Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Участие работодателя в подготовке бакалавра

Без участия работодателя невозможно качественно подготовить специалиста. Работодатель должен включиться в процесс подготовки специалиста, считает первый проректор по учебной работе Московского государственного открытого университета Евгений Щербак.

Просмотров: 2275

«Бакалавра придется доучивать на месте»

ЩЕРБАК Евгений Николаевич – первый проректор по учебной работе Московского государственного открытого университета, кандидат исторических наук, профессор

За четыре года бакалавриата качественно подготовить специалиста без участия работодателя практически невозможно, считает первый проректор по учебной работе Московского государственного открытого университета Евгений ЩЕРБАК. в беседе с корреспондентом «АО» гость рубрики «ПРОректор» рассказывает о том, как эта проблема решается в МГОУ.

– Евгений Николаевич, как бы вы охарактеризовали региональную политику в области высшего образования? Какие ее моменты, на ваш взгляд, требуют корректировки?

– Как известно, государственная политика в сфере высшего профессионального образования основывается на признании приоритетности сферы образования как важнейшего фактора, гарантирующего соблюдение конституционных прав и свобод граждан, а ее реализация обеспечивается правовыми, организационными, финансово-экономическими и иными механизмами. Именно создание целостной системы правового регулирования сферы высшего профессионального образования сегодня является ключевой проблемой. Необходим новый закон об образовании, который будет регулировать сложные правоотношения в сфере образования в современных условиях и в условиях завтрашнего дня.

– Соотносятся ли планы приема этого года в вашем вузе на прогнозы подготовки специалистов? Насколько они близки к реальности, по вашему опыту?

– Практика предшествующих лет показывает стабильную тенденцию на уменьшение госзаказа по гуманитарным и экономическим специальностям при сохранении контрольных цифр по инженерно-техническим специальностям. Однако в реальности конкурс при приеме в 2010 году на юриспруденцию и экономику не уменьшается. Значит, прогнозы ошибочны? Или госзаказ не соответствует потребностям общества?

– Сколько бюджетных мест выделяется вашему вузу? Ваше отношение к этой цифре.

– 3040 бюджетных мест для нашего вуза в 2010 году составляет меньшую часть контингента обучающихся, который планируется принять на первый курс. Остальные 60 процентов первокурсников будут составлять «платники». Только бюджетная составляющая в финансировании не позволяет вузу на необходимом качественном уровне вести образовательную деятельность. Отсюда и соответствующее отношение – это очень малая цифра. Государство постепенно выходит из системы финансирования вузов через выделение бюджетных мест, а работодатели, для которых ведется подготовка специалистов, не торопятся занять эту освобождающуюся нишу, очень редко выступают в качестве плательщика за образовательные услуги. Таким образом, граждане остаются перед выбором: или поступать на нежелаемую специальность, но на которую выделены бюджетные места, или поступать на желаемую, но оплачивать из своего кармана.

– В вашем вузе или регионе ведется мониторинг потребностей в подготовке и переподготовке кадров?

– Для мониторинга качества подготовки специалистов и потребностей в кадрах в настоящее время используются следующие основные направления:

  • организация и функционирование в системе университета управления контроля и качества образовательной деятельности;
  • организация мониторинга эффективности трудоустройства выпускников МГОУ, где отслеживается и аналитически обрабатывается ряд показателей: уровень заработной платы, соотношение работающих по специальности и не по специальности, выявление в персонифицированным виде выпускников, испытывающих проблемы с трудоустройством,
  • с установлением причинно-следственных связей с используемыми образовательными технологиями;
  • установление тесного сотрудничества с наиболее авторитетными отраслевыми организациями – работодателями, включая организацию в их составе базовых кафедр университета – в настоящее время к такому сотрудничеству привлечено 130 крупных предприятий и организаций;
  • проведение круглых столов и научно-практических конференций с участием потенциальных работодателей;
  • участие в реализуемых территориальными государственными и муниципальными органами управления программах занятости населения;
  • организация внутреннего мониторинга оценки качества подготовки специалистов на основе социологических опросов и специализированного анкетирования студентов и преподавателей;
  • привлечение к оценке качества подготовки специалистов независимых рейтинговых агентств.

– Как проректор по учебной работе, каким образом вы оцениваете переход вузов на систему образования по болонским принципам?

– По моему мнению, переход на болонскую систему должен осуществляться в добровольном порядке с учетом специфики и традиций подготовки специалистов для отечественной экономики. Есть опасность, что в результате лучшие кадры будут поднимать экономику других стран.

– Позволят ли содержание и сроки обучения бакалавров подготовить такого специалиста высшего звена, который нужен производству? Не придется ли его доучивать? если да, как вы думаете, за чей счет?

– В нашем вузе еще не накоплен достаточный опыт в мониторинге трудовой траектории бакалавров, но то, что это не тот специалист, который нужен производству, уже и так ясно. Парадокс заключается в том, что по причине технического прогресса требования к уровню подготовки выпускников возрастают, а бакалавриат значительно снижает этот уровень. Доучивать уже на рабочих местах выпускников-бакалавров обязательно придется и, как правило, работодателю за свой счет. Магистратура не решит эту проблему.

– По вашему мнению, бакалавра признают на производстве как специалиста с высшим образованием?

– Отношение к бакалаврам у работодателей настороженное, и этому есть объективные причины. Вернуть доверие к уровню подготовки, каким обладали специалисты, очень сложно. Работодатели будут вынуждены использовать то, что есть. Опыт МГОУ по созданию на больших предприятиях базовых кафедр и учебно-научных центров в некоторой степени позволяет решать проблему проведения практических занятий со студентами непосредственно на технике и оборудовании этих предприятий. К сожалению, не все работодатели понимают, что компенсировать недостаточную подготовку бакалавра можно только за счет обучения студентов старших курсов непосредственно на рабочем месте.

– Для подготовки бакалавров потребуются иные учебные планы?

– Проблема не только в содержании учебного плана, а в создании условий для его реализации. Мы уже говорили, что за четыре года вывести на должный уровень качества подготовки выпускника без активного участия профильных предприятий и организаций в учебном процессе невозможно. Однако каких-либо реальных стимулов у руководителей предприятий участвовать в образовательном процессе пока нет.

– Как можно организовать подготовку кадров высшей квалификации в условиях болонской системы, на ваш взгляд?

– Организация подготовки кадров высшей квалификации в условиях болонской системы подразумевает переход на одноуровневую подготовку – докторантуру PhD. При этом аспирантура как образовательный институт не предусматривается. Для перехода на докторантуру PhD необходимо кардинальное изменение законодательства. До его корректировки, возможно, целесообразно существование двух систем: экспериментально – докторантура PhD и аспирантура и докторантура в нынешнем виде от трех до пяти лет.

– Болонская система предполагает мобильность студентов и преподавателей, а значит, знание иностранного языка. учитывается ли это в учебном плане?

– Конечно, в учебных планах предусмотрена возможность изучения иностранного языка. Но нужно смотреть правде в глаза: за время, предусмотренное в расписании, изучить иностранный язык невозможно. Только активная самостоятельная работа и дополнительные занятия у студентов с высокой мотивацией на продолжение обучения за рубежом может способствовать освоению иностранного языка. Как правило, английского.

– Какие вопросы лицензирования и аккредитации образовательных программ вы считаете недоработанными?

– Подход к показателям и критериям деятельности вузов для их лицензирования и государственной аккредитации должен соответствовать реалиям сегодняшнего дня. А они диктуют необходимость введения системы профессионально-общественной оценки деятельности вузов, в том числе профессиональной аттестации выпускников на предмет их допуска к отдельным видам деятельности. Такая система ограничит возможности недоучек выполнять работы, для которых необходим высокий профессионализм.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Информатизация как фактор развития вуза
Переход на новые образовательные стандарты ВПО
Российская система государственной аккредитации: перспективы
Значимость гуманитарного знания при подготовке инженера
Профессиональная инженерная деятельность: перспективы
Владимир Иванов об инновационной политике МарГТУ
Болонский клуб в Донском государственном техническом университете
Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы
Разработка образовательных программ
«ЕГЭ» для бакалавров

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ