Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

С чего начинается школа будущего

«Форум действий» Общероссийского народного фронта «Россия, устремлённая в будущее», прошедший в декабре 2017 года в Москве, стал самым масштабным в истории движения. Более 4 тыс. человек приняли участие в работе 6 тематических площадок. На пленарном заседании выступил лидер ОНФ, президент страны В.В.Путин. Впечатлениями о форуме поделился один из модераторов площадки «Образование будущего: новая школа», член центрального штаба ОНФ, директор средней школы №29 г.Йошкар-Олы А.И.Кузнецов.

Просмотров: 139

Материал опубликован в журнале №100 от 25.12.2017.

Александр КУЗНЕЦОВ

На пути к школе будущего

«Форум действий» Общероссийского народного фронта «Россия, устремлённая в будущее», прошедший 18-19 декабря в Москве, стал самым масштабным в истории движения. Более 4 тыс. человек приняли участие в работе шести тематических площадок: «Экология будущего: устойчивое развитие», «Экономика будущего: цифровая страна», «Территории будущего: новые пространства», «Медицина будущего: здравоСохранение», «Образование будущего: новая школа» и «Молодёжка ОНФ». На пленарном заседании выступил лидер ОНФ, президент страны В.В.Путин.

Впечатлениями о форуме поделился один из модераторов площадки «Образование будущего: новая школа», член центрального штаба ОНФ, директор средней школы №29 г. Йошкар-Олы Александр КУЗНЕЦОВ.

– Александр Иванович, на школьной площадке говорили о том, что в педагогике необходимо расставить новые приоритеты – воспитание целеустремленности, самостоятельности и индивидуальности. Как вы считаете, не впадаем ли мы в крайности? Не возникает ли перекос, когда коллективные ценности меняются на индивидуальные?

– Вопрос в том, насколько грамотно мы выстроим воспитательную работу. Любая образовательная организация своеобразна, и реализуемые ею программы тоже. Всех выровнять и всё сравнять не получится. Важно сформировать партнерские отношения между учителем и учеником, подготовить конкурентоспособного выпускника.

Сегодня мы говорим о том, что надо научить ребенка достигать какой-то конкретной цели. Даже четко определиться, какой он будет сдавать экзамен. Согласитесь, это цель. Если мы, взрослые, будем формировать этот выбор за него, то ждать в дальнейшем нечего. И ребенок в этом не виноват. В этом виноваты мы – взрослые, которые его не научили. Это первый момент.

Второй – коллективные ценности из школы не уходят. Они есть, и есть классные коллективы, и какие-то большие мероприятия, которые позволяют ощутить себя частью целого. Никто не отменял коммунарскую методику. Это прекрасная методика коллективной творческой деятельности, мы в школе её используем. Но надо понимать, что необходимо выстраивать индивидуальную траекторию. Потому что рано или поздно мы всё равно придем к тому, что ребенку надо делать выбор какой-то, не важно, какой. А как же без этого? Он же не может его всё время с коллективом делать. Каждый должен учиться делать выбор сам.

– О чем ещё шла речь?

– О многом. Мы с Любовь Николаевной Духаниной как модераторы этой площадки задали тон. Его поддержали Ольга Юрьевна Васильева, Ярослав Иванович Кузьминов и другие спикеры. И получился большой, живой и хороший диалог.

Говорили, прежде всего, о том, какой он – современный учитель? Вы знаете, что средний возраст педагогических кадров сегодня солидный – около пятидесяти лет и старше. По большому счету это проблема номер один. Представьте, что через некоторое время многие работающие пенсионеры положат заявления на стол, потому что им просто уже физически тяжело. И кто будет завтра учить?..

Большой вопрос – качество подготовки учителей. Да, конечно, мы вошли в Болонский процесс, но бакалавр – это сегодня не педагог. Очень многие региональные педвузы слили с классическими университетами, и что в итоге получили? Как правило, крайне недостаточное количество часов, отводимых на преподавание методики. Поэтому мы вели разговор всё-таки о специалитете в рамках педагогической специальности.

«Образ будущего страны начинается с элементарных вещей – с уютного, ухоженного здания школы. Должны быть удобные парты и стулья, должна быть хорошая доска, не обязательно электронная. В школе должно быть просто по-человечески тепло. Если ребенок это видит каждый день и воспринимает как норму, он будет думать, что так должно быть везде. И будет к этому стремиться. Если же стены покрашены жуткой синей краской, то о чем говорить».

Шла речь и об образовательной среде. Сейчас одно из самых модных слов – «цифровизация». Но, друзья, давайте посмотрим честно: сколько школ к этому готовы? Думается, немного. И контраст просто безумный. Абсолютно отвечаю за свои слова, когда говорю о том, что у нас в стране, извините, ещё немало где дети ходят в туалет на улицу.

– И с фонариками в школу…

– Да, это правда. Сначала надо создать элементарные условия, а потом уже всё остальное. В том числе и новая волна цифровой экономики. Нам бы с первой как-то разоб­раться.

– Из 42 тыс. российских школ 26 тыс. расположены в сельской местности. Школа на селе – больше чем школа. Это социокультурный центр территории. Поднималась ли на площадке эта тема?

– Да, конечно. Тема эта непростая. С одной стороны, надо понимать, что, закрыв малокомплектную школу, мы теряем село. Это без вопросов. И министр, кстати, подчеркнула, что речь о закрытии сейчас не идет. С другой стороны, рано или поздно в таких школах встает вопрос качест­ва обучения. Ситуация, когда сельский учитель вынужден вести по четыре-пять (а то и больше) разных предметов, нередкая. Но если мы говорим о сохранении села, то в школах необходимо сосредотачивать многие процессы. И это предмет моих изысканий, уже научных.

– Диссертацию пишете?

– Пытаюсь. Тема связана с экономикой управления образовательным процессом.

Будущее именно за интеграцией, кооперацией различных учреждений с целью развития образовательных организаций в целом и всех участников образовательного процесса в частности.

Содержать малокомплектную школу – это правда, очень дорого. А вот если в школе будут клуб, библиотека, спортивный зал и может быть другие структурные подразделения, объединенные в некий общедоступный комплекс, получится колоссальная экономия. Например, представьте, у вас четыре отдельно стоящих здания или одно… Да, возникнет вопрос регламента работы, но он уже технический.

– Школа-комплекс – школа будущего?

– Не только. Комплекс, конечно, хорошо. Это много различных возможностей и для детей, и для взрослых. Но, прежде всего, в каждой школе должно быть комфортно. Над этим нам надо работать. А потом уже говорить о том, какой учитель придет и что он может привнести.

«Прогрессивное образование», образ будущего страны начинается с элементарных вещей – с уютного, ухоженного здания школы. Должны быть удобные парты и стулья, должна быть хорошая доска, не обязательно электронная. В школе должно быть просто по-человечески тепло. Если ребенок это видит каждый день и воспринимает как норму, он будет думать, что так должно быть везде. И будет к этому стремиться. Если же стены покрашены жуткой синей краской, то о чем говорить…

В школе будущего у каждого должна быть своя степень ответственности за общее благо. Важно, чтобы люди небыли равнодушными. Чтобы родители не сдавали детей в школы, как в камеры хранения. Наша прямая задача– сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса. Неслучайно, одна из самых эмоциональных дискуссий развернулась на площадке именно о формировании ответственного родительства. Новую школу необходимо строить вместе. Вместе помогать детям выбрать свою образовательную траекторию.

Как сказал Владимир Владимирович Путин, выступая на форуме, главное – «помогать людям, отстаивать правду и справедливость».

Беседовала Екатерина СИНДЕЕВА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Проблемы педагогической инноватики
Новости образования «АО-97»
Красноярский край. Модернизация педагогического образования
Стимулировать самообучение и творческий поиск
Свердловский областной педагогический колледж отметил девяностопятилетие
Новые параметры проекта «5-100»
Как, зачем и чему учить представителей поколения Z
Опорные университеты: от объединения к развитию
Общероссийский народный фронт о проблемах и стратегических перспективах российского образования
Глазовский государственный педагогический институт успешно решает проблемы педагогического образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ