Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ТГГПУ - будущее педагогического образования

ТГГПУ – крупный научно-образовательный центр – выдвинул идею создания единой целостной системы непрерывного профессионального педагогического образования в рамках научно-педагогического кластера

Просмотров: 3865
ЗАМАЛЕТДИНОВ Радиф Рифкатович – ректор Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктор
филологических наук, профессор

Университет, обращенный в будущее

Так определил значение и вектор развития Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев.

Достижения

ТГГПУ является одним из старейших высших учебных заведений страны. Свою историю он ведет от Казанского учительского института, основанного в октябре 1876 года.

В последующие годы вуз несколько раз сменил наименования, но при этом его основная миссия и направления деятельности не менялись. Более ста тридцати лет вуз готовит кадры высокой квалификации для различных образовательных учреждений Поволжья, Приуралья и Сибири, вносит значительный вклад в развитие просвещения, науки и культуры народов страны. Учебное заведение стало основой для развития высшего педагогического образования в национальных республиках Поволжья и Приуралья. В 30-е годы XX века на его базе были созданы самостоятельные педагогические вузы в Чебоксарах, Йошкар-Оле и Ижевске.

За достижения в области народного образования вуз награжден орденом Трудового Красного Знамени (1976), Переходящим Красным Знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ (1978), стал обладателем
звания «Лучший педагогический вуз СССР». Университет является лауреатом Всероссийского конкурса высших учебных заведений в номинации «Проект года», обладателем золотой медали «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России» (2005), дипломантом Всероссийского конкурса СМК «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» (2008), обладателем сертификата соответствия требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001:2001).

Золотыми буквами в историю университета вписаны имена выдающихся ученых, действительных членов АН СССР, работавших здесь в разные годы и создавших научные школы: В.В. Адоратский, А.Е. Арбузов, Б.А. Арбузов, К.А. Валиев, Б.Д. Греков, Н.С. Державин, Е.А. Косминский, С.П. Обнорский, И.Е. Тамм, Е.В. Тарле, Н.Г. Чеботарев, а также А.М. Курбангалиев, М.А. Фазлуллин, М.И. Абдрахманов, М.И. Альмухаметов, Б.В. Болгарский, Д. Валиди, М.З. Закиев и другие.

Яркие страницы биографии вуза представляют его выпускники – тысячи отличников просвещения, сотни заслуженных учителей, крупные ученые, писатели, деятели культуры, государственные деятели, военачальники, прославленные спортсмены. Среди них президент Академии педагогических наук СССР академик В.М. Хвостов, Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии Муса Джалиль, народные писатели ТАССР Амирхан Еники и Мухаммат Магдеев, народные поэты Республики Татарстан Сибгат Хаким и Илдар Юзеев, лауреат Государственной премии РФ Ренат Харис, писатели и поэты Абдулла Алиш, Гадель Кутуй, Хади Такташ, народный поэт Чувашии Петер Хузангай, чемпионы мира Н. Гилязова, В. Никонова, Р. Бакиев, Н. Фасахов, А. Хамматов, О. Данилова, призеры олимпийских игр Д. Капустин, Ю. Сотникова, десятки чемпионов Европы и России.

Потенциал

ТГГПУ – крупный научно-образовательный центр со сложившимися традициями, призваный формировать конкурентоспособную и социально успешную личность, специалиста нового типа. ТГГПУ выдвинул идею создания единой и целостной системы непрерывного профессионального педагогического образования в рамках научно-педагогического кластера. Головным вузом кластера является ТГГПУ. Это начинание поддержано президентом Республики Татарстан М.Ш. Шаймиевым, став ключевым в стратегии развития Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета до 2015 года. В качестве приоритетных направлений определены:

  • утверждение университета в роли базового ресурсно-координационного центра региональной системы непрерывного гуманитарно-педагогического образования;
  • реализация национально-культурной миссии университета в области образования, науки и культуры;
  • интеграция в мировое образовательнонаучное и культурное пространство.

Президентом Татарстана направлено письмо Президенту РФ Д.А. Медведеву с просьбой поддержать инициативу республики в создании регионального научно-образовательного гуманитарнопедагогического кластера во главе с ТГГПУ и придать ему статус федерального пилотного проекта по модернизации системы подготовки и повышения квалификации работников образования.

В состав ТГГПУ входят институты педагогики и психологии, иностранных языков, дополнительного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, научно-исследовательский институт гуманитарных и педагогических исследований, а также естественногеографический, математический, физический, социально-экономический, юридический, исторический, музыкальный факультеты, изобразительного искусства и дизайна, татарской филологии, физической культуры.

Сегодня в ТГГПУ обучается около 12 тыс. студентов по 7 укрупненным группам специальностей и 225 образовательным программам разного уровня. Здесь получают высшее профессиональное образование будущие учителя татарского, русского, иностранных языков, истории, географии, химии, биологии, математики, физики, информатики, физической культуры, музыки, изобразительного искусства, права, а также психологи, педагоги дошкольного и начального образования, экологи, логопеды, специалисты по социальнокультурному сервису и туризму. С 2005 года университет готовит специалистов гуманитарного и социально-экономического профилей: лингвистов, переводчиков, маркетологов, специалистов по государственному и муниципальному управлению, управлению персоналом, менеджеров организации, специалистов по мировой и национальной экономике и др.

Вуз имеет высокий кадровый и научный потенциал. В докторантуре и аспирантуре по более чем 10 отраслям науки и 23 специальностям успешно обучается около 300 человек. На 69 кафедрах трудится около тысячи преподавателей. В вузе действуют четыре совета по защите докторских и кандидатских диссертаций. Ежегодно учеными университета публикуется до 2 тыс. научных работ, в том числе учебники и учебные пособия на русском, татарском, английском и других языках.

Профориентация

ТГГПУ сегодня является одним из самых востребованных вузов. Об этом свидетельствуют результаты приема абитуриентов на 2009-2010 учебный год. Общий конкурс при поступлении на дневную бюджетную форму обучения составил 5,5 человека на место. В трудных демографических условиях этого года набор осуществлен полностью, также приняты абитуриенты и на платной основе.

Этому способствовала система работы вуза по профессиональной ориентации школьников – потенциальных абитуриентов. Ученым советом университета приняты положение о работе по профориентации, допрофессиональной и довузовской подготовке учащейся молодежи гуманитарно-педагогического профиля, комплексный план работы по профориентации, предусматривающие работу каждого преподавателя, студента, всех кафедр, факультетов, институтов со школьниками. Помимо индивидуальной работы, ТГГПУ проводит республиканские, массовые мероприятия со школьниками и одаренными детьми. Стали традиционными республиканская научно-исследовательская конференция «Я – исследователь», республиканские конкурсы «Эрудит», «Педагогический Олимп – 2009», «Трансформер – 2009»,  и другие.

Регулярно проводятся международные, всероссийские, республиканские научно-практические конференции по актуальным проблемам языкознания, педагогики и естественно-математическим наукам.

Воспитание

В ТГГПУ создана одна из лучших в республике и стране система воспитательной работы и студенческого самоуправления. Более 80 процентов студентов вовлечены в общественные студенческие организации, принимают участие в художественной самодеятельности, спортивной жизни вуза, республики, страны. В университете активно работают студенческий комитет, клуб первокурсников «Юниор», спортклуб, фестивальный клуб, совет студенческих деканов, совет отличников, множество педагогических отрядов, штаб студенческих трудовых отрядов, поисковый отряд «Снежный десант», движение «Брейн-ринг», КВН, театр «Мизгел», студенческие газеты на русском и татарском языках.

С 1999 года университет завоевывает гран-при и первые места на межвузовском фестивале «Студенческая весна» Казани. В 2005 году модель организации студенческого самоуправления ТГГПУ стала дипломантом I степени на Всероссийском конкурсе. В 2007 году деятельность студенческого комитета университета была признана лучшей в России. Студенты университета стали победителями в конкурсе «Студент года Республики Татарстан» 2005 и 2008 годов. Тринадцать лет подряд ТГГПУ является победителем спартакиады вузов Республики Татарстан.

Теология

С 2007 года ТГГПУ принимает участие в реализации федеральной Комплексной программы содействия развитию сферы религиозного образования на 2005-2015 годы.

Для координации работы по реализации Комплексной программы в университете создан Центр изучения истории, культуры и образования народов Поволжья и Приуралья. Его основной задачей является взаимодействие с мусульманскими организациями, научно-исследовательскими центрами в России и за рубежом по вопросам разработки и апробации образовательных программ с обязательным изучением истории, культуры и образования народов Поволжья и Приуралья.

В рамках реализации комплексной программы в ТГГПУ создан учебно-методический совет, который обеспечивает реализацию образовательных программ профессиональной подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. В его состав входят учебно-методические комиссии по смежным исламоведению конфессиональным дисциплинам, восточным языкам и наукам – философии, социологии, религиоведению, культурологии, искусствоведению, истории, а также социально-экономическим, юридическим дисциплинам.

Совместно с Российским исламским университетом в настоящее время разработано около 300 наименований учебно-методической литературы по истории и культуре ислама на русском, татарском, английском и арабском языках: например, «Исламская цивилизация» С.Х. Кямилева, «Практикум по фразеологии Корана» Р.Р. Закирова, «Мусульманское искусство в Волго-Уральском регионе» Г.Ф. Сулеймановой, «Арабо-мусульманская философия» Т. Ибрагим и др. Все пособия прошли независимую религиоведческую экспертизу.

С 2009 года ведется активная работа по повышению качества среднего профессионального мусульманского образования (медресе), осуществляется широкое привлечение преподавательского состава медресе к работе над программами курсов, учебно-методическими пособиями, хрестоматиями и др.

В рамках данного проекта в ТГГПУ обучаются группы с углубленным изучением истории и культуры ислама по следующим направлениям:

  • мировая экономика со специализацией«Экономика исламских государств»;
  • юриспруденция со специализацией«Право мусульманских стран»;
  • арабский и английский языки.

Студенты в эти группы набираются на конкурсной основе по рекомендации Духовного управления мусульман Татарстана.

Международная деятельность

Международная деятельность университета осуществляется по следующим основным направлениям: расширение международных связей в области образования, культуры и науки с зарубежным учебными заведениями, посольствами, фондами; совершенствование платных образовательных услуг иностранным гражданам; повышение академической мобильности студентов и сотрудников университета; сотрудничество с татарскими диаспорами за рубежом. ТГГПУ сотрудничает с 20 университетами 13 зарубежных стран. Среди них Университет Аль-Азхар (Египет), Педагогический университет г. Линьи, Гуансийский педагогический университет, Пекинский университет международного обучения, Тяньцзиньский университет иностранных языков, Хунаньский педагогический университет, Шанхайский педагогический университет (Китайская Народная Республика), «Новая Сорбонна – Париж III», Университет «Париж XII» (Франция), Аденский университет (Йемен), Университет Тишрин (Сирия), Университет Джараш (Иордания), Экзаменационный Синдикат Кембриджского университета Cambridge ESOL (Великобритания), Пусанский университет иностранных языков, Университет «Енгчин» (Южная Корея) и др. Осуществляется сотрудничество с международными общественными организациями и фондами, среди которых Немецкий центр им. Гете в Москве, фонд ДААД (Германия), Международная Федерация преподавателей французского языка, представительства издательств Лонгман-Пирсон, Макмиллан, Оксфорд, Кембридж (Великобритания), Американские Советы по международному образованию (США), Учреждение «Салиха» по научным исследованиям (Тунис). Поддерживаются контакты с посольствами зарубежных стран: Германии, Франции, США, Японии.

Это позволило повысить академическую и научную мобильность студентов и преподавателей ТГГПУ.

Студенты и преподаватели вуза регулярно выезжают за рубеж на стажировки, международные конференции, симпозиумы. Стали традиционными языковые стажировки в университете «Новая Сорбонна-Париж III» (Франция), Техническом университете г. Брауншвейг
(Германия), Пекинском университете международного обучения (Китай), Каирском государственном университете (Египет) и университете Тишрин (Сирия). Например, с 2006 по 2009 годы в течение трех месяцев 57 студентов восточного отделения института иностранных языков ТГГПУ стажировались в университете Тишрин (Сирия) и получили сертификаты о прохождении языковой практики.

В Институте иностранных языков ТГГПУ создан Республиканский центр лингвистической подготовки при поддержке и содействии Кабинета Министров Республики Татарстан (2006).

Ведется работа по программе «Двойной диплом» с университетом «Новая Сорбонна-Париж III».

За последние десять лет в университете обучалось более тысячи иностранных граждан из 18 стран дальнего и ближнего зарубежья: Австралии, Азербайджана, Вьетнама, Йемена, Казахстана, Киргизии, Китая, Марокко, Мексики, Пакистана, Палестины, Польши, Сирии, США, Туркменистана, Турции, Узбекистана, Южной Кореи.

В университете особое внимание уделяется сотрудничеству с восточными странами. На восточном отделении Института иностранных языков с 1992 года ведется подготовка специалистов по арабскому, турецкому, персидскому, китайскому, японскому языкам. С 2008 года введена новая специальность – арабский и английский языки с углубленным изучением истории и культуры ислама. Университет привлекает для преподавания иностранных специалистов – носителей языка: английского, китайского, персидского, японского, французского.

На базе восточного отделения института иностранных языков ТГГПУ созданы и успешно функционируют Арабский культурный центр «Аль-Хадара», центры иранистики и турецкого языка.

В ТГГПУ проводятся летние интенсивные краткосрочные языковые курсы. Например, в 2008 и 2009 годах студенты вузов из штата Аризона (США) изучали татарский и русский языки и культуру народов, проживающих в Татарстане.

Ежегодно проводится около 20 различных мероприятий международного уровня. Так, в январе 2009 года ТГГПУ посетил губернатор провинции Восточный Азербайджан (Иран) господин Алиреза Биги. В результате переговоров, был подписан меморандум о сотрудничестве между ТГГПУ и Азербайджанским педагогическим университетом г. Тебриз. В июне 2009 года в университете состоялась встреча с членами Административного совета исламских столиц и городов. Генеральный секретарь организации Омар Абдулла Кади и ректор ТГГПУ Р.Р. Замалетдинов подписали меморандум о сотрудничестве. Стали традиционными официальные визиты в ТГГПУ руководителей министерства образования, сотрудников посольства Франции, ученых университета «Новая Сорбонна-Париж III».

ТГГПУ активно участвует в международной жизни Республики Татарстан, сотрудничает с Департаментом внешних связей аппарата президента Республики Татарстан, министерствами.

В систему работы ТГГПУ вошла подготовка переводчиков из числа студентов и преподавателей на различные международные мероприятия, проводимые в Татарстане. Среди них 50-я сессия ПИАК «Казань и алтайская цивилизация», Международный кинофестиваль «Золотой Минбар», 27-е заседание Административного совета Организации исламских столиц и городов.

За большой вклад в развитие международных отношений звание «Почетный профессор ТГГПУ» присвоено 6 иностранным гражданам: профессорам университетов и госчиновникам.

Общественное партнерство

Важным условием реализации стратегии развития ТГГПУ является расширение сферы государственно-общественного партнерства. Так, университет проводит значительную работу в области развития связей с общественностью, активно привлекая членов попечительского совета, ассоциацию выпускников университета, совет старейшин ТГГПУ, совет ветеранов ТГГПУ.

Основа развития

Вуз продолжает свое уверенное движение в XXI век. Надежным залогом этому служит современная материально-техническая база университета, его мощный профессорско-преподавательский состав, чье стремление к совершенствованию системы образования доказано многими годами безупречного труда.

PS. Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет находится по адресу: РТ, г. Казань,ул. Татарстан, 2, тел. (843) 292-42-87, тел. приемной комиссии (843) 292-20-17, факс (843) 292-42-74, www.tggpu.ru.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
АГИМС: учиться с желанием
Инновационное образование для автомобильной отрасли
Инновационная идеология КГТУ
НГТТИ: от техникума до института
Интеграция науки и образования
Содержание профессиональной подготовки педагогов
Татарстан: конкурентоспособная система образования
Новый педагог – поле особого внимания Северо-Осетинского государственного педагогического института
ТИСБИ: инновационный рост
Казанский педагогический колледж как стартовая площадка

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ