Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Школы Сколково. Центр развивающего обучения «Умка»

Продолжаем публикацию материалов из серии о концепциях-лауреатах конкурса «Школы Сколково». Сегодня наш рассказ о том, как концепция общественной организации «Центр развивающего обучения «Умка» в содружестве с педагогическим коллективом, обойдя 252 претендента, попала в список победителей.

20.06.2012
Просмотров: 3561

Будущее – под «Созвездием Малой Медведицы»

С.В. ГОЛЬЦЕР, научный руководитель Новосибирского центра развивающего обучения «УМКА», кандидат филологических наук

Продолжаем публикацию материалов из серии о концепциях-лауреатах конкурса «Школы Сколково».1 Сегодня наш рассказ о том, как концепция общественной организации «Центр развивающего обучения «Умка» в содружестве с педагогическим коллективом, обойдя 252 претендента, попала в список победителей. Вместе с этим было обретено право на создание в Новосибирске общеобразовательной школы сколковского типа. Назвали ее красиво – «Созвездие Малой Медведицы».

«Умка» – особый ресурс

Концепция, ставшая лауреатом конкурса, зарождалась в недрах работы по исполнению Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска, разработанного городским сообществом одним из первых в России и ориентированного на инновационное развитие экономики и социальной сферы города в 2000-2020 годы. В июле прошлого года мэр Новосибирска В.Ф. Городецкий провел экспертную сессию, посвященную подготовке кадров для инновационной экономики города. Опыт развивающего обучения школы «Умка» («Созвездие Малой Медведицы») был отмечен и поддержан в ряде выступлений на сессии, которая рекомендовала разработать комплексную целевую программу создания системы воспитания креативных поколений молодежи, мотивированных и нацеленных на творчество в Новосибирске. Чтобы микшировать центробежные тенденции в выборе мест учебы и работы молодыми людьми, было предложено предусмотреть в программе меры по формированию в городе социальных лифтов.

Выступая с докладом на основной пленарной сессии юбилейного, IX Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» в Санкт-Петербурге, организованного Госдумой РФ, министерствами регионального и экономического развития РФ, мэр Новосибирска рассказывал об использовании человеческого капитала в достижении стратегических целей и выделил школу «Умка» как особый ресурс.

Школа как динамический объект

Миссия центра развивающего обучения «Созвездие Малой Медведицы» («СММ»), школы сколковского типа, заключается в воспитании инициативной, умной, ответственной молодежи, умеющей строить себя и свое будущее в развивающемся городском – производственно-экономическом, культурном, гражданском – пространстве.

Задачи на каждом этапе взросления детей, от дошкольного до подросткового, – формирование образовательной среды в соответствии с индивидуальным путем развития ребенка, интересами его родителей и городского пространства, опирающимися на общечеловеческие, поколенческие ценности и требования современности.

Система управления школой как динамическим объектом должна быть достаточно гибкой, чтобы допускать частые модификации без всеобщих изменений в рабочих процессах. Для формирования концептуальных принципов функционирования «СММ» (философско-методологический уровень управления) есть место и время для деятельностного взаимодействия и соорганизации: философов, логиков, разработчиков содержания образования, методистов, психологов, детей, родителей, учителей, тьюторов, управленцев, экспертов.

Для привлечения семьи к жизнедеятельности «СММ» (методическо-средствиальный уровень управления) созданы условия для родительского менеджмента образовательных процессов. В полномочия юридически оформленного общественного управления образованием в этой школе входит работа с программой как оформленным родительским образовательным запросом, а также финансирование образовательной программы, экспертирование результатов.

Государственному менеджменту отведено место контроля над выполнением государственного стандарта образования. Должность директора «СММ», по концепции, выборная – в соответствии с законом РФ «Об образовании», что позволяет строить администрирование гибко, как того требует инновационная деятельность организации.

Организационная структура управления школы «СММ» представляет собой различные формы договоров всех субъектов образовательной деятельности (семьи, государства, учителя, тьютора, ребенка, специалиста-разработчика, общественных организаций и т.д.).

Нелинейное расписание – базовый инструмент

Организация деятельности и ее рефлексии – базовые процессы в инновационной образовательной среде. Тьютор учебной и социальной деятельности, ребенок и родитель – субъекты этой среды. Дети «Созвездия» учатся не столько тому предмету, которому учит педагог, а тому, какие разворачиваемые здесь и сейчас образцы мышления, общения, действия демонстрируются учителем и другими детьми.

Содержание обучения – не в предмете, а в форме предметной деятельности, осуществляемой в ситуации и в том, как эта форма будет отрефлексирована. В начальной школе тьютор организует коллективный процесс мышления и деятельности, тот стиль размышления и общения, который и должен быть присвоен ребенком. В старшей школе он организует индивидуализацию обучения. Дидактическими единицами образовательной среды являются разновозрастный урок, детско-взрослый проектировочный семинар, предметные погружения, учебный интенсив, тьюторский и проектный часы. Базовым инструментом успешного развития образовательной среды является нелинейное расписание.

Инновационные кадры в образовательной деятельности этой школы – сертифицированные учителя развивающего обучения, методологи, проектировщики, сертифицированные тьюторы, специалисты в области разработок педагогических и образовательных продуктов. Для «СММ» характерна открытость образовательных процессов, широкое привлечение мастеров и специалистов из разных областей знания для работы с детьми.

Создать свой образ Города

Инновационная образовательная среда выступает средством построения выпускником школы образа Города и Себя в Городе. Город, городская среда – это место приложения сил молодого человека, сомасштабное студенческому возрасту. Но если в школьном возрасте ребенком не будет усвоен образ Города как своего сложноустроенного пространства, то в студенчестве уже будет труднее и затратнее формировать ответственное отношение к культуре и инфраструктуре города.

Каждому возрастному этапу свойствен особый тип деятельности и мировосприятия. Если «СММ» на каждом таком этапе детского развития создаст условия для строительства детского образа Города, тогда в юношестве молодой человек будет готов к работе в городских инновационных проектах – сначала на правах стажера, а затем на правах разработчика и управленца.

Оценка результатов инновационной образовательной деятельности сегодня объективно затруднена, так как количественная шкала оценивания результатов в образовании крепко ассоциируется с отметочностью и ЕГЭ, а предмет инновационной деятельности напрямую не связан со знаниями, умениями, навыками (ЗУНами) и, соответственно, с отметками.

Однако уже сейчас мы можем определить шкалу параметров оценки результатов работы инновационной школы. Речь идет о метакомпетентностном
уровне – развитии способности делать переносы с одного объекта на другой, определении зоны своего ближайшего развития, самоорганизации, способности решать задачи с открытыми данными.

Методиками оценки этих способностей являются международная программа по оценке учебных достижений PISA, реализованные учебные и социальные проекты, опросник «Диагностика особенностей самоорганизации-39», тест креативности Торранса и прочие способы. Комплексная обработка данных по этим методикам позволит оценивать достижения детей на разных этапах их взросления. Фундаментальными концептуально-философскими, психолого-педагогическими и общекультурными основаниями для разворачивания образовательной деятельности такой школы служат несколько концепций.

Принятие концепции психологии развития Л.С. Выготского строит детоцентризм в работе педагога. Система развивающего обучения (Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) делает акцент на опорные понятия – учебную деятельность, задачу, учебную ситуацию. Школа диалога культур В.С. Библера – образец техники работы в коммуникации, помогая развернуть диалог педагога со школьником любого возраста.

По типу тьюторской модели

«СММ» – тьюторская модель школы. Что касается организации образовательного и воспитательного процессов, наша принципиальная позиция – классно-урочная форма не может быть единственной в современной школе формой производства деятельностного содержания образования. Тьюторская модель организации образовательного пространства позволяет преодолевать энтропию классно-урочной системы, от которой совсем мы отказаться не можем в силу ряда объективных причин.

Уклад жизни школы «СММ» – это ежеминутная, ежечасная, кропотливая работа по нахождению баланса между идеологией свободного обучения, открытости образовательного пространства и технологиями управления учебной деятельностью ребенка. Детоцентризм – принцип уклада школы. Тьютор учебной и воспитательной деятельности (иногда это один и тот же человек, иногда разные) сопровождает ребенка в его сложном процессе взросления и учения.

Главная ценность – межпоколенческие связи

У школы есть стержневые или несущие авторские проекты, которые прошли испытание временем: зимняя и весенняя выездные «школы», олимпиада «Умковские Умники» и детские праздники, организуемые самими детьми, региональная олимпиада инновационных школ «Сибирские каникулы» (в этом году ей исполнилось пятнадцать лет), погружения и интенсивы, командные игры и походы.

На этих проектах происходит так называемая «сборка» школы. Опыт, приобретенный новыми поколениями умковцев, рефлексируется и обращается в модернизацию проекта. Межпоколенческие связи в детской среде (начиная с дошколят и заканчивая студентами-выпускниками школы) и детско-взрослой среде – главная ценность нашего уклада жизни. А события – символическая защищенность детей и взрослых в хаосе окружающего информационного и экономического пространства.

Победа проекта – это закономерный результат вклада многих людей в его создание. Мэрией Новосибирска была выделена земля под строительство комплекса – рядом с участком недавно построенного Астрофизического центра для детей и молодежи. Примыкать к ним будет также и современный интерактивный Музей науки и техники, разработка проекта которого в настоящее время начинается параллельно с проектированием здания школы сколковского типа «Созвездие Малой Медведицы».

  1. О конкурсе идей «Школы Сколково», организаторами которого выступили Фонд «Сколково», Минобрнауки РФ, компания «Майкрософт», читайте в № 52 журнала «АО», о Красноярской университетской гимназии, воплощающей в жизнь концепцию школы взросления, – в № 53.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-56, ноу-хау, сколково, общеобразовательная школа, новосибирская область, центр развивающего обучения Умка

Похожие материалы:
Зимняя школа ОтУС – 2016 «Университет и наука»
Уровень компетенции выявляют тесты
Опыт «Сколково» интересен Казахстану
Проблема инженерного образования – в школе
Гимназия «Универс» – пространство для взросления
ПетрГУ откроет Научно-проектную лабораторию для школьников и студентов
Женская гимназия XXI века
Школы Сколково: конкурс идей
Год учителя. Итоги
Русский язык в многонациональной школе

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (95)

Ключевая тема номера – мировая конкурентоспособность России. Как повысить привлекательность страны в глазах международного сообщества, усилить экспортный потенциал образовательной системы, ответить на вызовы экономической реальности? Об этом и многом другом читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Практики продвижения отечественного образования за рубежом
Продвижение русского языка, популяризация российской культуры и образования на Кипре являются...
Из журнала
#88Кому нужны PR-инструменты?
#87Роль университета на территории опережающего развития
#88Инновационный центр региональной экономики
#88Перспективы развития экономического образования
#87Математическое образование с дошкольной скамьи
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны