Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Назовите наиболее значимые на сегодня достижения вашей образовательной организации в области международного сотрудничества. Какой «пакет решений» – предпринятые вузом практические усилия и меры – позволил добиться этих результатов?
— Из наиболее значимых достижений в сфере международной деятельности СГУ им. Питирима Сорокина, в первую очередь, отметим, что нам удалось привлечь студентов дальнего зарубежья.
Интеграция иностранных студентов в образовательную систему страны планомерно увеличивается. На начало текущего года в вузе обучалось 176 иностранных граждан из 19 стран мира. Из них 109 человек (62 %) — граждане стран дальнего зарубежья. География представлена такими странами, как Египет, Йемен, Индия, Алжир, Ирак, Гана, Непал, Нигерия, Палестина, Судан, Южный Судан, Иордания, Камерун, Тунис, Шри-Ланка, Королевство Эсватини.
Второе весомое достижение – расширение контактов с коллегами из ближнего зарубежья (Беларусь, Узбекистан, Киргизия). Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина реализовывает образовательный проект «Славянский язык, в котором нет чужих» по обучению жителей Узбекистана русскому языку на базе Ташкентского финансового института. Мы как вуз заинтересованы в построении национальной конкурентоспособной модели высшего образования, и подобные проекты приближают нас к этой цели. Сыктывкарский госуниверситет должен быть привлекательными для студентов из дружественных стран. Следует отметить, что в СНГ проявляют особый интерес к изучению русского языка и культуры, и нам есть, что предложить в этом направлении. Команда преподавателей нашего университета активно включилась в работу по популяризации русского языка в странах Средней Азии. Языковой центр в Ташкенте не первый наш проект. Ранее в Кыргызстане в Иссык-Кульском государственном университете был запущен Центр открытого образования на русском языке и русскому языку. Обучение в нем уже прошли более тысячи слушателей
Добиться таких результатов помогли предпринятые вузом различные практические усилия и меры. Так, для иностранных студентов в Медицинском институте обучение проводится на русском языке и с частичным обучением на иностранном языке, для чего преподаватели университета прошли обучение на программах «Английский язык для медицинских работников» и «Английский язык для преподавания медицинских дисциплин». Дополнительно СГУ им. Питирима Сорокина расширяет спектр взаимодействия с компаниями, осуществляющими набор иностранных обучающихся.
«Не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году» – таков целевой показатель развития экспорта образования, поставленный в соответствующем президентском указе. На ваш взгляд, нуждаются ли вузы в дополнительной поддержке государства, чтобы к указанному сроку эту цель достичь? Если «да», то какие государственные меры вы назвали бы в качестве первоочередных?
— Стоит отметить, что иностранные абитуриенты неохотно едут в региональный вуз, так как мечтают обучаться в столичных вузах. Также на решение учиться в Сыктывкаре существенно влияет географический фактор. Умеренно континентальный климат с холодной продолжительной зимой имеет весомое значение в адаптации студентов стран Ближнего Востока и Африки. Северные региональные вузы непривлекательны из-за суровых климатических условий и необходимости приобретения верхней теплой одежды. Но, с другой стороны, наша зима для них некая экзотика. Поэтому нам нужна поддержка в создании комфортных условий для проживания иностранцев с учетом их менталитета. Кроме того, для привлечения иностранных студентов государству можно компенсировать в некоторой степени студентам затраты на приобретение верхней одежды (при наличии подтверждающих документов). Предлагаем рассмотреть данный вопрос с точки зрения субсидирования этой вынужденной статьи расходов студентов.
Считаем, что первоочередная задача университета стоит в обеспечении студентов качественным образованием. Возвращаясь домой, иностранные студенты «по сарафанному радио» передают про уровень реализации образовательных программ и доброе отношение к обучающимся, и уже в вуз за знаниями приезжают их родственники и друзья.
По данным IREG, в настоящее время по всему миру существует более 100 признанных рейтингов университетов: глобальные, региональные, национальные. По вашей оценке, что рейтинги научились «видеть» и «показывать» внешним аудиториям (какие университетские позиции и достижения) точно и объективно, а что не поддается измерению и, соответственно, ранжированию?
— Сегодня принято оценивать научную и образовательную деятельности по следующим основным показателям:
- качество абитуриентов, поступающих в вузы (результаты ЕГЭ, олимпиадники);
- состояние науки (финансы на науку, гранты, публикационная активность);
- академическая мобильность (число иностранных студентов, преподавателей).
- состояние науки (объем НИОКР, количество грантов, количество защит диссертаций, наличие диссертационных советов, публикационная активность, наличие результатов интеллектуальной).
Стоит отметить, что некоторые показатели рейтингов перекликаются с показателями отчетов, которые мы традиционно сдаем учредителю, что упрощает нашу работу по заполнению информации.
К сожалению, количественная оценка не всегда в полной мере отражает состояние качества образования и научных исследований в вузе. Количество – не значит качество!
Например, научно-исследовательские проекты регионального уровня не имеют большого объема финансирования, однако имеют огромную значимость для региона. Так в СГУ им. Питирима Сорокина проводятся исследования финно-угорской тематики, имеющие актуальность для культурно-образовательной сферы Республики Коми, однако, привлеченное финансирование указанного направления не превышает 100-200 тыс. руб. в год.
А качество образования определяется опосредованно по показателям выпуска – проценту трудоустроенных по специальности, средней заработной плате выпускников; по условиям – число электронных курсов, сетевых программ и т. д.
Какие изменения – методические, критериальные – хотелось бы увидеть от организаторов рейтингов для повышения качества и объективности рейтингования?
— Среди наиболее объективных показателей рейтингов можно отметить: публикационную активность организации, которая складывается из количественных показателей научных изданий и статей научно-педагогических работников и обучающихся; количество защит диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук работниками организаций.
Однако хотелось бы отметить, что для целей ранжирования организаций зачастую запрашивается информация, без описания методик расчета показателей, что затрудняет объективное заполнение рейтинга. Например, в анкетах часто встречается такой показатель, как количество исследователей в организации, при этом в квалификационном справочнике должностей такой категории нет, но есть научные работники и профессорско-преподавательский состав. Без методики заполнения указанный показатель рассчитать затруднительно.
Для повышения качества заполнения и повышения объективности рейтингования хотелось бы видеть подробную методику расчета каждого показателя анкеты. Также считаем, что данные для расчета рейтингов должны быть или в статистической отчетности вузов, или в открытых источниках.
Пожалуйста, назовите обязательные условия для продвижения образовательной организации в рейтинге.
— Условия продвижения образовательной организации в рейтинге включает в первую очередь систематизацию учета показателей организации, учитывающихся при оценивании. При этом внутренняя система оценки качества образования должна быть «синхронизирована» с рейтингами. Кроме того, необходимо оказывать поддержку работникам организации, которые участвуют в выполнении показателей рейтингов. К такой поддержке относится стимулирование в рамках эффективного контракта и другие формы поощрения.
Однако невозможно учесть в ВСОКО большое число показателей в большом количестве рейтингов. И для каждого отдельного рейтинга должен быть разработан индивидуальный «рецепт» продвижения.
Но то, о чем точно знаем, у абитуриентов основным критерием при выборе того или иного вуза является востребованность на рынке труда после получения диплома.
Активное взаимодействие с отраслевыми партнерами региона помогает СГУ им. Питирима Сорокина быть в лидерах в рейтингах по трудоустройству выпускников – почти 100% (97%).
Согласны ли вы с приведенным выше критическим посылом международного университетского сообщества о том, что «нужно не стимулировать академическую конкуренцию, чем занимаются рейтинги, в первую очередь, международные, а ориентироваться на сотрудничество»? Чем опасна такая конкуренция и в чем она выражается? И, напротив, каким образом рейтинги могут переориентировать университеты на сотрудничество, через какой инструментарий?
— Конечно, качество образования будет повышаться больше от сотрудничества нежели от конкуренции. При этом академическая конкуренция на наш взгляд имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Среди отрицательных сторон – конкуренция влечет за собой снижение желания реализовывать совместные финансируемые проекты, поскольку «зачет» в таких проектах будет иметь только организация, через которую это финансирование осуществлялось. Практически такая же ситуация с научными публикациями. Авторы совместных публикаций с участием представителей разных организаций, зачастую, не получают оплату в рамках утвержденных в организациях правилах (эффективных контрактах, балльных системах и т. п.).
Но это не значит, что в вузах нет ориентира на совместную деятельность через запуск сетевых программ, обмен преподавателями, совместные конференции, гранты. Совместная деятельность и сотрудничество способствуют успешному осуществлению перехода России к новому уровню технологического развития.
Среди положительных эффектов конкуренции, которые «зашиты» в рейтинги, можно выделить создание собственных уникальных систем поддержки работников внутри организаций. Так, в СГУ им. Питирима Сорокина с 2018 года действует программа подготовки докторов и кандидатов наук, аналогов которой мы не встречали в других вузах. Университет финансово поддерживает научных сотрудников, которые стали участниками программы. Проводя работу внутри вуза, мы стимулируем сотрудников на достижение необходимых результатов, и это напрямую отражается на нашей конкурентоспособности.
Какие потенциальные риски и возможности для отечественной высшей школы несет активное внедрение технологий искусственного интеллекта? Как вы оцениваете уровень готовности российских университетов к этим технологиям?
— Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) во все сферы человеческой жизни происходит независимо от нашего желания или нежелания и проникновение его в сферу высшего образования так же неизбежно, как в остальных отраслях человеческой деятельности. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. дает следующее определение – это комплекс технологических решений, позволяющий «имитировать когнитивные функции человека» и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с интеллектуальными достижениями людей (http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731). ИИ в высшем образовании сейчас – это данность, и мы можем либо идти в ногу с процессом, осознавая все его риски и преимущества, или тянуться в хвосте, жалуясь самим себе на слишком быстро меняющийся мир.
Каковы же будут магистральные направления внедрения ИИ в наших университетах? Основными, на наш взгляд, будут следующие:
1. Разработка контента. Как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающихся. Системы ИИ могут использовать материалы традиционной учебной программы для создания индивидуальных пособий или методических инструментов по определенным разделам – в помощь преподавателю. Равно как и могут оказывать помощь студенту для разработки рефератов, докладов, творческих или расчетных работ. В последнем случае безусловно возникает проблема этического характера – насколько и в каком виде допустимо применение студентом ИИ в представлении своих учебных результатов. Игнорирование проблемы само по себе нефункционально и скорее приведёт к катастрофическим результатам, нежели её осмысление, формализация и перевод в нормативно-правовую плоскость. С ИИ не нужно бороться – поздно! – университетам нужно определить «условия игры», понять, в каких областях, в каких объемах и в каких формах допустимо использование обучающимся технологий ИИ – и это заключает в себе организационно-нормативный аспект проблемы. Он сразу потянет за собой необходимость соответствующей подготовки и научно-педагогических кадров вуза, и его материально-технической базы, в первую очередь в части программного оснащения – однако выбора у нас уже нет. Технологическая революция всегда приводит к значительным изменениям в содержании и формах организации учебного процесса.
2. Индивидуализация обучения. Предоставляя настраиваемые приложения для персонализированного опыта и поддержки обучения, ИИ может адаптировать образовательные рамки для удовлетворения потребностей учащихся в соответствии с их знаниями, интересами и способностями (инструменты на основе ИИ-технологий могут предоставлять обучающимся персонализированную обратную связь, что приводит к более вовлеченному обучению, специально адаптированному к уникальным способностям и пробелам обучающегося; они могут помочь педагогам адаптировать обучение на основе ответов учащихся). ИИ может сделать образовательные материалы более доступными для обучающихся с различными стилями обучения или ограниченными возможностями. Более того, ИИ и цифровые технологии могут предоставить доступ к значительно более широкому кругу информационных и учебных ресурсов. И если ранее мы говорили о том, что педагог в современном образовании должен привыкать к деформации своей роли со стопроцентного «индивидуального носителя уникального знания» к в значительной степени «организатора информационного образовательного пространства обучающихся» (классифицируя источники информации в соответствии с корректностью, полнотой информации, ее соответствием целям и задачам дисциплины), то теперь можно будет говорить о частичной передаче этой функции искусственному интеллекту – а функционал преподавателя обогатится новым инструментарием в этой области. Более того, ИИ может помочь педагогу организовывать учебный процесс, осуществляя корректировку на основании обратной связи от обучающихся, — и в повышении точности оценки.
3. Содействие управлению образованием и администрированию. И речь не только о внедрении ИИ в область информационных систем и экспертную среду, но и такие аспекты, как интеллектуальное репетиторство и обучение, системы видеонаблюдения и прокторинга, системы распознавания речи педагога.
Как и любая технологическая революция, внедрение ИИ в образовательные процессы в университете приводит к изменению всех аспектов учебного процесса – и требует изменения всех его участников – и самой структуры и содержания обучения. И основой таких изменений должна стать кадровая готовность вуза, готовность осознать горизонт проблем и пространство технологических, административных и методических решений.
С этой точки зрения внедрение модуля ИИ в основные образовательные программы – шаг необходимый, но недостаточный. В первую очередь необходимо повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, системная переподготовка управленческих и обеспечивающих кадров – только так возможно идти в ногу со временем – и именно эта задача таит в себе максимальные риски для университетов.
Но вопросы остаются, например, конфиденциальность – поскольку ИИ собирает данные студентов, важно, чтобы были приняты соответствующие меры по защите данных. Дегуманизация образовательной среды – хотя автоматизированные инструменты обеспечивают полезное руководство во время учебных мероприятий, традиционное взаимодействие «преподаватель – студент» в значительной степени определяет мотивацию и, как результат, качество обучения. Кроме того, часть исследователей полагает, что использование автоматизированных систем оценивания может потенциально ограничить возможности для развития навыков критического мышления.
Московский городской педагогический университет – первый в России – официально разрешил своим студентам использовать чат-боты и другие инструменты ИИ для подготовки выпускных квалификационных работ. Намерен ли ваш вуз последовать этому примеру?
— Современные системы определения степени заимствования («Антиплагиат» и др.) развиваются в темпах, сопоставимых с темпами развития технологий ИИ, а потому позволяют определять фрагменты, сгенерированные ИИ. С нашей точки зрения, назрела задача глобального пересмотра нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы подготовки ВКР и иных работ студентов, как на уровне каждого отдельного университета, так и на межвузовском уровне.
В президентском указе «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (№490 от 10.10.2019) отдельным пунктом (п. 47) отмечено: «К 2030 году в России должны реализовываться образовательные программы мирового уровня для подготовки высококвалифицированных специалистов и руководителей в области ИИ». Какие образовательные программы по направлениям ИИ реализуются (или готовятся к реализации) в вашем вузе?
— В СГУ им. Питирима Сорокина реализуется несколько программ по направлению ИИ. Одной из первых стала передовая магистерская программа «Прикладная информатика в экономике», разработанная совместно с СПбГУ, в содружестве с ведущими специалистами в области ИИ. Программы «Искусственный интеллект. Цифровая среда образовательной организации» в рамках педагогического образования и «Искусственный интеллект» в рамках направления подготовки «Прикладная математика» реализуются для студентов-бакалавров. Модули и разделы по искусственному интеллекту внедрены в образовательные программы различного уровня на системной основе.
Назовите, пожалуйста, несколько значимых стратегических для отечественной высшей школы событий 2021 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов вы от них ожидаете? Какие, по вашей оценке, обязательные условия необходимы для достижения этих результатов?
— Наиболее знаковым событием прошедшего года в системе высшего образования следует признать запуск Минобрнауки РФ программы по поддержке вузов «Приоритет-2030». Реализация программ университетов- победителей, очевидно, приведет к прорывам в научных исследованиях, изменениям образовательной траектории и вообще всех сфер жизни и деятельности этих вузов.
Вместе с тем, хотелось бы, чтобы вузы, которые не участвовали в конкурсе «Приоритет-2030» из-за несоответствия показателей заданным условиям конкурса, в будущем могли рассчитывать на получение программной поддержки. В этой связи со стороны нашего учредителя ждем возможных изменений в порядок проведения этого конкурса или запуска нового, на адаптивных условиях по отношению к региональным университетам.
В то же время – несмотря на то, что наш вуз не мог участвовать в конкурсе «Приоритет-2030», – сам факт его проведения подтолкнул нас к активизации сотрудничества и поиску новых партнеров в реализации наших проектов. Для этого в 2021 году университет вступил в ряд консорциумов и кластеров с региональными вузами и вузами северо-запада.
Каковы главные события-2021 для вашей образовательной организации? Каким образом они должны повлиять на ее дальнейшее развитие?
— Из главных событий-2021 нашего вуза трудно выделить что-то одно. Они есть и в образовательной, и в научной, и в других сферах. Остановлюсь на инфраструктурной, для развития которой был сделан большой шаг.
Мы приступили к реконструкции старейшего учебного корпуса, исторического здания бывшего Коми государственного педагогического института постройки 1930-x годов. Заключено соглашение с Минобрнауки РФ о предоставлении из федерального бюджета субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства в размере почти 860 млн рублей. Сроки завершения реконструкции намечены на 2023 год. Появление комфортного аудиторного фонда, библиотеки, актового и спортивного залов, отвечающих современным стандартам, послужат новым импульсом для развития научно-образовательной и социальной деятельности университета. Само здание в стиле неоконструктивизма украсит городскую архитектуру, а последующая активная жизнь в этом корпусе оживит исторический центр столицы Республики Коми.
Какова планируемая повестка-2022 для вашего вуза? Назовите несколько ключевых пунктов.
— Для коллектива нашего объединенного вуза 2022 год – особый. Циклом мероприятий регионального и межрегионального уровней будем отмечать юбилейные даты со дня оснований учреждений высшего образования в республике: 90-летие Коми государственного педагогического института и 50-летие Сыктывкарского государственного университета.
Так совпало, что в юбилейный год мы встyпaeм с новой программой развития Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина, так как завершается программа развития в статусе опорного вуза.
Также в новом году наш университет сроком на три года принимает эстафету председательства в Ассоциации финно-угорских университетов. Учитывая специфику региона, университет активизирует потенциал и будет принимать самое плодотворное участие в мероприятиях финно-угорской тематики российского и международного уровней, продолжит взаимодействие с университетами стран финно-угорского мира.