Источник проблем
Институциональное и организационно-управленческое обособление науки и образования в нашей стране – исторически сложившаяся специфика, ориентированная на отраслевую систему управления наукой, создание исследовательских институтов. Высшая школа и Российская академия наук функционировали в разных плоскостях, и их взаимодействие носило фрагментарный характер.
Отсутствие финансирования научных исследований в вузах в 1990-е годы и неполноценное вплоть до сегодняшних дней усилили проблемы устаревшего материально-технического фонда исследований, мотивации и престижа научной работы. Подготовка квалифицированных специалистов аграрного сектора в большинстве случаев требовала существенных денежных вложений, а нередко и заметно больших, чем по другим специальностям. С внедрением современных технологий значительно изменились производственные процессы, а аграрное образование так и оставалось недофинансированным. Эти процессы, в свою очередь, усилили разобщение науки и образования, что нанесло существенный урон и качеству подготовки, и кадровому потенциалу.
Последние десять-пятнадцать лет внимание к вопросам интеграции науки и образования стало более пристальным. Заметно усилилась систематизация информационных потенциалов научной деятельности, совершенствования учебно-исследовательской методологии. В вузах
организуются филиалы кафедр на базе НИИ, формируются инновационные программы, новые структуры, которые тут же сталкиваются с несовершенством правовой базы, неразвитостью адаптивных механизмов образовательных программ и учебных планов. Сегодня даже в грантовых системах страны аграрная наука представлена крайне слабо. Это происходит во многом из-за отсутствия большинства ее направлений в классификаторах, а также недостаточного привлечения ученых аграрных образовательных и научных организаций в качестве экспертов.
Поддержка молодых
Серьезная работа, проводимая в этом направлении, требует еще большего внимания и консолидации усилий представителей Российской академии наук с научно-педагогическим сообществом высшей школы. Неслучайно создаются рабочие группы по интеграции науки и образования на базе РАН и общественных академий, профильных департаментов и ассоциаций. На федеральном и региональном уровнях взаимодействие с молодыми учеными и специалистами осуществляется через профильные советы Министерства сельского хозяйства РФ, а также советы вузов Минобрнауки РФ.
Обозначенную проблему в качестве одной из задач своей деятельности решает Всероссийский совет молодых ученых и специалистов аграрных образовательных и научных учреждений. Совет создан в 2004 году на базе некоммерческой организации «Ассоциация образовательных учреждений АПК и рыболовства». В его состав вошли председатели советов молодых ученых 54 вузов и ряда научно-исследовательских институтов, подведомственных Минсельхозу РФ, а также других аграрных научно-исследовательских институтов. Опираясь на помощь и поддержку профильного министерства, Российской академии наук, ВСМУиС сотрудничает также с государственными, общественными и иными организациями.
Основной задачей совета является развитие межвузовских, межведомственных и международных взаимодействий в сфере аграрной науки. Проводятся мероприятия по обмену опытом, повышению квалификации, апробации результатов научных исследований, конкурсов научно-исследовательских работ и инновационных проектов, популяризации сельскохозяйственных специальностей и науки среди молодежи. Представители ВСМУиС различными способами стараются выявлять системные проблемы в жизни молодых ученых и специалистов, содействовать их решению в связке с Минсельхозом РФ и другими государственными органами.
Совет ежегодно организует Всероссийский форум молодых ученых и специалистов аграрных образовательных и научных учреждений, в котором участвуют представители всех входящих в организацию вузов и НИИ. Так, очередная встреча пройдет на базе Волгоградского государственного аграрного университета с 15 по 17 сентября 2021 года.
При содействии совета издается всероссийский сборник научных трудов, каталог инновационных разработок, организуются школы молодых ученых в вузах, конкурсы на самое удачное освещение деятельности совета в средствах массовой информации. Ассоциация «Агрообразование» организует и проводит Всероссийский конкурс научных работ среди студентов, аспирантов и молодых ученых высших образовательных организаций Минсельхоза РФ. Члены ВСМУиС участвуют в мероприятии как в качестве конкурсантов, так и членов жюри всех этапов. По итогам формируется сборник трудов победителей и призеров.
Ежегодная российская агропромышленная выставка «Золотая осень» также проходит при активном участии совета. Его представители выступают в качестве экспертов на международной специализированной выставке сельскохозяйственной техники АГРОСАЛОН.
Организованные на базе НИИ филиалы кафедр, новые структуры, разработанные инновационные программы тут же сталкиваются с несовершенством правовой базы, неразвитостью адаптивных механизмов образовательных программ и учебных планов. Сегодня даже в грантовых системах страны аграрная наука представлена крайне слабо. Это происходит во многом из-за отсутствия большинства ее направлений в классификаторах, а также недостаточного привлечения ученых аграрных образовательных и научных организаций в качестве экспертов.
Совет молодых ученых – это общественная организация, реализующая планы и программы молодежной политики, обеспечивающая информационное и методическое сопровождение профессионального роста молодых кадров в науке, оказывающая содействие защите их прав.
Критикуя, предлагаем
В настоящее время действует ряд перспективных программ, направленных на развитие аграрного сектора. Например, Стратегия устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года и Программа льготной ипотеки на покупку или строительство жилья в сельской местности. Однако, как показывает практика, в рамках реализации стратегии местные власти ограничиваются в основном благоустройством сельских территорий и, реже, ремонтом и модернизацией инженерных сетей. При этом продолжают сокращать количество объектов социальной инфраструктуры, без которых вышеупомянутые меры просто неэффективны. Программа сельской ипотеки, наоборот, довольно однобоко трактует понятие сельской местности, ограничиваясь лишь формальными признаками. Под ее действие не попадают многие работники аграрного сектора, в том числе из образовательных и научных учреждений, проживающие не на сельских территориях.
В целом необходимо отметить положительные тенденции в развитии агропромышленного комплекса России. Это подтверждают и опережающие показатели Доктрины продовольственной безопасности страны, и увеличивающийся с каждым годом экспорт сельскохозяйственной продукции. Важнейшими направлениями развития аграрной молодежной науки могут стать расширение международных связей, вовлечение в научно-инновационную деятельность большего количества обучающихся, а также ряд инициатив.
Группа ВСМУиС в ВКонтакте: vk.com/vsmuis.
Представители ВСМУиС различными способами стараются выявлять системные проблемы в жизни молодых ученых и специалистов, содействовать их решению в связке с Министерством сельского хозяйства РФ и другими государственными органами.