Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Современные вузы: многообразие стратегий развития

Как известно, многообразие видов – результат эволюции. В последние десятилетия в значительной степени изменился образовательный ландшафт российской и мировой высшей школы.

31.10.2017
Просмотров: 9

Материал опубликован в журнале №92 от 20.12.2016.

ВОРОБЬЕВ Александр Егорович ВОРОБЬЕВ Александр Егорович – заведующий кафедрой нефтепромысловой геологии, горного и нефтегазового дела Российского университета дружбы народов, директор научно-образовательного центра «Инновации в горном и нефтегазовом комплексе», доктор технических наук, профессор.
ТАШКУЛОВА Гульзат Кантороевна ТАШКУЛОВА Гульзат Кантороевна – заместитель директора Бишкекского финансово-экономического техникума им. А. Токтоналиева Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики, доктор экономических наук, и.о. профессора.

Как известно, многообразие видов – результат эволюции. В последние десятилетия в значительной степени изменился образовательный ландшафт российской и мировой высшей школы. Появились новые механизмы адаптации вузов к сложившимся условиям, а также разнообразные стратегии дальнейшего развития.

Плоды просвещения

Существенные структурные преобразования высшего образования РФ начались еще в 90-х годах прошлого века, когда численность вузов и филиалов возросла многократно. В это время возникает большое количество негосударственных образовательных организаций, а в государственных – интенсивно развивается сектор платных образовательных услуг, наблюдается бурный рост филиальной сети.

Следующим важным шагом на пути изменений стало появление вузов нового формата. Создаются так называемые локомотивы развития высшего образования России – федеральные и научно-исследовательские университеты (НИУ), на которые возложена миссия выработки лучших практик и моделей в области управления, методики и содержания образования.

Деятельность федеральных университетов (такой статус сегодня присвоен 10 вузам) направлена на подготовку конкурентоспособных специалистов для федерального округа своего базирования и его обеспечения необходимыми научными, техническими и технологическими решениями. Такой вуз имеет соответствующее федеральное финансирование, также в его работе предусмотрено активное участие как бизнес-структур, так и региональных властей.

НИУ функционируют на базе принципа интеграции науки и образования, в равной мере эффективно обеспечивая оба направления дея­тельности. Подобный университет представляет собой четко интегрированный научно-образовательный центр, осуществляющий проведение перспективных исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов реальной экономики.

В настоящее время на территории РФ действуют 29 национальных исследовательских университетов: 17 вузов технического профиля, 9 классических университетов, 1 университет медицинского профиля, 1 – экономического, а также 1 университет, имеющий статус академического научно-образовательного центра нанотехнологий РАН.

Особое место в системе высшего образования РФ занимают Московский государственный университет им. В.М. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет – два национальных университета, обладающих правом выдавать дипломы собственного образца.

Перечисленные разновидности российских университетов функционируют в соответствии со своими прин­ципиально разными миссиями, и для перехода из одной ипостаси в другую им придется кардинально менять траекторию своего развития [8].

В когорту ведущих отечественных университетов также вошли опорные вузы1. На первом этапе проекта участником конкурса на получение статуса «опорного» мог стать любой государственный вуз федерального значения, принявший совместное решение о реорганизации путем присоединения к нему другого или нескольких вузов. В результате в структуре высшей школы появилось 11 опорных университетов. Планируется, что проект будет развиваться.

Кроме того, в российском образовательном пространстве начали функ­ционировать сетевые университеты, представляющие собой объединение различных вузов в рамках единой системы. Соответственно, образовательная организация, ранее являвшаяся вполне самостоятельной единицей, начинает функционировать как одна из ячеек данной сети [10].

Например, Университет Шанхайской организации сотрудничества (УШОС) объединяет вузы Киргизии, Китая, Таджикистана и Узбекистана с 16 российскими университетами – ИТМО, ЛЭТИ, РУДН и другими [10], а непосредственное взаимодействие между ними осуществляется через головные вузы ШОС в каждой из этих стран, по каждому выбранному нап­равлению обучения [7].

Сетевые университеты являются одной из форм так называемых распределенных университетов, которых всего три:

  • территориально-распределительная (предоставление образовательных услуг через филиалы, созданные в различных регионах страны и за рубежом);
  • виртуальная (направленность на информационно-технологический аспект оказания образовательных услуг в формате дистанционных образовательных программ);
  • электронный сетевой университет (привлечение к созданию и реализации образовательных программ равноправных вузов-партнеров).

В отечественной высшей школе также продолжают функционировать педагогические, медицинские, аграрные, технические университеты. Однако в последние годы грань между профилями начинает постепенно стираться, поскольку многие современные российские вузы, так или иначе, стремятся к классической универсальности [1, 2].

В русле тенденций

Сегодня вуз, претендующий на звание современного и эффективного, должен быть успешен не только в основных видах деятельности (образовательной и научной), но и представлять собой центр создания и развития инноваций.

К таковым относят предпринимательские университеты2, которые, в отличие от тех же классических, интегрируют преподавательскую, научно-исследовательскую и предпринимательскую деятельность и получают от нее значительный доход, а также имеют в своей структуре различные объекты (см. рис. 1) инновационной инфраструктуры [9].

Например, в США базой предпринимательских университетов являются примерно 235 вузов (так называемых исследовательских университетов I и II категории), представляющих ядро американской системы высшего образования и основной центр ее фундаментальной науки. Среди них Висконсинский, Гарвардский, Йельский, Колумбийский, Стенфордский университеты, Массачусетский технологический институт и другие вузы, значительная часть из которых в последнее время занимает первые места в мировых рейтингах. В России к предпринимательским университетам относят НИУ «Высшая школа экономики», Московский физико-технический институт (государственный университет) (МИФИ), НИТУ «МИСИС» и ряд других крупных образовательных организаций.

В конце октября 2016 года Правительством РФ утвержден паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций», направленного на обеспечение глобальной конкурентоспособности ведущих российских университетов. К 2018 году не менее 5 российских вузов должны входить в топ-100 мировых рейтингов университетов, а к 2025 году – не менее 10. Также предстоит создать порядка 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития и не менее 60 инжиниринговых центров, обеспечивающих продвижение инновационных научно-исследовательских разработок, способствующих импортозамещению в промышленности.

Еще один из социально-экономических трендов современности – образование в течение всей жизни. Эту задачу наряду с прочими структурами реализует корпоративный университет, представляющий собой систему непрерывного внутрифирменного профессионального образования, особую форму обучения, рассчитанную на определённую целевую группу, представленную работниками компании или целой отрасли [4, 11].

Главная задача такого университета – профессиональное развитие сотрудников компании. Организация, на базе которой функционирует корпоративный университет, не только реализует стратегию своего развития и формирует единые корпоративные ценности, но и самостоятельно пополняет свой кадровый резерв, обеспечивает себя специалистами необходимой квалификации. Существуют два основных подхода к созданию корпоративного университета: через альянс вуза с крупной корпорацией или формирование отдельной самостоятельной структуры при традиционном университете.

Первые корпоративные университеты возникли в западных странах. В частности, идея подобных вузов зародилась в 1960-х годах в компании McDonald's (США). Так, с целью адаптации выпускников школ МВА компания организовала собственный образовательный центр Hamburger University, а самый известный корпоративный университет был создан в компании General Electric. В настоящее время на территории штатов функционируют более 3 тыс. таких образовательных организаций. Крупнейшим корпоративным университетом является подразделение IBM Global Learning. Здесь трудятся свыше 3,4 тыс. преподавателей, распределенно работающих в 55 странах. В университете IBM уже прошли переподготовку свыше 130 тыс. сотрудников компании.

Характерными примерами начинаний в области формирования российских корпоративных университетов могут служить проект создания Корпоративного ядерного университета Минатома РФ и производственно-образовательный консорциум «Пермский корпоративный университет».

Сегодня новые информационные и коммуникативные технологии обучения студентов существенным образом изменяют базовые принципы организации и предоставления образования, а вместе с этим и «форматы» современных вузов.

Так, в 1969 году в Великобритании был создан первый в мире вуз дистанционного обучения – Открытый университет. Обучение здесь осуществляется в режиме удаленного доступа, обеспечивая широкие возможности в плане предоставления гибких и вариативных схем, способов и содержания образовательного процесса [5].

В этом контексте нельзя не упомянуть так называемые «университеты для миллионов» – глобальные образовательные платформы, предлагающие всем желающим бесплатные онлайн-курсы. С платформами сотрудничают сотни обычных (не виртуальных) университетов. Из зарубежных глобальных образовательных платформ наиболее популярна американская Coursera (работает с 2012 года), из отечественных – Универсариум (работает с 2013 года).

Практически любой уважающий себя современный университет тем или иным образом стремится быть представленным в международном пространстве. В зависимости от степени вовлеченности в процессы интернационализации все вузы можно разделить на [3]:

  • национальные (имеющие довольно незначительное количество иностранных студентов и преподавателей, либо не имеющие их вообще);
  • международные (иностранцы в числе студентов и преподавателей составляют от 25 до 75 процентов);
  • космополитичные (большинство студентов и преподавателей являются представителями разных стран и культур); наиболее удачным примером такой модели служит Международная высшая бизнес-школа в г. Лозанне (Швейцария), где 99 процентов магистрантов и 98 процентов преподавателей – не швейцарцы.

При этом из вузов, имеющих зарубежные филиалы, целесообразно выделить [3]:

  • мультинациональные (в зарубежных филиалах обучается менее половины представителей других по отношению к стране расположения филиала государств);
  • транснациональные (состав студентов многонационален и процент представителей одной страны или нации не превышает 50 процентов);
  • метанациональные, или глобальные (большинство студентов и преподавателей – представители разных стран и народов).

Большинство вузов в мире можно отнести к категории национальных. Их миссия – обучение, прежде всего, мест­ных студентов. Интернационализация для таких образовательных организаций является скорее дополнительным преимуществом, но не приоритетом. Они характеризуются довольно низкой степенью включенности в мировое образовательное пространство и, как правило, имеют незначительное количество иностранных студентов и мало согласованные с зарубежными вузами программы обучения. Однако необходимо отметить, что в мировых рейтингах преимущественно лидируют именно национальные университеты.

Трансформация национального университета в международный или космополитичный – крайне сложная и зачастую трудновыполнимая задача [3]. Любая попытка такого вуза стать международным будет являться прямой угрозой выполнению его ключевой миссии – удовлетворению кадровых потребностей страны или региона. Важно отметить, что лишь немногие из ныне действующих международных или космополитичных вузов достигли подобного статуса путем радикальной трансформации своей структуры [3]. Большинство университетов подобной направленности были изначально созданы международными, а с течением времени все больше отходили от обучения местных студентов и переключались на международный контингент.

Опережающий характер развития в таких вузах может быть достигнут путем реализации принципа единства научной, образовательной и предпринимательской деятельности, а также за счет повышения значимости научных исследований в формировании образовательных программ, включения научных результатов непосредственно в производственную сферу, существенного усиления языковой подготовки выпускников до уровня требований международных сертификационных центров.

Что ожидает отечественные университеты? Каким будет облик высшей школы? Согласно прогнозам, в ближайшие двадцать пять лет образовательную систему определят такие факторы, как качественное изменение человеческого капитала, перманентная смена технологий, многократный рост платежеспособного спроса, глобализация английского как профессионального и делового языка. Также предполагается новая волна коммерциализации высшего образования. Между тем отмечается, что роль предпринимательской деятельности будет важной, но вторичной для вуза будущего. Главное заключается в понимании, что университет – это не инкубатор стартапов, а прежде всего хранитель культуры и генератор ценностных ориентиров.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абанкина И.В., Алескеров Ф.Т., Белоусова В.Ю. Типология и анализ научно-образовательной результативности российских вузов // «Форсайт». – 2013. – Т. 7. – № 3. – С. 43-64.
  2. Арнаут М.Н. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием университета // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Владивосток, 2014.
  3. Бейзеров В.А. Экспансия университетов: глобальные тенденции и эффективность проникновения на зарубежные рынки // «Экономика образования». – 2015. – № 6. – С. 4-15.
  4. Воробьев А.Е., Портнов В.С., Алиев С.Б., Хамитова А.С., Меликулов А.Д. Корпоративная подготовка специалистов // Труды международной научной конференции «Наука и образование – ведущий фактор стратегии Казахстан-2030» (24-26 июня 2010 г.). – Караганда: КарГТУ. – 2010. – Ч. 2. – С. 39-41.
  5. Воробьев А.Е., Разоренов Ю.И., Портнов В.С., Райымбекова Р.А. Организация дистанционного обучения в ЮРГТУ // Труды международного симпозиума «Информационно-коммуникационные технологии в индустрии, образовании и науке. – Караганда: КарГТУ. – 2010. – Ч. 2. – С. 60.
  6. Воробьев А.Е., Таймасханов Х.Э., Мадаева М.З. Основные тенденции развития высшей технической школы в XXI веке. – Грозный: «Грозненский рабочий». – 2011. – 496 с.
  7. Воробьев А.Е., Ташкулова Г.К. Высшее профессиональное образование в Кыргызстане: роль национальной и международной составляющих // Материалы XII международной научно-практической конференции «Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи».
  8. Воробьев А.Е., Ташкулова Г.К. Целесообразность опережающего развития сырьевых университетов СНГ // «Горные науки и технологии». – 2016. – № 3. – С. 61-73.
  9. Воробьев А.Е., Шамшиев О.Ш., Маралбаев А.О., Каукенова А.С. Пути научно-инновационного развития в XXI веке. – Бишкек (Кыргызстан): ИЦ «Техник». – 2014. – 329 с.
  10. Карпеченко Т. Модели университетов. Какие типы вузов актуальны сегодня?.
  11. Корпоративный университет как форма реализации проектно-деятельностного образования.

СНОСКИ

1. Подробности в тематическом блоке материалов о реализации проекта создания и развития опорных вузов // «Аккредитация в образовании», 2016. – № 7(91). – С. 8-16.

2. Термин «предпринимательский университет» в научный оборот ввел американский ученый Б. Кларк, сформулировав в 1998 году его основные характеристики: усиление управленческого ядра университета, расширение связей с промышленными группами и организациями за пределами вуза, диверсификация источников финансирования, стимулирование предпринимательской активности большинства подразделений образовательной организации, развитие всеобъемлющей предпринимательской культуры.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: международное сотрудничество, качество образования, высшее образование, ао-92, тенденции

Похожие материалы:
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Интернационализация образования в России и мире
Гарантия качества высшего образования
Управление качеством образования: новые подходы
Международное сравнительное исследование инженерного образования
В какой вуз предпочитают поступать победители и призеры олимпиад?
Особенности организации системы ДПО в вузе
В БФУ им. И. Канта состоялся семинар-совещание по признанию иностранных документов об образовании
Новые приоритеты профобразования
Интернационализация в сфере гарантии качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
СамГУПС на выставке «Образование. Наука. Бизнес»
23 ноября в выставочном комплексе «Экспо-Волга» открылась восьмая межрегиональная выставка-форум...
Из журнала
#86Инновационные механизмы адаптации
#88Инклюзия в высшем образовании
#91Слово редактора к №91
#86Экспертное мнение
#87Слово редактора к №87
Информационная лента
10:58СамГУПС на выставке «Образование. Наука. Бизнес»
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена