Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Традиционно, выходя на новые рубежи, мы проводим своего рода инвентаризацию достигнутого. Исходя из этого, как вы считаете, какие главные успехи накоплены отечественной системой образования за последние 10-15 лет, а какие зоны остаются наиболее проблемными?
— В числе успехов отмечу укрепление инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров благодаря федеральным программам развития и сотрудничеству с реальным сектором экономики. При поддержке нацпроекта «Наука и университеты» мы впервые за 40 лет построили новое общежитие на 790 мест. В рамках стратегического проекта, входящего в программу «Приоритет 2030», в НГТУ НЭТИ создан один из первых в России дизайн-центров силовой электроники. В нашем вузе создано несколько корпоративных научно-исследовательских лабораторий с такими компаниями, как «Элемент», «Элтекс», АО «РиМ», «Таврида» и другими индустриальными партнерами. Понятно, что научно-образовательную инфраструктуру можно развивать «до бесконечности», но я считаю, что эта проблема в значительной степени решена.
В числе несомненных достижений не могу не отметить рост интереса к инженерному образованию, зафиксированный в исследовании коллег из Высшей школы экономики. Совокупный прием на инженерные направления подготовки в 2024 году вырос на 7% по сравнению с 2022 годом. Этот интерес отмечаем и мы: количество школьников, сдающих профильную математику, физику и информатику и выбирающих инженерные профессии, растет. И мы предпринимаем усилия для наращивания этих темпов всеми доступными инструментами, в числе которых – масштабный профориентационный проект «ТехноНаставники». В него было вовлечено более 18 тыс. школьников и более 1 000 студентов технических вузов. При лидерской инициативе НГТУ НЭТИ в партнерстве с МГТУ «СТАНКИН» и фондом «Сколково» к проекту подключились более 15 регионов страны.
Поэтому да, интерес к инженерии среди абитуриентов мы отмечаем, но не в той степени, в какой нам хотелось бы. Дело в том, что страна не может ждать очень долго. Я считаю, что у нас ограничен лимит времени, в течение которого необходимо перестроиться, чтобы идти курсом технологического суверенитета и, тем более, технологического лидерства.
По замыслу инициаторов, новая стратегия развития образования должна обеспечить всестороннюю подготовку молодых поколений россиян к «вызовам будущего». Какие из этих вызовов представляются наиболее существенными?
— В контексте разговора об образе будущей системы образования, над которым сейчас работает профессиональное сообщество, отмечу: одним из плюсов этой сферы является в хорошем смысле слова консерватизм, означающий, что система образования не может меняться, условно говоря, каждые полгода или раз в год. Это устойчивая система, обладающая высоким уровнем самоорганизованности: университеты на своем уровне должны видеть и реагировать на обсуждаемые сегодня вызовы.
Одним из них является необходимость сокращения зазора между системой высшего образования и рынком труда. Исторически наш вуз выстраивает процесс подготовки кадров в партнерстве с индустрией, в том числе в части актуализации содержания образовательных программ вуза.
Взаимодействие технических вузов с индустрией – это не только трудоустройство выпускников, но и интерес предприятий к нашим разработкам, в создании которых задействованы молодые инженеры.
Отмечу, что инженер-выпускник заслуживает особого внимания, в первую очередь – в виде заработной платы. Мы готовим инженеров, профессиональные компетенции которых позволяют им заниматься проектированием на высоком уровне. И, тем не менее, потока предприятий с заказами на эти работы мы пока не наблюдаем. Зазор между рынком, между предприятиями и университетами существует. Нельзя обвинять предприятия в экономии на развитии наукоемкого направления, однако многое из того, что нужно нашей стране и закупается в других, мы должны разрабатывать сами.
Китай развивается стремительно, представляя миру технологии, которые еще вчера казались невозможными. Китайская сторона выигрывает технологическую гонку за счет качества, стоимости и других показателей. Мы в этой гонке на данном этапе отстаем. А это означает, что мы что-то делаем не так.
В этой связи крайне важна философия подготовки инженера. В чем это проявляется? Приведу пример: научить студента машиностроительного факультета чертить вполне реально, он освоит программный продукт и сможет уверенно создавать конструкторскую документацию. Но, даже владея технологиями проектирования на самом высоком уровне, он никогда не сможет создать, например, электронный микроскоп без понимания физики процесса, хороших математических знаний – всего того, что следует отнести к фундаментальному образованию.
Поэтому, с одной стороны, мы говорим о практико-ориентированности современной высшей школы, а с другой стороны – должны говорить о важности фундаментальной составляющей. Это базовая для востребованного инженера ступень: без знаний «занудной» математики, физики, химии невозможно спроектировать что-либо новое, высокотехнологичное.
Стратегией задается «длинный взгляд» на развитие образования. Позитивный сценарий предполагает, что система ВО к 2040 году станет институтом, эффективно реагирующим на все обозначенные вызовы. Какие ключевые условия и инструменты необходимы для реализации именно этого сценария?
— Выскажу не очень популярную мысль, но не являюсь сторонником креативного подхода к трансформации образовательной системы. Не противник, но и не сторонник. Считаю, что в большей степени нужно доверять тем людям, которые это образование и реализуют ежедневно в учебных аудиториях. Даже если мы навяжем преподавателям очередной «креатив», не факт, что они захотят или смогут его реализовать на практике. Роль преподавателя в развитии системы высшего образования крайне велика: нужно, чтобы к образованию на всех этапах были причастны люди, обладающие хорошим уровнем образованности, желающие заниматься этой работой, получающие удовольствие от процесса и способные тратить бесконечно много времени на занятия со студентами, аспирантами.
Как правило, настоящие преподаватели сами являются не только сторонниками необходимых изменений образовательного ландшафта, но и агентами по их воплощению в жизнь. Находясь внутри системы, они при этом соизмеряют эти изменения с важнейшими показателями: с возможностями материальной базы, качеством школьной подготовки, особенностями подготовки по тому или иному направлению. Уверяю, что таких людей – агентов обновления системы высшего образования – в преподавательской среде достаточно.