Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

СПО: конкурентоспособность страны определяют кадры

В конце 2011 года В.В. Путин провел совещание, на котором рассматривались важные вопросы развития начального и среднего профессионального образования России. Речь шла о подготовке квалифицированных кадров, востребованных в высокотехнологичной сфере производства, в отраслях гражданской и оборонной промышленности, определяющих конкурентоспособность страны.

Просмотров: 2487

Что России всех важнее?

Развитие СПО актуальнее борьбы с коррупцией, утверждает премьер Владимир Путин

Кажется, проблема подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена действительно выходит на передний план. В апреле в Московском областном государственном колледже технологий, экономики и предпринимательства побывал Президент РФ Д.А. Медведев, а конце 2011 года, совершая рабочую поездку в Санкт-Петербург, посетил Политехнический колледж городского хозяйства Председатель Правительства РФ В.В. Путин.

Осмотрев новое здание, построенное в прошлом году, несколько лабораторий и мастерских, спортзал и бассейн и пообщавшись с занимавшимися там студентами, премьер провел совещание, на котором рассматривались важные вопросы развития начального и среднего профессионального образования России. Речь шла о подготовке квалифицированных кадров, востребованных в высокотехнологичной сфере производства, в отраслях гражданской и оборонной промышленности, определяющих конкурентоспособность страны.

Масштабные задачи, связанные с модернизацией промышленности, невозможно решить без кардинального улучшения человеческого капитала. Собственно говоря, в этом и состоит задача, которую предстоит решить учебным заведениям. К сожалению, спад промышленного производства, происшедший в 90-е годы, кризис 1998 и 2009-2010 годов привели к тому, что экономика снизила запрос на квалифицированные кадры. Сложившаяся ситуация негативно отразилась на учебных заведениях. Многие из них остановились в развитии и находятся на уровне середины 1980-х годов прошлого века. Это стало реальной проблемой, которая сдерживает формирование рынка труда, способного обеспечить качественную и эффективную занятость. Страна столкнулись с дефицитом нужного количества квалифицированных рабочих рук и специалистов. По данным опроса, который организовала Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», в 2011 году именно эта проблема вышла на первое место, обогнав по значению даже коррупцию и административные барьеры. Опрос был проведен среди 6 тыс. предприятий в 40 субъектах РФ. Так обрисовал ситуацию с подготовкой кадров глава Правительства России В.В. Путин, открывая совещание. Далее он привел конкретный пример. По данным служб занятости, уже свыше трёх месяцев в Санкт-Петербурге не могут найти нужного количества специалистов для предприятий судостроительной промышленности: слесарей-сборщиков и электросварщиков. Причем им предлагают заработную плату, которую маленькой не назовешь, – свыше 50 тыс. рублей. О чём здесь нужно говорить?

Политехнический колледж городского хозяйства г. Санкт-Петербурга создан в 1930 году. В 2006 году к нему присоединили еще три техникума, а в 2008 году началось строительство нового здания.

В колледже обучается более 1,5 тыс. человек. Реализуется 12 программ среднего профессионального образования и ведется образовательная деятельность по пяти профессиям начального профессионального образования: оператор электронно-вычислительных машин, токарь-универсал, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, слесарь-мехатроник.

Учебное заведение оснащено современным оборудованием, лабораториями и производственными классами. За период с 2006 года на развитие материально-технической базы выделено более 75 млн. рублей. Благодаря этому учебная практика студентов проводится на уровне современных производств.

На базе колледжа работает физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном и несколько художественных студий.

По данным комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, выпускников колледжа, зарегистрированных в районных центрах занятости населения, нет.

Очевидно, что проблема носит комплексный характер.

Во-первых, ощущается отсутствие профессиональных стандартов и внятных требований к компетенции специалиста. Во-вторых, отрицательную роль играет низкий общественный престиж начального и среднего профессионального образования. А самое главное – система подготовки кадров не соответствует реальным потребностям экономики, рынка труда.

Что, на взгляд премьера, нужно сделать в первоочередном порядке? По этому поводу было высказано несколько предложений.

Следует значительно ускорить разработку и внедрение профессиональных стандартов, которые ответили бы на вопрос, каких специалистов, с какими знаниями и навыками должны готовить учебные заведения. Принципиально важно, чтобы в этом деле принимали участие работодатели, бизнес и профсоюзы. В.В. Путин предложил подумать об эффективных механизмах участия бизнеса в разработке образовательных программ, оценке качества образования и уровня квалификации подготовленного специалиста и в ближайшие два года создать национальную систему сертификации для приоритетных отраслей экономики. Тогда высокую квалификацию конкретного человека будет подтверждать профессиональный сертификат, который одновременно явится гарантией востребованности на рынке труда и достойного уровня заработной платы. Ключевую роль в такой системе должны сыграть саморегулируемые организации бизнеса, представители которых войдут в органы управления сертификационных центров и будут контролировать качество работы этих структур. А государство окажет организационную и финансовую поддержку формированию этой системы.

Второе важное направление работы – создать стимулы, для того чтобы бизнес мог вкладывать средства в подготовку кадров, в развитие СПО, как это делает, например, компания «Северсталь». Подобные предприятия-инвесторы есть в автомобильной, металлургической промышленности, авиастроении, но, к сожалению, их пока маловато. Это точечные проекты. В.В. Путин сообщил, что государство готово оказать прямую поддержку начинаниям бизнеса, связанным с подготовкой кадров, но на принципах софинансирования. Позитивный опыт в этом направлении накоплен в рамках национального проекта «Образование». В качестве следующего шага разработан трёхлетний проект по поддержке региональных программ подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, по условиям которого федеральные средства выделяются только тогда, когда в программах участвуют предприятия. В проект вошли 30 регионов. В общей сложности это поможет дополнительно вложить в развитие системы профессионального образования почти 10 млрд. рублей. Четверть этой суммы составят средства федерального бюджета.

Третье направление целиком и полностью относится к субъектам федерации. Глава правительства подчеркнул: хорошая система профобразования – в интересах самих регионов, это базовое условие для их социально-экономического развития. Он предложил региональным властям повысить внимание к сфере начального и среднего профессионального образования и отметил две давно назревшие проблемы. Одна из них касается материальной базы: почти четверть зданий, в которых располагаются учебные заведения среднего звена, находится в аварийном состоянии или требует капитального ремонта. Многие действующие учебные заведения не имеют ни столовых, ни спортивных залов. «Считаю правильным оказать помощь в ремонте зданий и прошу Минобрнауки и Минфин высказать свои соображения», – сказал В.В. Путин на совещании. Кстати, и через два дня, выступая на Первом социальном бизнес-форуме в Москве, он назвал ненормальной ситуацию, когда будущих специалистов учат на технике, «которая на практике уже не применяется двадцать, а то и тридцать лет». Вторая проблема – крайне низкая зарплата преподавателей. В системе НПО она не дотягивает до 10 тыс. рублей в месяц, а в СПО – до 15 тыс. По мнению премьер-министра, в регионах есть все необходимое, чтобы изменить ситуацию, так как «большинство субъектов федерации ведет свои бюджеты с профицитом».

Четвёртое. Нужно сделать так, чтобы молодёжь видела перспективы, которые открывает среднее профессиональное образование, возможности, создаваемые новой экономикой и развитием технологий, осознала значимость и ценность для общества квалифицированного труда. Повышение престижа рабочих специальностей – принципиальная задача государства и бизнеса. Нужно обратить внимание и на заработную плату специалистов. Если она не будет достойной, проблему дефицита кадров не решить.

И, конечно, необходимо поддерживать талантливых людей. В системе высшего образования давно существует система специальных стипендий для наиболее успешных студентов. «Считаю, что такая система должна быть создана и для среднего, и начального профобразования, поэтому мы приняли решение учредить 5 тыс. стипендий Правительства Российской Федерации для лучших учащихся профессиональных училищ, лицеев, колледжей и техникумов. Предлагаю регионам и бизнесу подумать об аналогичных программах и инициативах», – подчеркнул В.В. Путин.

Выступление он завершил следующей мыслью: «Несколько лет назад нам не казалось, что это уж такая важная тема: ну нет высококвалифицированных специалистов рабочих профессий, вроде как и не надо, ничего особенного и не происходит. Сегодня, с учётом роста российской экономики и стоящих перед нами задач модернизации всех сфер жизни и, прежде всего, производства, стало совершенно очевидно, что недостаток высококвалифицированных рабочих кадров является такой же преградой на пути развития, как инфраструктурные ограничения, отсутствие дорог, достаточного количества электрической энергии, средств связи и так далее. Этот вопрос входит в повестку дня в числе первых. Нужно не бояться, и в этой сфере действовать, может быть, аккуратно, но, тем не менее, двигаться. Думаю, что мы найдём компромиссы, развязки такие, которые помогут нам непростые, но необходимые задачи решить эффективно, в нужные сроки и с должным качеством».

По данным пресс-службы Совета директоров ссузов г. Санкт-Петербурга и сайта www.premier.gov.ru

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспресс-форум: диалог с читателями
Союз директоров ссузов России: путь перемен ведет в регионы
В поле зрения президента – колледжи и ПТУ
Дайджест № 117 «Аккредитация в образовании»
В поле зрения президента – колледжи и ПТУ
Совет директоров как инструмент развития системы СПО
От ремесленной мастерской до ресурсного центра
Татарстан: конкурентоспособная система образования
Дайджест № 116 «Аккредитация в образовании»
Объединив усилия, внедрять новое

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ