Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

САФУ: геополитический вектор

По словам ректора САФУ Елены Кудряшовой, «настало время отрефлексировать, что такое федеральные университеты, и определить критерии эффективности развития этого типа учебных учреждений». Итак, что же удалось сделать САФУ за время двухлетней деятельности, и какова программа его дальнейшего развития?

20.07.2012
Просмотров: 2343

Стать центром развития Арктики – главная цель Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

КУДРЯШОВА Елена Владимировна – ректор Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор.
Родилась в 1961 году в городе Архангельске. Окончила Архангельский государственный педагогический институт. Трудовую деятельность начала учителем истории и английского языка Рембуевской школы Холмогорского района Архангельской области. В дальнейшем ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор в альма-матер. С 1999 года перешла на работу в органы исполнительной власти Архангельской области – начальник отдела науки и высшей школы, замдиректора департамента образования и науки, заместитель главы администрации области по социальным вопросам, заместитель губернатора по социальным вопросам. С 2010 года – ректор САФУ.
Стажировалась в Оксфордском университете (Великобритания), Университете Джорджа Вашингтона (США), Университете Осло (Норвегия), Институте Кеннана (США) и других. Преподавала в университетах Умео и Лулеа (Швеция), Осло (Норвегия), Оулу (Финляндия), Джорджа Вашингтона, штата Орегон, Колледже Льюиса и Кларка (США).
Автор 4 монографий и более 100 научных статей по вопросам управления, лидерства, развитию науки и высшего профобразования, международного сотрудничества. Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2011).
Замужем, имеет двух дочерей.

Создание и развитие сети федеральных университетов государственной образовательной политикой рассматривается как инструмент социально-экономического развития регионов в составе федеральных округов и инновационной экономики страны в целом. Так, выступая в начале июля на встрече-представлении министром Дмитрием Ливановым нового состава Министерства образования и науки РФ, ректор САФУ Елена КУДРЯШОВА обратила внимание: «Настало время отрефлексировать, что такое федеральные университеты, и определить критерии эффективности развития этого типа учебных учреждений – с учетом разной стартовой позиции, с которой все они начинали».
Что же удалось сделать Северному (Арктическому) федеральному университету, отметившему в июне двухлетие деятельности, и какова программа его дальнейшего развития?

Университету и региону – по пути!

Акцент на развитие Северного (Арктического) федерального университета в качестве ведущего научного и образовательного полярного центра на российском Севере соответствует глобальной государственной задаче усиления геополитических позиций России в Арктике.

Территория Архангельской области граничит с акваториями четырех арктических морей – Белого, Баренцева, Печорского и Карского. В состав области входят крупнейшие арктические архипелаги: Земля Франца-Иосифа и Новая Земля, вблизи которых планируются масштабные работы по оффшорной добыче углеводородов. Предприятия Архангельской области «Севмаш» и «Звездочка» первыми в России освоили промышленное строительство морских технологических платформ для работы на шельфе Арктики. Летом 2011 года специалисты «Севмаша» установили в Печорском море первую российскую нефтедобывающую платформу «Приразломная». На очереди – разработка Штокмановского и других месторождений углеводородов в Баренцевом и Карском морях. Таким образом, прибрежные территории Архангельской области, включая архипелаги, а также входящий в ее состав Ненецкий автономный округ, окажутся в центре реализации международных арктических проектов добычи и транспортировки углеводородного сырья.

Арктический вектор – одно из главных направлений экономического развития Архангельской области уже в ближайшем будущем. Россия нуждается в специалистах и технологиях для эффективной и безопасной работы на континентальном шельфе. Свое веское слово в решении этой задачи должен сказать Архангельск – город, который на протяжении четырех с лишним столетий именуют «воротами России в Арктику». Сегодня есть все необходимые стартовые условия для использования Архангельска  в качестве базы для обеспечения крупных промышленных проектов в российском Заполярье, создана сеть поставщиков для оффшорной нефтегазовой промышленности.

Неслучайно, САФУ с момента своего образования позиционирует себя как новый сильный и перспективный градообразующий центр Архангельска.

В 2009 году в конкурсе на создание федерального университета победил именно Архангельск – а конкурентами были и Санкт-Петербург, и Мурманск, и Петрозаводск – во многом потому, что вокруг проекта Северного (Арктического) федерального университета объединились все заинтересованные и неравнодушные стороны, в том числе и Правительство Архангельской области. Всемерно поддерживает университет губернатор Игорь Орлов, назвавший Арктику одним из приоритетов развития области. Это означает, что университету и региону, что называется, по пути.

В результате реализации программы развития САФУ к 2020 году в университете будет создана мощная экономическая, социальная, научно-техническая и научно-образовательная инфраструктура для решения стратегических задач России по развитию северных территорий и освоению Арктики. Это будет качественно новое высшее учебное заведение. В его системе непрерывного довузовского, вузовского и послевузовского образования будет обеспечена подготовка квалифицированных специалистов, заточенных под знание региональных особенностей.

Международная параллель

Необходимо отметить, что интерес к Арктике заметно вырос именно в последние годы. Если лет десять назад о ней говорили мало – в основном исследователи и путешественники, то теперь ситуация изменилась. Основными игроками на этом поле являются Россия, США, Канада, страны северной Европы – так называемая «арктическая восьмерка». Однако свой интерес проявляют и Евросоюз, и даже Китай, Япония, Южная Корея. Поэтому сегодня Арктика стала территорией диалога, здесь активно развивается международное сотрудничество.

Насколько растет интерес к Арктике, видно на примере России. Три года назад были приняты основные направления реализации государственной стратегии в арктической зоне до 2020 года и на последующую перспективу. Готовится большой пакет документов, разработанных в профильных министерствах и ведомствах, касающихся российских интересов в Арктике. Задача Северного (Арктического) федерального университета – создать и развивать единое научно-образовательное пространство в этом стратегическом для России регионе.

Как бьется сердце Северного Арктического?

Сегодня САФУ – это 17 институтов, 9 научно-образовательных центров, более 20 тыс. студентов, почти 4 тыс. сотрудников. За два прошедших года в гостях побывали 60 иностранных делегаций из 19 стран мира, состоялось более 50 публичных лекций известных и компетентных специалистов. В университете учится около 200 иностранных студентов, работают 77 иностранных преподавателей. И это отнюдь не все статистические данные, которые можно привести сегодня. Большая и сложная работа по формированию многомерного пространства нового университета продолжается.

Сделано уже немало. Главный итог – в российском и мировом научном сообществе САФУ знают как центр освоения Арктики. Сегодня в университете работают 103 доктора и 609 кандидатов наук. В сжатые сроки создана мощная материально-техническая база для проведения научных исследований по 18 направлениям. Сердцем университета является центр коллективного пользования научным оборудованием «Арктика», в котором, благодаря уникальной «начинке», возможно проведение фундаментальных исследований в области нанотехнологий, различных направлений химии, физики, экологии и фармакологии. Открыт центр космического мониторинга, который не только готовит специалистов в области дистанционного зондирования Земли и геоинформационных систем, но и осуществляет серьезную научно-исследовательскую работу: спутниковый мониторинг Арктики, наблюдение за ледовой обстановкой, ведением лесного хозяйства, рыболовства, недропользования, строительства.

В рамках приоритетного направления развития университета «Северная (полярная) медицина и здравоохранение» открыт центр коллективного пользования научным медико-биологическим оборудованием «АрктикМед» – в 2012 году он будет оснащен дорогостоящим наукоемким медико-биологическим оборудованием.

В САФУ, первом из федеральных университетов, появился электронный читальный зал с доступом к ресурсам Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина. В следующем году будет достроено новое здание академической библиотеки, где, наряду с электронными и традиционными читальными залами, откроются мультимедийные конференц-залы и помещения для работы творческих молодежных объединений и клубов.

Формируется новый мощный Северодвинский филиал федерального университета, флагманом которого является институт судостроения и морской арктической техники («Севмашвтуз»). Создаваемый совместно с Объединенной судостроительной корпорацией и правительством области, Северодвинский технокластер будет играть роль основного места подготовки специалистов, которые станут участниками создания единой системы комплексной безопасности российской Арктики, развития транспорта в циркумполярном пространстве. Руководство САФУ приложит все усилия, чтобы центр атомного судостроения в Северодвинске стал локомотивом развития экономики не только региона, но и всего северо-запада страны.

Плавучий университет

Несомненно, одним из самых значимых замыслов среди множества реализуемых на сегодняшний день в САФУ является поистине уникальный научно-образовательный проект Арктического плавучего университета. Это дорогостоящий плод сопряжения интересов Северного (Арктического) федерального университета, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) и Русского географического общества (РГО).

Отрадно отметить, что грант на этот проект в апреле 2012 года председателю Архангельского центра РГО, начальнику Северного УГМС вручил председатель попечительского совета Русского географического общества Владимир Путин.

После рейса, продолжавшегося сорок суток, 10 июля 2012 года в порт возвратилось научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов» – единственное в Европе, совмещающее на своем борту уникальную лабораторию для проведения научных изысканий и практическую базу для подготовки специалистов-исследователей в реальных условиях Арктики. Экспедиция, проследовавшая по маршруту Архангельск – Белое море – Баренцево море – Шпицберген – Печорское море – Белое море – Архангельск с заходом на Новую Землю, Землю Франца-Иосифа и Соловки, проводила экологические, гидрографические, гляциологические, климатические и другие исследования. Кстати, с помощью спутниковых аппаратов, установленных в Центре космического мониторинга Арктики, в САФУ следили за движением судна.

В реализации программы экспедиции приняли участие 25 лучших студентов, магистрантов и аспирантов САФУ, которые под руководством преподавателей альма-матер и ученых научных учреждений Росгидромета и РАН провели большую исследовательскую работу с помощью специально закупленных для реализации проекта уникальных приборов и оборудования ведущих мировых производителей. На борту исследовательского судна работали океанологи, гидрохимики, метеорологи, химики, физики-гляциологи, географы, сейсмолог, биологи и радиологи.

После длительного, более чем двадцатилетнего перерыва, были проведены комплексные исследования на эпизодических океанографических станциях, вековых и стандартных океанографических разрезах в Белом и Баренцевом морях. Выполнена летняя гидрологическая и гидрохимическая съемки Двинского залива. Произведен отбор проб воды и грунта на радиоактивное загрязнение в Кандалакшском, Онежском, Двинском заливах, горле и бассейне Белого моря и многие другие виды исследований. Всего в ходе экспедиции обработано 130 гидрологических станций, взято более 8 тыс. проб воды, грунта, воздуха и биоресурсов.

Внушающий оптимизм факт: результаты одного из исследований обретут, возможно, статус научного открытия. В Баренцевом море на крайней точке разреза от пролива Адмиралтейства в направлении 323 градуса на глубине 133 метра обнаружено течение достаточно теплой воды – плюс 1,2 градуса, что подтверждает прохождение в данном районе одной из ветвей Северо-Атлантического течения. Во всяком случае, поступление тепла в результате распространения Гольфстрима, которое наблюдается как глубинное течение вплоть до моря Лаптевых, является одним из основных компонентов, формирующих наш климат, – отметил на пресс-конференции по итогам экспедиции в Российском агентстве международной информации РИА Новости глава Росгидромета Александр Фролов. Комплексные измерения, которые были сделаны по маршруту экспедиции, помогут ученым сделать более точный прогноз на ближайший отопительный сезон: сейчас уже можно говорить о том, что теплая Арктика – это холодные зимы.

Первые итоги экспедиции подведены на пресс-конференции в РИА Новости, а окончательные будут представлены в сентябре 2012 года на научной международной конференции «История изучения и освоения Арктики – от прошлого к будущему» в Архангельске. Однако Арктический плавучий университет уже сегодня «неотвратимо» вошел в историю, став брендом.

Кстати сказать, пожелания участвовать в этом проекте САФУ получил от коллег из Норвегии, США и Канады, но они смогут реализовать свои намерения лишь в ходе следующих экспедиций, которые планируется сделать международными. Первая экспедиция, историческая – так было решено с самого начала, стала российской. Северный (Арктический) федеральный университет еще раз доказал, что абсолютно оправданно претендует на роль центра кадровой подготовки в сфере изучения Арктики. Университет стал площадкой значимых научных дискуссий об Арктике, больших совместных проектов. Без сомнения, двигаясь такими темпами, САФУ уже через несколько лет станет признанным центром развития Арктики.

«Сколковский меридиан»

Формирование стратегии, направленной на реализацию грандиозных замыслов, идет полным ходом. Безусловно, одной из актуальных задач федерального университета является создание системы современного вузовского менеджмента, которая может быть взята за образец другими вузами России. САФУ предпринял решительные шаги в этом направлении. Осознав, что университет реально нуждается в подготовке системных проектных менеджеров на базе ведущих школ и вузов Российской Федерации, САФУ направил на обучение в Московскую школу управления «Сколково» 50 молодых перспективных сотрудников, выбранных на конкурсной основе. Сегодня можно смело говорить о том, что университет имеет хорошую команду креативных менеджеров, профессионалов своего дела. Это вселяет надежду на то, что САФУ в ближайшее время может сделать качественный рывок.

На встрече, в ходе которой министр образования и науки Дмитрий Ливанов представил новую команду управленцев российского ведомства, глава САФУ Елена Кудряшова по поручению ректоров всех девяти федеральных университетов обратила внимание на один из аспектов проблемы вузовского менеджмента. Так, ректоры федеральных университетов назначены председателем Правительства РФ, то есть являются наемными менеджерами, и в этом есть определенные плюсы. Может быть, в целом опыт назначения ректоров есть смысл продолжить и расширить. Однако, ввиду огромной ответственности за реализацию программ развития университетов, утвержденных Правительством РФ, и за свои коллективы, требуются и несколько большие полномочия. Например, в праве управления имущественным комплексом, которое сейчас настолько регламентировано, что по каждому мелкому вопросу ректоры вынуждены обращаться к учредителю. Имея чуть больше прав, руководители федеральных университетов, а, по сути, огромных корпораций, могли бы оперативнее решать вопросы, касающиеся инвестиционных проектов и соглашений с бизнесструктурами и предприятиями.

Заглядывая в будущее

В новом году первокурсниками САФУ, обучающимися за счет средств федерального бюджета, станут 2120 человек, также будут приняты студенты на договорно-платной основе. По большому счету, именно им в будущем предстоит достойно нести знамя университета.

Заглядывая в это будущее, мечтается о том, чтобы при слове «Архангельск» у людей рождались абсолютно позитивные ассоциации, в том числе связанные с Северным Арктическим федеральным университетом.

Публикация подготовлена при содействии пресс-секретаря ректора САФУ Анны Менгазетдиновой.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: Архангельская область, международное сотрудничество, елена кудряшова, САФУ, федеральные университеты, ао-57

Похожие материалы:
Министр образования РФ Дмитрий Ливанов и гости из стран Баренцева региона в САФУ
В Симферополе обсудили Программу развития Крымского федерального университета
В Киркенесе обсудили вопросы развития туризма в Баренцевом регионе
Федеральные университеты должны использовать сильные стороны друг друга
Центр космического мониторинга Арктики в САФУ
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Перспективы Северного (Арктического) федерального университета
Игорь Орлов: САФУ — базовый центр системы образования области
Федеральные вузы создают электронную библиотечную сеть
САФУ: арктические горизонты

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
СамГУПС на выставке «Образование. Наука. Бизнес»
23 ноября в выставочном комплексе «Экспо-Волга» открылась восьмая межрегиональная выставка-форум...
Из журнала
#93Инновационность, профессионализм, качество
#88Активы и пассивы высшей школы
#88ФИЭБ: новые возможности
#93«ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» российского образования
#88Интернационализация в сфере гарантии качества образования
Информационная лента
10:58СамГУПС на выставке «Образование. Наука. Бизнес»
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена