Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Юбилеи Гнесинского дома

Хороший повод вновь обратиться к истории отечественного музыкального образования: в последний день мая исполнилось сто сорок лет со дня рождения Е.Ф. Гнесиной, в феврале будет отмечаться семьдесят лет РАМ им. Гнесиных и сто двадцать – Гнесинского дома

Просмотров: 112
Г.В. МАЯРОВСКАЯ, и.о. ректора Российской академии музыки имени Гнесиных, заслуженный деятель искусств РФ

Хороший повод вновь обратиться к истории отечественного музыкального образования: в последний день мая исполнилось сто сорок лет со дня рождения Е.Ф. Гнесиной, в феврале будет отмечаться семьдесят лет РАМ им. Гнесиных и сто двадцать – Гнесинского дома.

Система российского музыкального образования – уникальное явление национальной и мировой культуры. Она складывалась на протяжении нескольких столетий, вырабатывая собственные принципы и нормы. Их сохранение и развитие взяла на себя семья Гнесиных, которая пришла в музыкальную педагогику на рубеже XIX-XX веков.

Семья Гнесиных

Из семьи музыкантов Гнесиных, в которой было двенадцать детей, широкую известность получили пять сестер – Елена, Евгения, Мария, Елизавета, Ольга, и один из братьев – композитор Михаил Гнесин. Музыкальные таланты они унаследовали от матери – певицы Беллы Исаевны Флетзингер-­Гнесиной, активную гражданскую позицию от отца – Фабиана Осиповича Гнесина, казённого раввина Ростова-на-Дону.

В столицу семья постепенно перебралась, когда старшие сестры одна за другой поступили учиться в Московскую консерваторию. С молодых лет они мечтали о новом, демократичном и доступном музыкальном образовании. Первое музыкальное учебное заведение, ставшее основой Гнесинского дома, было открыто сестрами в 1895 году в Москве, а брат в период с 1914 по 1921 годы организовал первую в России музыкальную школу и народную консерваторию, а также общество «Музыкальная библиотека им. Н.А. Римского­Корсакова» в Ростове-на-Дону. В 1923 году он, присоединившись к семейному делу, создал отдел композиции и теории музыки в училище.

В течение семи десятилетий Гнесинский дом возглавляла Елена Фабиановна Гнесина. В 1944-1953 годах она занимала пост директора, а в 1953-1967-м – художественного руководителя, в 1944-1958-м также заведовала кафедрой специального фортепиано. Являясь живым олицетворением великих музыкальных традиций, она сумела сплотить вокруг себя музыкантов нескольких поколений.

Елена Фабиановна была выдающейся пианисткой и, как теперь говорится, «эффективным менеджером». Она смогла позаботиться не только о высоком качестве музыкального образования, но и о комфортных условиях обучения. Уже в 30-е годы прошлого века видный московский архитектор Александр Тишин спроектировал задуманное ею здание Гнесинского института, еще при ее жизни, в 1966 году, было начато строительство Гнесинского колледжа. Сегодня страна пользуется этими плодами: современная академия управляет комплексом зданий, одно из которых, Дом Шувалова, является памятником федерального значения, а квартира самой Елены Фабиановны – государственным музеем.

Благодаря своей непреклонной воле, неиссякаемой энергии и самоотверженности, Елена Фабиановна сумела сохранить и постоянно расширять масштабы учебных заведений на самых крутых поворотах истории. Рост количества и профессионального уровня учащихся скоро сделал Гнесинское училище­техникум одним из лучших во всесоюзном масштабе средних учебных заведений, готовящих и лучшие кадры для консерватории. Это привело к идее создать новый музыкальный вуз, и Е.Ф. Гнесина самым решительным образом добилась её воплощения.

Школа – училище – вуз

Первоначально в вузе было четыре факультета – фортепианный, оркестровый, вокальный и историко-теоретико-­композиторский, в их составе – восемь кафедр. С первых дней здесь работали наиболее выдающиеся музыканты своего времени, среди которых Г.Г. Нейгауз, М.В. Юдина, Л.Н. Оборин, Т.Д. Гутман, В.В. Борисовский, С.М. Козолупов, К.А. Эрдели, М.Ф. Гнесин, Н.И. Сперанский, М.И. Табаков, Н.И. Платонов, В.Э. Ферман, В.Д. Конен, Н.А. Гарбузов. Первыми деканами факультетов были А.Н. Юровский, А.К. Власов, Н.А. Вербова и С.С. Скребков. В 1946 году известный хормейстер К.Б. Птица организовал и возглавил дирижерско-хоровой факультет, а еще через два года впервые в истории высшего образования был основан факультет народных инструментов (первый руководитель – А.С. Илюхин).

По сравнению с консерваториями в ГМПИ им. Гнесиных сформировались глубокие учебные курсы педагогической практики и методики обучения. Число студентов института неуклонно возрастало, вуз быстро завоевывал авторитет как один из крупнейших музыкально-образовательных центров страны, наряду с Московской и Ленинградской (Петербургской) консерваториями.

За десятилетия творческой жизни Гнесинский дом объединил огромное количество людей, идей и достижений. Трехступенчатая система музыкального образования, созданная здесь, впитала все лучшее, что было достигнуто ранее, и привнесла новое – чрезвычайно продуманную систему воспитания профессионала с детских лет до творческой зрелости.

В отличие от прежней системы семья Гнесиных могла довести до совершенства отнюдь не только редкие исключительные таланты, но и просто способных, перспективных молодых людей. Гнесины нашли методические секреты, которые делали преподавателя гораздо более активным участником процесса музыкального воспитания. Помощь преподавателя ученику стала исключительно эффективной, поистине бесценной: полагаясь на нее, каждый добросовестный ученик мог не сомневаться в высочайшей квалификации, которую он получит. Из неуловимого и тонкого искусства музыкальная педагогика практически стала наукой, и ее открытиями теперь могли воспользоваться тысячи людей.

Полнота гнесинского музыкально-педагогического комплекса – воплощение мечты Елены Фабиановны Гнесиной. В 50-е годы, когда новый музыкальный вуз подготовил первых выпускников, Гнесинский дом был единой структурой под ее руководством. Так обеспечивалась полная творческая и методическая преемственность всех этапов музыкального образования. Удалось это осуществить и ныне, когда школа, училище и вуз вновь стали единой организационной структурой. Таким образом, в вузе искусства был реализован курс на укрупнение образовательных организаций, на вхождение в высшее звено предшествующих уровней подготовки.

Созданная Гнесиными система музыкального образования сразу сделала Гнесинские учебные заведения лидерами в своей области. Именно здесь рождались учебные планы, программы, пособия и методические разработки, которыми пользовались педагоги-музыканты по всей стране. Причем педагоги не только консерваторского уровня, но и преподаватели музыкальных школ и училищ. До сих пор академия сохраняет ведущие позиции в области педагогики и методики: здесь работают учебно-методическое объединение по музыкальному образованию, а также крупнейший в стране центр переподготовки и повышения квалификации работников образования в сфере культуры и искусства.

Стране не приходится краснеть за предлагаемое профессиональное образование – ни в области музыки, ни в области театра, кино или изобразительного искусства. Не надо никого убеждать в том, что деятели искусства, воспитанные и работающие в Гнесинском доме, востребованы во всем мире: здесь умеют воспитывать звезд такого уровня, как победитель последнего конкурса им. П.И. Чайковского Данила Трифонов или один из первых пианистов в современном международном рейтинге Евгений Кисин. Так давайте сохраним то, что хорошо работает. Наше образование сильно именно системой, отработанной в течение вот уже более ста лет и в рамках Гнесинского дома, и других консерваторий. Конечно, ничто не стоит на месте, и даже самая лучшая система нуждается в развитии. Но незыблемой основой являются три ступени (школа – училище – вуз), система индивидуального обучения на всех этапах и раннее начало, без которого ни в музыке, ни в хореографии нельзя ступить ни шагу, а также методики, признанные во всем мире.

Академия встречает свои юбилеи в отличной форме. Весной 2014 года РАМ им. Гнесиных успешно прошла международную профессионально­общественную аккредитацию. Качество реализуемых в академии образовательных программ соответствует стандартам и критериям профессионально­общественной аккредитации, установленным в соответствии с Европейскими стандартами гарантии качества образования ESG-ENQA.

По признанию международной экспертной комиссии, условиям, созданным в академии, позавидовали бы многие европейские консерватории. Это полный набор программ обучения – специалитет, бакалавриат, магистратура и аспирантура; комфортные условия для учебы и творчества – современное оборудование в классах, обновляющийся инструментарий, четыре концертных зала; высочайший творческий уровень преподавателей. Принимая все это во внимание, комиссия рекомендовала разрешить академии как учебному заведению международного уровня заниматься по собственным стандартам. Образовательное сообщество готово признать, что список вузов, готовых к самостоятельному распоряжению пространством и временем, можно пополнять. И в этом смысле Гнесинская академия – первый кандидат на расширение академических свобод, ведь именно с творческой самостоятельности начал свой путь Гнесинский дом.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ОмГАУ им. П.А. Столыпина: Сибирский характер
Академия здоровья и мастерства
Саратовская консерватория: Взгляд сквозь столетие
От открытия – к преобразованию
70 лет Новосибирскому музыкальному колледжу им. А.Ф. Мурова
Хранители академических школ
Путь в образовательное пространство Европы: международная аккредитация творческих вузов России
Экспертный опрос по итогам общественно-профессиональной аккредитации РАМ имени Гнесиных и АХИ имени В.С. Попова
Цикл мастер-классов «Gnesin Sound Workshops»
Галина Маяровская: об общественно-профессиональной аккредитации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ