ТИСБИ: ни один час контактной работы не потерян

ТИСБИ: ни один час контактной работы не потерян

В марте стартовала беспрецедентная по масштабу и скорости операция – перевод деятельности вузов из традиционного в дистанционный режим. О том, как проходил этот процесс в Университете управления «ТИСБИ», рассказала основатель и ректор вуза Нэлла ПРУСС.
ПРУСС Нэлла Матвеевна
ПРУСС Нэлла Матвеевна
Основатель и ректор Университета управления «ТИСБИ», кандидат педагогических наук, профессор, академик Российской академии гуманитарных наук и Международной академии управления, заслуженный работник высшей школы РФ, национальный координатор проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»

– Нэлла Матвеевна, какие первоочередные меры предприняло руководство университета в условиях перехода на дистант?
– Университет управления «ТИСБИ» одним из первых вузов Татарстана запустил обучение с применением дистанционных технологий. В кратчайшие сроки все 7 тыс. студентов, включая очников, были переведены на дистанционное обучение.

Для этой цели использовали Интегрированную систему управления вузом (ИСУ ВУЗ) – программный продукт, разработанный собственными силами ещё в начале 2000-х и постоянно дорабатываемый под новые задачи и условия. В системе Zoom проводились вебинары с использованием различных педагогических методик и форм работы: ежедневно около 300 онлайн-занятий при почти стопроцентной посещаемости. Была организована форумная площадка, где преподаватели и студенты в режиме онлайн обменивались текстовыми сообщениями, решали кейсы и задачи практической направленности.

Важно было реализовать учебный процесс в полном объеме, и мы этого добились: ни один час контактной работы не потерян. В дальнейшем также удаленно были организованы зачётные и экзаменационные сессии, ГИА.

– Какие вопросы обеспечения жизнедеятельности вуза потребовали от вас и вашей команды принятия нестандартных решений?
– Первоочередная задача заключалась в создании условий, при которых учебный процесс не остановится, хотя 90% сотрудников вуза и все преподаватели, а также студенты находились дома. Для организации учебного процесса в удаленном режиме закупили лицензии на специальное программное обеспечение. Выделили финансирование на дополнительные ресурсы по наращиванию мощностей информационно-технологической инфраструктуры университета, увеличение пропускной способности каналов интернета в местах установки серверного оборудования, а также ресурсы хранения и обработки данных, включая дополнительную аренду серверов. То есть приняли все необходимые меры, чтобы наработанный в университете опыт использования дистанционного оборудования применялся ко всем формам обучения.

– Какие из компонентов информационно-образовательной среды оказались наиболее подготовленными и потому эффективно сработавшими в условиях массового перехода вуза на онлайн-образование?
– Университету «ТИСБИ» было намного проще организовать удаленное обучение, чем остальным вузам, поскольку, как упоминалось ранее, мы применяем ДОТ с начала 2000-х.

Развитие технологий обучения на расстоянии началось с необходимости обучать лиц с ОВЗ на дому через интернет. Разработанный для этой цели собственный программный комплекс, ИСУ ВУЗ, позволил организовывать удаленное изучение учебных курсов, руководство научной и проектной работой студентов, прохождение обучающимися текущей, промежуточной и итоговой аттестации, коммуникацию студентов и преподавателей в режимах вебинаров и форумов.

Преподаватели вуза были готовы к дистанту, поскольку уже сталкивались с этой формой обу­чения при работе со студентами-заочниками. Кроме того, в конце 2019 года для 450 наших преподавателей и сотрудников институтом непрерывного образования вуза были организованы и проведены курсы по программам ДПО в сфере ИКТ в образовании.

– При переходе на дистант-обучение важно обеспечить его качество. Какой комплекс практических мер сформирован и задействован для гарантии качества онлайн-образования?
– Качество онлайн-образования в нашем вузе гарантируют подготовленный педагогический состав, обширная электронная библиотека учебников и электронных методических пособий. В ИСУ вуза загружены практико-ориентированные и кейсовые задачи, позволяющие оценивать уровень подготовки студентов и проводить самодиагностику текущих знаний. Как показал проведенный мониторинг, 88% студентов-очников удовлетворены методами и процессом обучения в удаленном формате.

Благодаря мощной интеллектуальной и технической базе, а также наработкам вуза в период пандемии, кафедра ЮНЕСКО Университета управления «ТИСБИ» стала инновационным центром по разработке, апробации и распространению передового опыта по организации ДО и повышения квалификации педагогов в этой области. Проект представляет собой электронную площадку, объединяющую на сегодняшний день около 400 образовательных учреждений России.
Приобретенный опыт планируем использовать, в первую очередь, при работе с заочниками, обучение которых в перспективе преимущественно будет связано с применением онлайн-технологий.

– Министр образования и науки РФ Валерий Фальков в ряде интервью неоднократно подчеркивал, что очное высшее образование, которое было до пандемии и каким оно должно стать после нее, – «это разные сущности». Как бы вы охарактеризовали изменения по отношению, во-первых, к возглавляемому вами вузу, во-вторых, в целом к отечественной высшей школе?
– Период пандемии показал значимость и необходимость использования электронных учебников, национальных образовательных платформ, способствовал объединению усилий негосударственных вузов разных регионов. В этой связи планируем реализацию совместных сетевых образовательных программ высшего образования, а также совместную разработку образовательных ресурсов. Это позволит объединить лучшие практики и методики, использовать преподавательский потенциал разных образовательных организаций, предоставлять студентам качественный контент вне зависимости от их географического месторасположения.

Думаю, по этому пути пойдут и другие отечественные вузы, что в итоге послужит толчком для развития образовательных ресурсов в нашей стране.

– Если говорить о подушке безопасности вуза, каковы ее основные инструменты, компоненты, источники? На какие из них необходимо сделать особую ставку, планируя дальнейшее развитие?
– Увы, помимо общероссийского конкурса на распределение бюджетных мест, негосударственные вузы не имеют дополнительной финан­совой поддержки. Считаю, что все вузы необ­ходимо финансово поддерживать вне зависимости от правовой формы учредителя при наличии у них аккредитации.

Также вузам следует дать возможность самостоятельно выбирать форму работы преподавателей, содержательную часть и методы реализации образовательных программ, но с обязательным соблюдением требований ФГОС. Опять-таки при условии, что имеются государственная лицензия и аккредитация.

И, конечно, вузы тем сильнее, чем больше профессиональных программ переподготовки и повышения квалификации они реализуют. Будущее образования – за небольшим количеством базовых фундаментальных программ уровня бакалавриата или специалитета с огромным количеством программ дополнительных, дающих специализацию в профессии. Такие программы пользуются и будут пользоваться спросом: требования к профессии очень быстро меняются, и специалисту, чтобы быть востребованным на рынке труда, нужно постоянно осваивать новые технологии, навыки и компетенции.

– Приемная кампания в этом году выдалась непростой. Как вуз к ней готовился, какие результаты? Что нового в текущем учебном году?
– Буквально за несколько дней до объявления режима самоизоляции, 22 марта, эксперты Рособрнадзора завершили в университете «ТИСБИ» выездную экспертизу соответствия качества образовательных программ требованиям ФГОС. В результате госаккредитация образовательной деятельности была продлена на максимально возможный срок – до 2026 года по всем образовательным программам и уровням высшего образования.

Приемная комиссия заработала 1 июня. Ос­новной упор был сделан на прием заявлений через личные кабинеты абитуриентов на сайте вуза. Несмотря на то, что все вступительные испытания проводились в режиме онлайн, были подготовлены рабочие места и для организации офлайн-приема абитуриентов с соблюдением всех условий: социальной дистанции, бесконтактной термометрии, обработки антисептиками. Так как нововведения вызвали много вопросов, для всех желающих мы организовали еженедельные онлайн-конференции со специалистами вуза.
В 2020-2021 учебном году открыт набор на новые образовательные программы бакалавриата «Бизнес-информатика», «Туризм», «Орга­низация работы с молодежью». Отдельно хочу отметить направление «Педагогическое образование», поступить на которое в этот сложный период абитуриенты могли по результатам двух ЕГЭ и профессионального вступительного экзамена по педагогике.

Хотя на 2020-2021 учебный год «ТИСБИ» были выделены дополнительные бюджетные места, наблюдался большой конкурс: от 4 до 29 человек на место – на традиционно популярные у абитуриентов направления «Юриспруденция», «Экономика» и «Управление персоналом», «Прикладная информатика» и «Программная инженерия», «Организация работы с молодежью», специальности «Международные отношения», «Сервис и гостиничное дело».

Стоит также отметить, что появилось много абитуриентов с высокими – вплоть до 300 – баллами ЕГЭ по самым востребованным направлениям.

30.09.2020
Наверх