Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Стратегия совершенствования Хакасского института РО и ПК

В повышении качества знаний большая роль отводится дополнительному профессиональному образованию. Опытом успешной работы Хакасского института развития образования и повышения квалификации (г.Абакан) делится ректор, кандидат психологических наук Светлана Дмитриева.

Просмотров: 424

В повышении качества знаний большая роль отводится дополнительному профессиональному образованию. Опытом успешной работы Хакасского института развития образования и повышения квалификации (г.Абакан) делится ректор, кандидат психологических наук Светлана ДМИТРИЕВА.

– Светлана Тихоновна, дополнительное профессиональное образование отвечает за развитие профессионального образования в целом. Какова роль института в этом развитии и насколько актуальна проблема подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в Республике Хакасия в целом?

– Миссия института заключается в образовательной, методической и информационной поддержке организаций, осуществляющих образовательную деятельность по разным направлениям, в том числе учреждений профессионального образования, в обеспечении потребностей общества в широком спектре образовательных программ, начиная с повышения квалификации педагогических кадров дошкольных и общеобразовательных учебных учреждений и заканчивая системой переподготовки рабочих кадров.  При этом научно-методическое сопровождение профессиональной подготовки в институте имеет самое существенное значение.

Стратегические приоритеты социально-экономического развития Хакасии ставят республиканскую систему профобразования перед необходимостью кардинальных изменений в подготовке кадров. В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы обозначена одна из острейших проблем – несоответствие структуры профессионального образования потребностям рынка труда.

В республике эта дисгармония подтверждается статистическими данными. Например, в 2012 году 73 процента выпускников одиннадцатых классов продолжили обучение в вузах, только 16 процентов – в системе СПО и лишь 3 процента – в учреждениях начального профобразования. Высокого уровня достигла постдипломная мобильность: по специальности, полученной в учебном заведении НПО и СПО, трудоустроились лишь 46 процентов выпускников, а из них в дальнейшем только от трети до половины связывают свою судьбу с избранной профессией. Соответственно, спрос на рабочих и специалистов среднего звена в настоящее время составляет 80 процентов от общей потребности в кадрах.

На сегодняшний день в Хакасии 16 профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству образования и науки республики, реализуют программы подготовки рабочих и специалистов среднего звена. При ведущих средних специальных учебных заведениях существует 5 ресурсных центров по подготовке кадров для строительной индустрии, предприятий общественного питания, торговли и туристического сервиса, аграрного сектора, деревообрабатывающей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, энергетической отрасли. Ресурсные центры представляют собой профессиональные образовательные организации (ПОО), аккумулировавшие как кадровые, так и финансовые, технологические, материальные, социальные ресурсы.

– В чем заключаются особенности современной системы профессионального образования, и в каком направлении должна развиваться система подготовки кадров для республиканского рынка труда?

– В настоящее время в связи с развитием разнообразных форм собственности, усложнением оборудования и технологических процессов изменились требования, предъявляемые к работникам всех сфер производства, и, соответственно, к деятельности ПОО. Новые горизонты результатов образовательного процесса обозначены в федеральных государственных стандартах НПО и СПО как общие профессиональные компетенции. Кроме того, вариативная часть стандарта направлена на удовлетворение потребностей регионального рынка труда.

Анализ спроса на рабочие руки показывает, что сегодня выпускник должен быть мобильным, готовым к технологическим новациям, обладать навыками предпринимательской деятельности, уметь использовать возможности самозанятости в период поиска работы. При реализации этих требований понадобилось объединить усилия профессионалов определенных отраслей экономики. Для координации деятельности по подготовке конкурентоспособного выпускника в республике с 2011 года созданы временные творческие коллективы – республиканские учебно-методические комиссии по группам специальностей профессионального образования (РУМК). Задача комиссий – координация действий ПОО, научных учреждений, организаций различных организационно-правовых форм и профессиональных сообществ по подготовке кадров для конкретных отраслей экономики на принципах равноправия, коллегиальности руководства, гласности принимаемых решений. В соответствии с приказом министерства образования и науки Хакасии в 2014 году в республике осуществляют работу 11 комиссий при ресурсных центрах и ведущих ПОО.

– Каким образом в вашей работе можно совместить два стратегических направления в совершенствовании профессионального образования: повышение квалификации преподавательского состава и улучшение качества подготовки рабочих кадров и молодых специалистов?

– Институт развития образования и повышения квалификации много лет занимается поддержкой и методическим сопровождением профобразования. Эта деятельность ведется в двух направлениях: методическое обеспечение и повышение квалификации сотрудников ПОО, чем занимаются сотрудники центра профессионального образования, и организация профориентации в системе общего образования, над которой работают коллеги отдела социально-психологического обеспечения. Конечно, оба вектора очень тесно связаны с проблемой качества рабочих рук.

Работа центра профобразования института направлена на методическое сопровождение педагогических работников СПО по реализации требований ФГОС. Основной задачей центр видит создание условий для их мотивации к профессиональному самосовершенствованию, а работа осуществляется через координацию деятельности методических служб ПОО и РУМК.

Методическое сопровождение производится посредством формальных, неформальных и информальных моделей повышения квалификации. Программы курсов повышения квалификации разрабатываются с учетом потребностей педагогов по приоритетным направлениям: таким как «Деятельностные технологии в формировании общих и профессиональных компетенций», «Новые стратегии оценивания: методика формирования фонда оценочных средств», «Социальные сервисы WEB 2.0 в организации сетевого взаимодействия» и другие. К реализации программ привлекаются в качестве лекторов методисты ПОО. Ежемесячно проводятся семинары и тренинги, где педагоги делятся опытом методической и профессиональной деятельности.

– Творческий потенциал преподавателя является важнейшим фактором образовательного процесса, более того, педагогический труд, если речь идет о настоящем учителе, нетворческим не бывает. Проблема в том, каким образом выявить созидающую личность и как распространить накопленный опыт?

– Действительно, в системе профессионального образования Хакасии работает немало творческих людей, обладающих своеобразной педагогической палитрой, и в республике ежегодно проводятся конкурсы, связанные с умением педагогов проектировать методические материалы. Большой интерес в 2012 году вызвал конкурс образовательных программ НПО и СПО, на который педагоги представляли программы профессиональных модулей, учебных дисциплин и учебно-методические комплекты. В 2013 году проводилось творческое состязание на лучший комплект контрольно-оценочных средств учебных дисциплин и профессиональных модулей. К проведению экспертизы работ привлекаются члены РУМК, что способствует развитию их собственной методической и экспертной компетентности. В 2014 году планируется проведение конкурса по созданию систем оценивания в ПОО.

Для стимулирования творчества и повышения квалификации мастеров производственного обучения ежегодно проводится конкурс «Мастер года». Организация состязания предусматривает всесторонний анализ деятельности педагогов, включая личностный, профессиональный и творческий компоненты. На первом этапе участники конкурса публикуют эссе и портфолио достижений, экспертами выступают преподаватели русского языка и методисты ПОО. Далее следует демонстрация мастер-классов в профильных ресурсных центрах, а экспертами являются уже руководители секций РУМК и работодатели. На третьем этапе соревнующиеся презентуют проекты, отражающие развитие своей профессии в экономике Хакасии. Экспертизу этого направления осуществляют работодатели и представители министерства образования и науки.

Конкурсы профмастерства проводятся и среди обучающихся. Ответственными за их организацию являются руководители секций РУМК, экспертами – работодатели. Особенностью конкурсов 2013 года стало привлечение к участию учащихся общеобразовательных школ путем разработки дополнительных творческих заданий, организации викторин и других испытаний. Опыт прошлого года показал, что новшество способствует профессиональному самоопределению.

– Какое значение отводится в институте развития образования и повышения квалификации интернет-технологиям?

– Для методического сопровождения педагогов в сети интернет и формирования информационной компетентности создан блог профессионального образования1, объединяющий планы всех методических служб республиканских ПОО. Подготовка к мероприятиям сопровождается созданием сетевой информационной площадки, где публикуются задания курсов, творческих состязаний, размещаются конкурсные материалы, проводится опрос, организуется сетевая работа экспертов заочных этапов мероприятий в режиме онлайн и офлайн. Кроме этого, на странице блога есть тренинги по разработке персональных online-дневников и компетентностно-контрольных заданий для освоения новых инструментов взаимодействия (сервисов WEB 2.0).

Методисты привлекаются к разработке нормативных документов (планов, проектов, положений, инструкций) с использованием сервиса Google Диск. Созданы группы «Профобразование­19» в социальных сетях: профессиональное сообщество в Facebook2 и творческая группа в Google+3, где педагоги делятся идеями.

Ежегодным итогом становится научно-практическая конференция, направления работы которой соответствуют темам самообразования методических комиссий и объединений. По результатам проведения конференции в 2013 году был разработан проект «Сетевое взаимодействие как ресурс развития профессионального образования в условиях реализации ФГОС». Работа центра профессионального образования сегодня осуществляется в четырех проектных направлениях сетевого взаимодействия: создание самого механизма, реализация ФГОС в условиях online, формирование профессиональных компетенций участников взаимодействия, сетевое обучение в условиях единого образовательного пространства.

Возросшие требования производства к уровню подготовки кадров в еще большей степени актуализируют проблемы профориентации молодежи. Поэтому с 2013 года в институте реализуется проект «Методическое сопровождение педагогических работников, осуществляющих профориентацию обучающихся». Были проведены диагностические процедуры по определению профессиональных намерений учеников девятых и одиннадцатых классов, обучающихся ОУ НПО и СПО. На основе полученных данных организованы семинары с ответственными за профориентационную работу.

Основные результаты, к которым стремится Хакасский институт развития образования и повышения квалификации – это формирование базы данных эффективных технологий профориентационной работы, разработка информационного ресурса на сайте и создание модели профориентационной деятельности, в основу которой положено тьюторское сопровождение методической поддержки реализации этой работы в школах и образовательных организациях СПО.

1 http://otdelpoipk.wordpress.com
2 https://www.facebook.com/groups/NPOSPO19
3 https://plus.google.com/u/0/communities/105528907753324097999

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Главная задача – слышать работодателя
Проблемы подготовки профессиональных кадров для электроэнергетики
Инноватору «долина смерти» не страшна
Проектирование и реализация программ прикладного бакалавриата
Экспресс-форум: инновационные кадры для экономики Сибири (продолжение)
Стажировочная площадка как источник лучшего опыта и инноваций
Слияние теории и практики
Уникальный технопарк – сфера высоких технологий
В режиме интерактивного диалога
Системный подход к повышению квалификации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ