Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Закон об инновационной деятельности

Наиболее актуальная проблема уходящего года в инновационной деятельности – несовершенство законодательства, которое становится серьезным препятствием на пути развития прорывных технологий.

Просмотров: 8090

Без закона не будет преобразований

Вячеслав ОСИПОВ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям

Вряд ли кто-то возьмется оспаривать факт, что в уходящем году одним из самых популярных, используемых применительно к будущему России являлось слово «инновации».

Наверное, только ленивые представители образовательного и других сообществ после призывов Президента РФ Дмитрия Медведева ориентироваться на инновационные технологии не заявили о том, что с инновациями им явно по пути. В свою очередь, практики говорят о несовершенстве российского законодательства, которое может стать серьезным препятствием на пути развития прорывных технологий.

Но ситуация после стратегических заявлений главы государства стала быстро меняться.

В октябре 2010 года в Государственной Думе РФ рассматривался, но был отклонен очередной депутатский законопроект, регламентирующий инновационную деятельность в стране. Придет ли ему на смену другой, более совершенный проект закона? Каким он должен быть? Об этом журналу «АО» рассказал заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям Вячеслав ОСИПОВ.

Не соответствует масштабу задач

– Вячеслав Константинович, сегодня много говорится о том, что России нужен закон об инновационной деятельности. Какие существующие проблемы в области инноваций должен, в первую очередь, решать такой нормативно-правовой акт?

–Действительно,интерес к проблемам законодательного обеспечения инновационной деятельности в нашей стране чрезвычайно высок. Последствия глобального кризиса, аномальной засухи и других негативных явлений прошлого года существенно актуализировали необходимость перехода экономики на новую модель развития, принципиально отличную от существовавшей последние два десятилетия. Параметры предлагаемых новаций у всех на слуху. Их обсуждают представители законодательной и исполнительной властей, предприниматели и товаропроизводители, научное сообщество и рядовые граждане. И все сходятся во мнении: Россия должна перейти на инновационные рельсы развития, модернизировать свою экономику, создать многоотраслевое производство.

Серьезным тормозом на этом пути стало несовершенство нормативно-правовой базы, не соответствующей масштабам задач и вызовам времени, перед которыми оказалась наша страна в первом десятилетии XXI века. Неслучайно, Президент РФ Дмитрий Медведев в двух последних ежегодных посланиях Федеральному Собранию уделил особое внимание этой проблеме. «Мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и государственном управлении, – подчеркнул он, – которые помогут переходу нашей экономики на инновационный характер развития».

Сегодня все хорошо понимают, что без соответствующей нормативной базы даже самая радикальная политика в сфере инновационной деятельности не может быть реализована. Мы создаем правовое государство, и нам нужны такие законы, которые, с одной стороны, обеспечивали бы благоприятные условия для адаптации науки и научно-исследовательских организаций к практике рыночных отношений. А с другой – значительно повысили бы заинтересованность предпринимателей и товаропроизводителей в развитии и внедрении наукоемких технологий.

Дело в том, что бизнес, особенно крупный, весьма неохотно инвестирует инновационную деятельность, поскольку у его представителей нет уверенности, что они получат быстрый и высокий доход. С другой стороны, у научного сообщества нет достаточных средств, чтобы активно развивать наукоемкие технологии и внедрять их в реальную экономику. Без активной и волевой позиции государства в решении этих проблем нам не обойтись.

Завершается разработка нового проекта

– В начале октября 2010 года в Государственной Думе в первом чтении был отклонен закон «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», подготовленный депутатами фракции «Справедливая Россия». Профильный комитет изначально предлагал отклонить его. Каковы причины отрицательного заключения по законопроекту?

– Этот документ летом 2010 года дважды рассматривался на заседаниях Комитета по науке и наукоемким технологиям. Предлагалось доработать ряд его положений и определений. К сожалению, авторы законопроекта к нашим рекомендациям не прислушались. В итоге, было принято решение рекомендовать Государственной Думе отклонить проект закона. В чем причина? Прежде всего, в том что большинство его положений и формулировок носит декларативный и неконкретный характер. Кроме того, в предлагаемом к законопроекту финансовоэкономическом обосновании представлены суммы выпадающих, в результате налоговых льгот, бюджетных доходов – 426,1 млрд. рублей, но не указываются источники, за счет которых они будут компенсироваться.

Также отрицательное заключение на законопроект дали комитеты Государственной Думы по промышленности, по экономической политике и предпринимательству, а также комитеты Совета Федерации – по образованию и науке, по промышленной политике. Из 75 отзывов законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации 49 не поддерживают этот документ. Поэтому вполне естественно, что при голосовании в первом чтении на пленарном заседании Государственной Думы он был отклонен большинством депутатов.

Вместе с тем необходимость создания специального закона в области инноваций существует. С предложением принять такой документ обратились государственные органы более 50 регионов.

Сейчас рабочая группа, созданная на базе совета по инновациям Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, разработала другой базовый законопроект «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации». Его подготовка находится в завершающей стадии, и в ближайшее время, в соответствии с регламентом, он пройдет процедуру рассмотрения в Государственной Думе.

Принципиальное отличие предлагаемого законопроекта заключается в том, что он отвечает современным тенденциям инновационного развития и модернизации страны. В нем впервые системно решается задача стимулирования инновационной деятельности на правовой основе. Документ гармонизирован с отечественными и международными документами в области инноваций.

В соответствии с положениями законопроекта, государственная поддержка должна оказываться адресно: физическим и юридическим лицам, ведущим инновационную деятельность. Такой подход опирается на четкие нормативные определения: «инновации», «инновационная деятельность», «инновационная продукция» и ряд других. Это позволяет придать необходимую определенность регулируемым законом отношениям. Главный смысл предлагаемого документа в том, что в стране на правовой основе формируются не отдельные виды, а целостная система государственной поддержки создания, коммерциализации и практического внедрения интеллектуальной собственности.

На что опираются инновации

– Какими законодательными актами сегодня регулируется инновационная деятельность в нашей стране?

– Сейчас базовым законом, регулирующим отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями инновационной продукции и наукоемких технологий является федеральный закон «О науке и государственной научно-технической деятельности». Принят он был еще в 1996 году. Однако ситуация в стране и мире с тех пор кардинально изменилась. Поэтому в 2009 году в этот закон и связанные с ним законодательные акты были внесены существенные коррективы. Существует также еще ряд законодательных актов, таких как «О статусе наукограда Российской Федерации», «Об особых экономических зонах», «О банке развития», «О Российской корпорации нанотехнологий», «О передаче прав на единые технологии», «О патентных поверенных» и другие. Однако в них решаются лишь отдельные проблемы, связанные с инновационной деятельностью.

В августе 2009 года Государственная Дума одобрила федеральный закон №217ФЗ, позволяющий бюджетным организациям науки и образования создавать малые и средние предприятия, занимающиеся коммерциализацией результатов научно-технической деятельности. Это, безусловно, важный шаг вперед по развитию инновационной деятельности. Однако предстоит еще многое сделать, чтобы научные и образовательные учреждения смогли себя проявить как среда, активно рождающая новые, коммерчески привлекательные разработки и создающая инновационные предприятия.

Серьезным препятствием на этом пути является отсутствие эффективного механизма стимулирования научно-технической деятельности, а также хозяйственных субъектов, внедряющих результаты НИОКР. Поэтому к данному закону необходимо принять еще ряд документов, предусматривающих упрощенную систему налогообложения для подобных организаций. Тем самым должна быть обеспечена основа для расходования научными и образовательными учреждениями доходов от их участия в предпринимательской деятельности.

Особо следует остановиться на федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково», принятом в прошлом году. По существу, речь идет о создании в стране нового элемента инновационной инфраструктуры, которая будет действовать по примеру Силиконовой долины в США.

В законе о центре «Сколково», в частности, предусматривается оказание значительных преференций и налоговых льгот физическим и юридическим лицам, занимающимся разработкой и внедрением наукоемких технологий в новом подмосковном наукограде. Его создатели во многом использовали опыт деятельности Силиконовой долины в США. Однако законодатели полагают, что это лишь первый шаг в нужном направлении и останавливаться на нем не следует. Упомянутый законопроект «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» не противоречит, а дополняет закон о центре «Сколково», образует вместе с ним правовое поле регулирования и стимуляции разработки и внедрения наукоемких технологий по всей стране.

Связать воедино все документы

– В 2009 году партия «Единая Россия» учредила проект «Национальная инновационная система России». Какова его судьба? Как он увязывается с работой по созданию законодательной базы в отношении инновационной деятельности?

– Фракция партии «Единая Россия», как известно, имеет в Государственной Думе парламентское большинство. Вполне естественно, что именно она выступила инициатором разработки проекта «Национальная инновационная система России». Ведь от его реализации зависит будущее отечественной экономики, всей страны. Цель проекта – помочь в решении проблем, стоящих на пути инновационного развития нашей экономики, в частности, в преодолении фрагментарности отечественной инновационной системы.

Исходя из положений упомянутого проекта, в 2009 году – кстати, объявленном Годом науки и инноваций, – Государственная Дума приняла заявление «О необходимости формирования нормативной базы для обеспечения развития инновационной экономики». В нем нашли отражение первоочередные меры по созданию правовых норм в различных отраслях законодательства – налогового, административного, таможенного и других.

На данный момент принят целый ряд законов и постановлений правительства, направленных на стимулирование инновационной деятельности. Однако практика их реализации свидетельствует о том, что они недостаточно взаимосвязаны между собой. Нужна автоматизированная система учета движения объектов интеллектуальной собственности и создание полноценной системы защиты прав ее владельцев, мониторинг разработки, капитализации и внедрения высоких технологий. И эти задачи требуют четкого законодательного обеспечения.

Мы часто пытаемся использовать инструменты инновационной политики, применяемой на Западе. Однако там эти механизмы действуют в естественной институциональной, организационной, управленческой, инфраструктурной и ментальной среде. У нас такая среда пока только создается. В регионах она особенно слабая и мало укомплектованная.

Формирование инновационной системы – задача сложная и, безусловно, творческая. А в творчестве, как известно, нельзя пользоваться старыми схемами и штампами. И Россия, обладающая богатейшим интеллектуальным капиталом и огромными материальными ресурсами, может создать собственные направления модернизации экономики и общества в целом. Учитывая, конечно, те проблемы и сложности, с которыми сталкиваются сегодня развитые страны. Именно на это и направлены проект «Национальная инновационная система России» и формируемая в настоящее время нормативно-правовая база обеспечения инновационной деятельности.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инновационная деятельность в Иркутске
Инновационная составляющая региональной экономики
Старт для инноваций и технологий
Проблемы инженерно-технического образования
Ресурсные центры как элемент развития Омской области
Инновационная карта России
Российский индекс изобретательской активности
Инвестиции в инновации: «Старт» дан!
СПО: диагноз ставят аналитики
Ставропольский государственный университет – образовательный центр Северного Кавказа

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 1 Оставить комментарий
Илья Незарегистрированный пользователь
Здравствуйте-я создал инновационный бизнес проект под названием (Как оказывать влияние на людей выступая публично)нигде не могу зарегистрировать этот проект что делать?-А если не зарегистрированный проект ни кто ни хочет участвовать в нём-заранее благодарен------ мой емейл cherkashin.iliya@gmail.com-или тел.89525229513

2014-10-16 12:12:03 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ