Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Стратегия международного образования: опыт Великобритании

В условиях возрастающей конкуренции на международном образовательном рынке Правительство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии разработало новую концепцию действий по привлечению иностранных граждан на обучение. Ожидается, что эти меры позволят к 2018 году увеличить количество иностранных студентов в британских вузах на 15-20 процентов.

Просмотров: 616

Г.А. КРАСНОВА, ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ, доктор философских наук, профессор

Ш.В. ТАГИРОВА, директор по международным связям НИУ «Высшая школа экономики», кандидат политических наук


В условиях возрастающей конкуренции на международном образовательном рынке Правительство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии разработало новую концепцию действий по привлечению иностранных граждан на обучение. Стратегия международного образования (International education strategy) предлагает ряд существенных мер, направленных на усиление позиций страны на международном рынке образовательных услуг. Ожидается, что эти меры позволят к 2018 году увеличить количество иностранных студентов в британских вузах на 15-20 процентов.

Раскрываемая в статье малоисследованная тема реализации Великобританией крупных государственных научно-образовательных инициатив, направленных на такие приоритетные страны приема, как Китай, Индия, Бразилия, Турция, Мексика, Индонезия, Колумбия, Саудовская Аравия, страны Персидского залива, актуальна и в России.

Межгосударственные программы сотрудничества

Важную роль в привлечении талантливых студентов в Великобританию играют программы Международной ассоциации по обмену студентами для прохождения производственной практики (International Association for the Exchange of Students for Technical Experience, IAESTE). Организация является независимой, активно сотрудничающей с ЮНЕСКО, ЭКОСОС, ЮНИДО, Международной организацией труда. В программах обмена могут принимать участие студенты и аспиранты в возрасте до 32 лет, владеющие иностранным языком, как правило, английским. При наличии вакантных мест, студенты технических специальностей могут получить оплачиваемую производственную практику практически в любой стране мира. В программе участвует более 90 стран. Продолжительность производственной практики в рамках IAESTE может составлять от 1,5 месяца до года и более. В 2011 году в Соединенное Королевство в рамках обменных программ IAESTE прибыло 120 иностранных студентов из стран, не являющихся членами ЕС, а в 2012 году – 111 человек.

Пристальное внимание уделяется развитию сотрудничества Великобритании с Китаем. Одной из таких совместных государственных инициатив является программа «Соединенное Королевство – Китай: партнерство в образовании» (UK-China Partners in Education, UKCPIE), являющаяся одной из крупнейших форм сотрудничества двух государств в области STEM-дисциплин, бизнеса и финансов посредством развития академической мобильности студентов и молодых исследователей в рамках совместных исследовательских проектов.

Особое значение Правительство Великобритании придает устойчивому развитию сотрудничества в области образования с Индией. С этой целью в апреле 2006 года была запущена межправительственная программа «Великобритания – Индия: образование и научно-исследовательская инициатива» (UK-India Education and Research Initiative, UKIERI). Главными ее целями является взаимодействие в области образования, партнерства в области инноваций, двусторонней академической мобильности. С момента запуска совместной инициативы было заключено более тысячи партнерских соглашений, осуществлено более 25 тыс. академических обменов, более 35 млн. молодых людей смогли воспользоваться различными тренинговыми программами[1]. Достигнутые успехи позволили в 2010 году подписать новое соглашение о продолжении проекта.

Сотрудничество Великобритании с Бразилией развивается в рамках программы «Наука без границ» (Science without Borders), целью которой стало стимулирование академической мобильности бразильских студентов и молодых ученых. Получив поддержку на правительственном уровне, сотрудничество началось в 2012 году и успешно продолжается и сегодня. В программе принимает участие более сотни британских вузов различного профиля: от научно-исследовательских до узкопрофильных, специализированных. С 2012 по 2016 годы в рамках программы в вузах Соединенного Королевства пройдут обучение до 10 тыс. бразильских студентов. Курирующим органом программы на территории Великобритании является Международный отдел высшего образования Соединенного Королевства (UK Higher Education International Unit)[2], представляющий интересы всех британских вузов. Значение этой программы для развития сотрудничества в области образования между двумя государствами сложно переоценить. Подобное взаимодействие позволяет повысить уровень академичес-кой мобильности, укрепить сотрудничество в области проведения совместных исследований, а также усилить институциональное партнерство между двумя странами в целом.

Сотрудничество Великобритании с Индонезией в области науки и образования осуществляется в рамках стипендиальной программы DIKTI[3] (UK-Indonesia DIKTI Scholarship Programme). Проект рассчитан на обучение в британских вузах до 750 студентов из Индонезии, главным образом в магистратуре и аспирантуре. К реализации этой научно-образовательной программы допускаются все британские вузы. Основным координирующим органом является Международный отдел высшего образования Соединенного Королевства.

Программа развития академической мобильности между Соединенным Королевством и Чили (Supporting UK-Chile academic mobility) направлена на интенсивное развитие академической мобильности. Успех ее реализации позволил приступить к переговорам о заключении соглашения о взаимном признании документов об образовании и квалификаций. А в 2013 году между Великобританией и Чили началось сотрудничество в области науки и инноваций[4].

Динамично развивается сотрудничество в области образования с Турцией. В декабре 2012 года был подписан меморандум о взаимопонимании между Ассоциацией британских вузов (Universities UK) и Турецким советом по высшему образованию (The Turkish Council of Higher Education, CoHE). В рамках этого документа была создана рабочая группа по вопросам международного высшего образования, в которую вошли представители Британского Совета, Международного отдела высшего образования Соединенного Королевства, Департамента содействия торговле и инвестициям Великобритании (UK Trade and Investment) и Турецкого совета по высшему образованию. Среди направлений сотрудничества – развитие академической мобильности, обучение английскому языку.

Страны Персидского залива традиционно представляют интерес для британских вузов[5]. Основными приоритетами в области образования и науки для Великобритании в этом регионе являются сотрудничество в области развития инноваций, привлечение иностранных студентов, стимулирование стратегического межправительственного сотрудничества в области науки, взаимодействие в области развития технологий.

Особенно активно сотрудничество в области образования развивается с Саудовской Аравией, Бахрейном, ОАЭ, Катаром. Об этом свидетельствуют следующие данные. В сентябре 2013 года между Великобританией и Катаром был подписан меморандум о взаимопонимании в области исследований и образования, который ознаменовал начало более интенсивного научно-образовательного взаимодействия двух государств. В рамках развития национальных приоритетов Исследовательский фонд Катара и Исследовательская программа Правительства Катара предполагают активное вовлечение международных партнеров в свою деятельность. С этой целью было выделено около 650 млн. долларов на шесть лет в среднем по 1 млн. на каждый исследовательский проект длительностью до трех лет. Из выделенных средств 35 процентов могут быть потрачены за рубежом. В рамках этой программы британские вузы приняли участие уже в 69 проектах[6].

В Саудовской Аравии, обладающей самой развитой исследовательской базой в регионе, созданной в исследовательских вузах по всей стране, британские провайдеры образовательных услуг в 2014 году выиграли 4 контракта на общую сумму 850 млн. фунтов стерлингов на создание 12 профессионально­технических колледжей[7]. Всего такого типа колледжей планируется создать около 100 на территории всей Саудовской Аравии. Кроме того, в британских вузах обучается около 22 тыс. граждан Саудовской Аравии[8].

Стипендиальные программы университетов

Наряду с межгосударственными программами, существенный вклад в привлечение иностранных студентов на обучение вносят сами британские вузы, предлагая множество различных стипендиальных программ для обучения на всех уровнях высшего образования.

Так, Кембриджский университет предоставляет иностранным студентам стипендию «Gates Cambridge Scholarships» для обучения по программам магистратуры или аспирантуры. В конкурсном отборе на получение престижной стипендии могут принять участие иностранные граждане, продемонстрировавшие выдающиеся интеллектуальные способности, лидерский потенциал, приверженность делу улучшения жизни других людей, высокую степень соответствия квалификации и устремлений кандидата требованиям той университетской программы, на которой они планируют обучение. К настоящему времени насчитывается более тысячи выпускников стипендиальной программы «Gates Cambridge Scholarships» из 90 стран мира. Ежегодно ее новыми стипендиатами становятся 90 иностранных граждан (40 стипендий получают граждане США, 50 – из других стран мира).

Не менее престижной является стипендия Родса (Rodes Scholarships at University of Oxford), предлагаемая Оксфордским университетом. Она является одной из старейших в мире и присуждается за высокие академические способности, спортивные достижения, выдающиеся лидерские качества. Стипендиаты могут обучаться на любом курсе магистратуры или аспирантуры Оксфордского университета. Стипендия рассчитана на два года и покрывает стоимость обучения и часть проживания.

Университет Кардиффа предоставляет международные стипендии (Cardiff University Elite International Scholarships) для наиболее талантливых иностранных студентов для обучения по программам бакалавриата и магистратуры. Стипен­дия полностью покрывает стоимость обучения.

Программа стипендий Бирмингемского университета для иностранных студентов (University of Birmingham Scholarships for International Students) предусматривает номинирование 18 стипендий иностранным студентам для обучения в рамках любой одногодичной магистерской программы университета. Стипендия покрывает стоимость обучения.

Совместные стипендии Лондонского Университета Метрополитен (ЛУМ) и Международного дома студента (ISH‑London Met Scholarship Scheme) позволяют иностранным студентам из определенных стран пройти обучение в магистратуре ЛУМ. Стипендия покрывает полную стоимость обучения и предоставляет возможность бесплатного проживания сроком на один год. Стипендии международного офиса Бристольского университета (Bristol University International Office Scholarships) размером 8,5 тыс. фунтов стерлингов предоставляют возможность наиболее талантливым иностранным студентам обучаться по программам бакалавриата и магистратуры. Стипендия покрывает стоимость обучения по следующей схеме: 3 тыс. фунтов стерлингов – за первый год обучения, 3 тыс. – за второй и 2,5 тыс. – за третий.

Стипендия Университета Западного Лондона «Международный посол» (University of West London International Ambassador Scholarships) предоставляет лучшим ино­странным студентам возможность обучения по программам бакалавриата и магистратуры. Студенты выступают в роли международных послов университета, участвуя в рекламных кампаниях, проводимых отделом по работе с иностранными студентами. Всего предоставляется 100 стипендий по 5 тыс. фунтов стерлингов каждая.

Стипендии Шефилдского Халлам Университета «Transform Together Scholarships» (Sheffield Hallam University Transform Together Scholarships) предоставляются иностранным студентам из стран ЕС и не входящих в ЕС государств, желающим обучаться по программам бакалавриата, магистратуры или аспирантуры. Стипендия полностью покрывает стоимость обучения в магистратуре или аспирантуре и предоставляет 50-процентную скидку ежегодно по программам балакавриата при условии успешного обучения.

Стипендии для иностранных студентов Вестминстерского университета (University of Westminster International Scholarships) предоставляются иностранным гражданам из развивающихся стран, желающим обучаться по любой магистерской программе университета. Стипендия покрывает стоимость обучения, проживание, текущие расходы и авиабилет в два конца от места проживания до Лондона и обратно.

Стипендии Ноттингемского университета для иностранных студентов (Developing Solutions Scholarships at University of Nottingham) предоставляются гражданам Африки, Индии и одной из развивающихся стран Содружества для обучения в магистратуре. Ежегодно присуждается 105 стипендий: 30 – покрывают полную стоимость обучения, 75 – половину.

Брэдфордский университет предоставляет стипендии иностранным студентам из развивающихся государств, оказавшихся в условиях чрезвычайной ситуации (University of Bradford Scholarships for Developing Countries in Crisis). Они направлены на оказание помощи иностранным студентам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации в результате чрезвычайной ситуации в своей стране: политические события, военные действия, природные катаклизмы и прочее подобное. Стипендия покрывает полную стоимость обучения, проживание и ежегодно предоставляет 2 тыс. фунтов стерлингов на текущие расходы.

Государственная поддержка талантов

Существуют также государственные стипендиальные программы, направленные на привлечение иностранных граждан на обучение в британские вузы. Активное участие в их реализации принимает Министерство иностранных дел и по делам Содружества. Размер стипендии обычно позволяет оплатить стоимость обучения и проживание в течение года. Одной из таких правительственных стипендиальных программ является стипендия «Чивнинг» (Chevening), которая позволяет привлекать на обучение в британские вузы наиболее талантливых молодых людей со всего мира. В рамках проекта предоставляется полное или частичное финансирование стоимости обучения в любом британском университете по любой постградуальной образовательной программе. Как правило, эта стипендия покрывает расходы на обучение, проживание, билет экономического класса от места проживания до места обучения и обратно. В некоторых случаях финансирование предоставляется либо только для оплаты обучения, либо только для проживания.

Другой не менее известной стипендиальной программой Правительства Великобритании является система стипендий Содружества наций (The Commonwealth Scholarships), которая предоставляется студентам и ученым только из стран Содружества. Для координации участия Великобритании в данной системе в рамках Министерства международного развития создано специальное ведомство – Комиссия по стипендиям Содружества наций. Ежегодно выделяется более 900 стипендий, причем финансирование тех из них, которые предназначены для граждан развивающихся стран Содружества, осуществляется Министерством международного развития. В то же время стипендии для граждан развитых стран финансируются из средств Министерства по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования, а также Правительства Шотландии.

Таким образом, политика выделения стипендий, инициация и финансирование двусторонних проектов с зарубежными странами, финансовые затраты на осуществление подобных мер, совершенно очевидно, оказывают и окажут существенное влияние на привлечение иностранных студентов из приоритетных стран приема и превышают доходы от экспорта образования Великобритании.

  1. UK-India Education and Research Initiative. URL: http://www.ukieri.org (дата обращения: 19.03.2015).
  2. Международный отдел высшего образования Соединенного Королевства. URL: http://www.international.ac.uk
  3. International Unit. UK-Indonesia DIKTI Scholarship Programme. URL: http://www.international.ac.uk/programmes/partnerships/indo­nesia­uk­dikti­scholarship­programme.aspx (дата обращения: 09.01.2015).
  4. International Relations CONICYT. URL: http://www.conicyt.cl/pci/files/ 2012/08/Bolet%C3%ADn­22_spreads.pdf (дата обращения: 19.02.2015).
  5. The UK’s relations with Saudi Arabia and Bahrain. Government Response to the House of Commons Foreign Affairs Committee’s Fifth Report of Session 2013­2014 (HC88). 2014. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/ 282518/8780.pdf (дата обращения: 11.02.2015).
  6. UK Science and Innovation Network: Gulf. URL: https://www.gov.uk/government/priority/uk­science­and­innovation­network­gulf (дата обращения: 30.01.2015).
  7. ‡1 billion exports win for UK education in Saudi Arabia. URL: https://www.gov.uk/government/news/1­billion­exports­win­for­uk­education­in­saudi­arabia (дата обращения: 09.02.2015).
  8. House of Commons Foreign Affairs Committee. Fifth Report of Session 2013­2014. The UK’s relations with Saudi Arabia and Bahrain, p.136. URL: http://www.publications.parliament.uk/pa/cm201213/cmselect/cmfaff/writev/bahrain/sab40.htm (дата обращения: 09.02.2015).
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Китайские студенты за рубежом
Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов
Центр компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ проводит курсы повышения квалификации
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы увеличивается
Инициативы Германии по привлечению иностранных студентов
Поколение учащихся за рубежом
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы
Развитие экспорта новозеландского образования
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов
Особенности стратегии экспорта образовательных услуг Франции

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ