Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Назовите несколько ключевых, стратегически важных для отечественной высшей школы событий 2025 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов вы от них ожидаете?

— Во-первых, МПГУ третий год участвует в пилотном проекте, направленном на совершенствование системы высшего образования. Если в первый год реализации пилотного проекта в МПГУ пилотные программы составляли 4%, во второй год — 50%, то в 2025 году — это уже 66% от общего приема на программы высшего образования. Практически по всем филиалам 99% программ перешло на пилотные программы.
Возвращение конкретных квалификаций и предоставление вузу права самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты — это, безусловно, достижение пилота.
При разработке пилотных программ новой модели педагогического образования МПГУ следует курсом на фундаментализацию образования, формирование прочных системообразующих знаний, на которых будет базироваться дальнейшее развитие личности будущего педагога. При этом понятие фундаментальности сегодня трактуется намного шире: оно включает в себя и системообразующие знания, и аксиологический компонент, и практико-ориентированность, и приобщение обучающихся к системе научного знания.
Ожидаемым долгосрочным эффектом указанного подхода призвано стать повышение общего качества педагогического образования, формирование у буду щих педагогов необходимой базы для критической оценки в контексте стремительного распространения цифровых технологий и искусственного интеллекта.
Тема университетов «как агентов развития регионов» все последние годы находится в фокусе внимания российской образовательной политики. Принят ряд мер и решений, например, федеральный закон, расширивший полномочия субъектов в финансировании федеральных вузов и НИИ на своей территории. Скажите, какие решения федеральных властей в интересах развития партнерства «вуз – регион» стали самыми эффективными и полезными за последние годы, а какие острые моменты остались и требуют совместного решения?

— Среди эффективных решений можно отметить следующие. Значительным шагом стало развитие программ целевой подготовки. Предоставление студентам возможности получить образование по востребованным в регионе специальностям с гарантированным трудоустройством. Инициирован проект Минздрава России «Региональные медицинские образовательные кластеры (РМОК)». Основной целью является совершенствование системы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с запросами работодателей.
В Алтайском крае и Республике Алтай АГМУ сформировал региональные кластеры, программы развития которых разработаны и согласованы Всероссийским учебно-научно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава РФ. Созданные РМОК являются инструментами повышения эффективности взаимодействия АГМУ и региональных колледжей.
О проблемах. Большинство клинических кафедр университета расположены на базах ведущих региональных медицинских организаций. Такой формат организации учебного процесса давно стал стандартом для медицинских вузов в целях обеспечения практико-ориентированности обучения. Вместе с тем, считаю, что все медицинские вузы должны иметь собственные клинические базы, где будет размещаться большинство клинических кафедр, осуществляться учебный процесс и работать профессорско-преподавательский состав университета. Для этого, конечно же, необходимо принятие соответствующих правовых норм на государственном уровне.
Какие конкретные меры поддержки высшей школы приняты и действуют в вашем регионе? Какие из них особо значимы для развития вуза?

— МПГУ тесно сотрудничает с Департаментом образования и науки г. Москвы. Ежегодно Правительство Москвы выделяет на конкурсной основе гранты в форме субсидии федеральным вузам и федеральным учреждениям на проведение мероприятий по приоритетным направлениям развития системы столичного образования: развитие профильного и предпрофессионального обучения, воспитательная и профориентационная работа, реализация дополнительных образовательных программ и другие. На протяжении многих лет МПГУ ежегодно реализует более 20 проектов для разных категорий жителей столицы по заказу Департамента образования и науки г. Москвы.
Университет на регулярной основе проводит несколько крупных мероприятий: «Городской просветительский проект «Москва многоликая и разноязычная»», «Городской культурно-просветительский проект «Дни славянской культуры в столичном образовании»», «Городской проект поддержки молодых педагогов Москвы «Современная школа – пространство становления личности»». Мероприятия соответствуют задачам, сформулированным в Стратегии национальной политики города Москвы. Участниками ежегодно становятся не менее 2000 человек, школьников, педагогов, родителей, студентов колледжей и вузов.
Еще одно масштабное направление грантовой работы – участие МПГУ в мероприятиях Московского конкурса межпредметных навыков и знаний «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал». На нашей базе проводится экспертиза заданий конкурса, проведение его теоретических и практических этапов. В 2025 году мы проводили практический этап конкурса в номинации «Психолого-педагогический класс» и теоретические этапы в номинации «Предпринимательский класс» и «ИТ-класс».
Пожалуйста, назовите топ ключевых идей и проектов, которые запланированы в вашем вузе на новый 2025/26 учебный год.

— В 2025/26 году будет продолжено участие нашего университета в федеральном пилотном проекте, направленном на изменение уровней профессионального образования. В новом году значительно расширяем географию проекта, подключая к нему наши филиалы в городах: Анапа, Ставрополь, Покров, Дербент, Черняховск. Начиная проект с 7 программ, сегодня мы открываем прием на 112 программ в головной вуз и 27 программ во все филиалы. В проекте продолжится реализация и новой программы аспирантуры по «Методологии и технологии профессионального образования».
Мы продолжим акцентировать внимание профессионального сообщества и органов исполнительной власти на особенностях подготовки будущих педагогов/психологов/дефектологов, потому что уверены, что при переходе на новую систему обязательно нужно учитывать специфику отрасли, иначе изменения могут привести к снижению качества подготовки кадров для всей страны.
Государственной образовательной политикой сегодня провозглашен приоритет в развитии технических, естественных и точных наук, инженерного и естественно-научного образования в целях достижения научного лидерства и технологического суверенитета страны. При этом важно использовать ресурсы всех уровней и видов образования, в том числе системы дополнительного образования в широком смысле: дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка).
В нашем университете наблюдается устойчивый рост технического и естественно-научного направлений в детском дополнительном образовании. Увеличение количества профильных классов, реализация проектов предпрофессионального образования инженерно-технической направленности привели к увеличению дополнительных программ этого сегмента.
В этом году стартовал большой федеральный проект профессионального развития педагогических работников естественно-научного и математического профилей. Проект рассчитан на 6 лет. Он позволит значительно увеличить охват дополнительным профессиональным образованием и повысить компетенции действующих учителей физики, математики и информатики, химии и биологии, географии, педагогов начальных классов (по предмету «Окружающий мир»). В течение этого года в нашем университете повысят свою квалификацию более 4 000 учителей физики, химии, биологии, математики и информатики. Всего же по стране планируется обучить свыше 35 000 тысяч педагогов из всех субъектов РФ,
МПГУ в течение нескольких лет активно развивает направление образовательного и научно-популярного туризма и разрабатывает методику внедрения технологии образовательного путешествия в урочную и внеурочную деятельность школьников, программы академического обмена и дополнительные профессиональные программы.
В 2023 году университетом подписано соглашение с Агентством стратегических инициатив по проекту «Международная программа по профориентации, самоопределению личности и гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи с разработкой и внедрением образовательных программ путешествий «Классная страна».
Эта программа направлена на интеграцию путешествий в учебный процесс. Ее цель — создание, апробация и тиражирование новой модели детского и молодежного образовательного туризма. «Классная страна» выстраивает эффективное взаимодействие для реализации стратегических задач.
В 2024-2025 уч.г. 1200 педагогов и 1200 детей из 21 региона РФ прошли программы обучения на базе МПГУ по утвержденным программам дополнительного образования: дополнительная общеразвивающая программа для школьников и программа повышения квалификации для педагогов и туроператоров.
Растет также запрос на профильные сезонные школы. Университетом уже разработаны и реализованы дополнительные общеразвивающие программы, построенные на технологии образовательного путешествия, «Профнавигационная школа «Настоящее для будущего», «Биология в вопросах и ответах», «Малые города в большой истории России» и другие, выездные школы педагогического мастерства.
В 2025-2026 уч.г. продолжится работа по развитию образовательного и научно-популярного туризма.
Сегодня, по общей оценке, самая острая проблема российской экономики – дефицит кадров, который наблюдается фактически во всех ключевых отраслях. По вашей оценке, имеется ли такой дефицит на академическом рынке труда? Если «да», то насколько он значительный? Каких кадров – исследовательских, педагогических или иных – сегодня не хватает именно университетскому сектору?

— Для вузовской системы разделение кадров на исследовательские и педагогические неактуально, так как все педагогические сотрудники ведут научно-исследовательскую деятельность, а научные-преподавательскую. Проблема дефицита связана со старением научно-педагогических кадров и объективно существует уже не один десяток лет. Факторы усиливающие кризисные явления в сфере закрепления молодых научно-педагогических кадров в вузе в каждом конкретном случае могут иметь определенную специфику, но определяются недостаточностью финансирования системы высшего образования в целом.
Аспирантура – «главный реактор» подготовки и воспроизводства в университете исследовательских, научно-педагогических кадров. Какие обязательные меры (нормативные, финансовые и т.п.) необходимы для повышения эффективности аспирантуры и ее устойчивого выхода на позитивную траекторию развития? Каких конкретных решений ждете от будущей модернизации высшей школы в контексте поддержки и развития аспирантуры?

— В условиях возвращения научной составляющей в качестве главной цели аспирантуры, к числу таких мер, в первую очередь, следует отнести создание условий аспирантам для работы над диссертацией: от планирования тематики научных исследований до обеспечения эффективности деятельности диссертационных советов, с точки зрения их готовности осуществлять экспертизу качества диссертационных исследований. При этом важно развивать систему межвузовской кооперации и взаимодействия академического и вузовского сектора в области организации и проведения различных видов практик, использования новейшей лабораторной базы и формирования кадрового резерва научных руководителей. Также, учитывая явно недостаточный размер стипендии в аспирантуре, необходимо развивать систему научных грантов, ориентирующих аспирантов на исследования по приоритетным направлениям науки.
Обозначьте наиболее негативный фактор, препятствующий выбору, приходу (и закреплению!) молодежи в научных профессиях?

— Один из самых существенных факторов связан с нарушением преемственности между различными уровнями образования в формировании научно-исследовательских компетенций от средней школы до аспирантуры. Поскольку поступление в аспирантуру вплоть до перехода в 2023 году в рамках пилотного проекта к базовому высшему образованию, осуществлялось с уровня магистратуры, (за исключением небольшой доли выпускников специалитета), то формирование навыков исследовательской работы на уровне бакалавриата не являлось обязательным, что существенным и негативным образом сказывалось как на формировании соответствующих ценностных ориентиров, так и на реализацию научно-исследовательских видов деятельности выпускников высшей школы. Помимо этого, молодежь недостаточно ориентирована на участие в реализации приоритетных направлений науки, поскольку акцент ранее делался на саморазвитие обучающегося без учета задач реализации государственной политики в сфере науки и образования.
Какую роль (миссию) выполняет структурное подразделение СПО в вашей образовательной организации? Что оно сегодня значит для вашего вуза? Для региона?

— В результате реорганизации двух московских вузов – МПГУ и МГГУ им. М.А. Шолохова – в структуре Московского педагогического государственного университета с 2016 года функционирует колледж. С 2019 года открыт приём на специальность «Преподавание в начальных классах» (44.02.02) и начинает развиваться профильная педагогическая подготовка: уже в 2020 году набор на эту специальность увеличился на 40%, в 2021-м – на 30%, в 2022 году – еще на 40%. Сегодня это одна из самых востребованных специальностей нашего колледжа, главная миссия которого – подготовка современного педагога – компетентного, конкурентоспособного и востребованного на рынке труда Москвы и Московской области.
В рамках дальнейшего расширения и развития программ среднего профессионального образования в области педагогики мы планируем лицензировать и другие специальности: «Дошкольное образование» (44.02.01), «Коррекционная педагогика в начальном образовании» (44.02.05). Вновь открываемые специальности будут направлены, прежде всего, на внедрение образовательных траекторий интегрированного обучения на основе принципов преемственности и непрерывности уровней и ступеней СПО/ВО.
Программы среднего профессионального образования реализуются также в двух филиалах МПГУ в городах Анапа и Ставрополь. За годы совместной более чем 20-летней работы в системе многоуровневого образования «колледж – вуз» в филиалах сложилась эффективная модель взаимодействия, обеспечивающая качество реализации подготовки выпускников. В анапском филиале реализуется 7 программ подготовки специалистов среднего звена. Все они соответствуют УГН вуза, что обеспечивает доступ обучающихся колледжа к профильному высшему образованию. Ежегодно более 70% выпускников филиала выходят на региональный рынок труда, 15-17% продолжают обучение по программам вузовской подготовки.
В ставропольском филиале МПГУ в прошедшем учебном году более трети выпускников (37%) были трудоустроены по специальности, 53% продолжают обучение по программам ВО.
Сегодня отечественное среднее профессиональное образование активно преобразуется: происходит переход на стандарты WorldSkills и демонстрационный экзамен, вместо привычного диплома планируется внедрение «цифрового паспорта компетенций», с 1 сентября стартовал масштабный проект «Профессионалитет», который по своим характеристикам напоминает когда-то остро обсуждаемую, но так пока и не реализованную в высшей школе идею прикладного бакалавриата. В связи с этим вопрос: на фоне этих изменений какие преобразования должны последовать и в вузовских структурных подразделениях СПО, чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и привлекательными для абитуриентов?

— Преобразования, происходящие сегодня в системе СПО, уже сами по себе являются привлекательными для потенциальных абитуриентов, а когда они реализуются «под крылом» престижного вуза, это усиливает интерес к образовательному процессу и пространству. Обучающиеся по программам СПО имеют возможность участвовать в профессиональных конкурсах и научных мероприятиях университета. Победители и призёры получают баллы в копилку индивидуальных достижений, что имеет большое значение для дальнейшего обучения на программах высшего образования в МПГУ и при устройстве на работу. Также студенты колледжа и филиалов имеют возможность пользоваться университетскими ресурсами. Например, сейчас разрабатывается программа взаимодействия колледжа с технопарком МПГУ, которая поможет обеспечить подготовку студентов СПО к участию в демонстрационном экзамене.
Реализация концепции чемпионатного движения по профессиональному мастерству студентов среднего профессионального образования и школьников, направленная на кадровое обеспечение промышленности и социальной сферы, импортозамещение и формирование новых компетенций, предусматривающая ежегодное проведение чемпионата по наиболее востребованным профессиям «Профессионалы» и чемпионата высоких технологий по профессиям будущего, также будет способствовать увеличению престижа и качества подготовки этого уровня образования.
Но чтобы усилить конкурентоспособность выпускников и привлекательность уровня СПО для абитуриентов, предстоит еще немало работы. В частности, коллективами Колледжа МПГУ, анапского и ставропольского филиалов ставится задача активизации взаимодействия с работодателями. Например, речь идет об организации совместной профориентационной работы, участии в деятельности психолого-педагогических классов школ регионов, привлечении работодателей к независимой оценке качества подготовки специалистов (в том числе в качестве экспертов демонстрационного экзамена и профессиональных конкурсов), а также стажировке преподавателей в профильных организациях.
Модернизация материально-технической базы также имеет чрезвычайно важное значение для совершенствования образовательного процесса по программам СПО. Обновление оборудования учебных кабинетов и учебно-производственных мастерских позволит повысить качество профессиональной подготовки, внедрять новые образовательные технологии для повышения конкурентоспособности выпускников.
В конце года Минобрнауки РФ намерено представить новую обновленную – «постболонскую» – модель отечественной высшей школы. По вашему мнению, какое место в этой модели может занять вузовский сектор СПО? Какие новшества – управленческие, нормативные и т.п. – необходимо внести в этот сектор, чтобы он оставался эффективным?

— Модель отечественной высшей школы должна включить наличие университетского колледжа как единого многопрофильного образовательного структурного подразделения, в котором поддерживаются и развиваются традиции практико-ориентированного среднего специального образования, но при этом утверждаются и крепнут современные инновационные образовательные технологии, транслируемые высшей школой.
В части новшеств уже есть направления, определенные в «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года», одобренной Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Например, вузы могут и должны стать центром обучения педагогическим компетенциям специалистов, приходящих на работу в колледжи с предприятий и профильных организаций. Или такое направление развития, как формирование современных управленческих команд нового типа, современного набора педагогических компетенций, привлечение работодателей в управление качеством реализации основных и дополнительных образовательных программ СПО.
Главное – это понимание, что среднее профессиональное образование не просто ступень между школой и вузом – это полноценный уровень профессионального образования, который при общих усилиях со стороны университета, педагогических коллективов колледжа и филиалов, при поддержке руководящих и общественных структур может готовить востребованных и конкурентоспособных современных специалистов в различных областях.