Экспертный совет. Эксперт: Игорь Эдуардович Есауленко. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Игорь Эдуардович Есауленко

Ректор

Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№139 (7) '2022
аккредитация в образовании

Какую роль (миссию) выполняет структурное подразделение СПО в вашей образовательной организации? Что оно сегодня значит для вашего вуза? Для региона?

эксперт

—  В Воронежском государственном медицинском университете имени Бурденко средним профессиональным образованием занимается структурное подразделение – Институт сестринского образования. Его основная миссия – подготовка квалифицированных кадров для медицинских организаций региона в области сестринского дела и ортопедической стоматологии. Обучение по программам CПO ведется на кафедрах и клинических базах университета опытными преподавателями, в том числе имеющими длительный опыт работы в практическом здравоохранении.

Огромную роль в обучении по специальностям CПO в нашем вузе также играет наличие собственных клиник, где могут проходить различные виды практик. Здесь отрабатываются компетенции, необходимые для дальнейшей профессио­нальной деятельности.

Сотрудники Института сестринского образования, при непосредственном участии студентов, проводят многочисленные совместные мероприятия с областным департаментом здравоохранения области, ведут методическую работу для сестринской службы региона.

аккредитация в образовании

Сегодня отечественное среднее профессиональное образование активно преобразуется: происходит переход на стандарты WorldSkills и демонстрационный экзамен, вместо привычного диплома планируется внедрение «цифрового паспорта компетенций», с 1 сентября стартовал масштабный проект «Профессионалитет», который по своим характеристикам напоминает когда-то остро обсуждаемую, но так пока и не реализованную в высшей школе идею прикладного бакалавриата. В связи с этим вопрос: на фоне этих изменений какие преобразования должны последовать и в вузовских структурных подразделениях СПО, чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и прив­лекательными для абитуриентов?

эксперт

—  Согласно утвержденным ФГОС СПО по специальностям, реализуемым в нашем университете, государственная итоговая аттестация выпускников проходит в форме защиты выпускной квалификационной работы и государственного экзамена соответственно. Проведение демонстрационного экзамена не регламентировано. Стандарты WorldSkills на данном этапе не актуальны. Чтобы оставаться конкурентоспособными и привлекательными для абитуриентов своего региона, мы должны готовить выпускников в соответствии с ФГОС и профессиональными стандартами, способными приступить к работе по специальности сразу после окончания обучения. Для реализации этой задачи важным компонентом является взаимосвязь Института сестринского образования ВГМУ им. Н.Н. Бурденко с непосредственным работодателем – учреждениями практического здравоохранения Воронежской области и соседних регионов. Такая взаимосвязь, благодаря постоянному тесному взаимодействию, формировалась на протяжении всего периода сущест­вования института как структурного университетского подразделения, и в настоящее время так же активно практикуется. Как показал опыт, это оптимальная модель деятельности университетского подразделения СПО, поэтому изменений структуры Института сестринского образования в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко не потребуется.

аккредитация в образовании

В конце года Минобрнауки РФ намерено представить новую обновленную – «постболонскую» – модель отечественной высшей школы. По вашему мнению, какое место в этой модели может занять вузовский сектор СПО? Какие новшества – управленческие, нормативные и т.п. – необходимо внести в этот сектор, чтобы он оставался эффективным?

эксперт

—  На наш взгляд, вузовский сектор CПO имеет очевидные преимущества в подготовке специалистов среднего звена. Главным является ресурсное преимущество, в частности, наличие собственных клинических баз для практической подготовки, большой библиотеки и возможности электронных подписок, использование педагогического опыта и потенциала высококвалифицированных преподавателей и работников вуза, наконец, наличие мест в общежитии.

Например, ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, как и многие другие медицинские вузы, в отличие от вневузовского сектора CПO, имеет собственный мультипрофильный симуляционный центр. Симуляционные технологии обучения в медицине признаны одними из лучших практик для отработки навыков будущего специалиста-медика. Однако, оснащение и содержание собственного симуляционного центра требует существенных финансовых затрат, которые в большинстве случаев оказываются недоступными для вневузовского сектора CПO.

Для повышения эффективности вузовского сектора CПO необходимо предусмотреть и законодательно урегулировать возможность «бесшовного» механизма профессионального становления специалиста в системе «школа – CПO – ВО», а также единые межуровневые компетенции для данного взаимодействия. Такой механизм помог бы улучшить профориентационную работу в школах, вузам – получить более мотивированных студентов, а значит, готовить и выпускать более качественных специалистов для практического здравоохранения.

№136 (4) '2022
аккредитация в образовании

Какие конкретные РИД (продукты и технологии), имеющие хорошую перспективу внедрения, уже имеются в «пакете предложений» вашей образовательной организации?

эксперт

—  Конечно, созданные учеными нашего университета результаты интеллектуальной деятельности востребованы в практическом здравоохранении. Есть примеры локального использования в непродолжительный период времени (например, «Система контроля и поддержки состояния лицевого скелета» или «Способ эндоскопического лечения синдрома Меллори-Вейсса»), что связано с промежуточным характером полученных результатов. Такие работы являются частью большого исследовательского комплекса, который в конечном итоге воплотится в стандарты диагностики, лечения и реабилитации пациентов.

Существуют РИД, которые уже сегодня нашли применение в лечебных учреждениях и являются инструментом практической работы и источником новых знаний. В частности, с использованием разработанной у нас программы для ЭВМ «Регистр пациентов с хронической сердечной недостаточностью» в нескольких лечебных учреждениях ведутся динамические наблюдения за пациентами с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, изучаются характерные этиологические факторы, патогенетические механизмы, выявляются наиболее результативные схемы терапии.

Наши ученые разрабатывают и медицинское оборудование. Например, созданный на кафедре общей хирургии «Комплекс устройств персонализированной технологии лечения больных с ранами мягких тканей» в этом году отмечен правительством Воронежской области, завоевал первое место на ежегодном межвузовском конкурсе инновационных проектов «Кубок инноваций». Разработанное, запатентованное и воплощенное в пилотных партиях оборудование уже находит применение в работе клинических баз вуза, идет поиск инвесторов и заводов-изготовителей, готовых разместить заказ на изготовление партии медицинских приборов.

аккредитация в образовании

Какие приоритетные исследовательские направления вы намерены развивать сегодня в первоочередном порядке? Какие ресурсы для получения конкретного результата необходимы, и имеются ли эти ресурсы у вашей образовательной организации в достаточном объёме?

эксперт

—  В число приоритетных научно-исследовательских работ университета входят НИР, направленные на улучшение социально-экономического развития региона в ближайшем десятилетии. Среди таких направлений можно выделить следующие:
1. разработка и научное обоснование программ борьбы с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями;
2. внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов;
3. разработка научно обоснованных мероприятий по снижению смертности и инвалидизации детей, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела;
4. совершенствование диагностики, лечения и реабилитации детей с тяжелыми прогрессирующими, инвалидизирующими и жизнеугрожающими болезнями.

Скажу чуть подробнее о каждом из этих направлений и об ожидаемых практических результатах. В рамках первого направления ученые университета продолжат изучение молекулярно-морфологических и молекулярно-генетических механизмов развития сердечно-сосудистой и онкологической патологии, что позволит внедрить методы персонализированной медицины в практическое здравоохранение, более эффективно распределять финансовые средства, вкладываемые в проекты по развитию здравоохранения и научных разработок.

В рамках второго направления предполагается создание и внедрение инновационных цифровых медицинских технологий, включая системы ранней диагностики и дистанционного мониторинга здоровья пациентов с хроническими заболеваниями органов дыхания, в первую очередь, перенесших Covid-19. Это позволит повысить эффективность диагностических и реабилитационных мероприятий, в том числе и при постковидном синдроме.

В рамках третьего направления поиск и внедрение эффективных диагностических и терапевтических подходов позволят существенно повлиять не только на выживание новорождённых, но и на показатели здоровья и качество жизни в последующие возрастные периоды.

В рамках четвертого направления научные исследования и разработки, проводимые на базе эндокринологического центра Воронежской детской клинической больницы, помогут раннему выявлению осложнений со стороны сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем у детей и подростков с сахарным диабетом и ожирением с последующим созданием и внедрением терапевтических, адаптационных и реабилитационных программ.

Что касается вопроса о наших ресурсах. Основным структурным подразделением, реализующим научную деятельность в университете, является научно-исследовательский институт экспериментальной биологии и медицины. В структуру НИИ входят научные лаборатории: молекулярной морфологии и иммунной гистохимии, экспериментальной хирургии, экспериментальных биологических моделей и лаборатория постгеномных исследований, которые позволяют не только проводить исследования на высоком уровне, но и осуществлять занятия со студентами и ординаторами, используя все возможности передовых технологий в области медико-биологических инноваций.

Для достижения результатов нами активно проводится обновление приборной базы научно-исследовательского института экспериментальной биологии и медицины с акцентом на развитие молекулярно-морфологической диагностики онкологической патологии и поиск новых биомаркеров в кардиологии.

Безусловно, важнейшим фактором реализации каждой поставленной задачи является человеческий ресурс. Укрепление кадрового потенциала университета планируется за счет лицензирования новых специальностей в аспирантуре, создания объединённых диссертационных советов, вовлечения молодежи в науку со школьной скамьи с закреплением наиболее успешных выпускников – через целевую аспирантуру – в вузе, увеличение числа аспирантов, успешно защитивших диссертацию и выбравших карьеру исследователя или преподавателя.

Большое значение в университете мы отводим разработке технологий здоровьесбережения студентов с учётом медико-биологических, экологических и социально-гигиенических факторов риска, созданию математических моделей системы, позволяющих определить основные направления профилактики потерь здоровья в период подготовки специалистов. Здоровое поколение – это залог успешного будущего!

аккредитация в образовании

В чем вам видится уникальность будущей системы высшего образования России, за счет каких характеристик?

эксперт

—  История отечественного медицинского образования неизменно связана с обучением по принципу «у постели больного» под руководством опытного преподавателя. Но по ряду причин в настоящее время отработка практического навыка постановки диагноза и лечения становится всё менее доступной для обучающихся. «Теоретизация» обучения будущего врача может иметь плачевные последствия для здоровья населения и качества оказания медицинской помощи. Решить эту сложную задачу возможно только на основании практико-ориентированного подхода, увеличив и изменив формат проведения практик, внедряя новые образовательные технологии, прежде всего, технологии симуляционного и проектного обучения, стажировки. Кроме того, возрождение и развитие системы наставничества в высшем медицинском образовании является, по моему мнению, необходимым условием сохранения самобытности российского образования и вектором его дальнейшего развития. В новую систему высшего медицинского образования, безусловно, необходимо перенести и индивидуализацию обучения: построение индивидуальных образовательных траекторий с учетом личностных особенностей обучающихся.

И еще важный момент в контексте разговора о будущей системе медицинского образования. В последние годы граница между обучением и работой стирается: уже со студенческой скамьи обучающийся вовлечен в практическое здравоохранение. Ярким примером может служить помощь студентов в борьбе с коронавирусной инфекцией Covid-19: в частности, в ВГМУ имени Н.Н. Бурденко более 1 000 обучающихся в столь сложный период помогали в практическом здравоохранении, получая колоссальный профессиональный опыт. В свою очередь, практикующий врач не должен терять связь с вузом, продолжая учиться всю жизнь. Принцип непрерывности медицинского и фармацевтического образования должен стать незыблемой основой развития в новой формируемой системе высшей школы.

аккредитация в образовании

По вашему мнению, какой лучший опыт и традиции как советского, так и постсоветского периода развития системы высшего образования необходимо перенести в формируемую новую систему высшей школы?

эксперт

—  Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко в России относится к числу старейших медицинских учебных заведений, более ста лет сохраняющего лучшие традиции медицинского образования, ценящего опытную профессуру, преумножающего потенциал преподавательского состава и научных школ. Именно органичное сочетание вековых традиций высшего медицинского образования и современных подходов являются сильной стороной системы высшего медицинского образования в России и нашего университета, в частности.

Наверх