Сегодня крупные компании создают корпоративные университеты, технические академии, учебные центры, формируя собственную среду для развития разного рода компетенций. Но это делается в первую очередь для уже работающих сотрудников. Чтобы прийти к нам с отличной теоретической и практической базой, человек должен еще в школе сделать осознанный выбор направления профессиональной подготовки.
Необходимо создать среду непрерывного образования – от школьного до «серебряного» возраста – для становления личности в режиме нон-стоп с полным раскрытием ее потенциала и формированием как профессиональных, так и межличностных компетенций. Для этого крайне важно иметь сильных партнеров в сфере образования, которые видят в нас не только источник финансовых средств, но и заказчика компетенций. Мы готовы делиться программами, передавать разработки, проводить тренинги для преподавателей, если колледжи смогут взять на себя продвижение ценностей компании.
В связи с большой нагрузкой на ссузы-партнеры мы начали готовить себе кадры самостоятельно и за три года достигли значительных результатов:
Однако гораздо интереснее, быстрее и эффективнее решать кадровый вопрос в сотрудничестве с образовательными организациями, нежели выстраивать собственную систему обучения. У нас уже есть партнеры, способные обеспечивать необходимый уровень подготовки специалистов, готовые вносить изменения в программы, проводить демоэкзамены, отправлять преподавателей к нам на стажировки для ознакомления с планами компании на ближайшие пять-десять лет.
Довольно долгое время образование в России было заточено под подготовку персонала для предприятий крупного бизнеса, однако действительность ставит новые задачи. По данным на 2019 год, число работников субъектов МСП составляет в среднем 15,3 млн. человек – это 22% рабочих мест и примерно половина лиц, реально задействованных в поддержке экономики страны. Следовательно, российским ПОО давно пора наладить более тесные контакты с малым бизнесом. Его плюсы и минусы – мобильность, гибкость, быстрое принятие решений, оперативная реакция на запросы рынка, индивидуальный подход и в то же время ограниченность материальных и человеческих ресурсов и возможностей – диктуют колледжам ряд задач при подготовке квалифицированных кадров.
Прежде всего, необходимо создать сильную образовательную базу, без которой невозможно работать по конкретной специальности, сформировать навыки самостоятельного получения знаний и личностные качества, особенно стрессоустойчивость и умение работать в команде.
Для системного и разнопланового взаимодействия бизнеса и организаций СПО нужна единая площадка с профильным органом власти в роли связующего звена. Минпросвещения РФ достаточно установить критерии оценки подготовки по всем специальностям в регионах, которые колледжи будут ежегодно пересматривать совместно с предприятиями, исходя из анализа результатов проделанной работы. Площадка должна состоять из координационного совета и узкоспециализированных рабочих групп по каждой специальности или компетенции, с участием широкого круга представителей бизнеса. Эти группы могут работать в онлайн-режиме под контролем региональных центров компетенций. Мы также предлагаем создать аналогичные группы при учреждениях СПО для ежегодной актуализации учебных программ. Разработки и тех, и других групп будут ложиться в основу востребованных кадровым рынком программ подготовки специалистов для малого бизнеса.
Представители предприятий-партнеров должны не только принимать участие в совместных профессиональных мероприятиях, но и приглашаться на защиту итоговых работ обучающихся для проведения оценки полученных компетенций. Основные учебные программы необходимо дополнять короткими программами и краткосрочными курсами под конкретные компетенции с участием сотрудников компаний по партнерским договорам. Они могут включать мастер-классы и выездные занятия в небольших группах, где есть возможность заранее познакомиться с будущими работодателями и узнать из первых уст, что происходит на предприятиях. Кроме того, нужны курсы с привлечением узких специалистов, отсутствующих в ПОО: например, психологов, психотерапевтов и профессионалов в области IT.
Конкуренция между выпускниками высока как никогда, и учреждениям СПО нужно использовать эти непростые времена как возможность «прокачать» студентов по большему количеству компетенций, чтобы выделить их на рынке труда и сделать максимально востребованными среди предприятий малого бизнеса.
Пандемия коронавируса внесла серьезные коррективы в развитие СПО. Анализ ситуации в сфере подготовки кадров в условиях экономической нестабильности высветил ряд проблем, влияющих на успешное трудоустройство и самореализацию выпускников. В конце учебного года на рынок труда Алтайского края выйдут более 10 тыс. новых специалистов. К наиболее устойчивым сферам деятельности, способным быстрее восстановиться после кризиса, относятся рынок услуг, сельское хозяйство, строительство, транспорт, образование, медицина, IT-технологии. На сегодняшний день около 70% подготовки идет в этом направлении. В таких областях, как искусство, дизайн, туризм, машиностроение, гостиничный сервис, экономика, бухучет, ситуация остается более неопределенной даже с учетом возможного отсева части студентов или их поступления в вузы.
На смену принципу «образование на всю жизнь» приходит новая концепция – «образование через всю жизнь». В связи с этим учреждения СПО должны формировать прикладные навыки получения дополнительных квалификаций и предпринимательские умения, проводить обучение по краткосрочным программам, обеспечивать раннее включение в трудовую деятельность с возможностью выполнения оплачиваемой работы в период производственной и преддипломной практики. Образовательные программы следует выстраивать с учетом меняющихся требований работодателей к сотрудникам и индивидуальных потребностей обучающихся. Планируется расширение связей между образовательными учреждениями и предприятиями с многократным увеличением количества партнеров (из расчета четыре организации на одного студента) для оперативной экспертной оценки ОП. Ссузы должны стать центром сетевого взаимодействия. Качество образования улучшится, если школа, колледж и предприятие будут работать в одной связке.
Мы создаем собственную программу профориентации, которая позволяет выстраивать профессиональную траекторию со школьной скамьи. Наша цель – перевести работодателей из группы сторонних заказчиков в категорию заинтересованных сотрудников и соучастников посредством проектной интеграции, совместных исследований, открытия базовых кафедр на предприятиях. Сотрудничество преподавателей и наставников должно быть двусторонним процессом, при котором педагоги не только проходят стажировки, но и активно вовлекают бизнес-партнеров в образовательную деятельность.
Продуктивное взаимодействие колледжей и работодателей позволит повысить качество подготовки кадров, став основой ее устойчивого развития в регионе, и шансы выпускников на успех в профессиональной деятельности.
Десять лет назад мы поставили перед собой несколько стратегических задач – достичь устойчивого экономического положения, повысить авторитет и узнаваемость в регионе, выстроить отношения с субъектами МСП. И, на мой взгляд, добились больших успехов.
На начальном этапе развития наше кадровое партнерство носило формальный и порой даже неестественный характер. Мы постоянно вносили изменения в ОПОП с учетом производственной специфики и бизнес-процессов, но это не давало ожидаемого результата.
Предприятия стали проявлять настоящий интерес к сотрудничеству с нами лишь тогда, когда мы стали региональными операторами национального чемпионата профессий и предпринимательских идей «Карьера в России». Именно в то время была создана неформальная площадка для переговоров и выстраивания эффективных партнерских отношений.
Сегодня совместно с предприятиями-партнерами выполняется согласование и обновление требований к квалификации выпускников, внедряется синхронизированная система оценки компетенций и квалификаций по ключевым профессиям и специальностям ГИА-ДКЭ-НОК. Проводится ряд проверенных временем профессиональных мероприятий, в том числе под эгидой КВР и WorldSkills Russia: профполигоны, Skills-хакатоны «Обнови профессию», предпринимательские игры, тренинговые фестивали и прочее. Они способствуют развитию различных видов навыков: hard-, soft-, self-. Реализуется система наставничества в рамках дуального обучения, программы ранней профориентации, карьерной навигации молодежи на основе ученических договоров, договоров целевого обучения, предложений по трудоустройству.
2025. Цели Барнаульского кооперативного техникума Алтайского крайпотребсоюза:
Очевидно, что вопрос об актуальности кадрового партнерства учреждений СПО и бизнеса может быть снят с повестки дня. Только совместными усилиями малые, средние и крупные предприятия, региональные органы управления и федеральные министерства могут сделать колледжи мощными драйверами профессионального развития обучающихся.
Сейчас главный вопрос заключается в том, какие методы работы следует использовать для достижения максимального эффекта кадрового партнерства. Вот моменты, на которые важно обратить внимание:
Сегодня важно рассматривать колледж не только в контексте профобразования, но и с точки зрения экономики и выпускника. И крупному, и среднему бизнесу нужен человек, способный полностью реализовывать свой потенциал, применять имеющиеся компетенции и осваивать новые.