Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Юбилей гильдии экспертов

Десятилетие – повод подвести некоторые итоги и обозначить новые перспективы. Именно об этом и шла речь в докладе директора Гильдии экспертов в сфере профессионального образования Галины Мотовой.

31.10.2017
Просмотров: 6

Материал опубликован в журнале №92 от 20.12.2016.

В 2016 году исполнилось десять лет со дня создания Гильдии экспертов в сфере профессионального образования. Это важное событие, которое не могло остаться без внимания. Юбилейное пленарное заседание всероссийского форума гильдии «Международные стандарты и современные подходы к оценке качества образования» состоялось в Москве 12 ноября.

Итоги и перспективы

Десятилетие – повод подвести некоторые итоги и обозначить новые перспективы. Именно об этом и шла речь в докладе директора Гильдии экспертов в сфере профессионального образования, доктора педагогических наук Галины Мотовой.

Гильдия экспертов создана 17 июня 2006 года. Потребность эта была вызвана вступлением России в общеевропейское образовательное пространство и необходимостью формирования общественно-государственного партнерства в системе аккредитации, широкого привлечения академической общественности к решению вопросов совершенствования технологии, проведения независимых процедур консалтинга, аудита и экспертизы качества образовательных программ профессионального образования.

Гильдия экспертов

Введение Стандартов и рекомендаций для систем гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG) обусловило формирование системы отбора, подготовки и сертификации экспертов, привлекаемых к аккредитационным процедурам. С годами гильдия стала, по сути, единственной коммуникативной площадкой экспертов, определив для себя важнейшей задачей сплочение в единую профессио­нальную организацию и координацию деятельности специалистов в области оценки качества высшего и профессионального образования.

На данный момент в составе гильдии более тысячи ведущих представителей академической общественности практически из всех регионов России, из них около 850 – руководители выс­шего руководящего состава вузов.

Гильдия экспертов сегодня – независимая общественно-профессиональная организация, формирующая институт экспертизы в России. С каждым днем возрастает потребность в расширении профессионального экспертного сообщества и квалифицированной экспертизе качества образования. Эксперты-члены гильдии востребованы не только в процедурах государственной аккредитации, они активно участвуют в экспертизе при профессионально-общественной, международной аккредитации по ESG и в совместной аккредитации с коллегами из стран Европы и Азии. Гильдия набирает и политический вес, номинируя специалистов высокой квалификации в состав Национального аккредитационного совета для принятия решений по профессионально-общественной, международной и совмест­ной аккредитации образовательных программ. Кроме того, все больше руководителей вузов и образовательных программ обращается в гильдию с предложением осуществить внешнюю независимую экспертизу качества новых образовательных программ. Экспертиза самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и образовательных программ, разработанных в соответствии с ними, экспертиза ФОС и банков заданий – это далеко не полный список запросов, поступающих в гильдию. Крайне важно то, что целью внешней экспертизы сегодня стало именно повышение качества образования, а не просто документ, свидетельствующий о прохождении процедуры. Эксперты, осуществляющие внешнюю экспертизу, будь это работа с документами или очный визит в вуз, стараются не только оценить качество программ, но и дать рекомендации для улучшения и дальнейшего развития и программ, и вузов в целом.

Наблюдается уникальная ситуация, когда проверяемый и проверяющий совместно стремятся к совершенствованию образовательной деятельности, сознавая важность качественного образования. Объясняется это просто: мы решаем общую задачу формирования культуры качества и института экспертизы в России.

Система гарантии качества образования в современной ситуации представляется предметом общей ответственности. Экспертное сообщест­во играет все большую роль в системе образования, становится непременной составляющей инфраструктуры и технологии оценки качества, когда новым трендом высшей школы выявляется стремление к усилению своих позиций на международном уровне.

Северо-Кавказский федеральный университет Северо-Кавказский федеральный университет

Профессиональное образование – это особая сфера, работа в образовании – особая стезя, качество профессионального образования – ведущая тема образовательной политики. Именно гильдия экспертов на протяжении всей своей деятельности разнопланово содействует развитию системы контроля и оценки качества образования в Российской Федерации.

Высокий престиж диплома, востребованность выпускников и их успешный карьерный рост – бесспорный критерий качества образования, полученного в стенах российских учебных заведений <…> Гильдия экспертов в сфере профессионального образования будет и далее вносить весомый вклад в подготовку квалифицированных специалистов, способных умело защищать национальные интересы России, продвигать наши внешнеполитические приоритеты.
Независимое агентство аккредитации и рейтинга (Республика Казахстан) Независимое агентство аккредитации и рейтинга (Республика Казахстан)

Независимое агентство аккредитации и рейтинга выражает огромную благодарность за столь плодотворное сотрудничество между нашими организациями <…> Особо хотелось бы отметить профессионализм, отличную подготовку и высокую культуру номинированных Нацаккредцентром экспертов для участия в процедуре внешней оценки организаций образования и образовательных программ на территории Казахстана.

Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина

Прошедшие годы стали для вашей организации временем неуклонного поступательного развития, сегодня гильдия экспертов по праву пользуется заслуженной известностью в образовательном сообществе. Ваш колоссальный опыт и высокий профессионализм вызывают глубокое уважение. Пусть ваш коллектив всегда будет сплоченным и способным противостоять любым трудностям. Будьте здоровы и счастливы, успешны в работе и жизни, неутомимы в поиске и удачливы на открытия!

Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина

В работе форума «Международные стандарты и современные подходы к оценке качества образования» ежегодно принимают участие ученые и эксперты из разных уголков России <…>. Насыщенная научная программа мероприятия позволяет консолидировать интеллектуальный потенциал участников, дает возможность перенять успешный опыт внедрения инновационных технологий <…> и что особенно важно, способствует улучшению межрегионального и международного сотрудничества, установлению и укреплению партнерских отношений.
Ставропольский государственный аграрный университет Ставропольский государственный аграрный университет

В современном мире качество становится главным показателем оценки управления, продукции и услуг, определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом. Сохранять и преумножать его – нелегкая задача <…>. На протяжении десяти лет Гильдия экспертов в сфере профессионального образования, обобщая и распространяя лучшие мировые практики в сфере обеспечения гарантии качества образования, помогает образовательным учреждениям двигаться по пути Качества и поддерживать конкурентоспособность российского высшего образования в мире.

Масштабы и разнообразие

С отчетом о работе Национального центра профессионально-общественной аккредитации за 2015-2016 учебный год выступил на пленарном заседании гильдии директор Нацаккредцентра, доктор технических наук, профессор Владимир Наводнов.

За отчетный период аккредитовано 76 образовательных программ, из них 73 – ВПО и 3 – ДПО. В экспертизах приняли участие 153 эксперта, в том числе зарубежных – 51 из 18 стран мира: Австрии, Армении, Беларуси, Бельгии, Великобритании, Германии, Казахстана, Китая, Латвии, Литвы, Сербии, Словении, Польши, Румынии, Тайваня, Хорватии, Чехии, Эстонии. В совместной аккредитации образовательных программ участвовали такие организации, как Европейская ассоциация консерваторий (AEC), Тайваньский совет по оценке и аккредитации в сфере высшего образования (HEEACT), Институт аккредитации, сертификации и обеспечения качества (ACQUIN), Центр по оценке высшего образования Министерства образования Китая (HEEC).

В непростых политических реалиях, когда экономические санкции препятствуют социальному развитию, Национальному центру профессионально-общественной аккредитации удается укреплять свои позиции и вести межкультурный диалог во взаимодействии между странами на самом высоком уровне. Так, неслучайно, именно Нацаккредцентру доверено провести в 2017 году форум Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN). Говоря о предстоящем событии, которое впервые состоится в России, спикер подчеркнул, что мероприятие пройдет при поддержке профильного министерства, и привел цитату из официального письма заместителя директора Международного департамента Минобрнауки РФ Александра Русинова: «Мы открыты для сотрудничества и будем рады поддержать это важное мероприятие, которое станет хорошей платформой для дискуссии по широкому кругу вопросов, распространению новых идей, постановки задач и реализации амбициозных проектов в области гарантии качества высшего образования».

Участникам заседания были также представлены результаты очередного этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России». О новом концептуальном подходе к выбору лучших образовательных программ читайте в № 86 «АО». Электронная версия справочника, выпущенного по результатам реализации проекта, размещена на официальном сайте издательства «Аккредитация в образовании».

Также эксперты приняли участие в оценке текстов гимнов вузов в рамках Всероссийского конкурса гимнов, впервые проведенного в 2016 году издательством «Аккредитация в образовании» совместно с Российской академией музыки им. Гнесиных, и поздравили с семидесятипятилетием председателя Гильдии экспертов в сфере профессионального образования Николая Максимова.

ДЕМЧИК Евгения Валентиновна ДЕМЧИК Евгения Валентиновна, доктор исторических наук, профессор:

– Гильдия экспертов – одна из редких организаций в сфере высшего образования, деятельность которой действительно способствует его развитию. Адекватно реагируя на вызовы времени, на протяжении десяти лет эксперты гильдии в буквальном смысле сражаются за качество российского образования, с энтузиазмом пополняя ряды организации новыми поколениями профессиональных экспертов.

Основанная на профессионализме и объективности деятельность экспертного сообщества гильдии ассоциируется в вузах со здравым смыслом и безусловной пользой в деле совершенствования качества высшего образования.
БЕРЕНГАРТЕН Михаил Георгиевич БЕРЕНГАРТЕН Михаил Георгиевич, кандидат химических наук, про­фессор:

– Десятилетие гильдии экспертов – значительное событие в истории российского высшего образования. В условиях непрекращающихся реформ гильдия – одно из немногих объединений профессионалов в области образования, сохраняющее верность традициям, разумному консерватизму в сочетании с требованиями XXI века, что позволяет вносить свой вклад в сохранение здравых идей в развитии образования <…>. Одна из задач гильдии – обеспечить преемственность традиций, среди которых наиболее важной является хорошая фундаментальная подготовка в области естественных и физико-математических наук в сочетании с практической направленностью и сохранением здравой гуманитарной составляющей образования.

Успехов и стойкости нашей гильдии в следующем десятилетии ее существования!
ДАНЬКО Тамара Петровна ДАНЬКО Тамара Петровна, доктор экономических наук, профессор:

– На сегодняшний день гильдию экспертов следует рассматривать как один из самых прогрессивных проектов в оценке экспертизы образовательных программ. Она отличается мобильностью, высоким профессионализмом участников, а также хорошим уровнем интеграции в международную архитектуру оценки качества образования.

Хочется пожелать гильдии не сбавлять темпа работы и несмотря на «ветра и бурные потоки изменений» не оставлять выбранного курса.

Награждение победителей

Кульминационным моментом заседания стало награждение победителей первого этапа всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон». Среди множества акций, реализуемых издательством «Аккредитация в образовании», эта занимает особое место: всё возрастающая значимость дополнительного образования – как профессионального, так и дополнительного образования детей – уже очевидна, и сфере ДПО сегодня отводится ключевая роль.

По оценкам экспертов в ближайшие десять лет около 80 процентов используемых технологий устареет, при этом четыре пятых работников будут иметь образование, полученное более десяти лет назад и, следовательно, нуждаться в обновлении знаний. Все это, безусловно, ещё более повысит уровень востребованности программ ДПО. В условиях экономической нестабильности приобретение работниками дополнительных квалификаций увеличивает возможности их трудоустройства и снижает угрозу массовой безработицы. В решении стратегически важной задачи становления и развития системы образования в течение всей жизни ДПО является ключевым институциональным звеном.

Задачи, стоящие перед системой ДПО, определяют ее базовые характеристики: актуальность, бизнес-составляющую, вариативность, гибкость, доступность. В данном случае речь идет о гибкости и вариативности образовательной среды, технологий, траекторий, продуцируемых системой ДПО, и о способности этой системы адекватно реагировать на внешние запросы. Степень соответствия базовым характеристикам определяет, по большому счету, и степень эффективности системы ДПО в целом, а значит – ее качество. Именно поэтому проект «Образовательный марафон» ориентирован на выявление у образовательных организаций и структурных подразделений, реализующих программы ДПО, перечисленных выше характеристик.

По итогам первого этапа проекта лидирующие позиции заняли 20 образовательных организаций, представивших на конкурс в общей сложности 82 программы ДПО. Член экспертной комиссии конкурсного проекта Владимир Наводнов вручил представителям организаций-победителей знаки соответствия современным требованиям, дипломы руководителям программ и благодарности ректорам. Программы-победители вошли в справочник «Банк лучших практик ДПО России – 2016», презентованный участникам форума.

СЫРОВАТСКАЯ Татьяна Александ­ровна СЫРОВАТСКАЯ Татьяна Александ­ровна, кандидат педагогических наук, доцент:

– О гильдии экспертов я узнала в 2011 году совершенно неожиданно, изучая исследовательские материалы по качеству российского образования. Приняла участие в осенней сессии и научно-практической конференции экспертов и была приятно удивлена таким большим количеством талантливых неравнодушных людей, пытающихся глубоко анализировать сложные процессы, происходящие в системе высшего образования. Привлечь такое количество сильнейших вузовских учёных и практиков российского и международного уровней к конструктивному решению множества вузовских острых проблем могла только слаженная команда профессионалов, настоящих единомышленников.

Становление и развитие гильдии проходило в непростое и для России, и для вузов время, время модернизации, трансформации системы российского образования, мучительного вхождения в мировую образовательную науку и практику. Вузам было сложно найти точные ориентиры инновационной политики, направленной на продвижение и успех. И гильдия экспертов стала открытой площадкой обмена опытом созидательной работы, передовыми технологическими знаниями в области качества образования, уникальной моделью организации, способной не только задавать современные стратегии развития, наращивать интеллектуальный капитал вузов, но и действовать в векторе интеграции усилий с зарубежными партнёрами по совершенствованию технологий экспертной деятельности.
РЕПНИКОВА Валентина Михайловна РЕПНИКОВА Валентина Михайловна, доктор экономических наук, профессор:

– Профессионалы в сфере образования, которые представляют гильдию, смогли создать не просто еще одну формальную общественную организацию, а профессиональное сообщество, которое развивается и определяет лицо современного российского образования. Постоянное обучение, проводимое гильдией, позволяет поддерживать высокий профессиональный уровень, следить и во многом определять тенденции развития отечественного образования. Деятельность гильдии позволила в непростые годы для отечественного образования не только сохранить лучшие методики обучения, наладить обмен опытом, но и сохранить уверенность в том, что российское образование отвечает мировым стандартам качества подготовки специалистов.

Членство в гильдии является показателем качества профессиональной деятельности.
ЧЕПУРИН Евгений Михайлович ЧЕПУРИН Евгений Михайлович, кандидат экономических наук, доцент:

– К счастью, в России в образовательном сообществе сохранилась целая когорта деятельных, активных, творческих, беззаветно преданных избранной профессии людей, чья миссия – поиск механизмов решения стоящих перед высшей школой непростых задач по сохранению и воспроизводству интеллектуального потенциала страны.

Неформальным ядром, объединяющим их усилия по сохранению нравственных ценностей, созиданию общественного блага, выступает Гильдия экспертов в сфере профессионального образования, представленная высокопрофессиональным составом, обладающим богатым педагогическим опытом, чувствами нового и глубокой гражданской ответственности в сочетании с целеустремленностью, неутомимой энергией, мудростью и подвижничеством.

Поздравляю членов гильдии со славным юбилеем и желаю всем на долгие годы крепкого здоровья, не останавливаться на достигнутом и реализации творческих замыслов на благо нашей любимой Родины – России!

Традиции и новации

Среди десятков ярких речей членов гильдии особенное впечатление на аудиторию произвело выступление заведующего кафедрой ЮНЕСКО «Техника экологически чистых производств», профессора Московского политехнического университета Михаила Беренгартена. Говоря об аккредитации и проблемах фундаментального образования, он привел ряд весомых аргументов в защиту лекционного подхода. По силе личного эмоционального воздействия лектора, его контакта с аудиторией, производимого впечатления, общего влияния на студентов лекционный способ передачи учебного материала, по мнению ученого, наиболее удачен. Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, проблемы, логику, дает цельное представление о предмете, показывая его место в системе науки, связь с родственными дисциплинами, возбуждает интерес к предмету, развивает профессиональные интересы.

Особенно действенна авторская лекция, когда учащиеся идут не столько на дисциплину, сколько на лектора. Как говорил по этому поводу знаменитый русский ученый К.А. Тимирязев, «лектор должен быть не фотографом, но художником, не простым акустическим инструментом, передавая устно почерпнутое из книг, все должно быть переплавлено творчеством». По профессору К.А. Тимирязеву, в лекции должны сочетаться правильность разрешения научных проблем со страстностью, увлеченностью идеей. Именно такими достоинст­вами славились, например, лекции Д.И. Менделеева, когда, по воспоминаниям слушателей, «из зерен его мыслей вырастали могучие стволы, которые ветвились, бурно цвели и буквально заваливали слушателей золотыми плодами».

В 1896 году Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию выступил в защиту лекции, подчеркнув, что «живое слово – это могущественное средство для сообщения научных знаний, и по своей способности прочно запечатлеть наиболее существенные стороны предмета не может быть заменено никакой книгой». В 1930-е годы в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Эксперимент себя не оправдал, так как уровень знаний у студентов резко снизился. Учит ли нас история? Увы, не всегда и далеко не всех.

Так, выступающий поделился новостью об эксперименте по сокращению контактной нагрузки преподавателей за счет использования открытых онлайн-курсов. Предполагается, что первокурсники будут осваивать математику в формате «перевернутого класса»: им предстоит вместо лекций пройти онлайн-курс, включающий решение задач в сети интернет.

Родоначальниками модели «перевернутого класса» считаются два учителя – Джонатан Бергман (Jonathan Bergman) и Аарон Сэмс (Aaron Sams), которые в 2007 году сначала придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление. Но стоит ли нам по нему идти? Не напоминает ли это cargo cult science?

А в заключение эксперт привел фрагмент интервью, взятого у немецкого философа Мартина Хайдеггера сотрудниками журнала «Шпигель» несколько десятилетий назад, но актуального как никогда: «Современная техника вовсе не «орудие» и не имеет уже с орудиями ничего общего <…> Все функционирует. Жутко как раз то, что все функционирует, и это функционирование ведет к тому, что все начинает еще лучше функционировать и что техника все больше отрывает человека от земли и лишает его корней, традиций и смысла жизни. Нам даже не нужно атомной бомбы, искоренение человека налицо <…> Происходящее сейчас разрушение корней – просто конец, если только мышление и поэзия снова не придут к своей ненасильственной власти».

​Победители первого этапа всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН»

• Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан (2 программы)

• Башкирский государственный аграрный университет (3 программы)

• Воронежский государственный технический университет (13 программ)

• Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко Министерства здравоохранения РФ (1 программа)

• Горно-Алтайский государственный университет (2 программы)

• Институт повышения квалификации г. Новокузнецка Кемеровской области (3 программы)

• Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова (10 программ)

• Кубанский государственный технологический университет (3 программы)

• Сибирский государственный университет геосистем и технологий (1 программа)

• Ставропольский государственный медицинский университет (5 программ)

• Сургутский государственный педагогический университет (6 программ)

• Тверской государственный университет (2 программы)

• Тюменский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ (1 программа)

• Ухтинский государственный технический университет (3 программы)

• Уфимский государственный авиационный технический университет (1 программа)

• АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (2 программы)

• Башкирский государственный университет (15 программ)

• Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области (5 программ)

• Тольяттинский государственный университет (3 программы)

• Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (1 программа)

Екатерина СИНДЕЕВА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, гильдия экспертов, ао-92, с места события

Похожие материалы:
Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares
Национальный аккредитационный совет подвел итоги
X Международный форум Гильдии экспертов в сфере профессионального образования
X съезд Российского союза ректоров. Итоги
Росаккредагентство: быть или не быть в ENQA?
НСК – основа взаимодействия рынков труда и образования
Система аттестации: в поисках «камертонов настройки»
Современные вузы: многообразие стратегий развития
Новые технологии оценки качества образования
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#88Прямая оценка качества подготовки
#93В ногу со временем
#93Чемпионат «Молодые профессионалы» в Хабаровске
#86Будущее университетов: желаемое и возможное
#87Информационная среда как фактор успеха
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны