Ситуация с переходом на дистанционное обучение, когда нарушены привычные правила и порядок, потребовала от вуза нестандартных решений. Первоочередной задачей было обеспечение непрерывности образовательного процесса, имея постоянный контакт со студентами и профессорско-преподавательским составом.
Сразу в вузе была организована учеба преподавателей, сформирована модель и методика обучения в новом формате, выбраны необходимые инструменты работы.
Благодаря всеобщей слаженной работе ИжГТУ организованно перешел на дистанционное обучение. Нормативно-правовое регулирование также привели в соответствие с удаленным режимом взаимодействия, обновив локальные нормативные акты и требования к учебно-методическому обеспечению, оперативно решались новые вопросы администрирования, финансовые и управленческие, морально-психологические и социальные аспекты дистанционного обучения.
Логическим завершением образовательного процесса в университете является подготовка и защита выпускной квалификационной работы. Итоговый проект выпускника показывает, как он умеет учиться и исследовать, как применяет знания практически и научился ли выбирать необходимые инструменты для этого, работать с ними. ИжГТУ – технический вуз, и на таких направлениях, как «Строительство», «Машиностроение», «Технологические машины и оборудование», «Двигатели летательных аппаратов», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», «Технология художественной обработки материалов», одним устным докладом не ограничишься – необходима демонстрация чертежей и наглядное представление проекта.
Важно было грамотно, с соблюдением всех необходимых требований провести защиту выпускных квалификационных работ в режиме онлайн. Задача решалась в несколько этапов.
На организационном – прежде всего определились в форматах защиты ВКР:
– дистанционный – для экономических и гуманитарных специальностей;
– условно-дистанционный – для технических специальностей, когда комиссия собиралась в одной аудитории с соблюдением санитарных требований, а студенты находились по другую сторону экрана – у себя дома.
Последний формат в свою очередь поделили на два варианта: первый – показ презентации и заслушивание доклада в режиме дистанта, второй – необходимые документы заранее переданы комиссии, а студент из дома посредством видеоконференцсвязи защищает свой дипломный проект, демонстрируя презентацию и чертежи на экране.
Также были разработаны инструкция по подключению и проведению Государственной итоговой аттестации в дистанционном формате, пошаговый регламент прохождения процедуры защиты ВКР для студентов, технических секретарей и членов комиссии, составлены списки выпускников и соответствующее расписание. Для подключения всем участникам отправили ссылку на конференцию, секретарь вел протокол.
Консультации с научными руководителями выпускных проектов проводились также с использованием дистанционных технологий. Наглядность представляемого проекта – чертежи, раздаточный материал, пояснительная записка – предварительно были переданы студентами на выпускающую кафедру для рассмотрения комиссией.
Проводилась также предварительная пилотная защита: не только для проверки готовности содержания текста выпускной работы, но и для репетиции самой процедуры, в том числе с точки зрения ее технического оснащения.
Технический этап включал подготовку цифрового пространства, обучение технических секретарей, преподавателей, членов государственной аттестационной комиссии новому формату работы. Технически процедура защиты ВКР была организована в формате видеоконференции в системе Zoom, с размещением материалов и документации, сопровождающей процесс подготовки и защиты ВКР, на платформе Moodle. Эта облачная платформа имеет широкий спектр возможностей, позволяющих выполнить все необходимые условия и требования к процедуре проведения ГИА и защиты выпускных квалификационных работ и работы комиссии в режиме онлайн: идентификацию личности студента, демонстрацию чертежей, показ презентации, заслушивание доклада, прочее.
Для успешной защиты выпускных квалификационных работ не менее важен вопрос технического оснащения самих учащихся. На каждой выпускающей кафедре предварительно проанкетировали готовящихся к защите, создали реестр возможных технических затруднений, и силами факультетов организовали помощь. Подготовились и справились все.
В процессе подготовки и проведения онлайн-защиты ВКР выявилась значимая проблема использования системы Zoom. Это открытый доступ к данным. В университете есть направления, по которым, согласно требованиям ФГОС, вся информация должна быть защищена. В связи с этим было принято решение по закрытым специальностям проводить защиту очно, но со строжайшим соблюдением всех санитарно-противоэпидемических мероприятий.
Проблема обеспечения безопасности данных сохраняется, и в настоящее время специалисты управления информатизации ИжГТУ разрабатывают варианты и пути ее преодоления.
Следует отметить и ряд социально-психологических аспектов. Как выяснилось, большинство преподавателей старшего возраста не владеет в достаточной степени педагогическими технологиями и методиками обучения в дистанционном формате. По сравнению с очным обучением, у них намного увеличилась трудоемкость дистанционных консультаций по курсовым и дипломным работам.
Также поддержка понадобилась живущим в общежитиях иностранным студентам ИжГТУ, которые также готовились к защите своих ВКР. Для них создали все необходимые условия дистанционного обучения, но проявилась боязнь что-то пропустить или не понять в самой процедуре защиты. На помощь пришли интернет-волонтеры из числа сотрудников выпускающих кафедр, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и активистов ИжГТУ. Разумеется, связь с научным руководителем обеспечивалась регулярно.
Еще один момент, требующий особого внимания. С 2015 года в рамках госпрограммы «Доступная среда» по инициативе Удмуртского республиканского отделения Всероссийского общества глухих и концерна «Калашников» в ИжГТУ обучаются студенты с ограниченными возможностями здоровья по направлению «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», и ныне состоялся первый выпуск. При их очном обучении весь учебный процесс сопровождает сурдопереводчик. Переходя в дистанционный формат, они первыми ощутили трудности с пониманием и усвоением новой темы, выполнением курсовых и выпускных квалификационных работ, поскольку не все преподаватели, работающие с ними, владеют жестовым языком. Надо отдать должное профессорско-преподавательскому составу и сопровождающим сурдопереводчикам, которые, несмотря на увеличившуюся нагрузку и больший объем требуемого времени, подготовили выпускников к защите дипломных работ. Также помощь оказали и студенты-волонтеры.
Специально для защиты ВКР выпускниками с ограниченными возможностями здоровья увеличили продолжительность выступления, предоставили звукоусиливающую аппаратуру индивидуального пользования, обеспечили доступ к электронной библиотечной базе университета. В 2020 году впервые в истории ИжГТУ защита состоялась в дистанционном формате на русском жестовом языке с сопровождением сурдопереводчика.
Можно с уверенностью сказать, что администрация университета и весь профессорско-преподавательский состав, приняв новый вызов времени, справились с поставленной задачей, четко и грамотно проведя Государственную итоговую аттестацию в дистанционном формате. Практика показала, что онлайн-режим позволил полностью реализовать процедуру, задачи и цели при защите выпускных квалификационных работ.
Всего на защиту ВКР в ИжГТУ вышли 1278 студентов, из них 233 обучающихся по программам среднего профессионального образования.
ИжГТУ готовит специалистов для оборонно-промышленного комплекса России. Поэтому членами ГАК являются опытные практики-производственники промышленной индустрии Удмуртии, представители крупных предприятий региона и города Ижевска: концерна «Калашников», мотозавода «Аксион-холдинг», электромеханического завода «Купол», ГВСУ №8, радиозавода, компании «Белкамнефть им. А.А. Волкова», Ижводоканала, Воткинского завода и других. Эти высококвалифицированные эксперты отметили, что защита ВКР в дистанционном формате – это совершенно новый опыт, но при этом не был нарушен регламент проведения ГИА.
Председатель экзаменационной комиссии программы «Промышленная теплоэнергетика», директор ассоциации «Межрегионпроект» Михаил Пушин прокомментировал защиту ВКР в дистанционном формате:
– Некоторые участники были готовы отвечать не только на свои вопросы, но дискутировать по вопросам одногруппников. Ситуация с периодом дистанционного обучения пошла на пользу студентам. Считаю, что аттестации в онлайн-формате можно применять и в будущем.
А председатель ГАК по направлению «Энергетическое машиностроение», замначальника Управления по скважинным технологиям компании «Белкамнефть» Олег Зубков отметил:
– Все представленные работы напрямую связаны с изучением, совершенствованием и развитием предприятий промышленного кластера Удмуртской Республики, а также соседних регионов и России в целом. Отвечают современным требованиям рынка труда. Большинство студентов уже работает в профессии, результаты исследований носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, а ответы на вопросы указывают на профессионалов своего дела.
В ходе защиты аттестационной комиссией особо отмечены выпускные работы студентов, которые имеют потенциальную возможность внедрения не только на предприятиях Удмуртии, но и близлежащих регионов.
Несомненным плюсом подготовки и защиты ВКР в дистанционном формате является мобильность – возможность подключения эксперта из любой точки мира, а также формирование электронной базы выпускных квалификационных работ.
Для студентов обучение в режиме онлайн – ценный и полезный опыт. Здесь, конечно же, важны мотивация и самоорганизация. Молодые люди научились работать самостоятельно, осваивая при этом новые компьютерные платформы и дистанционные технологии. Оглядываясь назад, можно сказать, что цифровые технологии организации дистанционного обучения, которые до недавнего времени считались нашим будущим, сейчас вполне реальны и доступны. Это наше настоящее.
Минус – отсутствие живого общения преподавателей и студентов. Выполнение ВКР – это всегда тесное взаимодействие научного руководителя и будущего специалиста. Поэтому, думается, не стоит принимать дистанционный формат образования как ведущий. Несомненно, электронная среда становится важнейшей составляющей жизни любого университета. Но живое человеческое общение между студентами и преподавателями, мастерами своего дела, – незаменимая и уникальная возможность передать свой опыт и знания подрастающей смене. Приобретенный опыт применения цифровых технологий в образовательном процессе должен не сужать, а расширять инструментарий каждого преподавателя путем предоставления ему уже понятных возможностей. Таким образом, говорить о спаде интереса к классической форме коммуникации преждевременно.
Технологии дистанционного обучения вошли в нашу жизнь и стали неотъемлемой частью учебного процесса. Сейчас важно понять, что, владея этими инструментами, мы открываем для себя дополнительную перспективную форму современного образования.
Полученный опыт показал, что ИжГТУ им. М.Т. Калашникова имеет необходимый уровень цифровой компетенции для сохранения устойчивости во внешней среде и способен сохранить учебный процесс даже в непростых условиях за счет использования ранее апробированных и внедренных технологий. Одновременно появилось и понимание того, что инфраструктура вуза требует модернизации для продвижения и совершенствования дистанционного обучения. На первый план выходит задача развития в контексте цифровых технологий, настало время обсудить концепцию цифровой кафедры и цифрового факультета.