Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Какую роль (миссию) выполняет структурное подразделение СПО в вашей образовательной организации? Что оно сегодня значит для вашего вуза? Для региона?
— В Воронежском государственном медицинском университете имени Бурденко средним профессиональным образованием занимается структурное подразделение – Институт сестринского образования. Его основная миссия – подготовка квалифицированных кадров для медицинских организаций региона в области сестринского дела и ортопедической стоматологии. Обучение по программам CПO ведется на кафедрах и клинических базах университета опытными преподавателями, в том числе имеющими длительный опыт работы в практическом здравоохранении.
Огромную роль в обучении по специальностям CПO в нашем вузе также играет наличие собственных клиник, где могут проходить различные виды практик. Здесь отрабатываются компетенции, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.
Сотрудники Института сестринского образования, при непосредственном участии студентов, проводят многочисленные совместные мероприятия с областным департаментом здравоохранения области, ведут методическую работу для сестринской службы региона.
Сегодня отечественное среднее профессиональное образование активно преобразуется: происходит переход на стандарты WorldSkills и демонстрационный экзамен, вместо привычного диплома планируется внедрение «цифрового паспорта компетенций», с 1 сентября стартовал масштабный проект «Профессионалитет», который по своим характеристикам напоминает когда-то остро обсуждаемую, но так пока и не реализованную в высшей школе идею прикладного бакалавриата. В связи с этим вопрос: на фоне этих изменений какие преобразования должны последовать и в вузовских структурных подразделениях СПО, чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и привлекательными для абитуриентов?
— Согласно утвержденным ФГОС СПО по специальностям, реализуемым в нашем университете, государственная итоговая аттестация выпускников проходит в форме защиты выпускной квалификационной работы и государственного экзамена соответственно. Проведение демонстрационного экзамена не регламентировано. Стандарты WorldSkills на данном этапе не актуальны. Чтобы оставаться конкурентоспособными и привлекательными для абитуриентов своего региона, мы должны готовить выпускников в соответствии с ФГОС и профессиональными стандартами, способными приступить к работе по специальности сразу после окончания обучения. Для реализации этой задачи важным компонентом является взаимосвязь Института сестринского образования ВГМУ им. Н.Н. Бурденко с непосредственным работодателем – учреждениями практического здравоохранения Воронежской области и соседних регионов. Такая взаимосвязь, благодаря постоянному тесному взаимодействию, формировалась на протяжении всего периода существования института как структурного университетского подразделения, и в настоящее время так же активно практикуется. Как показал опыт, это оптимальная модель деятельности университетского подразделения СПО, поэтому изменений структуры Института сестринского образования в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко не потребуется.
В конце года Минобрнауки РФ намерено представить новую обновленную – «постболонскую» – модель отечественной высшей школы. По вашему мнению, какое место в этой модели может занять вузовский сектор СПО? Какие новшества – управленческие, нормативные и т.п. – необходимо внести в этот сектор, чтобы он оставался эффективным?
— На наш взгляд, вузовский сектор CПO имеет очевидные преимущества в подготовке специалистов среднего звена. Главным является ресурсное преимущество, в частности, наличие собственных клинических баз для практической подготовки, большой библиотеки и возможности электронных подписок, использование педагогического опыта и потенциала высококвалифицированных преподавателей и работников вуза, наконец, наличие мест в общежитии.
Например, ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, как и многие другие медицинские вузы, в отличие от вневузовского сектора CПO, имеет собственный мультипрофильный симуляционный центр. Симуляционные технологии обучения в медицине признаны одними из лучших практик для отработки навыков будущего специалиста-медика. Однако, оснащение и содержание собственного симуляционного центра требует существенных финансовых затрат, которые в большинстве случаев оказываются недоступными для вневузовского сектора CПO.
Для повышения эффективности вузовского сектора CПO необходимо предусмотреть и законодательно урегулировать возможность «бесшовного» механизма профессионального становления специалиста в системе «школа – CПO – ВО», а также единые межуровневые компетенции для данного взаимодействия. Такой механизм помог бы улучшить профориентационную работу в школах, вузам – получить более мотивированных студентов, а значит, готовить и выпускать более качественных специалистов для практического здравоохранения.
Какие конкретные РИД (продукты и технологии), имеющие хорошую перспективу внедрения, уже имеются в «пакете предложений» вашей образовательной организации?
— Конечно, созданные учеными нашего университета результаты интеллектуальной деятельности востребованы в практическом здравоохранении. Есть примеры локального использования в непродолжительный период времени (например, «Система контроля и поддержки состояния лицевого скелета» или «Способ эндоскопического лечения синдрома Меллори-Вейсса»), что связано с промежуточным характером полученных результатов. Такие работы являются частью большого исследовательского комплекса, который в конечном итоге воплотится в стандарты диагностики, лечения и реабилитации пациентов.
Существуют РИД, которые уже сегодня нашли применение в лечебных учреждениях и являются инструментом практической работы и источником новых знаний. В частности, с использованием разработанной у нас программы для ЭВМ «Регистр пациентов с хронической сердечной недостаточностью» в нескольких лечебных учреждениях ведутся динамические наблюдения за пациентами с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, изучаются характерные этиологические факторы, патогенетические механизмы, выявляются наиболее результативные схемы терапии.
Наши ученые разрабатывают и медицинское оборудование. Например, созданный на кафедре общей хирургии «Комплекс устройств персонализированной технологии лечения больных с ранами мягких тканей» в этом году отмечен правительством Воронежской области, завоевал первое место на ежегодном межвузовском конкурсе инновационных проектов «Кубок инноваций». Разработанное, запатентованное и воплощенное в пилотных партиях оборудование уже находит применение в работе клинических баз вуза, идет поиск инвесторов и заводов-изготовителей, готовых разместить заказ на изготовление партии медицинских приборов.
Какие приоритетные исследовательские направления вы намерены развивать сегодня в первоочередном порядке? Какие ресурсы для получения конкретного результата необходимы, и имеются ли эти ресурсы у вашей образовательной организации в достаточном объёме?
— В число приоритетных научно-исследовательских работ университета входят НИР, направленные на улучшение социально-экономического развития региона в ближайшем десятилетии. Среди таких направлений можно выделить следующие:
1. разработка и научное обоснование программ борьбы с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями;
2. внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов;
3. разработка научно обоснованных мероприятий по снижению смертности и инвалидизации детей, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела;
4. совершенствование диагностики, лечения и реабилитации детей с тяжелыми прогрессирующими, инвалидизирующими и жизнеугрожающими болезнями.
Скажу чуть подробнее о каждом из этих направлений и об ожидаемых практических результатах. В рамках первого направления ученые университета продолжат изучение молекулярно-морфологических и молекулярно-генетических механизмов развития сердечно-сосудистой и онкологической патологии, что позволит внедрить методы персонализированной медицины в практическое здравоохранение, более эффективно распределять финансовые средства, вкладываемые в проекты по развитию здравоохранения и научных разработок.
В рамках второго направления предполагается создание и внедрение инновационных цифровых медицинских технологий, включая системы ранней диагностики и дистанционного мониторинга здоровья пациентов с хроническими заболеваниями органов дыхания, в первую очередь, перенесших Covid-19. Это позволит повысить эффективность диагностических и реабилитационных мероприятий, в том числе и при постковидном синдроме.
В рамках третьего направления поиск и внедрение эффективных диагностических и терапевтических подходов позволят существенно повлиять не только на выживание новорождённых, но и на показатели здоровья и качество жизни в последующие возрастные периоды.
В рамках четвертого направления научные исследования и разработки, проводимые на базе эндокринологического центра Воронежской детской клинической больницы, помогут раннему выявлению осложнений со стороны сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем у детей и подростков с сахарным диабетом и ожирением с последующим созданием и внедрением терапевтических, адаптационных и реабилитационных программ.
Что касается вопроса о наших ресурсах. Основным структурным подразделением, реализующим научную деятельность в университете, является научно-исследовательский институт экспериментальной биологии и медицины. В структуру НИИ входят научные лаборатории: молекулярной морфологии и иммунной гистохимии, экспериментальной хирургии, экспериментальных биологических моделей и лаборатория постгеномных исследований, которые позволяют не только проводить исследования на высоком уровне, но и осуществлять занятия со студентами и ординаторами, используя все возможности передовых технологий в области медико-биологических инноваций.
Для достижения результатов нами активно проводится обновление приборной базы научно-исследовательского института экспериментальной биологии и медицины с акцентом на развитие молекулярно-морфологической диагностики онкологической патологии и поиск новых биомаркеров в кардиологии.
Безусловно, важнейшим фактором реализации каждой поставленной задачи является человеческий ресурс. Укрепление кадрового потенциала университета планируется за счет лицензирования новых специальностей в аспирантуре, создания объединённых диссертационных советов, вовлечения молодежи в науку со школьной скамьи с закреплением наиболее успешных выпускников – через целевую аспирантуру – в вузе, увеличение числа аспирантов, успешно защитивших диссертацию и выбравших карьеру исследователя или преподавателя.
Большое значение в университете мы отводим разработке технологий здоровьесбережения студентов с учётом медико-биологических, экологических и социально-гигиенических факторов риска, созданию математических моделей системы, позволяющих определить основные направления профилактики потерь здоровья в период подготовки специалистов. Здоровое поколение – это залог успешного будущего!
В чем вам видится уникальность будущей системы высшего образования России, за счет каких характеристик?
— История отечественного медицинского образования неизменно связана с обучением по принципу «у постели больного» под руководством опытного преподавателя. Но по ряду причин в настоящее время отработка практического навыка постановки диагноза и лечения становится всё менее доступной для обучающихся. «Теоретизация» обучения будущего врача может иметь плачевные последствия для здоровья населения и качества оказания медицинской помощи. Решить эту сложную задачу возможно только на основании практико-ориентированного подхода, увеличив и изменив формат проведения практик, внедряя новые образовательные технологии, прежде всего, технологии симуляционного и проектного обучения, стажировки. Кроме того, возрождение и развитие системы наставничества в высшем медицинском образовании является, по моему мнению, необходимым условием сохранения самобытности российского образования и вектором его дальнейшего развития. В новую систему высшего медицинского образования, безусловно, необходимо перенести и индивидуализацию обучения: построение индивидуальных образовательных траекторий с учетом личностных особенностей обучающихся.
И еще важный момент в контексте разговора о будущей системе медицинского образования. В последние годы граница между обучением и работой стирается: уже со студенческой скамьи обучающийся вовлечен в практическое здравоохранение. Ярким примером может служить помощь студентов в борьбе с коронавирусной инфекцией Covid-19: в частности, в ВГМУ имени Н.Н. Бурденко более 1 000 обучающихся в столь сложный период помогали в практическом здравоохранении, получая колоссальный профессиональный опыт. В свою очередь, практикующий врач не должен терять связь с вузом, продолжая учиться всю жизнь. Принцип непрерывности медицинского и фармацевтического образования должен стать незыблемой основой развития в новой формируемой системе высшей школы.
По вашему мнению, какой лучший опыт и традиции как советского, так и постсоветского периода развития системы высшего образования необходимо перенести в формируемую новую систему высшей школы?
— Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко в России относится к числу старейших медицинских учебных заведений, более ста лет сохраняющего лучшие традиции медицинского образования, ценящего опытную профессуру, преумножающего потенциал преподавательского состава и научных школ. Именно органичное сочетание вековых традиций высшего медицинского образования и современных подходов являются сильной стороной системы высшего медицинского образования в России и нашего университета, в частности.