Год основания – 1919
Один из ведущих российских вузов, готовящих экономистов, финансистов, юристов, математиков, IT-специалистов, социологов и политологов.
Ключевые результаты кейса
В апреле 2022 года в Финансовом университете был торжественно открыт центр внедрения VR-технологий «КиберХаб», одна из основных целей которого – объединить интересы студентов и преподавателей в образовательной, научной и досуговой деятельности с применением технологий виртуальной и дополненной реальности.
Финансовый университет стал первым российским экономическим вузом, запустившим работу инновационного центра VR-технологий «КиберХаб». Этот проект – пример воплощенного в жизнь студенческого стартапа от идеи до получения инвес-тиций и практической реализации. Автор стартапа и руководитель КиберХаба – Даниил Андреев, выпускник Факультета международных экономичес-ких отношений Финансового университета.
От продолжения работы над новаторской идеей до реализации проекта прошел год: за это время была проработана основная концепция образовательных и киберспортивных направлений, проводились тестирования совместно со студентами и преподавателями. Был сделан упор на изучение и подбор лучшего оборудования, которым располагает индустрия.
КиберХаб представляет собой оазис виртуальной жизни в университете. Сегодня VR-технологии в образовании имеют большие перспективы: они позволяют подавать информацию таким образом, чтобы учащиеся могли наиболее качественно усваивать материал. Плюсы от обучения в VR – динамика занятий, наглядность, полная вовлеченность, фокусировка на объекте изучения, иммерсивность и отсутствие у студента возможности списать. Максимальный эффект от изучения достигается в том случае, если образовательный кейс был составлен совместно с преподавателями и методистами, которые досконально знают предметную область, и могут выделить такие «узкие места» дисциплины, изучение которых без использования VR сегодня становится нерациональным.
За полгода в КиберХабе обучились и начали разработку контента для занятий 20 преподавателей, задействовано в апробации более 200 студентов. Разработаны три обучающие программы по разным дисциплинам: VR-тренажер «Международная торговля: сделки, риски, условия поставок»; квест по английскому языку «Museum Quest», позволяющий полностью погрузиться в англоязычную среду и усовершенствовать коммуникативную и социокультурную компетенцию; и тренажер для иммерсивного погружения в дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».
В ближайших планах – создать инициативные студенческие сообщества и «филиалы» КиберХаба на факультетах.
Другой проект – Лаборатория виртуальной реальности департамента гуманитарных наук создана в рамках проекта UniLab на средства гранта Европейского Союза Erasmus+ Capacity Building KA-2 при финансовой поддержке Финансового университета. VR-лаборатория предназначена для развития магистерской программы «Цифровые гуманитарные науки» и поддержки других программ Департамента. В ней студенты смогут посещать занятия по разнообразным дисциплинам от практической философии до цифровых методов в других гуманитарных науках, проходить практику, создавать учебные материалы с применением технологий виртуальной реальности и реализовывать исследовательские и образовательные проекты. Современное оборудование лаборатории позволит обучающимся освоить профессиональные компетенции и получить опыт создания собственных проектов, которые станут частью их профессиональных портфолио, что будет способствовать успешному трудоустройству.
Активное участие в работе КиберХаба принимают преподаватели Департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета – авторы проекта «Museum Quest». Они продолжают работать над наполнением проекта интересным контентом, разрабатывают новые виртуальные путешествия, деловые и ролевые игры, которые можно будет проводить также и в рамках изучения профессионального английского языка студентами разных направлений обучения.
Среда разработки, которой студенты обучаются в стенах КиберХаба, позволяет самостоятельно разрабатывать аналогичные виртуальные локации, которые экспериментально будут предложены в качестве замены привычным видам домашних творческих заданий. Данное нововведение позволит кардинально улучшить процесс коммуникации между студентом и преподавателем, а также побудит обучающихся разобраться в предметной области, самостоятельно наполняя образовательным контентом виртуальные аудитории для защиты своего проекта.
Виртуальная реальность при обучении английскому языку представляет собой дополнительный элемент в комплексной системе обучения. Эта система может включать в себя различные компоненты: традиционные аудиторные занятия с преподавателем, решение кейсов, тестов, проведение круглых столов, практические тренажеры по отработке лексики в сценарно воссозданных локациях в виртуальной реальности.
На базе КиберХаба будут проходить индивидуальные и групповые студенческие VR-хакатоны, которые позволят использовать прототипы созданных проектов в качестве практической основы дипломных проектов в реализуемой в университете программе «Стартап как диплом».
Осенью планируется проведение первого в России университетского чемпионата по киберспорту в VR.
В ближайшем будущем КиберХаб должен стать центром генерации идей по внедрению технологий виртуальной реальности в образование и науку, а также площадкой для интеллектуального и творческого развития не только студентов и преподавателей Финансового университета, но и представителей других вузов.