Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Технология внедрения профессиональных стандартов

Внедрение профессиональных стандартов является одним из приоритетных направлений образовательной политики РФ. В настоящее время существует 812 новых профстандартов, которыми охвачены порядка 55 процентов работающих.

18.04.2017
Просмотров: 37

Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016.

В.В. БОРОДАЧЕВ, советник при ректорате Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат технических наук, профессор

В июле 2016 года вступает в силу ФЗ №122 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающий порядок применения профессиональных стандартов (ПС) и обязывающий вузы внести соответствующие изменения во ФГОС до июля 2017 года. О наиболее актуальных вопросах внедрения ПС читателям журнала «АО» рассказывает экс­перт Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, председатель экспертной комиссии I Всероссийского конкурсного медиапроекта в сфере ДПО «Образовательный марафон».

Стандартные процедуры

Внедрение профессиональных стандартов является одним из приоритетных направлений образовательной политики РФ. В настоящее время существует 812 новых профстандартов, которыми охвачены порядка 55 процентов работающих. Поставлена задача за два-три года обеспечить профстандартами всю сферу занятости, включая постоянное обновление уже принятых ПС. Принимая во внимание, что профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают сущность необходимых для выполнения работником трудовых функций, знаний и умений, в их внедрении принимают участие государство и работодатели.

Государство информирует граждан о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и их учете в системе подготовки кадров. Так, Минтруд РФ ведет реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности) на специализированном информационном портале, там же размещается информация о ПС, разрабатываемых или планируемых к разработке.

Постановлением от 12 апреля 2016 года Правительство РФ утвердило изменения в Правила разработки, утверждения ФГОС и внесения в них коррективов, а также сроки предоставления Минтрудом РФ информации в Минобрнауки РФ об утверждении профстандартов и изменениях, внесенных в них (в течение 10 календарных дней). В свою очередь, ведомству дается 20 календарных дней для передачи этой информации разработчикам, которые должны за месячный срок определить необходимость доработки или разработки новых ФГОС в части профессиональных компетенций, вытекающих из требований новых (измененных) профстандартов и информировать об этом Минобрнауки РФ.

В течение месяца министерство рассматривает сведения, полученные от разработчиков, и при необходимости обеспечивает создание и рассмотрение проектов ФГОС после принятия соответствующих профстандартов на протяжении года. Указанные проекты Минобрнауки РФ направляет в Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям для оценки их соответствия ПС.

Что касается работодателей, то они несут ответственность и имеют полномочия по принятию кадровых решений на базе профессиональных стандартов, которые задают планку современным требованиям и принципам для выстраивания кадровой политики.

Рисунок. Схема применения профессиональных стандартов в системе высшего и дополнительного профессионального образования

Профессиональные стандарты

В центре внимания

Одним из самых часто задаваемых является вопрос о том, в каких случаях применение профессиональных стандартов считается обязательным. Ответ на него можно найти в Трудовом кодексе (ТК) РФ, который устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профстандартах, в следующих случаях:

  • согласно части второй статьи 57 ТК РФ, наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационных требований к ним должны соответствовать требованиям квалификационных справочников и профессиональных стандартов, если выполнение работ по этим должностям, профессиям и специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений;
  • согласно статье 195.3 ТК РФ, требования к квалификации работника, содержащиеся в профстандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

Следует отметить, что обязательность применения требований ПС не зависит от форм собственности организации и статуса работодателя, который имеет полномочия и несет ответственность по принятию кадровых решений, в том числе с внедрением профессиональных стандартов. При определении содержания трудового договора работодатель может принять профстандарт в целом как рекомендованный методический документ с обязательным соблюдением требований, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными нормативными правовыми актами.

Кроме того, работодатель может применять профстандарты для выявления потребности в работниках с конкретным уровнем квалификации, рационального разделения и организации труда, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий. Особую значимость для работодателя профстандарты имеют при организации подготовки работников в рамках профессионального и дополнительного профессионального образования и обучения, а также для установления системы оплаты труда.

Необходимо обратить пристальное внимание на тот факт, что обязанности работников не могут изменяться автоматически в связи с принятием профессиональных стандартов. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какого-либо вида работ, является изменение организационных и технологических условий труда. Однако в этом случае, согласно статье 74 ТК РФ, изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться только на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторон условий трудового договора.

Еще один актуальный вопрос – соответствие работников требованиям к образованию и статусу, содержащимся в профстандарте. Данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением определенной работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо соответствующие требования уже установлены ТК РФ и другими нормативными правовыми актами РФ. Необходимо подчеркнуть, что вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Работодатели также вправе проводить аттестацию работников. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, указанных в разделе «Требования к квалификации профстандарта», но качественно и в полном объеме выполняющие возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут назначаться на соответствующие должности наряду с лицами, которые соответствуют квалификационным требованиям. В целом же необходимость подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников для собственных нужд определяет работодатель на условиях и в порядке, которые  устанавливаются коллективным и трудовым договорами, а также коллективным соглашением.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ФГОС, качество образования, профессиональные стандарты, ао-88, владислав бородачев, точка зрения

Похожие материалы:
Организация системы профессиональных квалификаций
Что сдерживает развитие профессионально-общественной аккредитации?
Образовательная экспансия на мировом рынке
Преподаватель глазами студентов
Профстандарты: технология внедрения
Почему Россия не вписывается в европейскую архитектуру качества
Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества
Аккредитационные коллизии ДПО
Актуализация ФГОС при внедрении новых стандартов
ЕГЭ для бакалавров?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (95)

Ключевая тема номера – мировая конкурентоспособность России. Как повысить привлекательность страны в глазах международного сообщества, усилить экспортный потенциал образовательной системы, ответить на вызовы экономической реальности? Об этом и многом другом читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Практики продвижения отечественного образования за рубежом
Продвижение русского языка, популяризация российской культуры и образования на Кипре являются...
Из журнала
#89Колледж инновационного типа
#88Интернационализация в сфере гарантии качества образования
#89Организация системы профессиональных квалификаций
#86Сибирская кузница кадров
#89Преодоление научно-технического кризиса
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны