Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Сетевые программы: компоненты уже есть

Второй межрегиональный круглый стол, посвященный проблематике ресурсных центров, прошел в рамках темы «Механизм формирования структуры и содержания сетевых образовательных программ в межрегиональном ресурсном центре СПО: опыт и результаты».

Просмотров: 2562
М.В. НИКИТИН, заведующий лабораторией НИИРПО (г. Москва), доктор педагогических наук, профессор

Второй межрегиональный круглый стол, посвященный проблематике ресурсных центров, прошел в апреле на базе политехнического колледжа № 31 г. Москвы. Как и в первом случае, организаторами были два столичных учреждения: Научно-исследовательский институт развития профессионального образования г. Москвы (НИИРПО) и Академия профессионального образования. А также на этот раз присоединилось ЗАО «Дидактические системы», занимающееся техническим оснащением ресурсных центров СПО.

Тема, предложенная для обсуждения, формулировалась как «Механизм формирования структуры и содержания сетевых образовательных программ в межрегиональном ресурсном центре СПО: опыт и результаты». В дискуссии принимали участие представители образовательных учреждений города Москвы, Московской, Омской, Нижегородской, Владимирской, Ульяновской областей.

Как промежуточный результат научных исследований ученые представили слушателям актуальный понятийный аппарат, дали рекомендации по проектированию сетевых отраслевых образовательных программ, а также предложили апробированную технологию разработки учебных и контрольно-измерительных материалов, основанную на решении профессиональных задач и обеспечивающую качество компетенций.

Участники круглого стола констатировали, что в настоящее время отдельные компоненты сетевых образовательных программ активно разрабатываются, причем проектирование, в зависимости от состава разработчиков, идет в нескольких направлениях.

Существуют сетевые образовательные программы (компоненты) для школ, для общеобразовательных учреждений и учреждений НПО – СПО, для нескольких однопрофильных учреждений НПО-СПО, для образовательных и досуговых учреждений.

Программы, которые можно объединить во вторую группу, формируются совместными усилиями ресурсных центров учреждений СПО и отраслевыми российскими и зарубежными работодателями. Примером может служить методика разработки контрольно-измерительных материалов в форме нетестовых практических заданий (опыт компаний «РУСАЛ» и «ШТРАБАХ»). Третья группа включает программы отраслевых ресурсных центров и ресурсных центров других субъектов федерации (опыт компании «Нанотехнологии»).

Главное достоинство подобных программ-компонентов – устранение дублирования учебных дисциплин, часов, тем, кадрового и материальнотехнического ресурсов. Но, как показал круглый стол, их внедрение в межрегиональных ресурсных центрах на базе учреждений СПО сдерживает ряд причин объективного и субъективного характера. Во-первых, не определен правовой статус, параметры эффективности и механизм реализации подобных программ. Во-вторых, отсутствует запрос на их разработку со стороны отраслевых работодателей. Третьим ограничителем служит отсутствие профессиональных (отраслевых) стандартов.

Что касается всей новой организационной модели, то по отношению к ней, помимо отсутствия правовой базы, не решена задача научно-методического обеспечения. Тормозом для ее внедрения является также слабая развитость общественно-профессиональных организаций и процедур, осуществляющих аккредитацию сетевых программ. И, наконец, участникам сетевого взаимодействия непонятны преимущества обучения в ресурсном центре другого города, региона. А что не понятно, не пользуется доверием.

Участники круглого стола одобрили деятельность Научно-исследовательского института развития профессионального образования и экспериментальных площадок по разработке рекомендаций по проектированию сетевых отраслевых образовательных программ, вариативной части ФГОС, сетевых учебных пособий на основе технологии модерации.

Сетевая отраслевая образовательная программа имеет модульную структуру. Профессиональные модули разрабатываются как формальными участниками сетевого взаимодействия (ресурсными центрами учреждений СПО), так и неформальными сообществами практиков, что позволяет формировать сетевой капитал. По мнению ученых, в такой программе обязательно должен быть модуль по развитию ценностных ориентаций на предпринимательство, в том числе у лиц с ограниченными возможностями здоровья, демобилизованных военнослужащих, взрослых, школьников. Кроме того, в связи с вступлением России в ВТО нужно стремиться к созданию сетевых программ российских и зарубежных колледжей и признанию российских дипломов СПО государствами Евросоюза и ЕврАзЭС.

Так как сетевые отраслевые образовательные программы предполагают участие работодателей в оценке профессиональной компетентности выпускников, а это положительно влияет на качество образования, некоторые участники круглого стола предложили включить данные программы в показатели государственной аккредитации колледжей.

Анализ ФГОС показал, что есть много специальностей, по которым усилиями одного учебного заведения, даже многопрофильного, подготовить квалифицированных специалистов невозможно. Примером может служить программа по специальности «Сервис домашнего и коммунального хозяйства», представленная участникам круглого стола. В ней четыре профессиональных модуля: «Управление ведением домашнего хозяйства», «Организация ресурсоснабжения жилищно-коммунального хозяйства», «Организация благоустройства придомовых территорий», «Организация эксплуатации и ремонта домовладений и жилого фонда». Рассмотрим для краткости два из них.

Модуль «Управление ведением домашнего хозяйства» предполагает такие профессиональные компетенции, как умение организовывать и обустраивать быт, создавать уют, комфорт для членов семьи, принимать гостей, устраивать деловые и праздничные мероприятия и прочее. Модуль «Организация благоустройства придомовых территорий» нацелен на другое, здесь профессиональные компетенции связаны с уборкой, санитарной очисткой, реконструкцией придомовых территорий.

Очевидно, что для подготовки кадров по специальности «Сервис домашнего и коммунального хозяйства», необходимо объединить усилия образовательных учреждений строительного профиля, а также тех, кто готовит кадры для предприятий общественного питания, ландшафтного дизайна и организаторов досуга.

Точно также требуют взаимодействия образовательных учреждений СПО разной отраслевой направленности специальности «Операционная деятельность в логистике», «Сервис на транспорте», «Организация перевозок и управление на транспорте», «Страховое дело», «Информационная безопасность автоматизированных систем», «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности». Решить эту проблему можно, разработав отдельные профессиональные модули и объединив их в сетевую образовательную программу. Но и здесь дело тормозится из-за непроработанности правового аспекта. Сегодня это является серьёзным препятствием для организации сетей в системе профессионального образования.

Исходя из анализа ситуации и предложений, прозвучавших в выступлениях, участники круглого стола пришли к выводу, что наступило время апробации на базе ресурсных центров учреждений СПО как сетевых отраслевых образовательных программ, так и учебных и контрольно-измерительных материалов. Кроме того, нужно подготовить и опубликовать тезаурус понятийного аппарата.

Еще одна важная задача – создать механизмы финансирования программ дистанционного и сетевого образования.

Вместе с тем собравшиеся рекомендовали ученым подготовить аргументированные предложения по включению сетевых образовательных программ в показатели государственной аккредитации колледжей и обсудить со специалистами возможность наделения сетевых профессиональных сообществ функциями грифования УМК по сетевому взаимодействию.

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ

  • Межрегиональный отраслевой ресурсный центр – некоммерческая организация профессионального образования и обучения, осуществляющая реализацию отраслевых сетевых образовательных программ (профессиональных модулей) в интересах подготовки квалифицированных рабочих, ремесленников, мастеров, техников-технологов по специальностям, востребованным в различных секторах экономики.
  • Отраслевая сетевая образовательная программа – документ, разработанный несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Он определяет:
а) содержание и объем учебного материала, модуля (часы или зачетные кредитные единицы);
б) порядок изучения программы (последовательность теоретического и практического обучения);
в) условия обучения (форма, сроки и стоимость, оценка качества обучения, итоговый документ);
г) требования к исполнителям (уровень квалификации и границы ответственности).
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Модернизация есть, а здравый смысл?
Центры прикладных квалификаций: концептуальные подходы
Приоритет – новый уровень подготовки кадров
Доступность профессионального образования для инвалидов
Диагностика и управление: ориентация на потребителя
СПО: Как улучшить сетевое взаимодействие?
Объединив усилия, внедрять новое
В интересах отрасли и выпускников
Союз директоров ссузов России: пути развития
Ресурсные центры – модель современная и перспективная

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ