«Каждый должен делать то, что должен»

«Каждый должен делать то, что должен»

Интервью с заместителем председателя Комитета ГД по науке и высшему образованию Харченко Е.В.

С началом очередной весенней сессии ГД РФ редакция «АО» намеревалась возобновить и свои традиционные публикации о работе профильного думского комитета. Обновился его состав и даже название – теперь это Комитет ГД РФ по науке и высшему образованию. А затем кардинально поменялась и «повестка дня» депутатов. Так что редакционный запрос в адрес комитета о плановой законопроектной деятельности стал неактуальным: после 24 февраля страна оказалась в совершенно новых координатах – с новыми задачами и вызовами. И с необходимо новым темпом их решения – вопросы, которые до того обсуждались годами (например, правила в сфере госзакупок), потребовали скорых и определенных ответов. В том числе от законодательной власти. Об этом наш сегодняшний разговор с депутатом Государственной Думы РФ, заместителем председателя Комитета ГД РФ по науке и высшему образованию Екатериной Харченко.
Екатерина Владимировна Харченко
«Законопроектом предусматриваются все инструменты, которые позволят направлять средства из регионального бюджета на развитие инфраструктуры, на образовательные программы федеральных вузов на территории конкретных регионов»
Екатерина Владимировна Харченко
Заместитель председателя Комитета ГД РФ по науке и высшему образованию, доктор экономических наук, профессор. В 1999 году окончила Курский государственный технический университет. В 1999-2016 годах – аспирант, ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента, декан факультета экономики и менеджмента Курского государственного технического университета (Юго-Западного государственного университета). В 2016-2019 – глава Комитета образования и науки Курской области, в 2019-2020 – заместитель губернатора Курской области. Перед избранием депутатом от Курской области в Госдуму РФ VIII созыва – проректор по развитию, ректор Курской государственной сельскохозяйственной академии (2020-2021 гг.).

Екатерина Владимировна, первый вопрос, если позволите, не как к депутату, а как к ученому-экономисту. Понятно, что страна вошла в экстремальный период сложнейших решений. По какой логике они должны приниматься – по модели, условно говоря, «НЭП-2», предполагающей экономическую либерализацию, или по модели «мобилизационной экономики» с упором на жесткие административные меры?

– Как эксперт в области государственного регулирования национальной экономики считаю, что для повышения ее устойчивости в условиях жесткого санкционного давления необходимы оперативные директивные решения, касающиеся мер поддержки хозяйствующих субъектов, которые наиболее всего подвержены негативному влиянию, вызовам и угрозам. Но модель мобилизационной экономики невозможно рассматривать в долгосрочном аспекте. И поэтому должны использоваться как инструменты рыночной экономики, так и государственного управления, – как две руки у аплодирующего человека.

В настоящее время правительство Российской Федерации в беспрецедентно сжатые сроки, в режиме «24 на 7», разрабатывает пакетный комплекс мер поддержки отечественной промышленности, нацеленных в том числе на недопущение коллапса отдельных отраслей. Эти меры эффективны. Они не только экономические, но и социальные, направленные на поддержку граждан, нуждающихся в помощи в этот сложный экономический период.

Понадобится несколько месяцев, чтобы перенастроить экономику страны с точки зрения логистики, материальных потоков, работы с контрагентами. Уверена, мы справимся с этим.

Уйти полностью в советскую плановую модель хозяйствования, на мой взгляд, не представляется возможным. Этого не позволяют институциональные условия, созданные внутри нашей национальной экономики. Тем не менее, я – за грамотное использование инструментов госрегулирования, за прямые инвестиции там, где это целесообразно. К примеру, в сфере гражданской радиоэлектронной промышленности, для поддержки которой сейчас готовятся федеральные проекты.

Если подвести итог сказанному, то можно выделить два аспекта. Первый – это оперативные и жёсткие меры госуправления. Второй – это среднесрочные административные меры регулирования: поддержка приоритетных отраслей экономики, социально незащищенных категорий граждан, бизнеса, – чтобы кризис стал окном возможностей и точкой роста для предпринимательской активности. Я бы сказала, что это НЭП с социальной ориентацией.

«Модель мобилизационной экономики невозможно рассматривать в долгосрочном аспекте. И поэтому должны использоваться как инструменты рыночной экономики, так и государственного управления, – как две руки у аплодирующего человека»

Для отечественного делового сообщества анонсированы меры по либерализации условий ведения бизнеса (например, мораторий на проверки). Для ИТ-отрасли – меры протекционистского, защитного характера. В этом контексте вопрос: по каким направлениям для высшей школы было бы уместно расширить университетскую автономию, а по каким, напротив, увеличить госгарантии, но и с одновременным усилением вузовских обязательств?

– Нельзя сопоставлять вузы с бизнесом. Я в большей степени консерватор в части изменений в системе высшего образования и науки. Наше образование в последнее время и без того слишком часто подвергалось трансформациям – в моделях управления, бизнес-процессов, форм отчётности; мы переходили на двухуровневую систему бакалавриат/магистратура, превращали аспирантуру в третью ступень высшего образования… Поэтому я за здоровый консерватизм. Не нужны вузам дополнительные автономные свободы или права, не в них дело. Просто каждый должен делать то, что должен: учитель – учить, профессор – заниматься исследовательской деятельностью, ректорат – организовывать процесс.

Сегодня российская система высшего образования – это пример эффективной подготовки профессиональных кадров, это высокий уровень результативности научных исследований, это преемственность научных школ и поколений, это ориентация на внедрение результатов в реальную экономику, это высокий уровень взаимодействия с бизнесом, это забота о трудоустройстве выпускников, это хорошо отлаженный действенный механизм госполитики в сфере воспитания. Поэтому я не считаю, что нужно что-то менять. И я поддерживаю нашего министра Валерия Фалькова, который на недавних встречах и с ректорским сообществом, и с депутатским корпусом заверил, что все программы в области науки и высшего образования будут реализовываться дальше в полном объеме. 

Конечно, нам есть над чем работать: необходимо повышать качество образовательного процесса, увеличивать результативность исследовательского сектора, повышать мотивированность молодёжи идти в науку, совершенствовать систему социальных мер поддержки студентов, заниматься трудоустройством выпускников. Но я бы не стала сейчас ломать то, что и так хорошо работает. Тем более, что команда министерства хорошо взаимодействует с вузовским сообществом и регионами, оперативно решая все задачи и вызовы, стоящие перед системой высшего образования и науки.

Если и говорить об изменениях, то вот о каких: сейчас происходят очень важные для всего отечественного научного сообщества процессы. В частности, правительством введен мораторий на применение показателя цитируемости в иностранных изданиях Web of Science и Scopus как показателя эффективности работы ученого, вуза или коллектива. Научное сообщество давно просило об этом, и наконец-то такая работа в максимально сжатые сроки проводится, – в России будут собственные базы оценки эффективности исследований. Вот это, считаю, действительно назревшее решение.

«Понадобится несколько месяцев, чтобы перенастроить экономику страны с точки зрения логистики, материальных потоков, работы с контрагентами. Уверена, мы справимся с этим»

На состоявшемся 5 марта заседании комиссии «Единой России» по образованию и науке было объявлено о передаче в правительство первого пакета мер, разработанных комиссией совместно с Минобрнауки, Рособрнадзором и научным сообществом. Об этом сообщила глава комиссии, член президиума Совета при президенте РФ по науке и образованию, сопредседатель Центрального штаба ОНФ Елена Шмелева. В чем суть предложений «ЕР»?

– Действительно, партия «Единая Россия» разработала ряд мер поддержки образования и науки в условиях санкций. Скажу о них тезисно. 

В первую очередь, для поддержки научных и образовательных организаций необходимо приостановить действие в этой сфере федеральных законов о закупках. Это поможет эффективнее расходовать бюджетные средства в условиях санкций, так как сложные бюрократические процедуры могут стать серьезным препятствием для развития науки в текущих условиях.

Далее. Предлагается снизить таможенные пошлины при импорте научного и медицинского оборудования и расходных материалов для ученых.

Для укрепления финансово-экономического положения вузов можно установить «нулевую» ставку по налогу на прибыль, а также оказать господдержку в виде субсидирования ставки по образовательным кредитам.

За счет господдержки предлагается также оснастить российские вузы отечественным программным обеспечением.

В рамках госзакупок ИТ-продуктов можно выплачивать 50-процентную предоплату ИТ-компаниям с долей локализации более 50%. Так они будут обеспечены средствами для деятельности и развития.

Все эти инициативы были поддержаны участниками мартовского заседания и направлены в Правительство РФ.

«Нам есть над чем работать: необходимо повышать качество образовательного процесса, увеличивать результативность исследовательского сектора, повышать мотивированность молодёжи идти в науку, совершенствовать систему социальных мер поддержки студентов, заниматься трудоустройством выпускников»

Вы упомянули о приостановке закона о госзакупках. Действительно, представители разных отраслей, профессиональных сообществ, в том числе вузовского, давно и неоднократно говорили о необходимости изменений федерального закона № 44. Можете ли чуть подробнее рассказать о готовящихся изменениях?

– Да, такие изменения грядут. В частности, 16 марта Минобрнауки России предложило[1] новый порядок закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика в условиях санкций. Проектом предлагается установить для НИИ и вузов ряд случаев осуществления закупок у единственного поставщика следующих видов товаров и услуг: оборудование, приборы, реагенты и услуги по техобслуживанию оборудования для реализации мероприятий по Федеральным научно-техническим программам; высокотехнологичное оборудование; товары, работы и услуги в области информационно-телекоммуникационных технологий; заключение госконтрактов по сопровождению развития сети специализированных учебных и научных центров и реализации мероприятий по развитию сети инжиниринговых центров на базе вузов и НИИ.

Этот проект находится на межведомственном согласовании и может быть принят Правительством РФ в ближайшее время.

Также не первый год обсуждалась необходимость изменений в законодательстве, которые позволили бы регионам напрямую участвовать в финансировании научных исследований и разработок в НИИ и университетах, расположенных на территории субъектов. Планируются ли такие изменения?

– Законопроект, автором которого я являюсь, как раз позволит это сделать. Он связан с возможностью финансирования федеральных вузов из региональных бюджетов. Это очень важно. Ведь учебное заведение находится на территории конкретного субъекта Российской Федерации и является драйвером или точкой роста развития этого региона, а студенты и преподаватели проживают в городе, где вносят непосредственный вклад в рост валового регионального продукта.

До сих пор у нас не имелось действенного механизма, как средства из регионального бюджета направить в университет, подведомственный федеральному органу исполнительной власти. Законопроектом же предусматриваются все инструменты, которые позволят направлять средства из регионального бюджета на развитие инфраструктуры, на образовательные программы федеральных вузов на территории конкретных регионов. Это поможет повысить и качество образования, и сделать более комфортным процесс обучения для наших студентов.

Добавлю, что законопроект уже принят в первом чтении, и на данный момент профильный комитет Госдумы РФ согласовал и рекомендовал принять его во 2-м и 3-м чтениях.

Какие срочные и долгосрочные меры предполагается принять по увеличению социальных гарантий и защиты работников высшей школы?

– В настоящее время вопрос по увеличению социальных гарантий преподавателей вузов не стоит на повестке. Сейчас внимание парламентариев сосредоточено на срочных мерах, которые необходимо проработать и оперативно внедрять в жизнь, чтобы избежать критических ситуаций. Большинство этих решений связано с внешнеполитической ситуацией, но они, хоть и косвенно, все-таки касаются поддержки работников высшей школы. Я уже говорила об этом раньше – речь идет и о выработке новой системы оценки результативности исследований наших учёных, и об изменении федеральных законов, связанных с закупками для вузов. Так или иначе, все это влияет на условия работы педагогов.

Одна из форм поддержки, которой пользуются преподаватели, – это всевозможные гранты. Например, если взять «Фонд президентских грантов»[2], то только там по направлению «Поддержка проектов в области науки, образования и просвещения» предлагается 20 тематик, по которым можно разработать свой проект и представить на конкурс, получив средства на его реализацию. А таких фондов по поддержке науки и образования в России много.

«В первую очередь, для поддержки научных и образовательных организаций необходимо приостановить действие в этой сфере федеральных законов о закупках. Это поможет эффективнее расходовать бюджетные средства в условиях санкций, так как сложные бюрократические процедуры могут стать серьезным препятствием для развития науки в текущих условиях»

В непростую ситуацию попали иностранные студенты. Какие решения правового характера разрабатываются для поддержки иностранных студентов и, в целом, для недопущения сокращения экспорта российской высшей школы?

Наука и образование всегда были площадками для геостратегических коммуникацией и налаживания консенсуса, даже во времена «холодной войны». Поэтому с российской стороны нет никакого давления на иностранных студентов, обучающихся в наших вузах. Безусловно, коронавирусная инфекция повлияла на логистику студентов из других стран. Но российские вузы по-прежнему открыты для иностранных студентов. Правда, по ряду аспектов это не относится теперь к странам, которые ввели санкции против Российской Федерации. Но с теми государствами, откуда в Россию приезжает учиться большинство иностранных студентов, у нас остаются нормальные политические и экономические отношения. В вузах особое внимание уделяется воспитательной работе с этой молодёжью, она вовлекается в общественную жизнь университетов, приобщается к русской культуре. Никаких дополнительных мер поддержки иностранных студентов не предусмотрено. Уверена, что там, где по каким-либо причинам снизится число иностранных студентов, компенсация произойдёт за счёт увеличения потока китайских студентов и студентов из стран СНГ.

Отдельно нужно сказать о российских студентах, которые учатся за рубежом и могут быть подвержены негативным воздействиям со стороны иностранных вузов. До пандемии их число составляло 65 тысяч. Сейчас – 31 тысяча. На данный момент уже обсужден особый порядок их приема в российские вузы, и сейчас в оперативном порядке, буквально только на основании заявления – а их набралось несколько сотен – студенты переводятся. Будут созданы дополнительные места, чтобы они обучались на бюджете. Кроме того, готовятся нормативно-правовые основания для перевода и приема студентов, которые учились в вузах ДРН и ЛНР, упрощенный порядок приема в российские вузы предусматривается и для выпускников школ данных республик. 

В общем и целом, система высшего образования не сильно пострадает от происходящих сейчас в мире событий.
 

«Уверена, что там, где по каким-либо причинам снизится число иностранных студентов, компенсация произойдёт за счёт увеличения потока китайских студентов и студентов из стран СНГ»

В общем, весенняя сессия предстоит для профильного думского комитета «горячая»… Какие еще законопроекты планируется принять и обсудить, помимо тех мер, о которых вы уже рассказали? 

– Да, весенняя сессия будет насыщенной. Уже есть утверждённый Комитетом по высшему образованию и науке перечень законопроектов, которые намечены к рассмотрению. Например, предлагается установить стипендию в размере не ниже прожиточного минимума. Предоставить право духовным образовательным организациям реализовывать программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Ещё один законопроект касается регулирования стоимости платных услуг.

Но нужно понимать, что в связи с внешнеполитической обстановкой Государственная Дума и Правительство РФ работают в усиленном режиме, чтобы оперативно принимать меры поддержки нуждающихся в этом отраслей. Поэтому, вполне возможно, что в ближайшее время появятся и другие законопроекты.

Беседовала 
Марина Брылякова

[1] https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=48374

[2] https://президентскиегранты.рф

07.04.2022
Наверх