Возрождение института волонтерства
В том или ином виде волонтерство существовало всегда и зачастую носило локальный характер, опираясь на инициативы отдельных граждан или организаций. Массовость добровольческое движение стало набирать с зимней Олимпиады в Сочи. Тогда Оргкомитет «Сочи-2014» предложил Минобрнауки развивать волонтерское движение на базе университетов – хотели привлечь студентов к работе на олимпийских объектах. Так была создана волонтерская сеть в 17 городах России. Государство взяло курс на институционализацию добровольчества. И к 2016 году им была занята почти четверть населения России.
С тех пор популярность волонтерства продолжает расти. По данным единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) «Добро.РФ», в период с 2013 по 2020 год общая численность граждан, вовлеченных в добровольческую деятельность, выросла с 3% до 16%. Наибольшую активность проявляет молодое поколение. Средний возраст волонтера сегодня – 23 года.
В 2022 году официально зарегистрированных волонтеров в России около 3 млн человек, а количество добровольцев, работающих на базе НКО или образовательных организаций превышает 7,5 млн человек. Вот такие данные приводит нам статистика.
Трудности перехода
Давайте теперь обратимся к цифрам по вузам. По данным мониторинга экономики образования НИУ «ВШЭ», большинство российских студентов не участвуют во внеучебной деятельности. Из трети вовлеченных в нее студентов только 13% чаще одного раза в неделю участвуют во внеучебных мероприятиях. Задачи, которые студентам приходится решать в рамках внеучебной деятельности, слабо соотносятся с теми, которые могут возникнуть на рабочем месте.
Как отмечает директор Института прикладных политических исследований НИУ «ВШЭ» Валерия Касамара: «Низкая вовлеченность студентов во внеучебную деятельность является следствием высокой академической нагрузки и трудовой занятости студентов. В то же время студенты не видят ценности внеучебной деятельности. Они не понимают, зачем им тратить время на мероприятия, которые нигде не учитываются, и нет уверенности, что полученные знания и навыки могут пригодиться в дальнейшем… А зарубежные исследования указывают на критическую важность внеучебного опыта для формирования как навыков, так и личных качеств (самооценки), благополучия студентов и повышения шансов для успешного трудоустройства».
Также по данным «Добро.РФ», интерес к волонтерству и благотворительности со стороны неравнодушных граждан растет очень стремительно. Но текущая (и пока откровенно слабая) инфраструктура волонтерской деятельности требует активной модернизации. В 2020 году каждый четвертый россиянин готов был стать добровольцем, но не знал, как это сделать. Почему? Называются разные причины: трудности во взаимодействии НКО, бизнеса и граждан, отсутствие активного медиаполя для трансляции волонтерских инициатив в регионах, несогласованность действий организаторов и так далее.
Низкая вовлеченность студентов во внеучебную деятельность является следствием высокой академической нагрузки и трудовой занятости студентов. В то же время студенты не видят ценности внеучебной деятельности. Они не понимают, зачем им тратить время на мероприятия, которые нигде не учитываются, и нет уверенности, что полученные знания и навыки могут пригодиться в дальнейшем… А зарубежные исследования указывают на критическую важность внеучебного опыта для формирования как навыков, так и личных качеств (самооценки), благополучия студентов и повышения шансов для успешного трудоустройства.
Валерия Касамара,
директор Института прикладных политических исследований НИУ «ВШЭ»
ЕГУ им. И. А. Бунина
ДГУНХ
КалмГУ
ВГЛТУ
КГМУ
Юридическое регулирование волонтерства в России
135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
82-ФЗ «Об общественных объединениях».
98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
Проекты ФЗ «О добровольчестве (волонтерстве)» и «О филантропии, меценатстве и волонтерстве».
Концепция развития добровольчества (волонтерства) в России до 2025 года.
Концепция содействия развитию благотворительной деятельности добровольчества в Российской Федерации.
Локальные нормативные акты о волонтерстве в регионах.
Университет – это место, где происходит социализация, формирование личности. Важно не только то, что происходит на лекциях и семинарах, но и вне учебного процесса. Волонтеры – это та лакмусовая бумажка, которая показывает, насколько университет включен в региональную повестку, в то, что востребовано здесь и сейчас. Добровольчество воспитывает лучшие человеческие качества и дает возможность бескорыстно проявить их.
Валерий Фальков,
министр науки и высшего образования РФ
Положительный эффект
Сегодня вузы закрывают достаточно большую часть задач по продвижению добровольчества и, в целом, имеют сложившуюся за годы работы систему воспитания, которую, однако, планируется перенастроить. Образовательная среда учебных организаций обладает наилучшими возможностями для продвижения волонтерства среди молодежи и не только. Основные ресурсные центры для организации, к примеру, спортивного и событийного волонтерства сосредоточены именно в вузах.
Воспитание становится одним из важнейших компонентов образования. Именно через образовательные программы планируется в максимальной степени заложить у подрастающего поколения духовно-нравственные ценности.
Здесь есть еще один положительный побочный эффект. Различные исследования показывают, что занятие добровольческой деятельностью обеспечивает благоприятные условия для профессиональной самореализации студентов.
Имеющие опыт волонтерской деятельности успешнее устраиваются на работу, умеют совмещать работу и обучение. Опыт добровольчества помогает студентам понять, как применить свое образование на рынке труда и как оно может быть востребовано работодателем.
Особый интерес
Со стороны государства сейчас есть особый интерес к развитию воспитательной деятельности в образовательных организациях. Например, введение в вузах обязательной должности проректора по молодежной политике или воспитательной работе. Об этом сообщил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на совещании с ректорами университетов в марте этого года. К слову сказать, на сегодняшний день профильные проректоры назначены в 396 из 492 государственных университетов.
Кроме того, на заседании Общественного совета при Минобрнауки России в апреле этого года анонсировали формирование рейтинга университетов, в основу которого ляжет оценка организации воспитательной работы в вузах. Рейтинговая система будет строиться и на основе показателей вовлеченности студентов в молодежную повестку страны и их информированности о федеральных событиях и проектах.
Роль молодежи в развитии общества становится все важнее, а ее участие в волонтерской деятельности предъявляет особые требования к образовательной организации. В вузах создаются условия для вовлечения студенчества в позитивные социальные практики. И речь здесь идет не об увеличении количества проектов, упор делается именно на качественную отдачу, влияя на мотивацию студентов-волонтеров и повышая их образовательные результаты.
В этой связи, мы решили узнать у представителей университетского сообщества, как в вузах организовано волонтерское движение и по каким направлениям наиболее активно ведется работа. Радует, что отклик на запрос редакции поделиться имеющимся опытом был высок. Спасибо, коллеги!
Подготовила
Елена Клешнина