Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Какую роль (миссию) выполняет структурное подразделение СПО в вашей образовательной организации? Что оно сегодня значит для вашего вуза? Для региона?
— Основной целью подготовки кадров по специальностям среднего профессионального образования в вузе является обеспечение трудовыми ресурсами уровня «специалист среднего звена» развивающихся отраслей экономики Еврейской автономной области. Вуз готовит электроэнергетиков, автомехаников, специалистов по обогащению полезных ископаемых, специалистов по землеустройству, технологов-конструкторов и многих других.
Примером подготовки востребованных кадров стало сотрудничество ПГУ им. Шолом-Алейхема с компанией «Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат». В течение 5 лет университет и компания реализуют программу в сетевой форме по модели «вуз-предприятие». Это флагманская программа, сорок процентов содержания которой реализуют сотрудники предприятия. Ежегодно горно-обогатительный комбинат заказывает подготовку кадров и финансирует обучение студентов, а также трудоустраивает всех выпускников. На предприятии действует учебный центр, в рамках которого ребята могут получить дополнительно рабочую профессию и разряд.
Университет лицензирует новые программы СПО, делая ставку на расширение подготовки востребованных профессиональных кадров. Второй год вуз реализует специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании. На очереди – открытие программ СПО под региональные инвестпроекты, под планируемый запуск биомедицинского технопарка Приамурья.
В целом, в ПГУ им. Шолом-Алейхема выстроена вертикаль преемственности программ высшего образования и СПО. Профессорско-преподавательский состав ведет отдельные дисциплины на выпускных курсах, что повышает и качество образования, и привлекательность продолжения обучения в рамках университетской подготовки.
Резюмируя, можно сказать: наличие в вузе уровня среднего профессионального образования – хорошая конструкция. Обучающиеся интегрированы в вузовские проектные команды, вместе участвуют в хакатонах, акселераторах, предметных олимпиадах и т. д. Как правило, ребята продолжают обучение на следующем уровне образования в нашем вузе.
Сегодня отечественное среднее профессиональное образование активно преобразуется: происходит переход на стандарты WorldSkills и демонстрационный экзамен, вместо привычного диплома планируется внедрение «цифрового паспорта компетенций», с 1 сентября стартовал масштабный проект «Профессионалитет», который, фактически, по своим характеристикам напоминает когда-то остро обсуждаемую, но так пока и не реализованную в высшей школе идею прикладного бакалавриата. В связи с этим вопрос: на фоне этих изменений какие преобразования должны последовать и в вузовских структурных подразделениях СПО, чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и привлекательными для абитуриентов?
— Конкурентоспособность программ – это многофакторный показатель. Здесь играет роль и уровень материально-технической базы образовательного учреждения, образовательные коллаборации, востребованность на рынке труда, наличие мощного индустриального партнера с гарантированным трудоустройством, со стажировками и практиками, условия и среда обучения тоже важны – сегодня ребята смотрят на то, что, кроме обучения по программе, им предлагает вуз. Университеты здесь в более привлекательной позиции. На мой взгляд, когда мы говорим о конкурентоспособности программы, то дело не в структурных подразделениях образовательного учреждения, а в экосистеме, которая выстраивается вокруг архитектуры программы.
В конце года Минобрнауки РФ намерено представить новую обновленную – «постболонскую» – модель отечественной высшей школы. По вашему мнению, какое место в этой модели может занять вузовский сектор СПО? Какие новшества – управленческие, нормативные и т.п. – необходимо внести в этот сектор, чтобы он оставался эффективным?
— Имеющаяся модель среднего профессионального образования вполне самодостаточна и жизнеспособна, выпускники востребованы – это самостоятельный уровень образования. В этом контексте обновление модели высшей школы вряд ли станет каким-то определяющим фактором для уровня СПО. Таким фактором является внедрение системы WorldSkills, демонстрационного экзамена – именно они определяют сегодня обновление подходов к содержанию и качеству подготовки на программах среднего профессионального образования, задают вектор модернизации приборной базы и оборудования, развития экспертного сообщества.
Предположить, что изменения в системе высшего образования повлекут кардинальную пересборку программ СПО, можно, но думается, что только в ключе развития.