Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Воспитательный процесс в Октябрьском экономическом техникуме

Опытом воспитательной работы и внедрения рейтинговой системы в образовательный процесс делится Октябрьский экономико-юридический техникум.

Просмотров: 2461

Лаборатория творческих идей

Е.Б. ВОЛКОВА, преподаватель Октябрьского экономического техникума, председатель цикловой комиссии

О.В. МУРАТОВА, преподаватель Октябрьского экономического техникума

Октябрьский экономический техникум очень молод: в нынешнем году ему исполнилось шестнадцать лет. Желание соответствовать веку скоростей и педагогических инноваций вдохновило коллектив ссуза на создание и развитие собственной творческой лаборатории. Новые идеи преподавателей не дают закостенеть взглядам на организацию учебно-воспитательного процесса.

Результатами исследований творческой лаборатории техникума поделились на последнем заседании педагогического совета ведущие преподаватели общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. В частности, речь шла о современных методах обучения и организации занятий при формировании компетентности студентов на уроках математики, об использовании методики проектного моделирования на практических занятиях, о рейтинговой системе оценки знаний студентов по финансово-экономическим дисциплинам, о роли самоуправления в становлении студенческого коллектива. Кроме того, была затронута актуальная тема профилактики нервно-эмоциональной и психофизической утомляемости студентов средних профессиональных учебных заведений.

Математика как одна из базовых дисциплин призвана обеспечить создание фундамента для дальнейшего погружения студентов в сферу профессиональных задач. На занятиях созданы благоприятные условия для усвоения студентами максимального объема информации непосредственно во время аудиторных занятий, формирования креативного мышления и развития способности самостоятельно и ответственно трудиться. Широко используется коллективная форма работы. Например, зачетный урок по стереометрии имеет условное обозначение «вертушка»: группа делится на четыре подгруппы, которые в течение урока выполняют четыре вида работы (вопросы по теории, чертежи, решение текстовых задач и выполнение заданий на моделях), переходя от одного к другому. Такая форма работы повышает мотивацию к обучению, так как осуществляется активная творческая деятельность, позволяя каждому участнику самостоятельно определить свои роль и место в коллективной мыследеятельности.

Основная цель рейтинговой системы оценки знаний – стимулирование равномерной учебной деятельности студентов в течение всего учебного года, создание условий для проявления творческих способностей, предоставление возможности каждому самостоятельно выбирать уровень подготовки, мотивация на углубленное освоение выбранной профессии. Чтобы выявить преимущества и недостатки рейтинговой системы контроля знаний учащихся на практике, ведущими преподавателями финансово-экономических дисциплин в первом семестре 2008-2009 учебного года был проведен эксперимент среди студентов третьего курса. В ходе эксперимента преподаватели выделили основные модули в изучаемых дисциплинах и подготовили по ним дифференцированные контрольные задания. Студенты были ознакомлены с критериями оценки по каждой контрольной точке и по рейтингу в целом. Анализ результатов эксперимента позволил сделать выводы о высокой организующей способности этой системы, росте мотивации к усвоению знаний и приобретению профессиональных умений и навыков. К немногочисленным недостаткам можно отнести высокую трудоемкость подготовительной работы при внедрении рейтинга.

Использование методики проектного моделирования для организации практической работы по дисциплине «Бизнеспланирование» обусловлено высокой степенью ее эффективности для решения целого ряда задач: таких, как обобщение и систематизация знаний, полученных по отдельным дисциплинам экономического цикла, реализация междисциплинарных связей, подготовка базы данных практики для получения первичных профессиональных навыков. Практические занятия, проводимые в форме организационно-деятельностных игр, являются дополнением к лекционному материалу. Студент, занимающий в подгруппе должность руководителя, организует работу, распределяет обязанности в соответствии с уровнем способностей каждого «учредителя». По итогам работы над основными разделами дисциплины общим решением участников подгруппы выставляется коэффициент трудового участия. Это повышает чувство ответственности за результаты труда и позволяет при всех плюсах коллективной работы одновременно использовать индивидуальный подход к контролю полученных умений. На презентации подготовленных бизнес-проектов определяется лучший бизнес-план. Дух соревнования, чувство соперничества заставляют студентов разных подгрупп работать с дополнительными материалами, ресурсами Интернета, статистическими данными, средствами массовой информации.

В техникуме эффективно работает совет студенческого соуправления. Сегодня энергичные, позитивно настроенные молодые люди стремятся к расширению своих полномочий, поэтому в некоторых группах было принято решение построить структуру управления по модели кабинета министров. Студенты, назначенные министрами финансов, реализуют полученные на финансово-экономических дисциплинах знания и умения, управляя кассой группы. Таким образом, преподаватели добиваются слияния учебного и воспитательного процессов.

В последние годы заметно угас интерес учащихся к занятиям физкультурой и спортом. Это можно назвать настоящей проблемой общества, так как переориентация увлечений молодежи вылилась в опасное уменьшение объема двигательной активности, привела к серьезным последствиям. В рамках педагогического совета обсуждались результаты внедрения для профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного процесса таких средств физической культуры, как утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы, производственная гимнастика. Проведение на уроках непродолжительных по времени микропауз помогает бороться с монотонным характером работы и увеличивает активность студентов. Это способствует поддержанию высокого уровня трудоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Проблема здоровья молодежи не оставляет равнодушными штатных и внештатных сотрудников техникума. Активно ведется работа по реализации национального проекта «Здоровье», студенты принимают участие в городских и республиканских спортивных соревнованиях и праздниках. Уже летом 2009 года начинается строительство спортивно-оздоровительного комплекса для студентов, который будет включать тренажерный зал, зал лечебной физкультуры, малый актовый зал. Учитывая желание многих юношей и девушек поддерживать хорошую физическую форму, планируется организация занятий аэробикой и фитнесом.

Рожденные в процессе деятельности творческие идеи после обсуждения на педагогических и методических советах применяются преподавателями в практической деятельности. Это способствует самосовершенствованию и позволяет ежегодно повышать качество подготовки специалистов в области экономики, финансов, управления и информационных технологий.

Октябрьский экономический техникум основан в 1993 году и на сегодняшний день реализует профессиональные образовательные программы по семи специальностям:

  • «Финансы (по отраслям)»;
  • «Менеджмент (по отраслям)»;
  • «Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)»;
  • «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных информационных систем»;
  • «Товароведение (по группам однородных предметов)»;
  • «Документационное обеспечение управления и архивоведение»;
  • «Экономика и бухгалтерский учет».

Кроме того, ссуз дает возможность получить начальное профессиональное и дополнительное образование по следующим направлениям:

  • оператор ЭВМ;
  • рекламный агент;
  • бухгалтер;
  • секретарь современного офиса;
  • разработка Web-предложений;
  • компьютерная графика.

Сейчас выпускники техникума вместе с дипломами о среднем профессиональном образовании одновременно получают свидетельства об освоении рабочих профессий: таких как пользователь ЭВМ или секретарь современного офиса. Кроме того, на базе техникума организованы курсы обучения работе с контрольно-кассовыми машинами, по окончании которых также выдается соответствующий документ.

В Республике Башкортостан Октябрьский экономический техникум стал одним из первых негосударственных учебных заведений, возникших по частной инициативе и живущих исключительно за счет платного обучения. За годы деятельности здесь создана достойная материально-техническая база, оборудованы компьютерные классы, сформирован библиотечный фонд. Техникум своевременно проходит государственную аттестацию и аккредитацию, готовит востребованных на рынке труда квалифицированных специалистов, выдает дипломы государственного образца. Тесное сотрудничество с Октябрьским городским центром занятости населения в рамках антикризисной программы направлено, прежде всего, на переобучение безработных граждан в соответствии с запросами работодателей. Хорошо организовано воспитание личности с учетом возможностей, особенностей и пожеланий студенческой аудитории.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Акцент на воспитание гражданина и патриота
Воспитательная работа в Туймазинском государственном юридическом колледже
Реалии и перспективы среднего профессионального образования
Непрерывное образование – залог успеха
Психологический климат в ссузе
Ставка на патриотическое воспитание
И техникум, и экспериментальная площадка
Развитие внеучебной деятельности студентов
Многовариантность образовательного пространства
Уфимский авиационный техникум: поставить на крыло

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ