Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Специальный проект "100 бесед о науке"

Южный федеральный университет запускает специальный проект "100 бесед о науке". Как и чем живет наука в ЮФУ сегодня? Об этом расскажут герои проекта - учёные университета.

15.02.2017
Просмотров: 54

Владимир Гутерман: "Наука - это пирамида"

Южный федеральный университет запускает специальный проект "100 бесед о науке". Как и чем живет наука в ЮФУ сегодня? Об этом расскажут герои проекта - учёные университета.

Наш первый собеседник – Владимир Гутерман, профессор, доктор химических наук, руководитель студенческой научной лаборатории «Новые материалы для электрохимической энергетики».

О личном пути и мотивации

- Я хотел стать профессионалом, а для этого надо было заниматься научной работой. Не то чтобы мне это было безумно интересно, - поясняет профессор, - просто я понимал, что без этого профессионалом не стать. Я был хорошим студентом, многое меня в научной работе привлекало, но столкнувшись с ней поближе, я понял, что в этом много рутины, что мне не нравилось тогда и не нравится сейчас. Но со временем пришло и другое понимание: если ты можешь заниматься творческим делом, которое тебе интересно, то это же очень классная работа. И для этого можно даже иногда пожертвовать материальными благами. Строго говоря, ученый - это не погоня за деньгами. В то же время успешные занятия наукой не мешают ему прилично зарабатывать. Для меня финансовый фактор не был определяющим, но, конечно, был одним из мотивирующих.

О русском химике в Южной Корее

- Это было начало 2000-х, я как раз защитил докторскую диссертацию. Не было хоть немного достойной инфраструктуры науки, зарплаты были низкими, и чтобы прокормить семью, приходилось подрабатывать репетиторством. Узнав, чем  занимается кампания Samsung, я написал им письмо, предложив выполнять проекты по их заказу в нашей лаборатории. Но в ответ в компании предложили мне самому приехать поработать к ним. Мы заключили договор на год, потом дважды продлевали его еще на год. Изначально я не собирался задерживаться там надолго, но со временем появился дополнительный интерес к разным аспектам работы. Меня многое у них удивляло и интересовало: как устроен процесс, как для этого мотивируют людей, каким образом небольшие объекты встраиваются в решение одной большой задачи. У них целостный, комплексный подход ко всему.

О единомышленниках и технологиях

- Когда вернулся в Россию, не мог найти единомышленников. Если начинали с коллегами обсуждать, например, возможность выполнения исследований по новой тематике, часто все сводилось к фразе: "Здесь тебе не Корея". Заниматься такими исследованиями оказалось не с кем, поэтому в итоге я пошел к студентам. Мне казалось, что они проявят интерес, мол, "крутой же такой, из Самсунга вернулся" и тема новая, перспективная. Эту тему – катализаторы для электрохимической энергетики – начали разрабатывать с нуля. Первую помощь оказал частный инвестор. Постепенно мы стали получать финансирование в рамках внутренних конкурсов ЮФУ, подавать заявки и выигрывать внешние гранты. Чем дальше, тем больше.

О времени и результатах

- В самом начале работы лаборатории разница между нами была очень велика - я всё-таки был профессором, имеющим знания и опыт работы, а они - неопытными студентами. Я решал почти все важные вопросы нашей лаборатории. Довольно скоро у нас появилась традиция обсуждения чужих результатов на семинарах - мы читали о научных достижениях других, понимая, что не должны и не можем сами знать всё, что на опыт других в любом случае надо опираться. Ребята достаточно быстро росли, учились передавать накопленные знания следующим поколениям. Из первоначального студенческого состава в лаборатории сейчас остаются два человека.  Сейчас, спустя десять лет, экспериментальной частью наших исследований в основном занимаются сами молодые ученые. Появились штатные сотрудники. Если я руководитель, это ведь не значит, что я знаю всё лучше всех. Моё участие в работе лаборатории постепенно смещается в сторону анализа и обобщения результатов, выработки стратегии нашего дальнейшего развития.

Создать лабораторию и превратить её из небольшого объединения в стационарный работоспособный коллектив, который вносит весомый вклад в копилку факультета и добивается серьёзных научных успехов - я считаю одним из главных достижений в своей жизни. В этом смысле мне нравится цитата великого английского ученого Гэмфри Дэви: "Мое самое большое научное открытие - это Майкл Фарадей" (ученик Дэви, ставший впоследствии великим ученым, прим.авт.).

О науке изнутри

- По моему мнению, наука устроена как пирамида. Что я имею ввиду? На вершине этой пирамиды люди, которые получают самые важные и интересные результаты, может быть, делают открытия. Вот например Дмитрий Иванович Менделеев. Он был на вершине этой пирамиды. Но он бы мог свой закон периодический предложить, если бы  не опирался на те данные, что получили до него другие люди? Ни за что. Он опирался на результаты других химиков, которые до него вплотную подошли к созданию подобной таблицы. Значит, кто-то стоял в этой пирамиде под ним, условно говоря.

И когда мы хотим отстранить каких-то ученых, которые работают малопродуктивно - мы хотим убрать низ этой пирамиды. Что произойдет? Во-первых, пирамида опустится на тот слой, который мы убрали. И к тем, кто находится на самом верху, станет поступать меньше информации. Поэтому действовать надо осторожно и попытаться, не меняя объема этой пирамиды, сжать ее основание, одновременно увеличив высоту. Для этого надо повысить качество научной инфраструктуры, уровень подготовки кадров, статус ученого, возможности перемещения внутри этой «пирамиды» и помнить, что крупицы нужной информации могут нести в себе даже не самые качественные научные работы.

О зарубежной и российской науке

- Если говорить о науке в нашей стране, то сегодня она, на мой взгляд...не очень здорова. Есть у нас такая тенденция в последнее время, когда скапливается целая армия мнимых ученых, из которых наукой занимаются далеко не все. Мы привыкли показывать "потемкинские деревни" и никак от этого не избавимся.

Зарубежные ученые... Скажу так: с такими российскими коллегами, какими были мы, в начале своего пути, я бы на их месте работать не стал. На месте зарубежных коллег мне были бы не интересны партнеры, которые значительно слабее меня. Нам нужно быть в чем-то лучше даже, в чем-то сильнее, чтобы привлечь коллег из-за рубежа к сотрудничеству, к совместным исследованиям. Проще говоря, до этого нужно дорасти. Это сложно, но оно того стоит.

Автор материала Валентина Тарасова

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: южный федеральный университет, наука

Похожие материалы:
Ученые ЮФУ на Международной ассамблее в Швейцарии
В ЮФУ презентовали научный проект по изучению коллективной памяти
Научные разработки ЮФУ на международной выставке "РосБиоТех-2012"
Ученые ЮФУ пересмотрят Стратегию инвестиционного развития Ростовской области
Владимир Минкин: «Наука определяет развитие общества»
В ЮФУ откроется Международный исследовательский центр
Ученые ЮФУ изучают процессы звездообразования
Университеты России на фестивале науки
Хиггс, ATLAS и LHC
ЮФУ и Ростовский онкологический институт создадут совместные лаборатории

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (96) 2017

В работе «Образование будущего: семь неотложных задач», французский философ и социолог Эдгар Морен отмечает: «Проблема понимания стала решающей для людей. И поэтому учение взаимопониманию выступает в качестве одной из целей образования в будущем». Об этих и других стратегиях перспективного развития читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Второй саммит EdTechXAsia в Сингапуре
Второй год подряд EdTechXAsia соберет лучшие умы для обсуждения сегодняшних вызовов и завтрашних...
Университеты, меняющие себя и мир
19-21 октября в Москве состоится VIII Международная конференция исследователей высшего...
Из журнала
#88Интернационализация в сфере гарантии качества образования
#87Высокий потенциал негосударственного сектора
#88Образовательная экспансия на мировом рынке
#86Наука – механизм роста сельской экономики
#87Экспертное мнение
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны