Заделы для модернизации

Заделы для модернизации

«Пакет предложений» от российских ректоров

Сегодня российская высшая школа столкнулась с беспрецедентными вызовами. «В новых условиях стало очевидно, что отечественная система высшего образования должна претерпеть существенные изменения, – прокомментировал министр науки и высшего образования В. Фальков. – С одной стороны, это обусловлено кардинальной перенастройкой технологических и экономических процессов, адаптацией экономики к новым реалиям. С другой стороны, за прошедшие двадцать лет внедрения базовых особенностей Болонской системы стало очевидно, что ряд из них не способствует достижению тех целей, которые мы ставили перед собой изначально». При этом, говоря о грядущей модернизации высшей школы, глава министерства заверил, что «необходимые изменения предстоит определить совместно с ректорами и профессиональным сообществом». Таким образом, два указанных министром триггера предстоящей реформы высшей школы – перенастройка национальной экономики и выход из Болонской системы, а также необходимость выработки общих совместных решений с ректорским профессиональным сообществом – определили тематику наших очередных вопросов членам Экспертного редакционного совета.

Какие конкретные РИД (продукты и технологии), имеющие хорошую перспективу внедрения, уже имеются в «пакете предложений» вашей образовательной организации?

Ольга Александровна Башкина
Ольга Александровна Башкина
Ректор Астраханского государственного медицинского университета

– Астраханский государственный медицинский университет, имея более чем столетнюю историю, является лидером высшего образования в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Астраханской области, а также в республиках Южного федерального округа и Прикаспийского региона. Реализуемые в университете инициативные научно-исследовательские работы, проводимые как самостоятельно, так и совместно с ведущими российскими и зарубежными образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, а также работы, выполненные по государственным заданиям Министерства здравоохранения РФ, легли в основу перспективных для коммерциализации РИД:

  • Тест-системы для выявления клинически и эпидемиологически значимых мутаций SARS-CoV-2, в их числе: 

̶ тест-система, выявляющая мутации двух ферментов, определяющих особенности синтеза генетического материала вируса – молекулы РНК (включена в Топ Роспатента «100 лучших изобретений России» за 2020 год); 

̶ тест-система, выявляющая мутации важных вариантов коронавируса, в сочетании изменяющие способности к внедрению в организм и размножению; 

̶ тест-система, дающая возможность отдельного выявления в едином тесте генетических признаков каждого из наиболее опасных в настоящее время вариантов SARS-CoV-2 (включена в Топ Роспатента «10 лучших запатентованных медицинских изобретений России» за 2021 год);

  • Композиции на основе бактериофагов и фито-пелоидов, которые способны стать основой препаратов, обладающих адаптогенным, иммунорегулирующим действием, а также препаратов, позволяющих преодолевать множественную устойчивость бактерий к антибиотикам (предназначенных, в том числе, для персонализированного применения).

Одним из перспективных направлений является также разработка «цифрового портрета» человека на основе анализа пространственно-временных и кинематических характеристик походки для создания персонифицированных алгоритмов профилактики, ранней диагностики, объективной оценки результатов лечения и реабилитации пациентов с патологией опорно-двигательного аппарата. В перспективе – создание IT-продуктов для мониторинга состояния здоровья, течения различных заболеваний.

Игорь Эдуардович Есауленко
Игорь Эдуардович Есауленко
Ректор Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко

– Конечно, созданные учеными нашего университета результаты интеллектуальной деятельности востребованы в практическом здравоохранении. Есть примеры локального использования в непродолжительный период времени (например, «Система контроля и поддержки состояния лицевого скелета» или «Способ эндоскопического лечения синдрома Меллори-Вейсса»), что связано с промежуточным характером полученных результатов. Такие работы являются частью большого исследовательского комплекса, который в конечном итоге воплотится в стандарты диагностики, лечения и реабилитации пациентов.

Существуют РИД, которые уже сегодня нашли применение в лечебных учреждениях и являются инструментом практической работы и источником новых знаний. В частности, с использованием разработанной у нас программы для ЭВМ «Регистр пациентов с хронической сердечной недостаточностью» в нескольких лечебных учреждениях ведутся динамические наблюдения за пациентами с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, изучаются характерные этиологические факторы, патогенетические механизмы, выявляются наиболее результативные схемы терапии.

Наши ученые разрабатывают и медицинское оборудование. Например, созданный на кафедре общей хирургии «Комплекс устройств персонализированной технологии лечения больных с ранами мягких тканей» в этом году отмечен правительством Воронежской области, завоевал первое место на ежегодном межвузовском конкурсе инновационных проектов «Кубок инноваций». Разработанное, запатентованное и воплощенное в пилотных партиях оборудование уже находит применение в работе клинических баз вуза, идет поиск инвесторов и заводов-изготовителей, готовых разместить заказ на изготовление партии медицинских приборов.

Елена Николаевна Макаренко
Елена Николаевна Макаренко
Ректор Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

– У РГЭУ (РИНХ) имеется ряд патентов на изобретения в различных сферах производственной деятельности. Например, в лесохозяйственном производстве совместно с Воронежским государственным лесотехническим университетом в рамках инжинирингового центра для повышения эффективности лесовосстановления используются изобретения: «Экспресс-анализатор качества семян», «Устройство для сортировки семян», «Устройство для аэросева семян» и другие. Представленная линейка изобретений реализует новую эффективную технологию лесовосстановления, применяемую в настоящее время на лесохозяйственных угодьях.

Другой пример: линейка запатентованных изобретений – «Способ предупреждения столкновения транспортных средств», «Способ дистанционного мониторинга позиционирования транспортных средств», «Способ повышения точности позиционирования транспортных средств» – решает задачу повышения эффективности современной логистики за счет организации высокоточного дистанционного мониторинга транспортных средств с использованием как спутниковой навигации, так и автономных средств позиционирования.

Наталья Ивановна Пыжикова
Наталья Ивановна Пыжикова
Ректор Красноярского государственного аграрного университета

– Для предприятий реального сектора экономики вуз может предложить целый «пакет» разработанных и готовых к внедрению инновационных и технологических проектов, в частности:

  • Создание системы селекции и семеноводства отечественных сортов сои Восточно-Сибирс-кого экотипа и картофеля.
  • Разработка интенсивных и ресурсосберегающих технологий получения продукции растениеводства.
  • Разработка нового навесного оборудования и ресурсосберегающего комбинированного почвообрабатывающего агрегата модульного типа.
  • Разработка технологий получения и применения биотопливных композиций из растительных масел.
  • Технологии глубокой безотходной переработки масличных крестоцветных культур.
  • Разработка технологий и комплекса технологических документов для органического земледелия и производства сельскохозяйственной продукции.
  • Технологии получения полнорационных комбикормов для лососевых рыб с использованием новых источников белка и жирных кислот.
  • Разработка комплексных препаратов для биологической защиты от болезней и улучшения азотного питания сельскохозяйственных культур на основе симбиотического действия выделенных из почвенных и ризосферных микробных сообществ и запатентованных штаммов психротолерантных и психрофильных микроорганизмов и бактерий-азотфиксаторов.
  • Создание нового светодиодного многоканального облучателя с программируемыми спектрами с помощью цифровых технологий для досветки сельскохозяйственных культур в условиях защищенного грунта.

Добавлю, что проект светодиодного облучателя был отмечен среди 600 участников XXV Московского международного Салона изобретений и инновационных технологий «Архимед-2022» бронзовой медалью.

Бадма Катинович Салаев
Бадма Катинович Салаев
Ректор Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова

– Управление результатами интеллектуальной деятельности в университете – задача, решение которой требует комплексного подхода. С одной стороны, внедрение инноваций требует ликвидации имеющегося разрыва коммуникаций между научной средой и индустрией, с другой, чрезвычайно важна сформулированная политика по использованию РИД в самом вузе. В Калмыцком государственном университете определены перспективные направления, проекты и разработки как результаты интеллектуальной деятельности для возможного внедрения в производство. Выстроена система сотрудничества с региональными ведомствами и бизнесом. Предусмотрен механизм внутреннего применения и взаимодействия участников образовательного процесса при использовании баз данных РИД. 

В «пакете предложений» университета – 189 изобретений, полезных моделей, программ для ЭВМ, баз данных, имеющих охранные документы и являющихся наиболее перспективными с точки зрения внедрения и последующей коммерциа-лизации. Среди них такие изобретения, как «Кормовая добавка для производства молодой баранины» или «Машина для уничтожения саранчи», последнее включено в список 20 лучших проектов 2021 года по решению Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов.

Ирина Игоревна Шереметьева
Ирина Игоревна Шереметьева
Ректор Алтайского государственного медицинского университета

– В Алтайском государственном медицинском университете по результатам выполнения ряда инновационных проектов получены конкретные результаты интеллектуальной деятельности, имеющие хорошую перспективу внедрения. Вот лишь некоторые из них:

  • «Изучение роли сопряженных гемостатических, воспалительных и фибринолитических реакций в депонировании и метаболизме фибрина, а также в развитии кровотечений при специфических и неспецифических поражениях легких». Проект актуален для лечения различных заболеваний дыхательной системы, в том числе пневмоний, вызванных коронавирусной инфекцией.
  • «Разработка нового лекарственного средства для лечения мочекаменной болезни с высокой терапевтической активностью, превышающей известные аналоги». Разработано, синтезировано и испытано новое фармакологическое средство, показавшее выраженный лечебный эффект при мочекаменной болезни и при язвенной болезни желудка.
  • «Разработка, синтез и испытание в доклинических условиях (т. е. в экспериментах на лабораторных животных) нового фармакологического средства, показавшего выраженный лечебный эффект при мочекаменной болезни и при язвенной болезни желудка». Проект направлен на создание нового уникального гемостатического препарата.

Какие приоритетные исследовательские направления вы намерены развивать сегодня в первоочередном порядке? Какие ресурсы для получения конкретного результата необходимы, и имеются ли эти ресурсы у вашей образовательной организации в достаточном объёме?

Ольга Александровна Башкина
Ольга Александровна Башкина
Ректор Астраханского государственного медицинского университета

– В связи с большим опытом исследовательской деятельности ученых Астраханского ГМУ в области молекулярной медицины, иммунологии и инфекционной патологии таким направлением является разработка тест-систем для молекулярно-генетической идентификации возбудителей инфекций (преимущественно их новых и распространяющихся вариантов) с определением клинически и эпидемиологически значимых вариаций в их геномах. Также приоритетным направлением является разработка композиций и методов для персонализированного лечения инфекций. 

С этой целью мы намерены совершенствовать имеющуюся приборную базу университета, создавать научно-образовательные комплексы полного цикла и инновационные производственные площадки.

Игорь Эдуардович Есауленко
Игорь Эдуардович Есауленко
Ректор Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко

– В число приоритетных научно-исследовательских работ университета входят НИР, направленные на улучшение социально-экономического развития региона в ближайшем десятилетии. Среди таких направлений можно выделить следующие:

  1. разработка и научное обоснование программ борьбы с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями; 
  2. внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов; 
  3. разработка научно обоснованных мероприятий по снижению смертности и инвалидизации детей, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела; 
  4. совершенствование диагностики, лечения и реабилитации детей с тяжелыми прогрессирующими, инвалидизирующими и жизнеугрожающими болезнями.

Скажу чуть подробнее о каждом из этих направлений и об ожидаемых практических результатах. В рамках первого направления ученые университета продолжат изучение молекулярно-морфологических и молекулярно-генетических механизмов развития сердечно-сосудистой и онкологической патологии, что позволит внедрить методы персонализированной медицины в практическое здравоохранение, более эффективно распределять финансовые средства, вкладываемые в проекты по развитию здравоохранения и научных разработок. 

В рамках второго направления предполагается создание и внедрение инновационных цифровых медицинских технологий, включая системы ранней диагностики и дистанционного мониторинга здоровья пациентов с хроническими заболеваниями органов дыхания, в первую очередь, перенесших Covid-19. Это позволит повысить эффективность диагностических и реабилитационных мероприятий, в том числе и при постковидном синдроме. 

В рамках третьего направления поиск и внедрение эффективных диагностических и терапевтических подходов позволят существенно повлиять не только на выживание новорождённых, но и на показатели здоровья и качество жизни в последующие возрастные периоды. 

В рамках четвертого направления научные исследования и разработки, проводимые на базе эндокринологического центра Воронежской детской клинической больницы, помогут раннему выявлению осложнений со стороны сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем у детей и подростков с сахарным диабетом и ожирением с последующим созданием и внедрением терапевтических, адаптационных и реабилитационных программ. 

Что касается вопроса о наших ресурсах. Основным структурным подразделением, реализующим научную деятельность в университете, является научно-исследовательский институт экспериментальной биологии и медицины. В структуру НИИ входят научные лаборатории: молекулярной морфологии и иммунной гистохимии, экспериментальной хирургии, экспериментальных биологических моделей и лаборатория постгеномных исследований, которые позволяют не только проводить исследования на высоком уровне, но и осуществлять занятия со студентами и ординаторами, используя все возможности передовых технологий в области медико-биологических инноваций.

Для достижения результатов нами активно проводится обновление приборной базы научно-исследовательского института экспериментальной биологии и медицины с акцентом на развитие молекулярно-морфологической диагностики онкологической патологии и поиск новых биомаркеров в кардиологии. 

Безусловно, важнейшим фактором реализации каждой поставленной задачи является человеческий ресурс. Укрепление кадрового потенциала университета планируется за счет лицензирования новых специальностей в аспирантуре, создания объединённых диссертационных советов, вовлечения молодежи в науку со школьной скамьи с закреплением наиболее успешных выпускников – через целевую аспирантуру – в вузе, увеличение числа аспирантов, успешно защитивших диссертацию и выбравших карьеру исследователя или преподавателя. 

Большое значение в университете мы отводим разработке технологий здоровьесбережения студентов с учётом медико-биологических, экологических и социально-гигиенических факторов риска, созданию математических моделей системы, позволяющих определить основные направления профилактики потерь здоровья в период подготовки специалистов. Здоровое поколение – это залог успешного будущего!

Елена Николаевна Макаренко
Елена Николаевна Макаренко
Ректор Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

– В настоящее время в РГЭУ (РИНХ) реализуются приоритетные направления в следующих областях:

  • Разработка инновационной концепции интеллектуальной образовательной платформы обучающихся для реализации индивидуальной траектории обучения с элементами геймификации для учебных заведений. 
  • Разработка программного комплекса оценки финансово-экономического состояния IT-отрасли на основе нечетко-множественного моделирования и методов интеллектуального анализа данных.
  • Разработка программного комплекса для выявления перспективных направлений развития экономики Ростовской области на основе интеллектуальных и открытых источников, данных и др.

Также университет осуществляет исследования по приоритетным направлениям развития региональной экономики:

  • «Модернизация региональной экономической системы: внешние вызовы и внутренние возможности трансформации».
  • «Национальные экономические интересы России в системе обеспечения региональной экономической безопасности».
  • «Экономические факторы устойчивого социально-экономического развития региона и возможности реализации принципов «зеленой» экономики».

Актуальными являются проекты в области IT-решений:

  1. Методы обеспечения кибербезопасности критических информационных инфраструктур.
  2. Методы искусственного интеллекта в цифровой экономике.
  3. Системы высокоточной навигации беспилотных транспортных средств и др.

РГЭУ (РИНХ) является членом целого ряда научно-исследовательских консорциумов и кластеров, что позволяет комплексно и эффективно осуществлять научные проекты.

Основным ресурсом для реализации приоритетных исследований университета является интеллектуальный потенциал и высокая компетентность научно-педагогических работников. Этим ресурсом РГЭУ (РИНХ) владеет в достаточном объеме, но мы всегда готовы к инициативным проектам и консолидации в новых партнерствах.

Наталья Ивановна Пыжикова
Наталья Ивановна Пыжикова
Ректор Красноярского государственного аграрного университета

– Одна из главных миссий научно-исследовательской и опытно-промышленной деятельности Красноярского ГАУ – обеспечение устойчивого развития сельских территорий и продовольственной безопасности региона и страны. Наиболее актуальными и стратегически перспективными мы видим следующие тематики и направления НИР в интересах АПК:

  • создание системы селекции и семеноводства отечественных сортов масличных крестоцветных культур, люпина, гороха;
  • разработка рецептур и импортозамещающих технологий производства новых полнорационных комбикормов для аквакультуры на основе местного растительного сырья;
  • технологии возделывания новых сортов и гиб-ридов кукурузы на зерно и зеленую массу в условиях Восточно-Сибирского макрорегиона;
  • создание маточных стад редких и особо ценных видов рыб северных и арктических зон Красноярского края; 
  • создание новых перспективных кормосмесей для сельскохозяйственных животных и птиц;
  • создание и развитие биоресурсной коллекции новых и особо ценных микроорганизмов и их ассоциаций для сельскохозяйственной и пищевой биотехнологии; 
  • разработка и внедрение в сельскохозяйственное производство импортозамещающей комплексной технологии и технических средств точного (координатного) земледелия в условиях Восточно-Сибирского макрорегиона;
  • разработка и внедрение систем персонализированного питания, в том числе для отдельных групп населения, разработка рецептур новых видов продуктов питания обогащенных микронутриентами на основе глубокой переработки местного растительного сырья.

Мы работаем с любыми задачами, которые ставят нам предприятия отрасли, отраслевые органы власти краевого и федерального уровней. Конечно, масштабные задачи в сельском хозяйстве и пищевой перерабатывающей отрасли практически невозможно решать малыми ресурсами, тем более в условиях, когда многие технологии и продукты (например, семенной материал ряда сельскохозяйственных культур, сельхозмашины и детали к ним) стали трудно доступными или даже недоступными для производителей сельхозтоваров. Поэтому разработка новой техники и технологий должны стартовать фактически с нуля.

Для таких работ Министерством сельского хозяйства России ведется федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы. Красноярский ГАУ является исполнителем НИОКР в подпрограмме «Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации». Заказчик проекта – наш давний и надежный индустриальный партнер ООО «СХП «Дары Малиновки». Общий объем финансирования проекта – 475 984,28 тыс. руб., доля НИР Красноярского ГАУ составляет чуть более 44 млн руб.

В целом, университет для финансирования затрат на НИОКР пользуется следующими источниками: средства государственного задания на НИР, средства федеральных грантов и научно-технических программ, средства бюджета Красноярского края, получаемые в конкурсной борьбе за гранты Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности, средства, выделяемые Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края на техническое перевооружение нашего учебно-опытного хозяйства и средства от выполнения договоров на создание и передачу результатов НИР – так называемые хозяйственные договоры.

Бадма Катинович Салаев
Бадма Катинович Салаев
Ректор Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова

– Программой развития КалмГУ на период до 2030 года определены следующие приоритетные исследования:

  • фундаментальные исследования в области агробиотехнологий: геномы хозяйственно ценных видов животных, выявление генов и генных сетей, контролирующих развитие ценных признаков для разработки молекулярных маркеров для селекции, маркер-ориентированная геномная селекция сельскохозяйственных животных;
  • разработка новых наблюдательных и теоретических подходов в прогнозе космической погоды по данным наземных наблюдений; 
  • механизмы гомеостаза, обновления клеток и регенерации тканей, исследования влияния природных факторов на гомеостаз различных систем организма;
  • рациональное использование и геоботаничес-
  • кое обследование земель Республики Калмыкия. Экология Прикаспийского региона;
  • качественное развитие агропромышленного комплекса на основе инновационных технологий и цифровой экономики в условиях мировых интеграционных процессов;
  • состояние и динамика развития современного российского общества: социальная структура, социальные институты и общественное сознание, уровень и качество жизни;
  • сохранение биологического разнообразия и биологических ресурсов Российской Федерации (на примере Республики Калмыкия). Формирование общественного сознания по проблеме сохранения биоразнообразия и биологических ресурсов;
  • актуальные вопросы востоковедения: исследование тюрко-монгольских цивилизационных контактов. Буддизм и глобальные вызовы современного мира.

Для получения значимого результата в фундаментальных и прикладных научных исследованиях необходимо существенно модернизировать имеющуюся материально-техническую базу по направлениям, представляющим наибольший интерес (в логике приоритетов СНТР). К настоящему времени на базе КалмГУ создан Региональный центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных с повесткой в области агробиотехнологии, работает Центр наблюдения и анализа солнечной активности.

Ирина Игоревна Шереметьева
Ирина Игоревна Шереметьева
Ректор Алтайского государственного медицинского университета

– В современных условиях важнейшими для российских ученых стали вопросы импортозамещения, которые особо актуальны в сфере здравоохранения и фармацевтики.

В университете реализуется целый ряд подобных проектов. Например, в рамках научного направления «Разработка научных основ технологии получения, исследования свойств и определения областей применения бактериальной наноцеллюлозы» на базе вуза проводятся испытания медицинских свойств уникального перевязочного материала – бактериальной наноцеллюлозы. Этот материал был разработан учеными Института проблем химико-энергетических технологий СО РАН, а курирует проект лично академик Г.В. Сакович. Испытания проводятся кафедрой госпитальной хирургии Алтайского ГМУ. Отметим также, что этот проект в 2022 году получил грантовую поддержку губернатора Алтайского края. 

Кроме того, в рамках научного направления «Разработка научных основ химических и биохимических технологий производства лекарственных субстанций, изучение их фармакологических и токсикологических свойств» стороны договорились о совместной работе по созданию новых лекарственных препаратов с противовоспалительной и противоязвенной активностью. Результатом в перспективе должны стать новые отечественные лекарственные препараты, не имеющие аналогов в мире.

Сегодня очень актуальной остается тема реабилитации больных, перенесших Covid-19. Ученые АГМУ активно разрабатывают методики, повышающие качество и снижающие длительность постковидной реабилитации пациентов. В частности, такая работа ведется в рамках проекта «Разработка новой биомедицинской технологии восстановления физиологических параметров газообмена, гемостаза и микроциркуляции у пациентов, перенёсших новую коронавирусную инфекцию (Covid-19)» совместно с индустриальным партнером проекта – клиническим лечебно-реабилитационным центром «Территория здоровья» (г. Барнаул). Проект в 2022 году получил грантовую поддержку губернатора Алтайского края.

Добавлю, всего в университете более 130 научных проектов. Например, АГМУ участвует в реализации трех крупных федеральных тем НИР, выполняемых в рамках госзадания Минздрава России. 

Также важно отметить, что в рамках решения стратегических задач по импортозамещению Министерство здравоохранения РФ предоставило возможность подведомственным организациям сделать заявки на поддержку новых прикладных научных исследований, рассматриваемых как приоритетные, и финансирование которых будет осуществляться сверх установленных лимитов финансового обеспечения государственного задания на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов. Университет на экспертизу подал два научных проекта, имеющих четкий ориентир на импортозамещение лечебных технологий и лекарственных средств.

В чем вам видится уникальность будущей системы высшего образования России, за счет каких характеристик?

Ольга Александровна Башкина
Ольга Александровна Башкина
Ректор Астраханского государственного медицинского университета

– Что мы понимаем под уникальностью? Это нечто, обладающее неповторимыми особенностями, специфическими характеристиками, не встречающимися в пределах горизонта сравнения отдельного человека. Давайте предположим, что таким человеком может быть потенциальный студент. И тогда обучение в вузе именно для него должно быть уникальным, разработанным в соответствии с его запросом и потребностями, стратегиями личностного роста, жизненными позициями и планами на будущее. Сегодня практически все сферы жизни приобретают персонификацию, например, персонифицированная медицина. Так почему же система высшего образования в будущем не может приобрести в большей степени индивидуализированный подход к обучению каждого отдельно взятого студента? Поэтому, предполагая такую возможность изменения системы высшего образования, можно говорить о переходе от массового обучения к персонифицированному, как наиболее удовлетворяющему требованиям стремительно развивающейся мировой экономики и экономики страны.

Игорь Эдуардович Есауленко
Игорь Эдуардович Есауленко
Ректор Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко

– История отечественного медицинского образования неизменно связана с обучением по принципу «у постели больного» под руководством опытного преподавателя. Но по ряду причин в настоящее время отработка практического навыка постановки диагноза и лечения становится всё менее доступной для обучающихся. «Теоретизация» обучения будущего врача может иметь плачевные последствия для здоровья населения и качества оказания медицинской помощи. Решить эту сложную задачу возможно только на основании практико-ориентированного подхода, увеличив и изменив формат проведения практик, внедряя новые образовательные технологии, прежде всего, технологии симуляционного и проектного обучения, стажировки. Кроме того, возрождение и развитие системы наставничества в высшем медицинском образовании является, по моему мнению, необходимым условием сохранения самобытности российского образования и вектором его дальнейшего развития. В новую систему высшего медицинского образования, безусловно, необходимо перенести и индивидуализацию обучения: построение индивидуальных образовательных траекторий с учетом личностных особенностей обучающихся.

И еще важный момент в контексте разговора о будущей системе медицинского образования. В последние годы граница между обучением и работой стирается: уже со студенческой скамьи обучающийся вовлечен в практическое здравоохранение. Ярким примером может служить помощь студентов в борьбе с коронавирусной инфекцией Covid-19: в частности, в ВГМУ имени Н.Н. Бурденко более 1 000 обучающихся в столь сложный период помогали в практическом здравоохранении, получая колоссальный профессиональный опыт. В свою очередь, практикующий врач не должен терять связь с вузом, продолжая учиться всю жизнь. Принцип непрерывности медицинского и фармацевтического образования должен стать незыблемой основой развития в новой формируемой системе высшей школы.

Дмитрий Олегович Иванов
Дмитрий Олегович Иванов
Ректор Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета

– Следует заметить, что медицина, несмотря на ее стремительный прогресс, в целом довольно консервативная система. Поэтому те уникальные школы, которые существовали в советское время, во многом сохранились в медицинских вузах. Но для их дальнейшего развития требуется принять ряд законодательных решений:

Первое. Разработать и утвердить типовые прог-раммы по всем направлениям и уровням подготовки медицинских кадров.

Второе. Увеличить количество часов учебной практики (в том числе работы с пациентами).

Третье. Вернуть интернатуру в медицинские вузы для подготовки врачей для первичного звена. Оставив ординатуру для подготовки специалистов (возможно, после работы врачей в первичном звене) к работе в стационарах.

Четвертое. Вернуть распределение выпускников, обучавшихся за счет госбюджета, в соответствии с потребностями организаций практического здравоохранения.

Перечисленные меры, помимо доступности высшего медицинского образования, его практико-ориентированности, позволят оперативно решить неотложные задачи кадрового обеспечения учреждений практического здравоохранения и рационального расходования государственных средств.

Елена Николаевна Макаренко
Елена Николаевна Макаренко
Ректор Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

– Система высшего образования России была, есть и будет уникальной. Прежде всего, ее всегда отличала фундаментальность. Болонская модель, безусловно, за два десятилетия интеграции оказала влияние на отечественную школу – внедрен уровневый подход, ряд элементов формализован под европейский шаблон. Но основа отечественного образования осталась неизменной, и сегодня мы имеем крепкую вариативную систему высшего образования страны, способную выдержать достаточно серьезные потрясения мирового масштаба и не потерять при этом качество подготавливаемых выпускников. Этот тезис подтверждается, в частности, опытом деятельности нашего университета, выпускники которого всегда отличались высокой востребованностью. Вот и в 2021 году, по информации Пенсионного фонда РФ, уровень трудоустройства выпускников Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) составил 96%, а их зарплата – выше средней по Южному федеральному округу.
 

Олег Николаевич Полухин
Олег Николаевич Полухин
Ректор Белгородского государственного национального исследовательского университета

– Актуальными проблемами высшего образования, на решении которых необходимо сконцентрироваться в ближайшее время, являются:

  • Устаревшие механизмы настройки системы образования под динамичный рынок труда (несовершенство механизма установления контрольных цифр приема)
  • Проблема оттока талантливых абитуриентов из регионов в крупные федеральные центры.
  • Невысокий уровень качества высшего образования в дистанционной форме.
  • Разрыв между реалиями цифровой эпохи и рутинными регуляторными подходами к управлению образовательной деятельности.
  • Разрыв между результатами разработанных и реализуемых университетами программ развития и ожиданиями граждан, задачами научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Таким образом, в современных условиях для обеспечения устойчивого и ускоренного научно-технологического развития России, преодоления дефицита кадров (в первую очередь для ключевых отраслей экономики страны) критически важными становятся вопросы не формы, а содержания образования. Образования, которое должно основываться преимущественно на проектно-ориентированном обучении, адресной подготовке кадров и команд, формировании экосистемы формального и неформального образования. Поэтому не столь существенным на сегодня является вопрос, сохранятся ли бакалавриат и магистратура в текущих параметрах или претерпят изменения. Мы должны, в первую очередь, разобраться – чему и как учить, ставя во главу угла вопросы социально-экономического развития территорий и отраслей.

Соответственно, перспективная система высшего образования в Российской Федерации должна быть ориентирована:

  • на поддержку региональных систем высшей школы; 
  • на формирование в регионах образовательных экосистем, обеспечивающих высокое качество образования, в том числе дистанционного;
  • на вовлеченность и закрепление студентов в регионах для развития региональных экономик. 

С учетом этого, пересмотру должны быть подвергнуты ключевые инструменты: система установления контрольных цифр приема, распределения государственного задания, предоставления субсидий на реализацию программ развития и другие. А предоставление большей автономии университетам в части реализации вопросов подготовки кадров (снятие регуляторных барьеров) – с одной стороны, и введение ключевых показателей эффективности, отражающих объективное мнение о вузе представителей работодателей, отраслей и выпускников, уровень востребованности выпускников – с другой, обеспечат содействие решению актуальных и перспективных задач, стоящих перед отечественной системой высшего образования.

Наталья Ивановна Пыжикова
Наталья Ивановна Пыжикова
Ректор Красноярского государственного аграрного университета

– Уникальность нашего образования – в поддержке исторической формы специалитета, который по ряду направлений является приоритетным: в подготовке врачей, инженеров и некоторых других профессий. 

Но, думаю, что бакалавриат и магистратура не исчезнут. Потому что, во-первых, у нас в стране уже миллионы людей получили бакалаврское образование и, в соответствии с квалификационными требованиями к должностям, без квалификации «магистр» не смогут продвигаться в профессии. Во-вторых, многоуровневая система образования позволяет продолжить обучение иностранным студентам. Для них она понятна. В-третьих, одно из главных преимуществ Болонской системы – это мобильность преподавателей и студентов, чему Россия всегда придавала большое значение. Поэтому академическую мобильность необходимо поддерживать и развивать. Выход из Болонского соглашения и модернизация российской системы образования не должны восприниматься как ее изоляция. Ведь многие другие страны не входили и не входят в Болонскую систему, что не мешает им признавать иные форматы образования и при этом успешно развивать свои национальные системы. 

Таким образом, не отрицая предыдущего этапа, надо взять от него лучшее и двигаться вперед.

Бадма Катинович Салаев
Бадма Катинович Салаев
Ректор Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова

– Самое главное и самое серьезное – это, конечно, не бояться трансформировать базовые процессы. Образование, при всей важности прикладных знаний, должно быть всё более фундаментальным. На мой взгляд, главный ответ на вызов неопределённости – концентрация на знаниях, которые не устаревают. Отсюда важнейшие характеристики будущей системы высшего образования:

  • реализация активной позиции высшей школы: собственное инновационное предпринимательство, работа на мировом рынке образования, исследований и разработок;
  • ускоренное развитие отдельных высокотехнологичных отраслей постиндустриальной экономики (IT-, нано-, биотехнологии);
  • превращение высшей школы в главный институт развития для страны и региона (во вторую очередь – «кузница» кадров).

В условиях быстро меняющегося мира трудно прогнозировать, какие именно знания пригодятся сегодняшним студентам через 10-15 лет. Поэтому ключевой характеристикой также считаю адаптивность, способность наших выпускников отвечать на новые вызовы. Как следствие, на первый план выходят универсальные навыки: умение учиться, работать с информацией и быстро осваивать новые технологии, способность критически мыслить и творчески подходить к решению задач. И потому перед университетами уже сегодня стоит непростая задача – научиться развивать эти навыки у студентов, параллельно давая им узкопрофессиональные знания по выбранной специальности.

Еще один важный тренд – попытка дать студентам возможность выбирать, какие именно предметы они хотят изучать и каким образом. Студенты должны получить возможность двигаться по индивидуальной траектории, выбирая сочетания интересных им предметов и степень погружения в каждый из них. Такой подход существенно повысит мотивацию, даст студентам реальный контроль над собственным развитием, а вместе с ним и чувство ответственности и вовлеченности. И я думаю, что эта индивидуализация будет развиваться.

Ирина Игоревна Шереметьева
Ирина Игоревна Шереметьева
Ректор Алтайского государственного медицинского университета

– Если говорить непосредственно о медицинском образовании, то хочу напомнить о роли национального проекта «Здравоохранение». В результате его реализации в медицине появились новые высокие технологии, современное оборудование, которые потребовали новых подходов в практической подготовке специалистов. Сегодня, начиная с первого курса, уделяется большое внимание использованию симуляционных технологий, применяемых теперь во всех медицинских университетах. А завершение подготовки на старших курсах проходит (и должно в перспективе проходить еще шире) на клинических базах, так как выпускник обязан уметь выполнять очень большой перечень манипуляций и быть готовым оказать не только первую помощь. Поэтому акцент на развитии практической подготовки в медицинских вузах необходим и в дальнейшем. И, конечно, важно сотрудничество с ключевыми работодателями, укрепление системы студенческих стажировок.

По вашему мнению, какой лучший опыт и традиции как советского, так и постсоветского периода развития системы высшего образования необходимо перенести в формируемую новую систему высшей школы?

Ольга Александровна Башкина
Ольга Александровна Башкина
Ректор Астраханского государственного медицинского университета

– С момента открытия первого в России высшего учебного заведения прошли столетия. За это время накоплен колоссальный научно-педагогический опыт, сформировались школы педагогики и дидактики, разработано множество теорий, технологий и практик подготовки профессиональных и научных кадров. Несмотря на свою кажущуюся консервативность, система высшего образования всегда отвечала времени – под «натиском» научно-технического прогресса, социально-экономических катаклизмов, политических движений и стремительного роста инновационных технологий высшее образование успешно справлялось с поставленными задачами.

Сегодня требования значительно возрастают. Необходимо создать условия для подготовки высококвалифицированных кадров, способных и готовых самостоятельно принимать решения, непрерывно повышать уровень своей квалификации, владеющих навыками командной и проектной работы, обладающих быстродействием, предприимчивостью, инициативностью и высоким уровнем сформированности цифровых компетенций. И все же, на мой взгляд, именно сейчас традиции российского высшего образования должны занять самые твердые позиции. Так, например, классическим принципом педагогики высшей школы является принцип фундаментальности, позволяющий разработать содержание образования на инвариантах научной картины мира и мировой культуры, способствующих развитию качественно нового уровня интеллектуальной и эмоционально-нравственной культуры, задающих вектор развития и создающих внутреннюю потребность к саморазвитию. 

Очевидно, что принцип фундаментальности на современном этапе развития общества приобретает новое содержание: фундаментальное знание представляет собой интеграцию емких теорий, фактов, моделей и образов, которые могут быть экстраполированы для эффективного решения частной профессиональной или научной-исследовательской задачи.

В завершение мне хотелось бы привести цитату глубокоуважаемого ректора МГУ имени Ломоносова B.А. Садовничего: «Эталонным образованием может быть только фундаментальное научное образование, главная цель которого – распространение научного знания как неотъемлемой составляющей научной картины мира и мировой культуры».

Игорь Эдуардович Есауленко
Игорь Эдуардович Есауленко
Ректор Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко

– Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко в России относится к числу старейших медицинских учебных заведений, более ста лет сохраняющего лучшие традиции медицинского образования, ценящего опытную профессуру, преумножающего потенциал преподавательского состава и научных школ. Именно органичное сочетание вековых традиций высшего медицинского образования и современных подходов являются сильной стороной системы высшего медицинского образования в России и нашего университета, в частности.

Елена Николаевна Макаренко
Елена Николаевна Макаренко
Ректор Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

– Очень сложный и дискуссионный вопрос. Сегодня идет продуктивный профессиональный диалог между всеми участниками системы образования в направлении поддержки эффективного вектора намеченной трансформации. Далее последует изменение стандартов. В любом случае я уверена, что совместными усилиями мы сохраним все сильные стороны отечественной системы высшей школы советского и постсоветсткого периода, и на этой основе будет создана эффективная национальная система высшего образования. 

Наталья Ивановна Пыжикова
Наталья Ивановна Пыжикова
Ректор Красноярского государственного аграрного университета

– Современной системе высшего образования необходимы, в первую очередь, опора на традиционные морально-нравственные ценности, постоянная научная проработка принимаемых решений, а также комплексный подход к содержанию образования, способный преодолеть фрагментарность знаний учащихся.

Взяв все лучшее, что было в советской образовательной системе и соединив с современностью, мы получим национальную эффективную систему высшего образования. Как отметил спикер Госдумы В.В. Володин: «Каждое государство выбирает для себя ту систему, которая служит государственным целям и позволяет готовить качественных специалистов».
 

Бадма Катинович Салаев
Бадма Катинович Салаев
Ректор Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова

– Национальная система высшего образования должна обеспечить нашей стране динамичное развитие и лидирующие позиции в мире.

Мысль о необходимости обратиться к опыту советской системы образования в решении проблем современной высшей школы в последнее время звучит всё на-стойчивее. Однако при решении вопроса о том, что следует взять из советской школы, есть опасность пойти по пути заимствования тех или иных фрагментов, упуская ее сущностные особенности. Основная из них – это целенаправленная системная работа по формированию мировоззрения человека.

Далее. Все высшее образование советского периода было привязано к процессам, технологиям и методикам, реализуемым на конкретных предприятиях и организациях страны. Зачастую первые экспериментальные образцы техники или новые технологические методы изначально поступали в вузы, для подготовки кадров, и лишь затем ими массово обеспечивались отрасли экономики. По завершению обучения выпускники, уже знакомые с передовой техникой и технологиями, уходили работать по централизованному распределению. Было бы полезным эту систему возродить.

В современной модели высшего образования представляется важным сохранить и оптимально использовать грантовую систему поддержки науки, предварительно определив направления совершенствования этой системы применительно к сегодняшним условиям российского научно-технического комплекса.

Ирина Игоревна Шереметьева
Ирина Игоревна Шереметьева
Ректор Алтайского государственного медицинского университета

– Объявленный министром науки и высшего образования РФ В.Н. Фальковым выход России из Болонского процесса и начало разработки «собственной уникальной системы образования» считаю актуальной темой в сегодняшних реалиях. Что касается медицинского образования, то оно все это время находилось за пределами Болонской системы – медицинские университеты до сих пор используют советскую модель специалитета, которую удалось не только сохранить, но и развить. 

В целом, считаю, что выход России из Болонской системы не может произойти одномоментно, однозначно необходим переходный период. При формировании будущей системы высшего образования к каждой специальности нужно подходить избирательно – будет ли это бакалавриат и магистратура, или же специалитет. 

Полагаю, что бакалавриат и магистратура могут остаться – для этого существует несколько причин. Во-первых, есть выпускники школ, которых удовлетворяет такой формат образования. Во-вторых, сегодня в России многие уже имеют степень бакалавра, и без степени магистра они не смогут продвинуться дальше. Например, если выпускник имеет только степень бакалавра права, он не сможет стать судьей, не поучившись в магистратуре. И в этом смысле мы не можем ограничивать конституционное право этих людей на образование. Еще один аргумент: уровневая модель подготовки позволяет оптимально выстроить образовательную траекторию в случае, если семьям непрерывное обучение обходится слишком дорого. В данном случае после окончания бакалавриата молодой человек может пойти работать, а затем продолжить обучение в магистратуре. 

Конечно, в Болонской системе имеются недостатки. Один из них заключается в том, что образование бакалавров в России создавалось на основе программ специалитета, где сначала идет теория, и только потом – практика, отодвинутая на последние курсы. Поэтому-то степень бакалавра в самой России считается, по сути, «неполным высшим», лишь одной из двух частей необходимого образования. Другой недостаток связан с определенными перекосами в магистратуре, когда не учитывается профиль уже полученной бакалаврской подготовки. Наверное, так не должно быть, когда человек с гуманитарным образованием поступает в магистратуру на физико-технические науки. Существующая же система это допускает.

Считаю, что полный отказ от степеней бакалавра и магистра в пользу специалитета приведет к необходимости переработать все образовательные стандарты и, как следствие, к увеличению нагрузки и на университеты, и на преподавателей по разработке новых основных профессиональных образовательных программ, рабочих программ дисциплин. Поэтому необходимо дать возможность самой отрасли совместно с университетами определить, какая форма пользуется спросом. И тогда человек сам решит, куда он пойдет учиться.

29.06.2022
Наверх