других вузов согласно заявкам, введение в практику работы распределённых научных школ, не ограниченных территориальными рамками или интересами конкретной организации, на базе нескольких вузов и НИИ. Для реализации этих предложений сегодня, благодаря средствам телекоммуникаций, ресурсам и технологиям сети интернет, созданы хорошие предпосылки. Особенно важным является объединение потенциала вузов в области научно-лабораторной базы. Сегодня в РГУПС есть уникальное оборудование для исследования строения вещества, в МИИТ работает уникальный по мощности компьютерный комплекс, современные лаборатории имеются также в ряде других железнодорожных вузов. Учитывая высокую стоимость этого оборудования, а также имеющиеся резервы по его использованию, предлагается создать в вузах центры коллективного пользования на базе уникального оборудования, которые будут использоваться на основе межвузовских договоров. Четвертое – интеграция железнодорожных вузов с отраслевыми НИИ и академическими институтами. Это резерв, который не требует особых вложений, но может дать значительный эффект. Работу можно и нужно вести по таким направлениям, как:
Интеграция с академической наукой предусматривает в первую очередь объединение ресурсов для решения фундаментальных задач. В этом направлении РГУПС развивает и укрепляет сотрудничество с институтами РАН на основе деятельности совместно созданных на базе университета лабораторий – таких как «Трибология и материалы» (с Институтом проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН), «Проблемы техногенной безопасности и трибологической надежности транспортных объектов и систем» (с Институтом машиноведения им. А.А. Благонравова РАН) и других. Пятое – подготовка специалистов нового формата. Для инновационного развития экономики необходимы четыре ключевых фактора: кадры для инновационной деятельности, идеи, составляющие ее основу и содержание, востребованность инновационных разработок экономикой, инновационная инфраструктура. Необходимо разграничить понятия «научный процесс создания инноваций» и «инновационный процесс» как таковой. Во втором случае речь идет о других инструментах и других принципах и основах, а также совершенно других людях. В связи с этим необходимо решить актуальный вопрос подготовки соответствующих кадров. Современную технику можно приобрести, но специалистов в области инновационного менеджмента необходимо вырастить и воспитать. Уже сегодня следует принять решения по организации подготовки кадров для управления процессами взаимодействия между бизнесом, с одной стороны, и научно-образовательными учреждениями – с другой. При этом бизнес, безусловно, должен принимать участие в формировании требуемых ему образовательных стандартов (через соответствующие учебно-методические организации). Шестое – формирование необходимой нормативной правовой базы. Условием для обеспечения самодостаточного инновационного развития экономики является осуществление комплекса системных мероприятий, включая законодательное и нормативно-правовое обеспечение, которые должны быть реализованы как на федеральном уровне, так и региональном. Нужны не полумеры, не разрозненные законы, касающиеся локальных проблем, а создание эффективного законодательного поля – на основе актов максимально прямого действия, не допускающих двойного толкования, прозрачных для бизнес-сообщества. Следует ускорить работу по принятию федерального закона об инновационной деятельности. Отсутствие на сегодняшний день правовой базы инновационной деятельности не позволяет выстроить легитимную цепочку условий и форм ее поддержки – в частности, налоговых, таможенных льгот и прочих. В РГУПС ведется работа по созданию малых предприятий для внедрения разработок вуза. При этом встает ряд правовых проблем. Во-первых, узкая правоспособность в осуществлении видов деятельности, поскольку малое предприятие имеет основания осуществлять исключительно внедрение разработок на основе имеющихся у вуза интеллектуальных прав. Однако использовать большой научный потенциал ученых вуза в других видах деятельности, даже связанных с научными направлениями вуза, оно не может. Закон не предусматривает в качестве целей деятельности малого предприятия виды деятельности, сопутствующие внедрению разработок и неразрывно связанные с ним. Например, малое предприятие при РГУПС по внедрению специализированных вагоновлабораторий – а они внедрены – не может осуществлять сервисную деятельность по их техническому обслуживанию без наличия в уставном капитале интеллектуальных прав именно на этот вид деятельности, то есть на технологию и все используемые при этом устройства и материалы. Во-вторых, малое предприятие не может располагаться в помещениях и по адресу вуза, поскольку закон о защите конкуренции запрещает сдавать вузам помещения в аренду или безвозмездное пользование другим юридическим лицам без проведения торгов. Таким образом, целесообразным представляется принятие подзаконного акта – приказа профильного министерства, конкретизирующего виды деятельности малого предприятия при вузе и предусматривающего право осуществлять деятельность не только по внедрению интеллектуальных разработок, но и неразрывно связанную с ним. Предлагаем также рассмотреть вопрос о внесении законодательной инициативы, предоставляющей вузам право размещать указанные малые предприятия в своих помещениях без проведения торгов при отсутствии ущерба для образовательного процесса. Седьмое. При внедрении инновационных разработок необходимо дать стимулы и разработчику, и организации. В частности, перейти на долевое владение правом на интеллектуальную собственность – между заказчиком и исполнителем (сегодня, согласно договорной практике «РЖД», полное право на интеллектуальную собственность имеет заказчик). Внедрение этого предложения в практическую деятельность будет стимулировать заинтересованность в коммерческой реализации разработок и заказчика, и разработчика. Большие возможности здесь открывает и новый закон об образовании, позволяющий вузам создавать малые предприятия для внедрения разработок ученых. Компания «Российские железные дороги» может стать соучредителем таких предприятий. Надеемся на помощь в решении этого вопроса со стороны Росжелдора. Восьмое – развитие собственной производственной базы. Важное место в цепочке инновационной деятельности занимает процесс материального воплощения – создание экспериментальной научной продукции, опытного образца. Большим подспорьем может служить собственная производственная база. Опыт РГУПС показывает, что вложения в этот элемент инновационной инфраструктуры дают колоссальный выигрыш при выполнении большого объема доводочных работ и кропотливом совершенствовании технологии изготовления. Необходимо сохранять и поддерживать развитие в структуре университетов опытного производства – при любых организационно-правовых формах вузов. Девятое – инновации в образовании. Их применение в образовательном процессе позволяет повысить уровень подготовки будущих специалистов, активизировать роль научно-исследовательской работы студентов. Имеются в виду как новшества в процессе обучения – например, на основе современных компьютерных технологий, – так и обучение студентов владению новейшими транспортными технологиями и образцами техники. Безусловно, все названное должно быть доступно вузам. Желательно, чтобы компания «РЖД», другие бизнес-структуры предусматривали передачу вузам образцов новой техники и программного обеспечения. Сегодня, когда нельзя игнорировать влияние фактора санкционной политики, уместным будет также высказать некоторые соображения по проблеме импортозамещения. Очевидно, что мы находимся в непозволительной зависимости от импорта машин и оборудования. Справедливости ради необходимо отметить – транспортное машиностроение занимает достойные позиции благодаря компании «Российские железные дороги». Как неплохую можно охарактеризовать ситуацию со смазками. Можно говорить и о приличных заделах в области композиционных материалов, нанотехнологий – в системе железнодорожной автоматики и телемеханики. Однако проблем много: мы закупаем не только некоторые типы подвижного состава, но и комплектующие – дизельные двигатели нового поколения и их компоненты (коленчатые валы, блоки цилиндров), современные тормозные системы, тяговые преобразователи. Необходимо разрабатывать собственную автоматическую систему горочного управления: замедлители, систему горочной автоматической централизации. Это относится и к двухрядным коническим подшипникам, которые сегодня делают шведы и американцы. Помимо технологий и импортных комплектующих, закупается и оборудование, по прошествии времени устаревающее и выходящее из строя. Механизм решения проблемы указал Президент РФ Владимир Путин на церемонии вручения премий молодым ученым – необходимо обеспечить опережающее научно-техническое развитие. Примером в этом является, в частности, Китай, который на сегодняшний день освоил практически весь ряд электронных компонентов. Сегодня и нам необходимо переформатировать систему подготовки кадров, в том числе дать значительные преференции талантливым молодым людям, чтобы у них не возникало желание отбывать за границу. Нужно серьезно менять и систему образования, касающуюся повышения квалификации. Важно обратить пристальное внимание на механизмы финансирования науки. В частности, за образец можно взять грантовую модель, которая получила развитие в компании «Российские железные дороги» в сотрудничестве с Российским фондом фундаментальных исследований. Начиная с 2011 года, проведены три совместных конкурса, ориентированных на фундаментальные исследования в интересах «РЖД», для предоставления государственной поддержки в форме грантов. Более чем актуальной сегодня является и проблема воспитания молодежи – она приобрела государственный статус. Президент страны подчеркнул: «Сегодня очень важно вернуть молодым людям интерес к культуре и духовным ценностям». Это особенно актуально в условиях, когда Россия вступила в жесточайшую конкуренцию на внутреннем и внешнем рынках труда и капитала. На эти вызовы времени отечественные вузы должны дать адекватный ответ – перестроить систему подготовки кадров таким образом, чтобы не только качественно учить своих студентов профессиональному мастерству, но и воспитывать высоконравственных гражданпатриотов. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|