Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Стратегические ориентиры воспитательной работы

По мнению автора, даже контуров стратегических ориентиров воспитательной работы со студентами не содержит Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Хотя одной из ее целей является «повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны».

Просмотров: 857

На сегодняшний день в России очерчены лишь контуры правового поля внеучебной деятельности образовательных организаций

ПАТЛАСОВ Олег Юрьевич – проректор по международной деятельности Омской гуманитарной академии, проректор по лицензированию и аккредитации Омского регионального института, доктор экономических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

ДАЖЕ КОНТУРОВ стратегических ориентиров воспитательной работы со студентами, по нашему мнению, не содержит Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Хотя одной из ее целей является «повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны».

Целесообразно было бы по обозначенной проблеме определиться и с понятийным аппаратом, который используется в официальных документах – законах, подзаконных и ведомственных актах, в том числе приказах Минобрнауки РФ и других министерств, имеющих подведомственные вузы. В частности, на сегодняшний день одновременно используются такие термины, как «учебно-воспитательная и внеучебная деятельность», «воспитательная (внеучебная) работа», «идеологическая воспитательная деятельность», «организация гражданского и патриотического воспитания студентов», «военно-патриотическое воспитание», «внеучебная работа со студентами», «система внеучебного физического воспитания студентов вузов» и прочие подобные.

В приведении к единому знаменателю нуждаются также показатели оценки внеучебной работы. Направления этой работы были сформулированы еще в письме Минобразования РФ «О рекомендациях по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования» от 20 марта 2002 года. Базовый закон «Об образовании в РФ» в редакции от 3 февраля 2014 года в ст. 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» лишь упоминает о существовании воспитательной работы: «В рабочее время педагогических работников <…> включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися <…>, а также другая педагогическая работа <…> – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися».

СЛЕДУЕТ ПРИЗНАТЬ, что организация внеучебной работы не относится к контролируемым показателям деятельности образовательной организации. Перечень критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений (2013) не содержит показателей внеучебной работы. Пороговые значения показателей для оценки деятельности вузов затрагивают следующие ее виды – образовательную, научно-исследовательскую, международную, финансово-экономическую, а также инфраструктуру.

Согласно форме федерального статистического наблюдения № ВПО-1 и № ВПО-2 (приказы Росстата от 24.07.2012 г. и от 18.10.2012 г.) фиксируется только ряд показателей, относящихся к внеучебной деятельности: например, наличие плавательного бассейна, актового и спортивного залов, оздоровительного комплекса, лагеря, базы отдыха, санатория, формирование библиотечного фонда, в том числе книговыдача художественной литературы студентам.

Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2013 года «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» (зарегистрирован в Минюсте России 28.01.2014 г.) содержит лишь косвенные параметры, имеющие отношение к внеучебной работе: например, «численность/удельный вес численности студентов (курсантов), проживающих в общежитиях, в общей численности студентов (курсантов), нуждающихся в общежитиях». Правда, в аналитической части образовательные организации высшего образования могут отразить результаты рассматриваемой деятельности. Обратим внимание, что показатели мониторинга содержат большее количество косвенных индикаторов, чем используется при процедуре самообследования. В частности, уровень трудоустройства отражает вовлеченность в волонтерское движение, сформированность лидерских качеств и такие направления, как «работа по обеспечению вторичной занятости студентов (трудовой, социально значимой)», «содействие работе студенческих общественных организаций, клубов и объединений» (письмо Минобразования РФ от 20.03.2002 г.). Примечательно, что положения, содержащиеся в письме Минобрнауки РФ «О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях» от 14 февраля 2014 года, формируют правовое поле деятельности студенческих советов.

ПРОЕКТЫ ФГОС высшего образования по направлениям подготовки (уровень бакалавриата) прописывают общекультурные компетенции, формируемые и в ходе внеучебной деятельности. Это, в частности, такие способности, как использование основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции, анализ основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции, коммуникация в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, работа в коллективе при условии толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.

Можно предположить, что при профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и организаций появятся критерии оценки внеучебной работы в зависимости от направлений подготовки бакалавров. Пока даже беглый анализ стандартов и критериев профессионально-общественной аккредитации Нацаккредцентра (в ред. от 30.09.2013 г.) свидетельствует о том, что они содержат лишь косвенные показатели анализируемой нами деятельности. Однако заключение об оценке показателей и критериев общественной аккредитации Ассоциации юристов России, пусть и в разделе «Качество организации и обеспечение образовательного процесса», в п. 14 содержит критерий – «качество воспитательной работы, направленной на осознание студентами социальной значимости своей будущей профессии, на формирование у них уважительного отношения к праву и закону, а также нетерпимости к коррупционному поведению». При анализе учитывается наличие перспективных и текущих планов воспитательной работы в вузе (на факультете) у ответственных за данный участок работы лиц.

Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний день в России очерчены лишь контуры правового поля внеучебной деятельности образовательных организаций. В этой связи интересен зарубежный опыт. Скажем, при институциональной аккредитации высших учебных заведений по стандартам Независимого агентства рейтинга и аккредитации Республики Казахстан, в число зарубежных экспертов которого входит автор, постулатом является положение о том, что «вуз должен обеспечить возможность внеучебного времяпровождения для студентов».

КОММЕНТАРИИ

Автор поднимает сложную проблему, связанную с оценкой воспитательной работы со студентами. На страницах журнала этот вопрос освещался в связи с введением новых показателей госаккредитации (см.: «Неподдающийся учету» / «Аккредитация в образовании», № 60, 2012, с. 24-25).

В настоящее время оценка образовательной деятельности в вузе проводится в соответствии с требованиями ФГОС по образовательным программам. Но ФГОС не содержит требований к качеству воспитательной работы. Контролируемость ее можно косвенно оценить при оценке общекультурных компетенций выпускников (при наличии методов оценки и оценочных средств).

Проблема выделения оценки воспитательной деятельности вуза осложняется рядом факторов. Во-первых, отсутствием четкой внятной идеологической позиции и ориентиров в воспитании молодежи у государства и общества. Во-вторых, отсутствием практики подобной оценки за рубежом, а именно связанной с убежденностью академического сообщества в единстве образовательного процесса, сочетающего учебную и воспитательную работу (такое разделение характерно только для российской системы образования). В-третьих, сомнением в необходимости разработки оценочных средств для результатов воспитательной деятельности вуза.

Что касается стандартов аккредитации Нацаккредцентра, они разработаны в соответствии с Европейскими стандартами и рекомендациями ESG-ENQA, где процесс воспитания является неотъемлемой составляющей большинства стандартов. Воспитательная деятельность должна быть отражена в миссии и политике гарантии качества в вузе, в реализации образовательных программ, оценка которых не ограничена только требованиями ФГОС, в организации работы (учебной и внеучебной) со студентами, формировании эффективных учебных ресурсов и прочем.

Вместе с тем стоит ли при аккредитации (государственной или профессионально-общественной) контролировать все сферы деятельности вуза? Более эффективным, наверное, будет многосторонний взгляд. Например, для оценки научных квалификаций требования устанавливает ВАК, для НИР – конкретные заказчики, для оценки педагогических кадров существует система аттестации. Если на одну систему оценки, аккредитацию или мониторинг, возложить слишком много функций с имеющими далеко идущие последствия результатами, это будет, по меткому выражению академика В.А. Болотова, «игра со слишком высокими ставками».

Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации

 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ МИЭТа
Негосударственные вузы: есть надежда, что завтра будет лучше
Качество воспитательной деятельности
Что сдерживает развитие профессионально-общественной аккредитации?
Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи
Воспитательная миссия вузов
Аккредитация как «зеркало» российского образования
Время не ждёт
Независимая аккредитация на Украине: вопрос остается открытым
Воспитательная работа в БФУ им. И.Канта

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 1 Оставить комментарий
bystrenko1 Незарегистрированный пользователь
В вузах, на мой взгляд, недооценивается воспитание у студентов гражданских. социально-общественных позиций через читаемые курсы, прежде всего гуманитарные, в том числе, историю. Инновации в преподавании истории практически не обсуждаются, сообщество преподавателей историков себя не проявляет, сохраняется давно существующий конфликт между стремлением руководства вузов готовить специалистов-профессионалов и сократить или вообще избавиться от истории как ненужного предмета.

2020-09-21 10:18:32 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ