Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

От количества к качеству: тенденции развития СПО

Продолжая анализировать тему основных направлений развития профобразования, публикуем обзор ключевых проблем, рассмотренных Комитетом Госдумы РФ по образованию в ходе круглого стола «Повышение качества подготовки по рабочим специальностям», а также рекомендаций.

Просмотров: 961

В новых социально­-экономических условиях, когда наблюдается снижение престижа и востребованности профессионального образования, а также ощущается нехватка квалифицированных рабочих кадров, на первый план выходит задача повышения эффективности и конкурентоспособности системы СПО в образовательном пространстве современной России. Продолжая анализировать тему основных направлений развития профобразования, публикуем обзор ключевых проблем, рассмотренных Комитетом Госдумы РФ по образованию в ходе круглого стола «Повышение качества подготовки по рабочим специальностям», а также рекомендаций, принятых по итогам заседания в октябре 2015 года.

Акценты модернизации

В работе круглого стола, посвященного проблемам повышения качества подготовки рабочих кадров, приняли участие депутаты Госдумы РФ и Мосгордумы, члены Совета Федерации, представители региональных органов законодательной и исполнительной власти, члены Общественной и Торгово-промышленной палат, Союза директоров ссузов России, образовательных и других организаций.

В процессе обсуждения на первый план была выдвинута задача создания и совершенствования системы подготовки квалифицированных рабочих кадров. Такие показатели, как обеспечение качественной и эффективной подготовки в соответствии с потребностями экономики и общества, способность адаптироваться к социально-­экономическим изменениям, предоставление широких возможностей разным категориям граждан в приобретении необходимых навыков и прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности, депутаты и эксперты отметили в качестве ключевых. На заседании рассматривались и основные направления модернизации системы профобразования, в частности, процесс регионализации.

Согласно данным статистики, в настоящее время в России функционирует около 4 тыс. профессиональных образовательных организаций, из которых 1,3 тыс. реализуют только программы подготовки квалифицированных рабочих. Что касается программ среднего профессионального образования, преподавание на их основе осуществляется более чем в 400 вузах страны.

Среди наиболее значимых результатов процесса модернизации участники встречи назвали расширение спектра программ профессионального обучения и совершенствование их содержания, изменение объемов и обновление структуры подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда, становление региональных моделей сетей организаций профобразования, интеграцию в международное образовательное пространство. Кроме того, были представлены сведения по реструктуризации сети профессиональных организаций в субъектах РФ: уменьшение количества образовательных организаций, реализующих только программы подготовки квалифицированных рабочих, при одновременном увеличении организаций, реализующих оба типа программ.

В рамках обсуждения рассмотрен вопрос о мерах социальной поддержки педагогических работников профессиональных организаций. Привлечено внимание и к проблеме получения преподавателями СПО дополнительного профессионального образования, поскольку это связано с отсутствием соответствующей квалификации у более 70 процентов педагогического состава.

Анализ реализации положений федеральной целевой программы развития образования по направлению «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации» также выявил ряд острых моментов. В их числе можно отметить существенную модернизацию производственной базы и обновление содержания профессиональной подготовки большинством колледжей и техникумов при резком уменьшении доли преподавателей, использующих производственное оборудование в учебном процессе, а также недостаточно широкое применение возможностей информатизации обучения вследствие низкого уровня заинтересованности со стороны обучающихся и педагогов.

Объем субсидий из средств федерального бюджета в 2014 году на реализацию региональных программ развития профессионального образования составляет 1,88 млрд. рублей. Объем софинансирования субъектов Российской Федерации на эти цели в 2014 году составляет 1,924 млрд. рублей.

В фокусе оказалась еще одна проблема и одновременно механизм развития профобразования – взаимодействие работодателей с образовательными организациями по линии разработки программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Участие работодателей в этих процессах было признано недостаточным, а в качестве следствия эксперты отметили низкую эффективность бюджетных затрат на обучение студентов по не сертифицированным работодателями образовательным программам в колледжах. Так, более 60 процентов работодателей указали на нехватку квалифицированных рабочих кадров, 19 процентов подчеркнули их острый дефицит.

Для решения задачи подготовки квалифицированных рабочих кадров отмечена важность развития образования взрослых как компонента процесса непрерывного образования, в современных условиях представляющего собой систему формальных и неформальных образовательных организаций в сочетании с разнообразными формами самообразования. Участники круглого стола обратили внимание на создание благоприятных условий для сочетания трудового и учебного процессов с помощью закрепления широкого спектра процедур – таких как обучение взрослых, официальное признание квалификаций, знаний и умений, приобретенных в процессе повседневной и профессиональной жизнедеятельности.

По мнению экспертов, необходимым инструментом модернизации системы профессионального обучения, наряду с непрерывным образованием, может также стать современная система профориентации и консультирования по вопросам развития карьеры. Эта система предполагает предоставление обучающимся возможности еще в школе ознакомиться с несколькими группами специальностей и осознанно выбрать направление будущей профессиональной деятельности.

Среди других механизмов, способствующих повышению качества подготовки квалифицированных рабочих кадров, были названы:

  • реализация целевого приема в системе СПО;
  • активное участие федеральных органов власти в процессе формирования контрольных цифр приема по специальностям высокотехнологичных отраслей промышленности и финансировании их подготовки;
  • создание прозрачной информационной среды, содержащей сведения об актуальном состоянии рынка труда и прогнозах его дальнейшего развития.

По сравнению с 2012 годом количество профессиональных образовательных организаций в 2014 году уменьшилось на 15 процентов. Общий контингент обучающихся за аналогичный период сократился на 2,3 процента и составляет в 2014 году 2,3 млн. человек. Кроме того, в вузах по программам среднего профобразования обучается еще 0,5 млн.

Перспективы развития

По итогам обсуждения были подготовлены и утверждены рекомендации, направленные различным заинтересованным структурам и ведомствам. Среди них Комитет Госдумы РФ по образованию, Правительство РФ, Минобрнауки РФ, органы законодательной и исполнительной власти, а также работодатели и их объединения. Эти положения отразили наиболее актуальные и приоритетные направления государственной образовательной политики.

По части развития эффективности и конкурентоспособности профобразования авторы документа отметили необходимость проведения анализа правоприменительной практики в отношении обеспечения общедоступности профобразования и внедрения в его систему практикоориентированных моделей обучения. Исходя из интересов продвижения СПО на современном образовательном рынке, Комитетом Госдумы РФ по образованию направлена в адрес Минобрнауки РФ рекомендация изучить возможность проведения целевого приема абитуриентов.

В рамках процесса регионализации СПО предложено обеспечить государственной поддержкой региональные системы профобразования, уделив особое внимание инновационным образовательным программам, направленным на подготовку кадров для приоритетных отраслей экономики региона, а также совершенствовать механизмы мониторинга кадровых потребностей регионального рынка труда.

Такие пункты, как приоритетное выделение бюджетных средств на реализацию мероприятий ФЦПРО 2016-2020 годов, разработка механизма поощрения предприятий, инвестирующих средства в развитие профессионального образования, осуществление работы по развитию государственно-частного партнерства бизнеса и образования, обозначили тенденции экономической политики, проводимой государством в отношении системы профобразования.

В перечень рекомендаций также вошли положения, касающиеся оценки качества образования, развития системы профориентации и консультирования по вопросам карьеры, реализации концепции непрерывного образования взрослых и оказания социальной помощи обучающимся, педагогам и молодым специалистам.

Еще одной мерой, направленной на совершенствование системы СПО, стал проект приказа Минтруда РФ «Об утверждении списка перспективных и востребованных на рынке труда профессий и специальностей». Планируется, что в соответствии с предусмотренными списком профессиями и специальностями будут внедряться эффективные формы подготовки работников системы профобразования. Документ составлен с учетом контрольных цифр приема в сфере высокотехнологичных отраслей промышленности, общего контингента обучающихся по профессиям (специальностям) профобразования, а также компетенций участников конкурсов в рамках чемпионатов WorldSkills. Список направлен на рассмотрение в адрес Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально­трудовых отношений. В ближайшее время его планируется утвердить локальным нормативным актом Минтруда РФ и поддерживать в актуальном состоянии с учетом мониторинга рынка труда.

Механизмы реализации

Очевидно, что предпринимаемые правительством меры актуальны не только в контексте модернизации системы среднего профессионального образования. Их реализация является значимым механизмом осуществления социально-­экономических преобразований России на современном этапе. Ожидается, что работа с рекомендациями круглого стола и использование списка востребованных профессий станут вехами на пути совершенствования системы кадровой подготовки, а также российского образования в целом.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
СПО: сентябрьские тезисы
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
Минобрнауки РФ реформирует систему СПО: подведены промежуточные итоги
Дуальное образование в России
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Ключевые проблемы профессионального образования
Двойное опережение подготовки педагогов
Зачем нужна сертификация квалификаций
Подготовка кадров для ИКТ-кластера
Качество образования определяет содержание

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ