Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Николай Коленчин: Интерес к техническому образованию растет

Интерес к техническому образованию растет - меняется сознание людей и ситуация на рынке труда. Проректор по учебной работе Тюменского государственного нефтегазового университета Николай Коленчин рассказывает о закреплении тенденции путем усиления подготовки школьников по физике.

Просмотров: 1262

Интерес к техническому образованию растет - меняется сознание людей и ситуация на рынке труда. Проректор по учебной работе Тюменского государственного нефтегазового университета Николай Коленчин рассказывает о закреплении тенденции путем усиления подготовки школьников по физике. 

- Николай Филиппович, чем нынешняя приемная кампания отличалась от прошлогодней? 

- Для ТюмГНГУ она прошла не хуже, чем в прошлом году - мы закрыли бюджетные места по всем специальностям и направлениям. Одно из главных отличий - вузы подняли планку проходного балла, в том числе для тех, кто собирается учиться платно. Понятно почему: они хотят видеть в аудиториях наиболее подготовленных школьников. Если раньше бытовало мнение «деньги есть, я поступлю хоть куда», то сейчас с низкими результатами ЕГЭ никуда не возьмут. Ни одному университету невыгодно брать школьных выпускников с посредственными баллами. В прежние годы с Минобром можно было порешать вопрос о дополнительном наборе платников, сейчас - это нереально. Средний балл ЕГЭ поступивших - один из критериев эффективности вузов. ТюмГНГУ был вынужден отказать некоторым желающим учиться платно.

- Итоги кампании, как и перечень экзаменов, выбранных для сдачи ЕГЭ, показывает, что у школьников нет интереса к техническим специальностям. 

- Но ситуация меняется: такого перекоса, который существовал пять лет назад, когда умы выпускников школ занимал исключительно менеджмент, уже нет. Люди изучают предложения на рынке труда и понимают, что специалисты с техническим образованием востребованы. Это видно по результатам кампании в нашем вузе - вырос конкурс на нефтегазовое дело, есть большой интерес к геологии. Мы поменяли стратегию работы со школьниками - попытались перейти от обезличенной работы через СМИ к персональным встречам. Разговариваем с учениками и их родителями, рассказываем о профессиях и перспективах. Мы же выступили инициаторами бесплатных курсов по физике через интернет для тех, кто хотел изучать инженерное направление. Каждое структурное подразделение института готово давать консультации и включиться в подготовку таких ребят. Уповать только на школьную программу нельзя - погоня за хорошими баллами ЕГЭ, а школы тоже по ним оценивают, привела к тому, что физика изучается посредственно. 

- Что еще должен делать технический вуз, чтобы быть конкурентоспособным на рынке образования? 

- Мы отказываемся сегодня от ряда непрофильных направлений, а взамен получаем дополнительное бюджетное финансирование для инженерных специальностей. В последние годы вузы, чтобы заработать, бросались в разные направления. Но это неправильно. Если гуманитарный университет начнет готовить технаря, ему просто базы не хватит. Ведь помимо преподавателей, нужны лаборатории и производственная практика. Сейчас идет четкое разделение образования по отраслевому принципу. Так и должно быть. Плюс нужно выстраивать грамотные отношения с потенциальными работодателями выпускников. У нас уже больше 160 комплексных договоров с предприятиями - они берут студентов на практику, выделяют специальные стипендии, трудоустраивают. Этот процесс происходит на виду у всех - дети понимают, что с университетом сотрудничают такие крупные компании, как «Роснефть», «Газпром», «Сургутнефтегаз». Связь с бизнесом необходима - наш филиал в Тобольске не испытывал трудности с набором на химнаправление в том числе потому, что там активно развиваются «Тобольск-Нефтехим», «Тобольск-Полимер».Государство сегодня тоже осознало важность технических специальностей. Количество бюджетных мест увеличивается. На нефтегазовом направлении их число выросло на 300 - это только на бакалавриат, плюс нам и на магистратуру добавили. 

- 1 сентября вступил в силу новый закон об образовании, закрепляющий двухуровневую систему высшего образования - бакалавриат и магистратуру. При этом сохраняется специалитет. Как работодатели реагируют на эти изменения? 

- Пока им непонятно, как относиться к бакалавру - на какую его должность устраивать, каковы его компетенции, какой уровень знаний. Но это адаптационный период. Мы объясняем, кто такой бакалавр, на что он способен. Он обладает базовой подготовкой и ему понадобиться дополнительное образование в зависимости от специализации предприятия. Так делается за рубежом: бакалавры устраиваются на работу и потом дополнительно доучиваются, осваивают узкую специализацию. У нас сегодня доучивают сами предприятия, к сожалению, в вузах пока этого нет. Поэтому бизнес говорит, что образование стало хуже. Но при этом никто пока не смог четко сформулировать, кого нужно готовить и какими должны быть знания. Чтобы разобраться в этих вопросах, мы создали общественные советы и обсуждаем с предприятиями, как корректировать образовательную траекторию.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Чего не хватает молодым специалистам?
В Тюмени будет создан инжиниринговый центр
Тюменское отделение общества инженеров-нефтяников признано лучшим
Владимир Якушев: мир «переворачивают» и двигают вперед инженеры
Олег Новосёлов избран ректором ТюмГНГУ
Губернатор Тюменской области о перспективах развития образования и науки региона
Правительство РФ приняло план популяризации рабочих и инженерных профессий
Проблемы инженерно-технического образования
В Минобрнауки обсудили проведение национального инженерного конкурса
Экспресс-форум: Концепция развития высшего технического образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ