Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Управление качеством в сфере ДПО

По мнению аналитиков, именно дополнительное профессиональное образование должно стать необходимым условием подъема экономики и обеспечения рынка труда квалифицированными кадрами на этапе модернизации России. Сегодня свою точку зрения по теме изложили представители экспертного сообщества.

Просмотров: 548

Система ДПО является связующим звеном между различными уровнями профессионального образования, отраслями экономики и социальной сферы, требованиями работодателей и запросами непосредственных потребителей образовательных услуг. По мнению аналитиков, именно дополнительное профессиональное образование должно стать необходимым условием подъема экономики и обеспечения рынка труда квалифицированными кадрами на этапе модернизации России.

В прошлом номере «АО» специалистам было предложено ответить на ряд вопросов о процессах в сфере ДПО на фоне социально­экономических преобразований. Сегодня свою точку зрения по теме изложили представители экспертного сообщества.

  1. Как бы вы оценили сегодня состояние системы управления качеством в сфере ДПО по таким направлениям, как проблемы и перспективы профессионально­общественной аккредитации, адаптация европейской системы качества в условиях российского образования, подготовка и повышение квалификации руководителей и педагогических кадров?
  2. Насколько успешна процедура интегрирования профессиональных стандартов в программы ДПО? Является ли соотношение профстандартов и содержания программ ДПО удовлетворительным?
  3. Какие основные проблемы государственно-общественного регулирования в сфере ДПО вы могли бы назвать? Насколько эффективным, на ваш взгляд, является этот вид управления?
Махутов БуркитМахутов Буркит Набатбаевич, проректор по дополнительному образованию Нижневартовского государственного университета, кандидат технических наук, доцент, ученый секретарь Совета ректоров вузов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, член экспертной группы Комиссии Минобрнауки РФ по развитию ДПО:

– (1) Целью профессионально-­общественной аккредитации является повышение качества дополнительного образования на основе независимой объективной оценки эффективности подготовки слушателей по образовательным программам. Основными проблемами профессионально-­общественной аккредитации можно назвать:

  • проведение данной процедуры на основании показателей, заложенных при государственной аккредитации;
  • отсутствие действенных механизмов широкого информирования и привлечения общественности к вопросам профессионально­общественной аккредитации;
  • несоответствие между аккредитованными программами ДПО и востребованностью выпускников на рынке труда;
  • отсутствие культуры качества в образовательных организациях;
  • низкая степень заинтересованности в профессионально­общественной аккредитации работодателей.

Перспективы профессионально­-общественной аккредитации заключаются в устранении вышеперечисленных проблем и осознании того факта, что внедрение подобных форм признания образовательных программ ДПО и достижений учебного заведения в обществе – процесс трудоемкий и длительный.

Адаптация европейской системы качества к условиям российского образования начнется с появлением в России организации по общественно­профессиональной аккредитации, которая будет включена в европейский реестр агентств гарантии качества (EQAR). Развитие сетевых форм реализации образовательных программ ДПО совместно с иностранными образовательными организациями и, соответственно, профессионально­-общественная аккредитация таких программ станут актуальными в далекой перспективе вследствие отсутствия достаточного опыта участия в процедурах подобного рода.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и педагогических работников осуществляются в соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Приказа об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также профстандартом педагога.

– (2) Профессиональные стандарты разработаны для применения организациями профобразования при разработке соответствующих программ. Развитие системы профстандартов и процесс их интегрирования в программы ДПО является очень важной задачей, так как применение работодателями профессиональных стандартов станет обязательным в части требований к квалификации работника в случае установления таких требований Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами.

Соотношение профстандартов и программ ДПО оказывается удовлетворительным не во всех случаях, поскольку могут возникнуть сложности с переносом обобщенных и просто трудовых функций, включающих трудовые действия, необходимые умения и знания из профессиональных стандартов в профессиональные компетенции образовательной программы ДПО. В частности, является затруднительным формирование фонда оценочных средств (сертификационно-­измерительных материалов) для оценки уровня профессиональных компетенций и уровня квалификации слушателя – выпускника образовательной программы ДПО.

В докладе Правительства РФ Федеральному Собранию о реализации государственной политики в сфере образования в 2014-2015 годах система дополнительного профессионального образования определяется как самая мобильная составляющая образования, обеспечивающая оперативное реагирование на запросы и потребности специалистов, работодателей в совершенствовании профессиональных компетенций.

Согласно данным мониторинга, за отчетный период в федеральные органы исполнительной власти, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, подведомственные Минобрнауки РФ образовательные организации были направлены методические рекомендации, касающиеся законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО, реализации и разработки дополнительных профессиональных программ.

Обновлен справочный информационный банк дополнительных профессиональных программ, реализуемых образовательными организациями высшего образования и ДПО. Утверждена форма федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций России, реализующих дополнительные профессиональные программы. Получены статистические показатели о реализации дополнительных профессиональных программ в масштабах страны и по федеральным округам.

Проект Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года, содержащий стратегические задачи по развитию ДПО, был одобрен в июне 2015 года на заседании Комиссии Минобрнауки РФ по развитию дополнительного профессионального образования.

В мониторинге реализации программ повышения квалификации и переподготовки по приоритетным направлениям развития экономики страны и программ повышения квалификации инженерных кадров приняли участие 194 образовательные организации, подведомственные Минобрнауки РФ. По данным, полученным по состоянию на 1 июля 2015 года, указанными образовательными организациями реализовано 3 538 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

В 65 субъектах России разработаны комплексы мер, направленных на увеличение к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку.

Основными задачами в рамках совершенствования и развития ДПО на предстоящий период должны стать методическая поддержка субъектов РФ и образовательных организаций, осуществляющих обучение по программам повышения квалификации, в том числе в системе корпоративного обучения, доработка и утверждение Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года.

Бородачев ВладиславБородачев Владислав Владимирович, директор Межотраслевого института повышения квалификации подготовки кадров Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат технических наук, профессор, эксперт Рабочей группы по применению профессиональных стандартов в системе профобразования и обучения Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, член Совета по профессиональным квалификациям в строительстве:

– (1) Поручение Президента РФ правительству от 21 июля 2012 года и закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года создали идеальные условия для эффективного развития дополнительного профессионального образования. На данный момент система ДПО в основном вышла из сферы государственного управления и контроля и перешла под крыло работодателей. Исключение составляет лишь процедура государственного лицензирования образовательной деятельности. Знаковым для определения эффективного пути взаимодействия работодателей с системой ДПО стал указ Президента РФ «О Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям» (НСПК) от 16 апреля 2014 года. Создание НСПК и его отраслевых советов внесло существенные коррективы в систему разработки, согласования и утверждения профстандартов. Это способствовало тому, что сегодня они ставятся во главу угла при подготовке кадров и оценке уровня их профессиональных квалификаций и компетенций.

Этот факт существенно влияет на организацию и проведение профессионально-­общественной аккредитации профессиональных образовательных программ и общественной аккредитации образовательных организаций, их реализующих. Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям определил базовые требования к процедуре профессионально­общественной аккредитации и наделил полномочиями ряд отраслевых советов по профессиональным квалификациям (СПК), включая Совет по профессиональным квалификациям в строительстве.

Сегодня отраслевые СПК определяют количество необходимых отраслевых профстандартов (ПС): находят разработчиков, финансируют их деятельность, контролируют интеграцию требований ПС в федеральные государственные образовательные стандарты, формируют требования профстандартов к программам переподготовки, повышения квалификации и профобучения.

Таким образом, профстандарт является эталоном при разработке всех видов профессиональных программ образования и обучения.

Что касается взаимодействия отраслевых СПК с образовательными структурами, то этот процесс должен осуществляться в двух направлениях.

  1. Разработка и реализация основных ОП для подготовки кадров в соответствии с требованиями конкретных профстандартов. Здесь отраслевые СПК вступают во взаимодействие с Минобрнауки РФ, которое разрабатывает ФГОС (или несколько их) для соответствующего профстандарта.
  2. Разработка и реализация программы ДПО и обучения. Здесь отраслевым СПК целесообразно выступить заказчиком разработки программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации и профобучения, соответствующих определенных ПС и ФГОС. Отраслевой СПК должен объявить конкурс среди образовательных организаций на разработку отраслевых требований к программам ДПО и самих программ, соответствующих определенным утвержденным ПС и ФГОС в виде учебно-методических комплексов для онлайн обучения, аналогичным УМК для основных ОП.

После завершения разработки учебно-методических комплексов материалы направляются на внешнее независимое рецензирование, далее СПК проводит профессионально-­общественную аккредитацию разработанной ОП в виде учебно-методического комплекса (УМК) на соответствие профстандарту. На основе результатов проверки разработчики УМК формируют комплекс требований по эффективной реализации данной программы в конкретной образовательной организации. Следующим шагом является объявление СПК конкурса образовательных организаций на реализацию аттестованной ОП.

Образовательная организация, претендующая на организацию обучения по аттестованной программе, подает заявку в СПК, где подтверждают наличие всех необходимых условий (материально­технических, кадровых, информационных и других) для качественного осуществления учебного процесса. Затем СПК организует проверку достоверности данных заявки и при положительном решении вопроса дает санкции на проведение обучения в первой учебной группе. По завершении пробного обучения СПК организует экспертную комиссию для проверки всех составляющих учебного процесса на соответствие сформированным требованиям. При положительном заключении экспертной комиссии СПК принимает решение об общественной аккредитации образовательной организации, реализующей аккредитованную ОП. После этого аккредитованная образовательная организация самостоятельно осуществляет учебный процесс в течение срока действия общественной аккредитации.

Таким образом, профессионально-­общественная аккредитация на соответствие ОП требованиям профстандартов должна проводиться на федеральном уровне соответствующими советами или другими объединениями работодателей, определенными и утвержденными Национальным советом по профессиональным квалификациям. Конкретные образовательные организации, реализующие прошедшие профессионально-­общественную аккредитацию программы, необходимо подвергать процедуре общественной аккредитации посредством тех же советов по профессиональным квалификациям или объединений работодателей.

В настоящее время европейскую систему качества образования необходимо «подтягивать» до вновь создаваемой российской системы ДПО, которая, по сути своей, уже претендует на высокий уровень эффективности. В новой российской образовательной системе эталоном качества подготовленных кадров являются профессиональные стандарты (ПС). НСПК и входящие в него постоянные рабочие группы, а также отраслевые СПК трансформируют требования ПС в федеральный стандарт, основные и дополнительные профессиональные ОП, а также проверяют их качество через механизм профессионально­общественной аккредитации ОП, общественной аккредитации образовательных организаций и систему независимой оценки профессиональных квалификаций. Принимая во внимание тот факт, что профстандарты интернациональны – поскольку механизмы их трансформации в ОП не имеют национальных особенностей, – не возникает проблем и с адаптацией новой системы российского ДПО в европейской и мировой системах оценки качества образования. Это также касается онлайн обучения и соответствующих форм контроля качества знаний: таких как симуляторы, виртуальные лаборатории, тестирование и прочих.

Так как акцент в проведении профессионально­общественной аккредитации ОП, общественной аккредитации образовательных организаций и управлении системой оценки профессиональных квалификаций сделан сегодня на отраслевые СПК НСПК, на их плечи также ложится организация подготовки и повышения квалификации руководителей и педагогических кадров в рамках набора ПС, которые относятся к соответствующим отраслевым СПК.

– (2) Схема интегрирования ПС в программы ДПО в настоящее время утверждена НСПК. По нашему мнению, в правильном направлении поставленную задачу решает Совет по профессиональным квалификациям в наноиндустрии.

– (3) Сегодня система управления ДПО преимущественно носит государственно-общественный характер. В частности, образовательная деятельность учреждений ДПО регламентируется как государством (государственное лицензирование), так и объединениями работодателей (профессионально­-общественная аккредитация ОП). В разработке, реализации и независимой оценке квалификаций ОП участвуют именно государственно-общественные формирования.

Так, в Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям в процессе управления и проверки качества программ и учреждений ДПО роль государства выполняет Минтруда РФ, в работе отраслевых советов НСПК, помимо Минтруда РФ, принимают участие соответствующие отраслевые федеральные министерства. На уровне субъектов федерации совместно с региональными объединениями работодателей организовать качественную работу образовательных учреждений, реализующих программы ДПО, активно помогают государственные структуры профильных отраслевых министерств, региональные министерства образования, министерства социальной защиты и другие структуры. В частности, Координационный совет при Правительстве РФ, образовательные консорциумы (например, Нижегородский строительный образовательный консорциум) и кластеры.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Внешняя экспертиза вуза
Международная аккредитация образовательных программ
Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики
Обеспечение качества программ ДПО
Экспресс-форум: 20 лет системе государственной аккредитации
Экспресс-форум: Оценка внеучебной деятельности
Проблемы дополнительного образования в свете нового закона
Аккредитационные коллизии ДПО
ВятГУ проходит общественно-профессиональную аккредитацию
Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ