Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?
— Наши ожидания связаны, прежде всего, с тем, что в условиях внедрения новых инструментов оценки качества высшего образования будет учтена специфика подготовки кадров в отраслевых региональных вузах. В этой связи важной является поддержка государства в части:
проработки и внедрения гибких механизмов, применения корректных критериев оценки эффективности деятельности к разным вузам – с учетом их территориального положения, количественных и иных характеристик, отраслевой специфики;
участия в финансировании обновления и модернизации материально-технической базы наших вузов в контексте современных требований, которые имеют, с учетом содержания реализуемых направлений подготовки и платежеспособности населения отдаленных регионов РФ, минимальный потенциал в зарабатывании собственных средств;
финансовой, нормативно-правовой, методической поддержки инновационных идей и проектов творческих вузов от идеи до внедрения результата;
поддержки региональных творческих вузов не только как образовательных организаций, но и как организаций, выполняющих социально-культурные функции и являющихся местом притяжения для различных слоев населения и социальных категорий регионов в рамках реализации идеи «образование через всю жизнь».
В 2021 году ректорское сообщество приняло активное участие в обсуждении готовящихся критериев государственной аккредитации. Вот, например, какое мнение высказал один из ректоров-членов Экспертного совета редакции: «Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя». 25 ноября 2021 года подписан приказ Минобрнауки РФ №1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Как вы оцениваете, отвечают ли новые утвержденные показатели названным принципам?
— С одной стороны, аккредитационный мониторинг должен отвечать принципам систематизации, стандартизации и создавать единые условия для всех образовательных организаций. Но с другой, именно единый перечень показателей ставит в неравные условия вузы, которые развиваются в совершенно разных условиях, выполняют разные задачи, имеют разное финансирование, разных учредителей и т. д.
Показатели должны быть максимально однозначно сформулированы, также однозначно толковаться, быть измеримыми и выполнимыми с учетом разных групп вузов, представляющих системы высшего образования РФ. И кроме этого, должна быть подробная и понятная методика расчета показателей.
Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качес-тва абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?
— Каждый из показателей аккредитационного мониторинга может быть обсуждаем. Они легко выполнимы для крупных столичных вузов. Для региональных вузов есть вопросы, вызывающие определенные трудности. Например, «средний балл ЕГЭ обучающихся, принятых на программы высшего образования…». ЕГЭ – возможность сильных выпускников школ, получивших высокий балл, поступить в лучшие вузы в центральных городах страны. Соответственно, в региональных вузах обучаются выпускники с более низкими показателями ЕГЭ. Таким образом, выйти в этом показателе на одну ступень с ведущими вузами – уже не представляется возможным.
Не совсем понятным является показатель в отношении фондов оценочных средств, применяемых для диагностики полученных знаний. Надеемся, детальная методика применения и расчета показателей, а также иные дополнительные уточнения к утвержденным показателям дадут возможность правильного понимания и применения новой процедуры аккредитационного мониторинга.
Если говорить об аккредитационных показателях, выполнение которых для нас не представит сложности, то это «Доля научно-педагогических работников, имеющих ученое звание/степень, награды…», «Наличие внутренней системы оценки качества образования».