Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Здоровьесберегающие технологии в образовании

На симпозиуме, посвященном гармоничному развитию учащихся, обсуждались проблемы внедрения в педагогический процесс здоровьесберегающих технологий. Целью встречи явилось объединение российского и международного опыта по внедрению в обучение таких технологий, которые способствую сохранению и укреплению здоровья детей.

Просмотров: 3100

Европа – Россия: ставка на здоровое поколение

«Образование в Европе для гармоничного развития учащихся» – так назывался международный симпозиум, который состоялся под патронатом Совета Федерации и Совета Европы 13-14 октября в Москве. Участниками этого авторитетного собрания были представители Всемирной организации здравоохранения, ЮНЕСКО, государственных органов, ведущих образовательных и научно-исследовательских учреждений России и некоторых других стран.

Целью встречи являлось объединение российского и международного опыта по внедрению в обучение таких технологий, которые берегут здоровье детей и подростков и способствуют гармоничному развитию личности. На актуальность темы и своевременность проведения форума обратил внимание Президент России Дмитрий Медведев, письменное приветствие которого было зачитано собравшимся. Выступившие вслед за этим председатель Московской областной думы Валерий Аксаков и председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Мовлуд Чавушоглы также отметили важность обсуждаемого вопроса. В частности, руководитель высокой международной организации сказал, что во всех документах ООН и Совета Европы образование признается фундаментальным правом человека, поскольку играет огромную роль в жизни каждого из нас. В современном мире совершенствование системы образования может стать ведущей силой развития, будет способствовать толерантности и взаимопониманию между народами и странами.

Объединим усилия

Надо сказать, что на проблему, обсуждаемую на симпозиуме, ученые обратили внимание еще в начале XIX века. Первый международный конгресс по школьной гигиене состоялся в 1904 году в немецком городе Нюрнберге. Доминирующей на нем была проблема перегрузки учащихся. Как утверждают аналитики, какими-либо серьезными открытиями конгресс науку не обогатил, но выявил те теоретические и практические задачи, которые предстояло решить врачам и педагогам для устранения таких негативных явлений, как апатия, нервозность, нарушения осанки и нравственная распущенность учащихся.

Со времени Нюрнбергского конгресса прошли не годы и не десятилетия – миновал век с лишним. Однако названные проблемы не только не сняты с повестки дня, но и обострились. В настоящее время из всего комплекса социальных, экономических, экологических и духовных факторов общества, влияющих на гармоническое развитие молодого поколения, все большую тревогу специалистов и ученых вызывают так называемые школьные факторы риска. Это несообразная природе ребенка организация учебного процесса и внешкольных занятий, несоответствие методов обучения возрастным и функциональным особенностям детей, стрессовая тактика педагогических воздействий, сильная информационная загрузка учащихся. Все они отрицательно влияют на здоровье. Плюс к тому возрастает интенсивность обучения. Ученые говорят, что в XIX веке обновление знаний проходило каждые тридцать лет, тогда как в наше время только за один год обновляется 15 процентов знаний. Чтобы освоить такой большой объем информации, детям нужно иметь очень крепкое здоровье, а педагогам – делать все возможное, чтобы сохранить и укрепить этот драгоценный дар природы. На этом и заострил внимание Сергей Миронов.

В своем докладе председатель Совета Федерации отметил, что доступ к образованию имеют далеко не все дети. Лидеры некоторых стран утверждают, что у современного человечества нет для этого средств. «Но знаете ли вы, – обратился он к присутствующим, – сколько нужно денег, чтобы учились те самые 110-115 миллионов детей, которые не посещают школу?» И ответил: «Всего-навсего один день торгов на бирже!».

Население Европы возлагает надежды на доступность и всеобщность медицинских услуг. Но это, по мнению докладчика, наивно, ведь государство делает слабым не недостаток денег, а людей и дарований.

Отсюда следует, что нужно обратить внимание на сферу образования, как на становящуюся все более здоровьезатратной и даже опасной для детей. Плюсы современного образования как бы нивелируются ущербом от нездоровья. Вот почему необходимо осуществлять профилактику, то есть воспитывать стремление к здоровому образу жизни, внедрять здоровьесберегающие технологии. В качестве доказательства докладчик привел такие цифры: экономический эффект от реализации профилактических программ дает 800 процентов рентабельности. Рубль, вложенный в российскую медицину, восстанавливает здоровье на 6 рублей, а в физическую культуру – на 42. Вывод: надо делать ставку на массовый, всеобщий спорт.

Специалисты насчитывают до тридцати факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников. Это и сидячий образ жизни, и повышенная утомляемость, и многое другое. Снизить воздействие этих факторов, по мнению докладчика, помогут развивающие технологии Владимира Базарного. Они показывают, что болезням, которые развиваются под воздействием отрицательных факторов, можно противостоять не только медицинскими, но и педагогическими средствами.

Мы хотим, чтобы наши дети входили в жизнь, опираясь на все богатство культуры и нравственных ценностей. Пока же каждое поколение является более информационно оснащенным по отношению к предшествующему, но, увы, по-прежнему дисгармоничным. Как считает С. Миронов, происходит такое потому, что образование сейчас преследует только утилитарные цели.

Самая актуальная задача не только сегодняшнего дня, но и будущего времени – поставить все ресурсы Европы на службу гармоничного развития детей и молодежи. В докладе подчеркивается: «Общеевропейская и национальная стратегии гармонического развития детей и молодежи должны быть основаны на тесном взаимодействии систем образования и здравоохранения. Взаимосвязь образования, воспитания и здоровья нужно осмыслить не отдельным учителям, а всему мировому сообществу». Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не предпринимается. Например, в России около трех тысяч школ работают по здоровьесберегающим технологиям. Но добиться, чтобы так было в каждом образовательном учреждении, не удается. Тормозом служат сложившиеся подходы. Вследствие этого россияне, как впрочем и европейцы, не добились гармоничного развития детей, подростков, молодежи.

От больного человека далеки свобода и права человека – самые главные ценности, которые отстаивает Европа. Сергей Миронов предложил разработать общую для России и европейских стран стратегию гармоничного развития детей и молодежи в системе дошкольного, школьного и вузовского обучения и воспитания. И для ее реализации призвал бороться с пассивностью и безынициативностью властей и общества, которые проявляются в данном вопросе. «Когда человеку неудобно лежать на одном боку, он переворачивается на другой, а когда ему жить неудобно, он только жалуется. А ты сделай усилие – перевернись!» – процитировал докладчик писателя Максима Горького.

Поскольку вопросы образования касаются каждого, «перевернуться», а точнее работать на гармоническое развитие детей и пропагандировать здоровый образ жизни, должны все мы. При этом, считает С. Миронов, нельзя забывать и об интересах детей-инвалидов, надо создать общеевропейский авангард движения за их гармоничное развитие.

В заключение докладчик высказал еще несколько соображений о том, как добиться поставленной на симпозиуме цели. Он предложил:

  • ввести в практику государственную поддержку образовательных учреждений, использующих здоровьесберегающие технологии;
  • рассматривать здоровье воспитанников и учащихся как одну из важнейших аттестационных характеристик в работе детского сада и школы;
  • вести мониторинг здоровья школьников и педагогов и обобщать его результаты на муниципальном, региональном и национальном уровнях;
  • создать межведомственную контрольную и исследовательскую структуру, занимающуюся вопросами здоровья, а также общеевропейские просветительские и исследовательские структуры – центры гармонического развития учащихся и студентов, обобщающие передовой опыт в области сбережения здоровья;
  • приступить к формированию общеевропейского банка здоровьесберегающих технологий;
  • проводить симпозиумы, подобные данному, раз в четыре года.

Что волнует Европу?

Выступающие из европейских стран сосредоточили внимание на проблемах, которые есть и в России.

Население Европы стареет. Старшее поколение становится все более многочисленным. Как следует из материалов, врученных участникам симпозиума, в семнадцати европейских странах смертность превышает рождаемость. И если в 1960 году люди европейского происхождения составляли четверть мирового населения, то к 2050 году составят одну десятую. Пока остановить отрицательную тенденцию удалось одной только Франции. Но не известно, навсегда или на короткое время. А, например, в Венгрии рождается настолько мало детей, что приходится закрывать школы. Старение населения выдвигает на первый план, с одной стороны, вопросы брака и семьи, а с другой – вопросы здорового образа жизни.

Большинство жителей Европы страдает от вредных привычек, многие из которых приобретаются ещё в школьные годы. По данным Европейского регионального бюро ВОЗ, от злоупотребления алкоголем в Европе каждый год погибает по 55 тыс. подростков, 80 процентов начинают курить в возрасте до восемнадцати лет. Ценность жизни и здоровья снижается. Острейшей проблемой является подростковая и юношеская наркомания. Распространяется ВИЧ-инфекция. «Нам необходимо обратить внимание на сексуальное здоровье молодежи и приложить усилия к его улучшению, – отметил министр образования и науки Болгарии Сергей Игнатов. – Школа должна стать благоприятной средой для укрепления здоровья».

«В Венгрии растет озабоченность ухудшающимся качеством физического, психического и нравственного развития и здоровья учащихся школ и воспитанников дошкольных учреждений» – заявила Роза Хоффман, государственный секретарь Министерства национальных ресурсов по вопросам образования. В ее стране реализуется национальная стратегия обеспечения детей овощами и фруктами. Это укрепляет здоровье, служит профилактикой от ожирения и одновременно является мерой социальной поддержки. Такой же стратегии придерживаются и в Болгарии. Но в Европе хорошо понимают: попытки решить проблему путем соблюдения санитарно-гигиенических норм и наращивания валеологических элементов в учебном процессе не дают достаточного эффекта. Чтобы вырастить здоровое поколение, семья, школа и общество должны работать синхронно. И для этого надо создавать условия. В частности, устранять в массовой европейской школе те самые факторы риска, о которых шла речь в докладе, и создавать систему правовой ответственности за здоровье детей, в странах, где она отсутствует.

Разделяет это мнение и представитель Украины, главный редактор журнала «Педагогика толерантности» Ярослав Береговой, который назвал систему существующего в его стране образования «жестко агрессивной». Дети переутомляются, у них нет полноценных выходных, сна и отдыха. Он считает, что и ООН, и ЮНЕСКО должны обратить на это внимание. У взрослых взаимоотношения работника и организации регламентируются Трудовым кодексом, а у детей аналогичного документа нет. Но если он будет, система образования, по мнению Я. Берегового, сама найдет пути к здоровью.

Представитель Украины обратил внимание и на необходимость воспитания. «Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего, – процитировал он Дмитрия Менделеева. – Сначала воспитание, потом знание!».

Волнует европейские страны и проблема двигательной активности. С этим было связано осторожное высказывание госпожи Хоффман, которая, рассуждая об образе жизни современных школьников, заметила, что точка зрения Европейского Союза постепенно смещается от соблюдения прав и свобод в отношении Интернета к их регулированию, так как в информации, которую дети получают с помощью компьютера, содержится много негативного.

В противовес негативным тенденциям

По инициативе трех международных организаций: Совета Европы, Европейского комитета и Европейского регионального бюро ВОЗ – в странах ЕС в противовес негативным тенденциям была создана сеть школ здоровья. Сейчас это один из наиболее продвинутых международных проектов, направленных на сохранение и защиту здоровья учеников. В нем участвуют 43 европейские страны.

В России тоже есть школы здоровья, причем, как было отмечено на симпозиуме, в каждом регионе. Эти учебные заведения объединяют усилия образования и медицины. В них создана среда, располагающая к учебе, организовано рациональное питание, налажено сотрудничество с родителями и местным сообществом. Но основными достоинствами школ европейской сети являются активное участие учеников в укреплении своего здоровья и развитие необходимых для этого компетенций.

Рассказывая о проекте, его координатор от России, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН Владислав Кучма подчеркнул два момента. Во-первых, обязанность школы здоровья – отслеживать результаты и повышать их. Именно такой подход практикуется в Европе. Во-вторых, три урока физкультуры вместо двух не спасут российские школы. Для гармонического развития детей нужно использовать весь арсенал имеющихся средств и обязательно заботиться о здоровье педагогов. По его словам, эффективность работы школ здоровья доказана. Около 90 процентов детей, которые учатся в этих общеобразовательных учреждениях, регулярно посещают уроки физкультуры, почти половина ни разу не пробовала алкоголь, меньшее число учащихся употребляет наркотики. Результаты деятельности школ здоровья взяты за основу при разработке новых образовательных стандартов. По мнению В. Кучмы, нужно поощрять оценку здоровья, и новые стандарты открывают для этого большие возможности. Кроме того, выступающий считает, что показатели здоровья обучающихся должны учитываться при аккредитации учебных заведений.

Еще один проект ВОЗ, реализующийся в странах Европы, называется «Здоровые города». Он преследует цель – создавать на определенной территории предпосылки для здорового образа жизни. Данный проект можно воплотить и в России. Об этом свидетельствует опыт Ставрополя – города, где имеется 31 высшее учебное заведение и на тысячу жителей приходится 230 студентов. «По уровню медицинского и социального обеспечения мы не достигли европейских показателей, но идем вслед за европейскими городами», – отметил мэр этого муниципального образования Николай Пальцев. Он рассказал, что в школах Ставрополя используются здоровьесберегающие методики В. Базарного, 87 процентов детей охвачены муниципальной программой профилактики стоматологических заболеваний и ранее введенные паспорта здоровья уже заменяются электронными. Намечена программа создания центров здоровья. Один из них, в школе №20, уже введен в действие, и для этого найдены и ставки, и средства. Центр работает по методике санатория, причем учащиеся (500 человек за год) проходят реабилитацию по индивидуальным программам. В рамках инициативы «Наша новая школа» организовано дистанционное обучение детей-инвалидов.

Много внимания в Ставрополе уделяется питанию школьников и, прежде всего, оснащению пищеблоков таким оборудованием, при использовании которого не утрачивается биологическая ценность продуктов. Строится и через пять месяцев будет введен в строй комбинат питания. Школьные столовые посещают 92 процента детей.

Модернизируются уличные спортивные сооружения. Для этого разработана программа «Мой двор».

В городе созданы академия здорового образа жизни, территориальная лига здоровья, проводятся фестивали по ландшафтному обустройству, акции «Некурящий класс», «Пешком на работу», «Самая здоровья семья» и другие. Спортом занимаются 24 процента жителей.

Как следует из выступления мэра Ставрополя, для достижения хороших результатов очень важно координировать деятельность всех вовлеченных в здровьесберегающую деятельность людей и учреждений и добиваться, чтобы они работали заинтересованно и неформально. Н. Пальцев предложил обсудить на заседании Союза муниципальных образований вопрос о том, что можно предпринять на уровне городов для гармоничного развития детей и молодежи.

В России немало учебных заведений, которые ставят задачу одновременно развивать интеллект и здоровье детей. Опыт лучших был представлен на симпозиуме очень широко. Вот только один пример, приведенный на пленарном заседании. В рязанской школе №51 (директор Ольга Маслюк) педагоги давно уже озабочены тем, что в современном обществе угасает тенденция продолжения рода, появляются женоподобные мужчины, не обладающие такими качествами, как мужественность, смелость, умение брать на себя ответственность, и женщины, не способные рожать и воспитывать детей. С 1992 года, наряду с рядом способствующих гармонизации образовательного процесса мероприятий, в этом учебном заведении ведется раздельное обучение мальчиков и девочек. Сторонники такой системы полагают, что это уменьшает уровень невротизации и способствует воспитанию у мальчиков истинно мужских качеств, а у девочек – истинно женских. В школе нет второгодников и детей, состоящих на учете в милиции. Число разводов у выпускников в два раза меньше.

Кроме того, в различных районах Москвы работали 9 площадок, на которых демонстрировался опыт детских садов, школ и научных учреждений столицы и проводились «круглые столы», где в ходе дискуссий было высказано немало интересных и деловых предложений по улучшению здоровьесберегающей деятельности, гармонизации учебного процесса. Например, на площадке «Детский сад – Школа – Вуз» отмечалось, что применяемые сейчас в образовательных учреждениях технологии, различны. Энтузиасты во многом идут своим путем.

По мнению участников дискуссий, валеологические программы должны проходить экспертизу, а для этого нужно заложить в бюджет необходимые средства. Мероприятия по поддержке здоровья педагогов тоже нуждаются в финансировании. Заниматься улучшением здоровья школьников должны подготовленные люди, в связи с чем было бы полезно готовить бакалавров по организации здоровьесберегающей деятельности. Предлагалось также навести порядок в терминологии, касающейся этой сферы, и издать терминологический словарь.

Что в итоге?

Участники международного симпозиума приняли обращение к педагогической, медицинской и родительской общественности, к парламентам стран Европы, международным организациям. В нем отмечается, что образованность и здоровье – фундаментальные жизненные блага, качеством которых определяется и уровень жизни отдельного человека, и состоятельность каждого государства. Без этих благ свобода, демократия, права человека и другие ценности, которые отстаивает Европа, мало что значат. Но беда в том, что образование и здравоохранение рассматриваются в большинстве стран как отдельные самостоятельные сферы, и в профильных министерствах преобладает автономный, ведомственный подход к укреплению здоровья учащихся. Кроме того, в документах Европейского отделения ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и ПАСЕ хотя и декларируется необходимость здорового образа жизни, но не обозначены механизмы реализации идей гармоничного развития детей и подростков.

Вместе с тем симпозиум показал, что в Европе и России работают тысячи школ, которые добиваются исключения многих болезней путем применения здоровьеразвивающих технологий. Собравшиеся призвали изучать и пропагандировать этот опыт, совершенствовать его нормативно-правовую базу. Они предложили парламентам европейских государств законодательно закрепить регулярный мониторинг состояния здоровья и развития учащихся и студентов и приоритет физической, психической, нравственной и интеллектуальной зрелости по отношению к получению учебной информации.

По общему мнению участников симпозиума, подходы к здоровьесберегающей деятельности в европейских странах должны быть едиными, а усилия по улучшению здоровья молодого поколения – совместными.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Круглые столы по педагогической тематике
О чем еще говорят… европейцы
Функция воспитания возвращается в школу
«Падчерица» российской системы образования
Системы гарантии качества "новой Европы"
Профессиональное воспитание = воспитание профессионалов
Законодательство: изменение статуса образовательных учреждений
Институциональная и программная аккредитация ВПО
Концепция нового закона об образовании
Воспитание – это всерьез и надолго

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ