Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ТГУ - Модульный подход помогает поднять качество

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина внедрил модульно-рейтинговую систему оценки успеваемости и качества знаний студентов, построенная на том, что подготовка специалиста с прочными базовыми знаниями зависит от способа их формирования.

Просмотров: 1867
Мамонтов Владимир Дмитриевич – проректор по учебной работе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, доктор экономических наук, профессор

В 2008-2009 учебном году в Тамбовском государственном университете им. Г.р. Державина была внедрена модульно-рейтинговая система оценки успеваемости и качества знаний студентов, построенная на том, что подготовка специалиста с прочными базовыми знаниями зависит от способа их формирования. О достоинствах этой системы и других факторах, благотворно влияющих на подготовку выпускников, рассуждает в своем интервью проректор по учебной работе Владимир МАМОНТОВ.

– Каковы результаты профориентационной работы в вашем вузе? Какие её формы наиболее эффективны?

– Формы, методы, инструменты, применяемые в профориентационной работе, определяются сложившейся демографической ситуацией, положением на рынке труда в регионе и в стране в целом, востребованностью работников конкретных специальностей и образовательной политикой государства, касающейся условий приема на первый курс.

В нашем вузе система подготовки и отбора абитуриентов уже сложилась. В частности имеется подготовительное отделение, работают очные и заочные подготовительные курсы, на которых ежегодно обучается более 1600 человек. До 40% из них по конкурсу поступают в вуз. Ведется подготовка выпускников школ к ЕГЭ (репетиционное компьютерное тестирование). Совместно с управлением образования и науки Тамбовской области организуются олимпиады и творческие конкурсы.

Следует отметить, что «найти своего абитуриента» сейчас сложнее, нежели ранее. В современных условиях требуется индивидуализация профориентационной работы.

Конкурс при поступлении в вуз мы обеспечили вопреки сложной демографической ситуации. Это главный результат профориентационной работы. В университет пришли лучшие выпускники школ. Количество медалистов составляет примерно 11-13% от общего числа поступивших.

По данным 2009 года, наиболее высокий конкурс на очном отделении был по специальностям «Социология» (3,8 человека на место), «Лечебное дело» (8,0), «Прикладная информатика (по областям)» (6,7), «Финансы и кредит» (7,1), «Издательское дело и редактирование» (5,2), «Юриспруденция» (4,5), «Организация и технология защиты информации» (3,0) и др.

Состоялся конкурс и на заочном отделении.

Около 98% абитуриентов – жители Тамбовской области. Количество поступающих из городов, как правило, в 1,5-1,8 раза больше, чем из сельской местности. Это можно объяснить более низким уровнем подготовки выпускников сельских школ, а также демографической ситуацией.

– А как вы оцениваете качество подготовки абитуриентов в целом? Есть ли необходимость доучивать первокурсников, для того чтобы поднять качество университетского образования? Если да, каким образом это осуществляется?

– Отмечу, что введение ЕГЭ не способствовало в полной мере решению тех задач, которые возлагаются на выпускной экзамен. С такой формой итоговой аттестации плохо согласуется творческое начало в учебной деятельности, и она не может служить объективным показателем качества обучения. Кроме того, равные условия поступления в вузы не создают равные возможности для абитуриентов по причине действия экономического, социального и множества других факторов. Да и коррупция с введением ЕГЭ не исчезла, а переместилась в школы, точнее говоря, в область полномочий чиновников от образования.

В начале 2009-2010 учебного года и в период зимней экзаменационной сессии мы провели тестирование первокурсников по русскому языку и профильным предметам. Неудовлетворительных оценок оказалось немало, по итогам зимней сессии – примерно 20,1%. Это наводит на размышления по поводу объективности ЕГЭ. Но самое главное: у студентов снижается уровень аналитического мышления, они не умеют формулировать свои мысли и рассуждать. Безусловно, первокурсников приходится доучивать, организуя курсы по иностранному языку, литературе и другим дисциплинам. Самое сложное в этом процессе преодоление «школярства», которое ЕГЭ развивает в худшем варианте.

– Положительное влияние на качество образования оказывает участие в приоритетном национальном проекте «Образование». Тамбовский госуниверситет уже пробовал свои силы в этом направлении. Расскажите нашим читателям о результатах участия в конкурсе инновационных программ.

– Результатом была победа.

Наша программа посвящена созданию на выпускающих кафедрах инновационной среды, включающей центры кристаллизации инновационной деятельности («точки роста») и появлению волны предпринимателей в области новых технологий. Она предполагает:

  1. осуществление мероприятий по пяти приоритетным направлениям («Информационно-телекоммуникационные системы», «Нанотехнологии и наноматериалы», «Живые системы», «Рациональное природопользование» и «Непрерывное образование»);
  2. подготовку специалистов, способных представить на рынок товаров и услуг конкурентоспособный товар и быть востребованными ещё до окончания университета.

Это требует ориентации образовательных программ на формирование у студентов навыков эффективно применять на практике знания и умения, внедрения новых технологий, прогрессивных форм организации образовательного процесса, интерактивных методов обучения и использования учебно-методических материалов, соответствующих мировому уровню.

В результате реализации программы университет становится территорией инновационного развития.

– На ваш взгляд, какие еще формы и методы способствуют повышению качества образования?

– С нашей точки зрения одним из прогрессивных способов организации и повышения качества учебного процесса можно считать модульный подход. В 2008-2009 учебном году в университете была внедрена модульно-рейтинговая система оценки успеваемости и качества знаний студентов (далее МРС). В ее основу положена концепция, построенная на том, что подготовка специалиста с прочными базовыми знаниями зависит от способа их формирования. Комплекс модульного обучения позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение, создает условия для активной познавательной и самостоятельной деятельности учащихся.

В ходе изучения каждого модуля проверяется освоение теоретического материала и приобретение практических умений и навыков (текущий контроль). При проведении контрольных мероприятий преподаватели используют платформу E-learning, которая применяется для дистанционного и смешанного обучения и создания электронных учебных курсов, тренингов и тестов.

По сравнению с традиционными системами оценки успеваемости и качества знаний МРС обладает рядом преимуществ, к которым относятся:

  • системный подход к построению курса и определению его содержания;
  • обеспечение методического согласования и преемственности модулей и их внутреннего содержания;
  • эффективный текущий контроль усвоения знаний студентами;
  • выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя.

Уже в первый год обучения с применением МРС были получены хорошие результаты: активизировались творческое начало всех участников педагогического процесса, усилилась индивидуализация обучения, самостоятельная работа студентов стала более интенсивной

Модульно-рейтинговое обучение способствует развитию и закреплению системного подхода к изучению дисциплины, формирует у студентов навыки самоконтроля, требовательность к себе, ставит их перед необходимостью регулярной учебной работы, служит стимулом для самостоятельных систематических занятий, способствует росту заинтересованности в результатах и в итоге повышает качество образования.

В ходе реализации МРС были выявлены проблемы, с которыми сталкивались и другие вузы, например, установление истинной степени обученности студентов, соответствие уровня усвоения материала (качество знаний) количественным характеристикам оценки различных видов учебной работы (баллам за учебные достижения) и т.д.

Для выявления результативности системы было проведено анкетирование студентов.

Относятся к рейтинговой системе скорее положительно 32,6% опрошенных, в целом положительно – 29,5%, скорее отрицательно – 17,7%, отрицательно – 6,4%, нейтрально – 13,7%.

45% студентов считает, что МРС повышает качество учебного процесса, 35% – что не повышает и не понижает, и только, 19,6% – что зачастую понижает.

Первым достоинством МРС по мнению респондентов является стимулирование самостоятельности (41,2%), вторым – повышение мотивации (22,1%).

Все изложенное позволяет сделать вывод, что модульно-рейтинговая система создает условия для регулярной работы студентов в течение семестра. При этом высокий уровень посещаемости занятий поддерживается только балльной системой, без каких-либо внешних санкций.

– А каков следующий этап в совершенствовании учебного процесса?

– Это переход на систему зачетных единиц.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Международные стандарты – в лучших флотских традициях!
Кубанский государственный университет: инициатива, динамика, открытость
Челябинский государственный университет: оценка качества
Уральская государственная медицинская академия: мы нашли своих абитуриентов
Обзор рынка труда Чувашской республики
Процессы модернизации в Ростовском государственном экономическом университете
Физкультурный вуз: курс на электронику и инновации
Цель – выпускник с хорошим потенциалом
Методика внутреннего аудита
КИГИТ – вуз для творческих людей

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ