Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Заседание Российского Союза ректоров в АлтГУ

В стенах Алтайского государственного университета в рамках Образовательного форума «Алтай-Азия. 2012» состоялось выездное заседание межвузовской экспертной группы Российского союза ректоров по инклюзивному высшему образованию. По результатам проведенного исследования вузовское сообщество является одним из наиболее лояльных к инвалидам в нашей стране.

Просмотров: 2432

На секции с разных сторон рассматривались проблемы инклюзивного образования: модели, опыт регионов России. Основные обсуждаемые вопросы касались социализации и трудоустройства людей с ограниченными возможностями, создания образовательных программ, развития инфраструктуры и создания условий для обучения людей с проблемами здоровья: выпуск специальных учебников (аудио, видео) и обеспечение технической базы (компьютеров, адаптивной техники). На заседании участники обсудили плюсы и минусы инклюзивного и специального образования, а также затронули более глубокую проблему: как изменить отношение общества к проблемам людей с инвалидностью.

Целью прошедшего совещания являлось обсуждение проблем, связанных с образованием людей с инвалидностью, путей решения этих проблем, а также обмен опытом между регионами. Создание межвузовской рабочей группы, которая будет разрабатывать систему предложений - ожидаемый результат совещания. Участники обсуждения предполагали, что именно рабочая группа станет тем органом, который будет всерьез заниматься проблемой образования инвалидов. Все предложения, выдвинутые в ходе совещания, будут представлены в совет по делам инвалидов при Президенте РФ.

Формирование доступной среды и поддержка инклюзивного образования стали приоритетом государственной политики на 2011-2015 годы: принята программа "Доступная среда". Проблема образования людей с ограниченными возможностями является очень актуальной на сегодняшний день.

Бронюс Броневич Айсмонтас, декан факультета дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета, отметил, что сегодня нет единой модели инклюзивного образования высшей школы, как  нет и структуры, которая бы интегрировала точки зрения, опыт разных организаций.

Пантелеймон Романович Егоров, заведующий учебно-научной лабораторией  адаптивных компьютерных технологий Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,  рассказал о решении проблемы инклюзивного образования в своем университете в Якутии. В вузе создана хорошо оснащенная лаборатория для занятий с инвалидами, студенты могут пользоваться цифровыми увеличителями, субтитрами, техника позволяет записывать различные форматы. Пантелеймон Романович отметил поддержку деятельности региональной властью: в республике между университетом  и министерствами заключен договор, создана межведомственная финансовая поддержка, кроме того, создана рабочая группа из представителей всех министерств. Власть поддерживает деятельность университета в направлении развития образования студентов с ограниченными возможностями. Сотрудничество в этой сфере осуществляется также с общественными организациями и бизнесом.

В ходе заседания был задет вопрос о необходимости создания отдельного учреждения для обучения людей с ограниченными возможностями. Эксперты пришли к выводу, что человек должен быть инклюзивным, социализироваться в обществе, а также отметили необходимость интеграции образовательных программ, необходимость создания федеральной структуры, центра, который будет разрабатывать методологию и методику обучения. 

"Нужна гибкость системы в зависимости от степени сложности болезни и ситуации. Есть люди, которым на первом этапе необходимо специальное образование, но затем они смогут включиться в инклюзивную систему", - отметил Бронюс Броневич.

Говоря об инклюзивном образовании, чаще всего подразумевают людей с ограниченными физическими возможностями, препятствующими получению образования и трудоустройству. Тигран Альбертович Епоян, директор программ Бюро ЮНЕСКО в Москве, представил вниманию публики доклад на тему "Инклюзивное образование и люди, живущие с ВИЧ".  Он уточнил, что больные ВИЧ не имеют физических ограничений, единственное ограничение - отношение людей к ним, из-за которого многие сталкиваются с проблемой поступления в детский сад, школу, вуз. Часто, узнав о таком заболевании, студента попросту исключают из учебного заведения.

По данным  опросов людей, живущих с ВИЧ, 11%  были вынуждены отказаться от обучения, 1% столкнулся с исключением из образовательных учреждений.

Тигран Альбертович настаивал на необходимости донесения до руководителей образовательных учреждений (школ, детских садов и ВУЗов) информации о том, что ВИЧ-инфекция не ограничивает право на получение образования. Исключение составляют те специальности, где работать ВИЧ-инфицированным запрещено законом: армия и медицинские специальности, подразумевающие постоянный контакт с кровью (к примеру, врач-терапевт может быть ВИЧ-инфицированным и продолжать работать).

На заседании совета ректоров было озвучено предложение о создании центров адаптации инвалидов, которые бы организовывались силами самих инвалидов при минимальной поддержке вузов (компьютеры, помещения, специальная адаптивная техника) и здоровых студентов. Сообщество студентов-инвалидов, которые уже имеют опыт обучения, будет организовывать удобную для инвалидов среду: помогать вновь поступившим студентам адаптироваться на большой территории вуза, вырабатывать новые программы, учебники для обучения незрячих студентов, привлекать спонсоров для обеспечения финансовой основы деятельности. Инвалиды сами готовы взять на себя ответственность и заниматься работой и просят немного помочь им на начальном этапе.

Главной проблемой все-таки остается отношение общества к людям с ограниченными возможностями. По этому поводу свое мнение выразила Ирина Хилько, ведущая заседания и координатор программы Российского Союза ректоров по интеллектуальному попечительству детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья "Талант преодоления": "Команда вузов, которая может позволить развитие инклюзивного образования, это, в первую очередь, профессорско-преподавательский состав, готовый работать с инвалидами, во-вторых, студенческая корпорация, готовая вкладываться через волонтерские движения, проявляющая личную инициативу в обеспечении удобной для студентов-инвалидов среды. Но существует также проблема настороженного отношения к инвалидам как внутривузовской корпорации, так и общества в широком смысле слова. Нередко можно слышать тезисы о том, что инвалидам лучше сидеть дома, им незачем учиться. Однако если представить инвалида с точки зрения развитости сознания, способностей, широты душевных качеств, оказывается, что он точно такой же, как остальные люди. У него ограничены только физические возможности. Какую же бурю переживаний должен испытывать человек, сидящий в четырех стенах. Даже если он получает информацию дистанционно, он не находит выхода для таланта, энергии, которые у него есть. Надо понимать, что включение инвалидов в активную жизнь - это инструмент облагораживания и улучшения самих здоровых людей".

Союз ректоров проводил исследование, согласно которому вузовское сообщество является одним из наиболее лояльных к инвалидам в нашей стране. Различные слои общества, не связанные со сферой образования, демонстрируют более агрессивное поведение к инвалидам.

Участники совещания пришли к выводу, что многое зависит от активности рабочей группы и необходимо инициировать решение многих вопросов снизу.

В заключение заседания ведущая Ирина Хилько озвучила просьбу к  вузам, имеющим опыт организации инклюзивного образования, присылать информацию, замечания по реализации, рекомендации об организации такого образования. Ирина Владимировна также напомнила о том, что после обработки информации будет подготовлен документ, который будет рассылаться участникам заседания для обсуждения и дальнейшей проработки.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Совет ректоров вузов Алтайского края и Республики Алтай
Перспективы развития инклюзивного образования обсудили в Кирове
Ученые со всего мира обсудили перспективы инклюзивного образования
Состоялось заседание Совета ректоров вузов Алтайского края и Республики Алтай
Союз ректоров предложил создать в каждом вузе центр для инвалидов
Опыт обучения лиц с особыми образовательными потребностями
Модернизация профессионального образования в России
Инклюзивное образование в Воронежской области
Российский союз ректоров за права людей с инвалидностью
Выездное заседание Совета ректоров вузов Республики Татарстан

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ