Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

СПО: Лед тронулся

Прошедший год для системы СПО можно считать знаковым: если раньше она существовала почти автономно, то теперь на нее обратили внимание. То, с каким багажом СПО выходит на новый уровень развития, хорошо показывают социологические исследования, которые, начиная с 2005 года, проводит Научно‑исследовательский университет Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ).

Просмотров: 2006

Лед тронулся, но проблемы еще не разрушил

Прошедший год для системы СПО можно считать знаковым. Если раньше она существовала почти автономно, то теперь на нее обратили внимание, причем на самом высоком уровне. Наиболее веско это подтверждают указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», где сказано о необходимости формировать многофункциональные центры прикладных квалификаций, и новый закон об образовании в Российской Федерации, который внес значительные изменения в структуру и функционирование СПО. Лед, без сомнения, тронулся, но всех проблем еще не разрушил. То, с каким багажом среднее профессиональное образование выходит на новый этап своего развития, очень хорошо показывают социологические исследования, которые, начиная с 2005 года, проводит Научно‑исследовательский университет Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ).

Россияне – люди образованные

Эксперты отмечают, что наша страна обладает разветвленной сетью учреждений, в которых можно получить профессиональное образование. Правда, здесь нужно с ходу сделать оговорку: по данным исследований НИУ ВШЭ, техническое состояние зданий, в которых расположены образовательные учреждения СПО, оставляет желать лучшего. Из них 1 процент находится в аварийном состоянии, а 11 – требуют капитального ремонта. Еще хуже состояние общежитий.

Но, несмотря на это, подавляющее большинство россиян активно использует возможность получить профессию. В итоге наши сограждане – очень образованные люди. По переписи 2010 года, удельный вес российского населения в возрасте от 25 до 64 лет, имеющего высшее и среднее специальное образование, составляет более 62 процентов. В странах Организации экономического сотрудничества и развития, в которую Россию пока еще не принимают, аналогичный показатель в два раза меньше. Зато экономика более развита.

В лидерах – вузы

Как показал мониторинг, организованный НИУ ВШЭ, в последнее десятилетие (2000-2011) в структуре подготовки кадров произошли большие изменения. За этот период доля выпускников с высшим профессиональным образованием очень сильно возросла – с 32 до 58 процентов, а доля выпускников ссузов и особенно профессиональных училищ – снизилась. В 2011 году в расчете на 10 тыс. населения по программам ВПО обучались 454 студента, по программам СПО – 146 и НПО – 64. Характерно, что выпуск специалистов среднего звена сокращался не только в государственных, но и негосударственных образовательных учреждениях.

Около 72 процентов студентов обучались на бюджетной основе, остальные – с полным возмещением затрат. Ведущее место в системе СПО занимала подготовка по специальностям экономики и управления и различным инженерным: геология, энергетика, разработка полезных ископаемых, автоматика и управление, авиационная и ракетно-космическая техника и т.д. Ответ на вопрос, насколько правильным является такое распределение, в задачу мониторинга не входил. Но нехватка кадров на предприятиях, с одной стороны, и обилие соискателей – с другой, а также мнения экспертов, занимающихся анализом состояния СПО, подводят к однозначному выводу: структуру специальностей нужно совершенствовать. Образовательные учреждения должны знать, каких специалистов и рабочих и в каком количестве готовить. Однако, как показало другое исследование НИУ ВШЭ, это пока всего лишь благое пожелание.

Влияние застоя

Ситуацию в российской экономике исследователи охарактеризовали словом «стагнация» – застой. По их мнению, ни в одной из отраслей не произошло прорыва по выходу из кризиса, в лучшем случае были восстановлены позиции 2008 года. Экономические условия в целом за истекший год не изменились, Большинство предприятий, как и раньше, располагает ресурсами только для решения текущих проблем и почти не имеет средств для развития.

Даже в компаниях более успешных секторов (связи, деловых услуг) в основном составляются лишь краткосрочные планы на будущее – на два-три года. Делать прогнозы, касающиеся подготовки кадров – на среднесрочный и долгосрочный периоды, работодатели просто-напросто не могут.

Вот из-за этого и возникают сложности у образовательных учреждений, которым самостоятельно очень трудно определить, каких специалистов готовить, по каким программам работать. Получить сравнительно точные данные можно разве что по поводу краткосрочной подготовки.

На «тройку» тянут, выше – нет

Несмотря на стагнацию, проблема нехватки кадров остается острой. За 2012 год число предприятий и компаний с кадровым дефицитом выросло и почти достигло докризисного уровня. Около 60 процентов предприятий-участников опроса заявили, что у них наблюдается разрыв между требуемым и наличным числом работников. Им не хватает специалистов линейных подразделений и квалифицированных рабочих. Но что касается найма выпускников, доля компаний, которая его осуществляет, в 2012 году сократилась. Даже в промышленности – основном секторе трудоустройства рабочих и специалистов среднего звена – ситуация изменилась не в пользу СПО и НПО. В строительстве и на транспорте потребность в техниках и рабочих тоже уменьшилась.

Масса работников нуждается в дополнительном обучении. Более 50 процентов руководителей считают, что подготовка принятых рабочих не полностью соответствует требованиям данной компании. По их мнению, профессиональные знания выпускников колледжей и техникумов ниже, чем у других работников, и тянут не более чем на «тройку». Социальные навыки – такие как работа в коллективе, дисциплинированность, – тоже не заслуживают высокой оценки. Впрочем, на производстве понимают, что эти недостатки вполне можно компенсировать. Молодежь быстрее овладевает новыми знаниями и обучается, восприимчивее ко всему новому. Только умеет ли она пользоваться своими преимуществами?

Как показал еще один опрос НИУ ВШЭ, именно на социальные навыки студенты обращают меньше всего внимания. Одни считают, что для начала карьеры и успешной социализации важнее всего получить качественное образование, подразумевая под этим приобретение чисто практических навыков. Другие придерживаются мнения, что их задача – получить диплом, остальное не имеет значения.

Более всего ориентированы на формальные признаки – на диплом с высокими оценками, причем известного учебного заведения, и получение прикладных навыков – студенты экономических колледжей.

Кого выбрать – магистра или бакалавра – для работодателей, за исключением отдельных секторов, не важно.

А учит кто?

Будущее российской экономики в руках сегодняшних педагогов. Сухой язык цифр, полученных в результате мониторинга НИУ ВШЭ, свидетельствует, что большинство преподавателей, работающих в учреждениях СПО, – люди 45 лет и старше, причем педагоги в возрасте сконцентрированы в государственном секторе образования (57 процентов). В негосударственных учебных заведениях картина иная: 58 процентов преподавателей моложе 45 лет и почти 40 процентов – моложе 35 лет. Но разве в возрасте главная беда российских педагогов, работающих в колледжах, техникумах и училищах?

Один из основных факторов, влияющих на качество и эффективность среднего профессионального образования, – уровень квалификации кадрового состава. Этот показатель складывается из многих составляющих и вряд ли можно объективно определить его даже с помощью самого широкого и длительного мониторинга. Но наблюдения все-таки дают некоторое общее представление об образовании и культуре тех, кто учит. Мониторинг выявил: в государственных учреждениях СПО ученую степень кандидата или доктора наук имеют 3 процента коллектива, в негосударственных – 17,5. Разница большая. Скорее всего, она возникла из-за внешних совместителей – специалистов, которые не являются штатными сотрудниками учебных заведений. Таких в системе СПО много (почти четвертая часть от общего состава), но большинство (85 человек из 100 по списку) работают в негосударственных учебных заведениях. И что показательно: каждый десятый имеет ученое звание. Совместительство можно оценивать поразному: как положительное явление и как отрицательное.

Однако нет сомнения, что новая экономика требует новых знаний, подходов, технологий. Педагогу, имеющему свою научную базу, освоить все это проще, и фундамент для обучения в течение всей жизни у него прочнее.

По данным мониторинга, более четверти преподавателей прошли повышение квалификации или переподготовку. По мнению исследователей, наиболее важным в сфере кадровой политики является вопрос заработной платы. В 2011 году она составляла у преподавателей 16 тыс. рублей.

Но это в среднем, с учетом Москвы и северных районов, где действуют надбавки за экстремальные условия жизни.

Приди, приди, работодатель!..

Взаимодействие сфер труда и образования – важный фактор, который работает на устранение дефицита высококвалифицированных рабочих и техников, сдерживающего развитие экономики нашей страны. По данным исследований НИУ ВШЭ, в истекшем году с вузами и ссузами сотрудничали около трети российских предприятий (33 и 28 процентов), а с учреждениями НПО и того меньше – 20 процентов. В последние три-пять лет даже наиболее заинтересованные в квалифицированных работниках традиционные отрасли – строительство, промышленность, транспорт – «резко сократили свою активность» в этом направлении и «стали отдавать предпочтение взаимодействию с высшими учебными заведениями». Основными формами сотрудничества были, как и ранее, производственная практика и стажировки, дни открытых дверей, ярмарки вакансий.

Не исключено, что некоторые цифры, имеющие отношение к сотрудничеству, можно оспорить, но нельзя не согласиться с основной тенденцией, которую выявили исследования НИУ ВШЭ: российский капитал все еще не готов вкладывать средства в систему СПО. Усилия бизнеса и образования – организационные, интеллектуальные, финансовые – к настоящему времени недостаточно объединены. Зато если решить эту задачу, экономика начнет получать кадры, близкие по качеству именно к ее запросам.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Качество образования: чего мы хотим?

Портрет современного студента
О вузовской десятине, размере взятки и прочем
Экспресс-форум: инициативы Союза директоров ссузов России
Ветер перемен в инфраструктуре образования
Колледж будущего
Будущее науки – за междисциплинарными исследованиями
Московский колледж – возможности и перспективы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ