Экспертный совет. Эксперт: Максим Георгиевич Родионов. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Максим Георгиевич Родионов

Ректор

Сибирский институт бизнеса и информационных технологий

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№158 (2) '2025
аккредитация в образовании

Имеется ли у вашей образовательной организации опыт прохождения международной аккредитации? Если «да», то какие программы получили международную экспертную оценку и какие значимые эффекты дал вам опыт прохождения этой процедуры?

эксперт

—  У СИБИТ нет опыта прохождения процедуры международной аккредитации. Но мы начинали работать в этом направлении. Некоторое время назад были заключены несколько соглашений о сотрудничестве с образовательными организациями иностранных государств. В частности, это касается ряда африканских стран, а также таких государств, как Южная Корея, Китайская Народная Республика и страны СНГ. Однако вопрос был полностью нивелирован после начала пандемии.

аккредитация в образовании

Планирует ли ваша образовательная организация принять участие в процедуре международной аккредитации в ближней или среднесрочной перспективе? Если «да», то каковы главные поводы и мотивы такого решения?

эксперт

—  Да, наш вуз планирует принять участие в процедуре международной аккредитации. В первую очередь важно получить признание качества предоставляемых образовательных услуг и реализуемых программ.

В настоящее время на территории ряда государств Средней Азии работают наши представительства. У СИБИТ есть желание и возможности открытия там филиалов с последующим прохождением процедуры международной аккредитации.

Сейчас мы на стадии принятия взвешенных решений о том, какие это будут государства. Рассматриваем Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, КНР, Индию, Иран, а также ряд африканских государств.

аккредитация в образовании

Какие основные сложности и барьеры вы видите на пути международного признания программ российского высшего образования?

эксперт

—  Среди основных барьеров я выделил бы принципиальное отличие в законодательстве. Каждая страна имеет свои собственные системы регулирования образования, которые часто значительно отличаются от российской модели. Это создает сложности для взаимного признания образовательных программ. Российские ФГОСы не всегда соответствуют международным критериям аккредитации, таким как те, что используются в Европе (например, ENQA или EQAR). Это затрудняет оценку качества российских программ зарубежными экспертами. Формат и содержание российских дипломов, включая систему оценок и отсутствие детализированной транскрипции, могут вызывать недопонимание у зарубежных работодателей и университетов.

Серьезным барьером является политическая ситуация в мире. Потому что сейчас санкционная политика Соединенных Штатов Америки и Евросоюза сказывается не только на Российской Федерации, но и на всех странах, которые так или иначе с нами взаимодействуют. 

Сложности могут возникать в результате языкового барьера. В меньшей степени это касается стран СНГ и Средней Азии. В Узбекистане и Казахстане русский язык широко распространен.  В Кыргызстане он вообще является вторым государственным языком. Однако так или иначе языковой барьер присутствует. В первую очередь мы планируем реализовать образовательные программы на русском языке.

Еще одним барьером может выступать продвижение образовательных программ. Особенности законодательства и маркетинга в разных странах влияют на эффективность информационных каналов. Источники и методы продвижения, привычные российским абитуриентам, за рубежом могут не работать. Поэтому при выходе на международный рынок образовательных услуг необходимо учитывать эти различия и адаптировать маркетинговую стратегию.

аккредитация в образовании

Какая консультационная (или иная) помощь аккредитационных агентств вам необходима/желательна для подготовки образовательных программ к международной экспертизе?

эксперт

—  Комплексная поддержка необходима, включая методическую, организационную и экспертную помощь. Учитывая сложность и ответственность данной процедуры, аккредитационные агентства могут помочь в разработке четкого руководства по структуре и содержанию образовательных программ, которые соответствуют международным стандартам. Это включает требования к описанию целей программы, учебных планов, методик преподавания и оценивания. Хорошим подспорьем со стороны таких агентств може стать предоставление примеров уже аккредитованных программ с разбором их сильных сторон, разработка унифицированных шаблонов для составления отчетов, программ, аналитических записок и других материалов, требуемых для экспертизы.

В качестве экспертной поддержки я бы рассматривал индивидуальные консультации с возможностью получить советы от экспертов по конкретным вопросам; анализ рисков - оценка слабых мест программы и рекомендации по их устранению до подачи на международную экспертизу. Важно, чтобы аккредитационные агентства предлагали комплексный подход, учитывающий специфику каждого вуза и его образовательных программ.

№157 (1) '2025
аккредитация в образовании

Традиционно, выходя на новые рубежи, мы проводим своего рода инвентаризацию достигнутого. Исходя из этого, как вы считаете, какие главные успехи накоплены отечественной системой образования за последние 10-15 лет, а какие зоны остаются наиболее ­проблемными?

эксперт

—  За последние десятилетия российское высшее образование продемонстрировало значительный прогресс. Важным достижением стало внедрение новых стандартов обучения, модернизация учебных программ, укрепление связей с работодателями. При этом, сохранение положительного опыта советской системы стало хорошим заделом для повышения качества подготовки специалистов. Я думаю, что ценным является сохранение идентичности личности при принятии решения о поступлении в тот или иной вуз. Обучающимся предоставляется возможность выбора направлений подготовки, специальностей, образовательных организаций на территории Российской Федерации. Одним из ключевых успехов стало повышение доступности образования благодаря развитию онлайн-обучения и дистанционных технологий.

Если говорить о проблемных зонах, отмечу, отказ от советской системы высшего образования и переход на Болонскую систему образования в начале 2000-х годов привел к появлению множества нестыковок. Изначально Болонская система предполагала взаимное признание образования за рубежом. Авторы инициативы преследовали цель создать в Европе единое пространство высшего образования, чтобы размыть границу между форматами обучения в вузах разных стран. Однако российские дипломы и научные степени подвергались дискриминации, их не признавали за рубежом.

Наряду с этой, в числе проблемных зон я бы отметил процедуру отбора, и зачисления абитуриентов в образовательные организации. То есть это конкурсы, это система зачисления в вузы по результатам ЕГЭ. При современных условиях развития системы образования, в первую очередь цифровизации, сейчас важно особое внимание уделить именно процедуре отбора, профессиональной ориентации. К актуальным проблемным зонам я отношу устаревшую материально-техническую базу в ряде вузов и проблему кадрового дефицита среди преподавателей, особенно молодых специалистов.

аккредитация в образовании

По замыслу инициаторов, новая стратегия развития образования должна ­обеспечить всестороннюю подготовку молодых поколений россиян к «вызовам будущего». Какие из этих вызовов представляются наиболее существенными?

эксперт

—  Безусловно, достаточно громким «вызовом будущего» является использование искусственного интеллекта. Модель, при которой ты получил образование и с этим базисом живешь всю свою долгую и счастливую жизнь, периодически повышая свои профессиональные навыки, сейчас не работает. Многогранность развития обучающихся, выпускников, специалистов, в первую очередь заключается в использовании таких универсальных, уникальных инструментов, как искусственный интеллект, цифровизация бизнес-процессов, управление проектами. Вопросы социализации также выходят на первый план. Здесь речь идет о знаниях в области социологии, управления, психологии, которые формируют коммуникативные навыки, умение адаптироваться, быть толерантными, то есть взаимодействовать, обмениваясь, знаниями, опытом с абсолютно с разными людьми.

При более детальном рассмотрении понимаем, эти области знаний уже проникли друг в друга. И такими проводниками их как раз являются информационно-коммуникационные технологии.

аккредитация в образовании

Стратегией задается «длинный взгляд» на развитие образования. Позитивный сценарий предполагает, что система ВО к 2040 году станет институтом, эффективно реагирующим на все обозначенные вызовы. Какие ключевые условия и инструменты необходимы для реализации именно этого сценария?

эксперт

—  - Масштабное внедрение цифровых платформ, виртуальных лабораторий и интерактивных методик обучения. Это позволит сделать образование более доступным и эффективным.
- Развитие soft skills и проектного обучения. В условиях меняющегося мира важнейшими становятся навыки критического мышления, коммуникации, командной работы и решения сложных задач. Проектное обучение может стать ключевым инструментом для формирования этих компетенций.
- Сотрудничество с работодателями и бизнесом. Установление прочных связей между вузами и компаниями поможет создавать программы, ориентированные на реальные потребности рынка труда. Это также способствует развитию практико-ориентированного обучения.

аккредитация в образовании

Какие главные позиции (цели, принципы) рассчитываете увидеть в этом стратегическом документе?

эксперт

—  Стратегия развития образования должна стать дорожной картой для создания системы, где образование не только передает знания, но и формирует граждан, способных отвечать на глобальные вызовы. Ключевые акценты: синтез традиций и инноваций, связь с реальным сектором экономики и цифровая зрелость. Успех зависит от консенсуса между государством, бизнесом и обществом.

Главные цели и принципы стратегического документа: 

- Формирование гибкой и адаптивной ­системы образования: система должна быть способна быстро реагировать на изменения в обществе, экономике и технологиях, предлагая актуальные программы и методики обучения.
- Усиление фокуса на индивидуальном подходе: каждый ученик должен иметь возможность выбирать собственный образовательный путь, основанный на его интересах, способностях и карьерных планах.  
- Интеграция образования с реальной жизнью: школы и вузы должны стать площадками для практического применения знаний, сотрудничества с работодателями и участия в социальных проектах. 
- Поддержка устойчивого развития и экологической осведомленности: образовательные программы должны включать элементы, направленные на формирование ответственного отношения к природе и решение глобальных экологических проблем.

№154 (6) '2024
аккредитация в образовании

Поддерживаете ли вы предложенный подход по сокращению сроков образования (в частности, школьного)? Какие рациональные плюсы и потенциально опасные минусы, в случае реализации этого предложения, можете обозначить?

эксперт

—  Как ректор вуза, я с большим вниманием слежу за дискуссиями о сокращении сроков обучения, в частности, в школьной системе.

С одной стороны, сокращение сроков может представляться привлекательной идеей: ускорить выход молодых людей на рынок труда, сделать образование более гибким и адаптивным к ­современным требованиям. Однако в этом предложении есть и существенные риски.

Рациональные плюсы сокращения сроков обучения:

- Скорейший выход на рынок труда: молодые люди смогут раньше приступить к строительству своей карьеры.
- Увеличение мобильности: обучающиеся смогут быстрее сменить специализацию или профессию, адаптируясь к изменениям на рынке труда.
- Снижение финансовых затрат: уменьшение сроков обучения может привести к снижению затрат на образование как для семей, так и для государства.
- Возможность получения дополнительных знаний и навыков: сокращение сроков может позволить студентам заниматься самообразованием или проходить дополнительные курсы в более раннем возрасте.

Потенциально опасные минусы сокращения сроков обучения:

- Снижение качества образования: ускоренный темп обучения может привести к поверхностному усвоению знаний и недостаточной практической подготовке.
- Уменьшение времени на формирование личности: студенты могут не успеть сформировать ключевые социальные и личностные качества.
- Повышение конкуренции на рынке труда: увеличение количества выпускников может привести к повышению конкуренции за рабочие места.
- Нехватка времени для самообразования: в результате сокращения сроков у студентов может не быть достаточно времени на самостоятельную работу и саморазвитие.

Важно отметить, что сокращение сроков обучения должно сопровождаться реформой системы образования, направленной на улучшение качества и эффективности образовательного процесса. Необходимо внимательно изучить опыт других стран, которые проводили аналогичные реформы. Важно учитывать интересы как студентов, так и работодателей.

Я считаю, что решение о сокращении сроков обучения должно быть принято взвешенно и с учетом всех возможных последствий.

аккредитация в образовании

Обозначьте кратко «тройку» необходимых системных решений (управленческих, ресурсных и т.п.), которые в наибольшей степени будут способствовать формированию гибких, динамичных, адекватных вызовам времени, образовательных треков.

эксперт

—  Формирование гибких и динамичных образовательных треков, адекватных вызовам времени, требует комплексного подхода, включающего следующие три системных решения:

1. Повышение гибкости учебных планов. Введение модульной системы обучения, возможность выбора специализаций, дополнительных курсов и практик в рамках одной программы позволит студентам строить индивидуальные образовательные траектории, отвечающие их интересам и карьерным амбициям.
2. Активное взаимодействие с рынком труда. Тесная связь вуза с работодателями через совместные проекты, практики, мастер-классы, консультации позволит актуализировать образовательные программы, формировать востребованные навыки и знания, а также обеспечить студентам доступ к реальным профессиональным опытам.
3. Развитие цифровой инфраструктуры. Внедрение современных цифровых платформ и технологий обеспечит доступность образования в онлайн-формате, позволит использовать инновационные методы обучения, а также предоставит студентам возможность получать знания из разных источников и в удобном для них режиме.

Эти три компонента в комплексе позволят нам создать современную, динамичную и гибкую ­систему высшего образования, которая будет отвечать на вызовы меняющегося мира и подготовить выпускников к успешной карьере в XXI веке.

Наверх