Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Руководство исследовательской деятельностью студентов

Представляем опыт Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа по реализации одной из важнейших трудовых функций педагога, входящей в профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Просмотров: 215

Материал опубликован в журнале №98 от 25.10.2017.

МЕЛЬНИЧУК Марина Мартьяновна 

преподаватель высшей квалификационной категории Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа, лауреат премии губернатора Хабаровского края 2017 года.

Представляем опыт Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа (knask.ru) по реализации одной из важнейших трудовых функций педагога, входящей в профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Руководство исследованием

Одной из трудовых функций педагога профессионального обучения является «руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся по программам СПО и (или) ДПП, в том числе подготовкой выпускной квалификационной работы (если она предусмотрена)».

Руководство исследованием требует от педагога следующих умений:

* выбирать и обосновывать тему исследования (значимую как для самих обучающихся, так и для целого региона или даже страны);

* подбирать необходимые для проведения исследования источники: литературу, интернет-ресурсы, статистические данные, анкеты (при необходимости составлять их самостоятельно);

* развивать коммуникации, то есть научить студентов искать потенциально значимую информацию в многообразии материалов;

* применять инноватику – стимулировать поиск новых технологий, методов, приемов, которые позволят им достичь результата с наименьшими потерями сил и средств;

* определять этапы исследования и своевременно оценивать каждый из них, корректировать деятельность обучающихся;

* прогнозировать результативность научной работы и возможность ее практического применения;

* выделять, анализировать и критически оценивать ведущие идеи исследования;

* обобщать, описывать и литературно оформлять результаты работ;

* по окончании исследовательской работы формулировать выводы и рекомендации.

Алгоритм работы

Приступая к работе с потенциальными студентами-исследователями, часто сталкиваемся с недостаточной подготовкой к такому роду деятельности. Ни в общеобразовательной школе, ни профессиональной образовательной организации нет учебной дисциплины, которая бы формировала знания по методике информационно-поисковой деятельности исследования: с чего начинать, какими методами пользоваться? На эти вопросы студенты в большинстве своем не могут дать чёткого ответа.

Для достижения результатов в руководстве исследовательской деятельностью педагогу необходимо грамотно её организовать. Первым шагом при подготовке к занятиям со студентами должно быть составление плана исследования, где в общих чертах перечислены все необходимые действия. Это позволит иметь представление об общей структуре предстоящей деятельности.

Подобная работа необходима по той простой причине, что успешное обучение и выполнение исследовательской деятельности, как деятельности сложной, возможно тогда, когда студент имеет чёткое и ясное понимание обо всех ее элементах и этапах в целом. При составлении плана исследования необходимо заранее учесть возможные затруднения. Но главное – выполняя какую-то часть работы, нужно не утратить представления о целом.

При организации и проведении научного исследования студентами колледжа, руководителям рекомендуется соблюдать определенный алгоритм работы.

1. Определить общую тему, предмет и объект исследования.

При выборе темы большое значение имеет социальная, культурная, экологическая и экономическая значимость. Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема. Она должна представлять интерес не только для автора, но и для общества, быть актуальной.

2. Выявить и сформулировать общую проблему.

Перед студентами-исследователями ставится ряд вопросов, ответы на которые приведут к следующему шагу – формулированию на основе частных общей проблемы. Актуальность темы – это способность результатов данной работы быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и проверки новых методов, прочем подобном. Обсуждается актуальность и новизна исследования. Новизна результата есть то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов.

3. Сформулировать гипотезы.

Гипотеза – есть аргументированное, теоретически обоснованное предположение автора о связи между воздействием и результатом. Когда проблема определена, можно приступать к написанию введения.

4. Определить методы сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез.

Студенты и педагог определяют методы исследований (например, изучают первоисточники, проводят анкетирование, интервью). Возможна работа в малых группах в случае масштабного анкетирования / интервьюирования. Используются разные способы обработки данных: построение электронной таблицы или диаграммы, составление вторичных текстов с иллюстрациями из произведений искусства, литературы, научных статей, публицистики.

5. Определить способы оформления результатов.

Это может быть научная статья в газету и/или журнал, доклад / стендовый доклад, презентация на научно-практической или научно-исследовательской конференции регионального или федерального уровней, сетевой конференции, видеофильм, презентация в интернете.

6. Проверить гипотезы и сформулировать выводы.

Данные обобщаются на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, которые стали утверждениями. Их фиксируют.

7. Написать заключения, выводы.

Студенты-исследователи формулируют заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своего города, страны. Обозначают новые проблемы – для настоящего и будущего времени.

8. Представить работу.

Следует тщательно подготовиться к презентации исследовательской работы. Доклад должен быть кратким, ясным, включающим основные положения исследования.

Количество слайдов должно быть таким, чтобы осветить полученные результаты и при этом не нарушить временные требования, предъявляемые к докладу. Как правило, до десяти минут.

Структура доклада и презентации:

– тема исследования– 1 слайд;

– актуальность темы и решаемая проблемная ситуация – 1-2 слайда;

– цель, объект и предмет исследования – 1 слайд;

– гипотеза и задачи исследования – 1-3 слайда;

– результаты решения задач – 1-3 слайда;

– оценка эффективности решений – 1-2 слайда;

– общие выводы по работе – 1 слайд.

Текстовый материал в презентации сводится к минимуму. Делается упор на структурно-логические схемы и другие инструменты образного представления результатов исследования (диаграммы, графики, таблицы). Дублировать информацию устного док­лада на слайдах не требуется.

Смена слайдов должна соответствовать устной речи выступающего. Иллюстративные материалы призваны помогать докладу, а не отвлекать внимание слушателей.

Делая доклад, следует излагать результаты исследования в повествовательной форме с активным использованием презентации, не зачитывая с листа. Исключение – для общих выводов по работе. Также важно постараться придать выступлению эмоциональную окраску.

Высокие результаты

Сложившаяся в колледже система исследовательской работы со студентами позволяет достичь стабильно высоких результатов. В числе самых значимых из них:

• 1 место – А. Пархоменко (научный руководитель – К.У. Бойко) на XXXIV Всероссийской конференции обучающихся «Юность. Наука. Культура» (г. Москва, 2014);

• 1 место – М. Дулько (научный руководитель – Н.В. Цветкова) на краевом открытом фестивале «Студенческая весна» (г. Хабаровск, 2015);

• 1 место – К. Галкин, 2 место – В. Орлова, 1 место – С. Полеев (научные руководители – А.Л. Маля, Е.В. Наводкина, И.Г. Симоненко) на городском конкурсе на лучший курсовой проект / работу (Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре – Межрегиональный центр компетенций, филиал Хабаровского краевого института развития системы профессионального образования, 2017).

ИСТОЧНИКИ

1. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденный приказом Минтруда РФ от 8 сентября 2015 г., № 608н, регистрационный номер 514 http://base.garant.ru/71202838/#friends.

2. Менеджер образования. [www.document]. URL https://www.menobr.ru/professionalnyy-standart-pedagoga.

3. Справочник классного руководителя. [www.document]. URL http://e.klass-ruk.ru.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Гусь-Хрустальный технологический колледж успешно внедряет дуальное обучение
В Ярославском колледже управления и профессиональных технологий развивается инклюзивное образование
Аудит как платформа для формирования внутренней системы оценки качества образования
Общество «Знание» и Кубанское казачье общество основали техникум
Прививая хороший вкус к культурным ценностям
Признанный лидер профобразования Московской области
Индивидуальный подход в обучении – залог успешности будущего специалиста
Технические кадры для гражданской авиации России
Качественное классическое образование в Мурманском педагогическом колледже
Саратовский архитектурно-строительный колледж динамично развивается

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ