Белгородский государственный национальный исследовательский университет

НИУ «БелГУ»: ставка на индустриальных партнеров

От редакции: НИУ БелГУ – крупнейшая образовательная организация региона, базовый университет НОЦ «Инновационные решения в АПК», участник программы «Приоритет 2030», лидерский вуз по ряду научных и образовательных направлений. Сегодня перед Белгородским университетом стоит еще одна задача – адекватно адаптироваться к новой геополитической ситуации, не теряя при этом свой мощный академический багаж. И не только не теряя, но и преумножая. Как? Об этом нашему журналу рассказала и.о. ректора Белгородского государственного национального исследовательского университета, доктор экономических наук, доцент Евгения Карловская.
Евгения Карловская
«Мы серьезно прорабатываем возможности наращивания объемов НИОКР по договорам с представителями реального сектора экономики, в первую очередь, Белгородской области».
Евгения Карловская
и.о. ректора Белгородского государственного национального исследовательского университета, доктор экономических наук

АО. Евгения Анатольевна, с 2021 года НИУ «БелГУ» – участник проекта «При­оритет-2030», куда вуз вошел со своей «Программой развития университета на 2021–2030 годы». Сегодня, спустя два года, предполагается ли коррекция ключевых показателей университетской программы?

– Стратегическая цель, заложенная в программе, остается актуальной и на сегодняшний день, и в долгосрочной перспективе. Но изменения социально-экономических условий и новые вызовы внешней среды открывают для университета новые возможности. Да, в 2021 году, при написании нашей программы развития, никто не ожидал, что геополитическая ситуация в Белгородской области так кардинально изменится и нам придется сделать особый акцент на сохранении качества образования в условиях длительного дистанционного обучения. А значит – на ускоренном развитии цифровой образовательной среды и, в приоритетном порядке, – на оказании деятельной помощи населению Белгородской области, прежде всего, силами наших волонтерских студенческих организаций. Но это также означает, что наша программная стратегическая цель – усиление позиций НИУ «БелГУ» как территориального лидера – требует от нас наращивания вклада университета в удваивание ВРП Белгородской области, дальнейшей синхронизации подготовки профессиональных кадров под запросы наших региональных индустриальных партнеров и запуска новых значимых социальных проектов, активно влияющих на позитивные изменения в обществе и сохранение в нем благоприятного психологического климата в условиях высокой нестабильности. Поэтому в настоящее время мы серьезно прорабатываем возможности наращивания объемов НИОКР по договорам с представителями реального сектора экономики, в первую очередь, Белгородской области.

АО. Согласно рейтингу, составленному по итогам 2022 года Центром социологических исследований Минобрнауки РФ, НИУ «БелГУ» по объёму НИОКР занял 5-ю позицию среди 28 участников трека «Территориальное лидерство», реализуемого в рамках «Приоритет-2030».  Это очень хороший результат! О каких новых возможностях идёт речь?  

– Дело в том, что только порядка одной трети из общего объема хоздоговорных НИОКР НИУ «БелГУ» имеет отношение к нашим региональным партнерам (в последние годы это 220-230 млн рублей в год). По нашему единодушному мнению, это не соответствует возможностям и потенциалу университета. Именно поэтому на ближайший период времени ключевым целевым ориентиром реализации программы развития НИУ «БелГУ» решением конференции трудового коллектива от 29 августа 2023 года определена рыночная фокусировка НИОКР, следствием которой должно стать увеличение уровня и востребованности исследований и разработок университета.

АО. Очевидно, что одной из целей любой трансформации является включение, введение в действие потенциала трансформируемой системы. С этой точки зрения, какой потенциал НИУ «БелГУ» должен заработать в результате предложенных преобразований? 

– Запускаемые сегодня новые форматы, модели и технологии образовательного процесса ориентированы, в первую очередь, на эффективное использование принципа студентоцентричности и раскрытие творческого потенциала обучающихся. Это достигается, в том числе, за счет интеграции образования и науки при деятельном участии работодателей, формирования тематики ВКР и НИРС по реальным заказам индустриальных партнеров, продвижения образовательных программ двойных и более квалификаций, расширения практико-ориентированности образовательных программ вплоть до реализации отдельных образовательных модулей на площадках наших бизнес-партнеров, диверсификации направлений подготовки иностранных обучающихся и других инициатив. 

Особое внимание при реализации образовательной политики уделяется формированию у обучающихся междисциплинарных, проектных, цифровых и других надпрофессиональных компетенций. Именно такого подхода к подготовке профессиональных кадров требует междисциплинарный характер масштабных проектов в наукоемких секторах экономики страны и региона.

Формирование специалистов нового поколения, подлинных лидеров будущего, обеспечивающих динамичное технологическое развитие и ускоренное достижение национальных целей России на период до 2030 года – одна из важнейших целей нашей программы развития, на которую направлены многие преобразования, осуществляемые сегодня в Белгородском университете.

АО. Могут ли предложенные вашей командой преобразования стать модельными для других вузов, имеющих статус НИУ?

– Успех каждого университета зависит не только от собственных усилий по саморазвитию, но от его готовности к обмену опытом с другими вузами, внедрению у себя лучших практик, адаптированных под свои реалии. Мы всегда были и остаемся открытыми к обмену успешным опытом реализации нашей программы развития со всеми заинтересованными в этом партнерами, в том числе с университетами, имеющими категорию «национальный исследовательский университет». 

Среди интересных для других вузов примеров можно назвать наше партнерство с ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» и Пермским государственным национальным исследовательским университетом по запуску совместных образовательных программ материаловедческого профиля. Реализация этих программ предусматривает освоение отдельных образовательных модулей на базе предприятия в реальных производственных условиях. Такой формат обучения не только существенно повышает значимость и востребованность инженерного образования в глазах обучающихся, но и даёт им возможность получить необходимые в будущем практические навыки, увидеть реальные производственные циклы и вживую почувствовать своё профессиональное предназначение.

20.09.2023
Наверх