Проекты и эффекты

Проекты и эффекты

Результаты программы Erasmus+ по направлению «Повышение потенциала вузов»

В конце 2020 года завершается рассчитанный на шесть лет этап программы Erasmus+. Достигнутые результаты позволяют утверждать: потенциал высшего образования РФ значительно укрепился, и есть задел для перспективного развития.

ПРОГРАММА Европейского Союза в области образования, профессионального обучения, молодежи и спорта Erasmus+ содействует развитию человеческого и социального капитала в странах-участницах ЕС.

Erasmus+ во многом является преемником программы «Tempus» в сфере высшего образования, а также объединила в себе «The Lifelong Learning Programme», «The Youth in Action programme», «The Erasmus Mundus Programme», «Alfa», «Edulink» и другие ранее действовавшие.

Каковы цели? Вывести международное сотрудничество на качественно новый уровень при использовании, распространении и развитии достигнутых ранее результатов. Содействовать продвижению новых идей, расширению круга участников из числа работодателей и представителей гражданского общества. Создавать новые форматы взаимодействия.

Участники – страны программы Erasmus+ (государ­ства ЕС, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Северная Маке­дония, Турция, Сербия, Великобритания) и государства-партнеры из 13 географических регионов (Западных Бал­кан, стран Восточного партнерства и Южного Среди­земноморья, РФ, а также 9 регионов в Цент­ральной Азии, Латинской Америке, Африке и странах Карибского бассейна).
 

РОССИЙСКИЕ вузы активны в таком направлении программы, как «Cотрудничество в целях развития потенциала высшего образования».

Проекты по развитию потенциала подразделяются на совместные и структурные. Совместные – предполагают разработку ОП практически по всем укрупненным направлениям подготовки, совершенствование управления в университетах, укрепление связей вузов с внешней экономической и социальной средой. Структурные – нацелены на модернизацию госполитики и управления в высшей школе, укрепление отношений между системами высшего образования и социально-экономической средой. По условиям конкурса структурные проекты требуют активного участия Минобрнауки РФ.

Всего за период действия программы в 69 проектах направления «Развитие потенциала» приняли участие свыше 300 российских университетов (см. рис.1).

Из вузов стран программы наиболее активны университеты Германии, Италии, Велико­британии, Финляндии, Испании, Греции, Польши, Швеции, Латвии и Португалии (см. рис. 2).

С 2014 года из-за санкций российские вузы лишены возможности реализовывать национальные проекты, поэтому участвуют только в проектах межстрановых (с привлечением в консорциум нескольких государств-партнеров). Несмотря на ограничения результаты ощутимы не только на институциональном, но и национальном уровнях.

ВЛИЯНИЕ проектов по направлению «Разви­тие потенциала» сложно переоценить, поскольку Erasmus+ практически единственная программа, системно и последовательно поддерживающая сотрудничество российских вузов с вузами ЕС.

Судите сами. Создаются новые и развиваются старые двусторонние и многосторонние связи в образовательной и научной сферах. Повышается качество профессиональных и трансверсальных компетенций академического и административного персонала. Формируется и укрепляется взаимное доверие и понимание между участниками.

Другими словами, проекты положительно влияют на участников, университеты и академическое сообщество, интернационализацию российского высшего образования. Особенно важно – это влияние не прекращается и после завершения проектов.

Успех направления «Повышение потенциала вузов» программы Erasmus+ обусловлен его актуальностью и востребованностью, мотивацией участников, а также эффективным управлением.

Все проекты внесли вклад в модернизацию и интернационализацию высшего образования РФ; укрепление Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), прав студентов на качественное образование; реализацию задач Болонского процесса; развитие трансверсальных/универсальных компетенций преподавателей, студентов и управленческого персонала университетов, включая компетенции в области управления проектами, а также развитие предметных компетенций в конкретных областях.

Что касается эффектов от реализации проектов, можно выделить национальные синергетические, институциональные и личностные.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ синергетические эффекты – от совокупного влияния всех проектов вузов РФ в данной области с 2014 по 2020 годы.

Реализация проектов Erasmus+ привела к выраженному сетевому эффекту, поскольку консорциум каждого из них представляет собой сеть первого уровня, объединяющую организации с общими целями и ресурсами и единый центр управления. Совокупно эти консорциумы формируют сеть второго уровня.

В результате такого взаимодействия уникальные образовательные ресурсы концентрируются в отдельных точках сети (таких, например, как ресурсные и многофункциональные центры); развивается информационный обмен; происходит трансфер технологий, знаний и опыта; возникает возможность оптимизировать затраты; создаются новые интеллектуальные ресурсы в виде идей, программ, методик и технологий обу­чения.

Благодаря тому, что в программе Erasmus+ один вуз может входить сразу в несколько сетей первого уровня, формируется взаимодействие локальных образовательных пространств, приводящее к эффекту эмерджентности.

Помимо этого, каждая сеть первого уровня распространяет созданное новое качество на другие вузы, а проектные сети – на систему высшего образования в целом. В результате происходит переход от локальных образовательных пространств к пространству международному, формируются долговременные отношения в рамках процессов интернационализации высшей школы.

Таким образом, проекты Erasmus+ содействуют росту конкурентоспособности и интернационализации не только каждого из участников, но и других членов сообщества, не участвующих или участвовавших в проектах. Особое же влияние ощутили на себе региональные вузы, поскольку сетевой эффект более выражен на периферии. Важную роль в части системного влияния сыграло и привлечение в проекты вузов, ранее не активных в программе Tempus.

Внедрение в образовательный дискурс России терминологии, принципов и инструментов Болонского процесса при проектировании и реализации ОП, системы накопления и переноса зачетных единиц по модели ECTS, подходов к обеспечению качества образования согласно европейским стандартам и рекомендациям по обеспечению качества (ESG), инструментов признания периодов и результатов обучения за пределами вуза – все это содействовало дальнейшей интеграции российских вузов в ЕПВО.

К национальным синергетическим эффектам также можно отнести активизацию подходов к проектированию ФГОС на основе компетенций, формирование подходов к учету в образовательных процессах интернационализации различных ассоциаций в сфере высшего образования.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ эффекты – это инновации четырех видов: продуктовые, технологические, инфраструктурные и административные.

Продуктовые инновации выражены в разработке и внедрении (или модернизации) основных и дополнительных ОП (в рамках и вне рамок выполнения проекта), включая совместные программы двух дипломов; новых форматов летних и зимних школ, расширении использования MOOC, в том числе для программ повышения квалификации преподавателей.

Технологические инновации подразумевают внедрение в образовательный процесс ИКТ, практико-ориентированного обучения и междисциплинарных подходов; активизацию использования проектного подхода; разработку нового или модернизацию существующего учебно-методического обеспечения.

Инфраструктурные – открытие центров и лабораторий по поддержке образовательного процесса и взаимодействия с внешней средой, новых форматов кооперации с бизнесом.

Административные инновации есть расширение сети партнёров вузов, разработка инструментов локального регулирования реализации ОП на иностранных языках.

При реализации проектов разработано и обновлено несколько сотен ОП двух циклов высшего образования, активнее реализуются программы на английском языке, открыты несколько новых специальностей, разработано огромное количество новых курсов в рамках ППК работников вузов и представителей сферы труда, увеличилось количество совместных программ с вузами ЕС и стран СНГ. Сформировалась новая актуальная тематика программ/курсов повышения квалификации для различных целевых групп: например, в области зеленых технологий, устойчивого развития, интернета вещей, использования метеорологической информации в здравоохранении, на транспорте и в энергетике.

Более 50 программ инженерного образования получили международную аккредитацию Washington Accord, EUR-ACE, International Engineering Alliance и других организаций.

Активно применяются электронные курсы, виртуальные платформы открытого образования, обеспечивающие коммуникацию и взаимо­действие участников консорциумов, их бенефициаров и целевых групп со средним количеством пользователей в несколько сотен тысяч ежегодно: включая использование такого современного программного обеспечения, как, например, «Modelica», визуальное моделирование на базе «Rand Model Designer7». Примерно в 90% проектов внедрено новое ПО. Предложена и новая модель двойного руководства аспирантами.

Практически в каждом университете-участнике открыты новые классы, центры обучения, инновационные лаборатории. Например, функциональная лаборатория по оценке влияния метеоусловий на здоровье людей, лаборатория «Глобальные логистические системы», центр обу­чения в области зеленых технологий, лаборатория экологического мониторинга, лаборатория «Интернет вещей». В среднем – от 2 до 5 новых структур в каждом проекте в зависимости от его задач и количества российских вузов-участников.

Кроме того, учрежден Региональный центр экспертизы и обучения в области устойчивого развития, сформирована сеть «зеленых» предприятий.

Разработана инновационная концепция индивидуальной среды обучения, повсеместно выявлена модернизация или создание электронных библиотек.

В ряде университетов сформирован инновационный опыт разработки магистерских программ по заказу компаний. Активно формируются проекты Кампуса 4.0.

Создана методика и прототип электронной платформы для признания неформального обу­чения.

Получило новый импульс распространение смешанного обучения.

В рамках инфраструктурных изменений создано и оборудовано свыше 100 лабораторий и центров обучения, ресурсных и исследовательских центров, пространств для коворкинга. Растет число ОП, разработанных в ходе проектов, получивших международную аккредитацию ABET, ASIIN, EUR-ACE, Washington Accord, International Engineering Alliance.

В университетской среде для продвижения результатов проектов используются ресурсы ФУМО.

БЛАГОДАРЯ проектам примерно в двух третях университетов возросло количество договоров о сотрудничестве с европейскими партнерами. Причем это реальные мероприятия: приглашение иностранных преподавателей/профессоров в качестве лекторов, совместные научные проекты и прочие.

Можно указать и на дальнейшее укрепление связей университетов с предприятиями, что способствует введению новых специальностей обу­чения, реализации программ двух дипломов (в среднем, одной-двух на базе участвующих в проектах Erasmus+ университетов, при этом есть факт запуска 5 совместных программ).

Важно отметить, что мероприятия программы Erasmus+ способствовали повышению социальной миссии/ответственности университетов на институциональном и региональном уровнях. В целом это выразилось в расширении сотрудничества со школами, НИИ, местным бизнесом и предпринимателями, региональным и муниципальным правительством.

Если конкретизировать, то многие вузы в прямом смысле стали субъектами регионального развития. Получили гранты от местных органов исполнительной власти, привлекли вузовских преподавателей к стратегически значимым проектам. Укрепили сотрудничество с работодателями через необходимую для организаций и предприятий подготовку кадров.

НАБЛЮДАЮТСЯ профессионально-личностные изменения у обучающихся, ППС, руководства вузов.

У студентов отмечен рост потенциала трудоустройства и мотивации к дальнейшему профессиональному развитию. У преподавателей и административного персонала – приращение универсальных/общекультурных компетенций в области коммуникации (в том числе владение иностранными языками); командной работы; лидерства; проектного менеджмента; обеспечения качества; проведения анализа потребностей в обучении на рынке труда; привлечения внебюджетных средств и участия в национальных и зарубежных грантовых конкурсах.

Заметен карьерный рост участников проектных команд, а именно защита диссертаций, повышение в должности, назначение на руководящие посты в компаниях или иных предприятиях и организациях.

Очевидно, что благодаря проектам преподаватели и студенты укрепили собственную профессиональную и личностную идентичность.

Устойчивость проектов обеспечивается спросом на результаты (программы, модели и прочее); наличием государственного финансирования всех бакалаврских и частично магистерских программ; готовностью субъектов рынка труда оплачивать обучение по программам магистратуры и ДПО; инфраструктурными инновациями; усилением компетенций преподавателей и управленческого персонала университетов.

В свою очередь, успешность и устойчивость ОП подтверждается повышением спроса на них – 2-3 человека на место (а в целом где-то на 5%).

ИТАК, российские вузы показали хорошие результаты в программе Erasmus+, стали более «заметными» в Европейском пространстве высшего образования.

Совсем скоро стартует новый этап, также рассчитанный на шесть лет. Ожидается, что условия участия будут опубликованы в начале 2021 года на официальном сайте Национального офиса Erasmus+ в России[1].

[1] Подробнее www.erasmusplusinrussia.ru.

Программа Erasmus+ направлена на качественное повышение уровня международного сотрудничества с учетом использования, распространения и развития ранее достигнутых результатов. Призвана содействовать продвижению новых идей, расширению круга участников из числа работодателей и представителей гражданского общества, создавать новые форматы взаимодействия.

10-я Конференция министров образования стран-участниц Болонского процесса (май, 2018).

Методический семинар под руководством доктора Тины Байром (апрель, 2019).

Посол ЕС в России Маркус Эдерер, директор Национального офиса ERASMUS Ольга Олейникова на конференции, посвященной 30-летию программы Жана Монне «Реализация программы Жана Монне в России: примеры лучших практик» (сентябрь, 2019).

Международный семинар-тренинг «Системы обеспечения качества в высшем образовании: модели и практика ЕС» (октябрь, 2019).

10.01.2021
Другие материалы автора
ОЛЕЙНИКОВА Ольга Николаевна
ОЛЕЙНИКОВА Ольга Николаевна, Руководитель Национального офиса Erasmus+ в России, доктор педагогических наук, профессор
Читать полностью
МУРАВЬЕВА Анна Александровна
МУРАВЬЕВА Анна Александровна, Заместитель руководителя Национального офиса Erasmus+ в России, кандидат филологических наук
Читать полностью
АКСЁНОВА Наталья Михайловна
АКСЁНОВА Наталья Михайловна, Администратор Национального офиса Erasmus+ в России
Читать полностью
ВИКТОРОВА Анна Олеговна
ВИКТОРОВА Анна Олеговна, Администратор Национального офиса Erasmus+ в России
Читать полностью
Наверх