Высшая школа: региональная повестка в контексте национальных целей

Высшая школа: региональная повестка в контексте национальных целей

Экспертный совет «АО»

Проблематика «университетов как агентов развития регионов» все последние годы находится в фокусе внимания российской образовательной политики. Ее базовые цели были заданы президентским указом в мае 2018 г., и далее неоднократно обсуждались  на высшем уровне в ходе совместных заседаний Государственного Совета и Совета при Президенте по науке и образованию (в 2020 г. [1] и в 2021 г. [2]). В результате принятых тогда стратегических решений стали создавать и развивать в регионах НОЦ (к 2022 г. создано 15 НОЦ, программы деятельности которых реализуются в 36 субъектах РФ), возникла инициатива по поводу строительства современных университетских кампусов мирового уровня (минимум 25 к 2030 г.), появилось расширение полномочий субъектов в финансировании федеральных вузов и НИИ на своей территории (соответствующий закон был принят в 2022 г. [3]) и ежегодное увеличение объемов КЦП для регионов и т.д. 

Новый этап для углубления партнерства «вуз – регион» стартовал в 2024 году, с принятием двух президентских указов («О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»). И сегодня регионы, как ключевые участники национальной стратегии, разрабатывают и принимают актуальные программы регионального развития, соответствующие поставленным масштабным и очень непростым задачам. Как в эти задачи интегрируется региональная высшая школа? Какую роль в реализации новых региональных программ могут и должны сыграть университеты? Слово нашим экспертам-ректорам ведущих российских вузов…

[1] Совместное заседание президиума Госсовета и Совета по науке и образованию • Президент России

[2] Совместное заседание Государственного Совета и Совета по науке и образованию • Президент России

[3] http://www.kremlin.ru/catalog/keywords/35/events/copy/68214

АО. Тема университетов «как агентов развития регионов» все последние годы находится в фокусе внимания российской образовательной политики. Принят ряд мер и решений, например, федеральный закон, расширивший полномочия субъектов в финансировании федеральных вузов и НИИ на своей территории. Скажите, какие решения федеральных властей в интересах развития партнерства «вуз – регион» стали самыми эффективными и полезными за последние годы, а какие острые моменты остались и требуют совместного решения?

Александр Павлович Горбунов
Александр Павлович Горбунов
Ректор Пятигорского государственного университета

– Самыми эффективными и полезными за последние годы стали изменения в законодательстве, расширяющие возможности и права регионов в финансировании федеральных вузов, также это линия на относительный рост количества бюджетных мест в вузах на территории регионов.

А крупной проблемой остаётся недостаточность нормативно-правовой базы по региональной поддержке вузов федеральной подчинённости для превращения их в центры инновационной трансформации регионов. Здесь необходимо комплексное изменение стратегически-ориентированных законодательных актов на уровнях Российской Федерации в целом и её субъектов.

Наиболее острой с 2026 года может стать ситуация с директивным сокращением количества платных мест в определённых региональных вузах по нетехническим направлениям подготовки, потенциально чреватая не только ухудшением финансового положения таких вузов, но и серьёзными социальными последствиями (сокращением количества рабочих мест и уменьшением кадрового потенциала высшей школы). Механизм решения: совместное вдумчивое изучение ситуации в каждом вузе федеральными и региональными властями и оперативная её корректировка.

Сергей Иванович Горлов
Сергей Иванович Горлов
Ректор Нижневартовского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, академик Академии информатизации образования

–  Для Нижневартовского государственного университета, как федерального вуза, партнерские отношения «вуз – регион» очень важны и полезны. В первую очередь, стоит сказать о грантовой поддержке научных исследований с участием региона, в том числе финансовой. Второе, формирование кадрового потенциала для региона. НВГУ занимает место образовательного центра подготовки кадров для региональной экономики. На третьей позиции, работа по социальному заказу различных региональных ведомств, которые формируют свою научно-образовательную повестку, куда включаются все вузы региона Югра. Конечно, проблемные моменты есть в любой работе. Стоит отметить небольшое количество региональных программ и объемов финансирования. НВГУ важно поддерживать с региональными властями открытый диалог, четко понимать региональную научную повестку, те приоритетные направления развития науки и технологий, которые нужны региону, не только в реалиях сегодняшнего времени, но и в перспективе.

Константин Андреевич Подрезов
Константин Андреевич Подрезов
Ректор Тульского государственного педагогического университета им. Льва Толстого

– Работа в части укрепления партнерских отношений между регионами и университетами в последние годы проделана огромная. В первую очередь, я имею ввиду механизмы, обеспечивающие целевое финансирование программ развития вузов. Софинансирование отдельных пунктов программы развития университетов позволяет закупать необходимое для усиления научного блока оборудование, модернизировать инфраструктуры, открывать новые направления подготовки.

Также очень важным стало решение о выделении именных стипендий правительства для студентов разных категорий – для обучающихся на приоритетных для региона направлениях, например, для будущих учителей математики, физики, биологии, для аспирантов, для молодых учёных и прочая. Это очень серьёзный инструмент мотивации молодёжи.

И, наконец, третье – это возможность субсидирования из региональных бюджетов стоимости обучения студентов на коммерческой основе в том случае, если области необходимы специалисты именно этого профиля. У нас такой механизм действует для студентов направления «Адаптивная физическая культура и спорт».

Если же говорить о тех вопросах, которые требуют совместного решения – это, всё, что касается целевого приёма. Без консолидации усилий ни один вуз её самостоятельно не решит. Только на уровне федерации и субъектов можно вести максимально эффективную работу с потенциальными работодателями, а также сформировать грамотный прогноз по потребностям рынка труда на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Максим Георгиевич Родионов
Максим Георгиевич Родионов
Ректор Сибирского института бизнеса и информационных технологий

– За последние годы федеральные власти предприняли несколько важных шагов для развития партнерства «вуз – регион». Вот три наиболее эффективных решения:

1. Расширение программ «Приоритет 2030» и «Федеральная инновационная площадка», что позволило вузам получать дополнительное финансирование за реализацию проектов, направленных на развитие региона. Кроме того, появились конкретные механизмы поддержки прикладных исследований и инноваций. Это позволило вузам получать дополнительное финансирование за реализацию проектов, направленных на развитие региона. Вузы стали активнее взаимодействовать с местными бизнесами и органами власти.

2. Распоряжение Президента от 31 мая 2021 года №1421-р о расширении полномочий регионов в софинансировании федеральных вузов. Речь идёт о внесении изменений в федеральные законы «О науке и государственной научно-технической политике» и «Об образовании в Российской Федерации». Они наделяют регионы правом напрямую финансировать программы развития вузов независимо от ведомственной принадлежности, а также участвовать в формировании их учебной, производственной и социальной инфраструктуры. При наличии ресурсов субъекты смогут поддерживать научные исследования и экспериментальные разработки, которые проводятся в вузах и научных организациях. Это повысит эффективность взаимодействия регионов с федеральными учреждениями при реализации совместных проектов.

  • Регионы получили возможность напрямую влиять на развитие вузов на своей территории.
  • Созданы механизмы совместного финансирования образовательных и исследовательских проектов.
  • Усилено взаимодействие между региональными властями и университетским сообществом.

3. Программа развития студенческих отрядов и практик:

  • Студенты получили больше возможностей для прохождения практики в местных компаниях.
  • Усилено взаимодействие между вузами и работодателями региона.
  • Повысилась трудоустойчивость выпускников в регионе обучения.

Эти меры действительно способствовали усилению роли вузов как драйверов регионального развития и создали реальные механизмы для практической реализации партнёрства «вуз – регион».  

  Но несмотря на принятые меры (например, федеральный закон о расширении полномочий субъектов РФ в финансировании федеральных вузов и НИИ), остаются значительные вызовы. Рассмотрим три ключевые проблемные позиции и предложим алгоритмы их возможного решения.

1. Несоответствие между потребностями региональной экономики и образовательными программами вузов. Вузы вынуждены готовить специалистов по образовательным программам, которые слабо связаны с реальными потребностями региональных рынков труда. Это приводит к дефициту кадров в перспективных отраслях и, одновременно, к избытку специалистов в непрофильных направлениях.

2. Отток молодежи из регионов после окончания вуза в крупные города (особенно в Москву и Санкт-Петербург). Это снижает потенциал регионов для устойчивого развития.

3. Недостаточная интеграция университетов в инновационное развитие регионов. Многие университеты остаются изолированными от реального сектора экономики. Это снижает эффективность использования научных разработок для решения региональных задач. Для успешного решения указанных проблем необходим комплексный подход, который объединяет усилия федерального центра, региональных властей и самих вузов. Ключевыми элементами успеха станут:

  • Усиление роли регионов в планировании и финансировании деятельности вузов.
  • Создание механизмов практической интеграции университетов в экономику и социальную жизнь регионов.
  • Поддержка молодых специалистов и стимулирование их закрепления в регионах.

Только совместная работа всех уровней власти и образовательных организаций позволит реализовать потенциал университетов как драйверов развития регионов.

Ольга Александровна Сотникова
Ольга Александровна Сотникова
Ректор Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина

–  В настоящее время действует механизм согласования квот на целевое обучение и контрольных цифр приема с регионами, учитывающий потребность в конкретных трудовых ресурсах. Однако на практике возникает ряд системных проблем: регионы зачастую не понимают процедур и сроков заявления потребности в специалистах, а их центры ответственности не всегда учитывают возможности и перспективы развития местных университетов.

Формирование предложений на целевые места осуществляется органами власти через портал «Работа в России», но многие из них считают свою миссию завершенной после подачи предложений, тогда как необходима дальнейшая кропотливая работа с потенциальными абитуриентами. Наш университет активно ведет профориентационную деятельность, но без вовлеченности заказчиков она недостаточно эффективна.

Положительным примером глубокого взаимодействия является сотрудничество с Министерством здравоохранения Республики Коми, которое не только формирует предложения, но и активно привлекает абитуриентов на целевые места, достигая по некоторым медицинским специальностям 100%-ной квоты. Дополнительно заключаются трёхсторонние договоры на обучение в ординатуре с полным финансированием. Это часть комплексной поддержки медицинского образования, включающей региональное финансирование обучения, организацию практик в больницах и безвозмездное предоставление инфраструктуры. Результатом такой заинтересованности властей является то, что 80% выпускников остаются работать в регионе, а 10% продолжают обучение.

Вместе с тем опыт показывает, что даже высокие стипендии не являются решающим фактором привлечения молодежи. Абитуриенты всё чаще выбирают современные, актуальные и перспективные образовательные программы, а также инфраструктуру, предоставляющую возможности для творческого, креативного и спортивного развития. Таким образом, успех привлечения абитуриентов зависит от способности университета предложить не только качественное обучение, но и интересные перспективы последующей работы и всестороннего развития.

Сергей Олегович Барышников
Сергей Олегович Барышников
Ректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

–   Наиболее эффективные решения властей в интересах развития партнерства вуз – регион часто включают в себя комбинацию мер, направленных на стимулирование сотрудничества и создание благоприятной среды для инноваций. Несколько примеров:

  • Выделение грантов и субсидий на проекты, реализуемые вузами совместно с региональными предприятиями или государственными учреждениями, стимулирует разработку и внедрение новых технологий и решений, актуальных для региона.
  • Поддержка создания и развития технопарков, бизнес-инкубаторов и коворкинговых пространств на базе вузов способствует коммерциализации разработок и привлечению инвестиций в регион.
  • Разработка и реализация программ, направленных на повышение квалификации преподавателей, обновление материально-технической базы вузов и стимулирование научно-исследовательской деятельности, способствует повышению конкурентоспособности региона в целом.

Эффективность этих решений во многом зависит от комплексного подхода, учета специфики региона и активного участия всех заинтересованных сторон.

Сотрудничество вузов и регионов, к сожалению, имеет ряд препятствий, требующих внимания федеральных и региональных властей. Вот некоторые из ключевых проблем:

  • Недостаточное финансирование совместных проектов. Многие перспективные инициативы, направленные на развитие региона, остаются нереализованными из-за отсутствия финансовой поддержки. Необходимо создание эффективных механизмов финансирования партнерских проектов, возможно, с привлечением федеральных и региональных грантов, а также частных инвестиций.
  • Недостаточная вовлеченность вузов в решение региональных проблем. У вузов есть огромный потенциал для проведения исследований, разработки инновационных решений и консультирования по вопросам социально-экономического развития региона. Необходимо создание стимулов для вузов, чтобы они активно участвовали в решении региональных проблем.

Решение требует комплексного подхода, включающего разработку четких правил взаимодействия, увеличение финансирования совместных проектов, оптимизацию административных процедур и создание стимулов для активного участия вузов в развитии региона.

Юрий Сергеевич Марфин
Юрий Сергеевич Марфин
Ректор Тихоокеанского государственного университета

–  Если говорить о наиболее действенных мерах, эффективность которых мы уже видим на примере дальневосточных вузов, я бы выделил три ключевые позиции. Во-первых, программа академического лидерства «Приоритет 2030», и в особенности ее региональный трек «Приоритет 2030. Дальний Восток». Это не только инструмент финансовой поддержки, но и катализатор глубинной трансформации региональных вузов. Она позволила нам обрести новую субъектность, сфокусироваться на опережающем развитии и сформировать научно-образовательный потенциал, адекватный вызовам и потребностям своего макрорегиона. Это прямая инвестиция в человеческий капитал и инфраструктуру, которая уже приносит ощутимые результаты в виде конкретных проектов и усиления кадрового потенциала на местах. «Приоритет-2030. Дальний Восток» — это единственный отдельный трек, направленный на развитие именно нашей территории. И мы видим, как он помог многим нашим локальным региональным университетам сделать серьёзный шаг вперёд и в своём осознании, и в инфраструктуре, и в содержании деятельности. Во-вторых, отдельного упоминания заслуживает программа «Передовые инженерные школы». Это очень понятный практический инструмент синхронизации образовательной и исследовательской деятельности университетов с запросами реального сектора экономики. Для регионов, особенно индустриально ориентированных, как наш Хабаровский край, ПИШ становится мостом между академической средой и производством, обеспечивая и подготовку инженерной элиты, и внедрение современных технологий в производственные процессы предприятий-партнеров.

В-третьих, исключительно важной мерой поддержки молодежи считаю увеличение стипендиальных программ. Стипендия имени Муравьёва-Амурского, учрежденная Минвостокразвития России, (20 тыс. рублей ежемесячно на весь период обучения) выплачивается студентам, поступившим в дальневосточные университеты, причем, и местным и приехавшим из других округов. Это не просто материальная помощь, это сигнал о востребованности и ценности молодежи в регионе.

Также стоит отметить, что на Дальнем Востоке вузы могут присоединяться к мерам федеральной поддержки, которые не направлены на них напрямую, но в итоге также являются бенефициарами. Это, например, территории опережающего развития. Вузы не являются целью этих проектов, ТОРы развивают индустрию, привлекают сюда бизнес, а для бизнеса именно вузы готовят кадры и технологии, получается, мы тоже немножечко выиграли.

Салават Талгатович Сагитов
Салават Талгатович Сагитов
Ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

– В 2020 году в Башкортостане был создан Евразийский научно-образовательный центр мирового уровня, в который вошли 6 университетов, 3 научных учреждения и 25 организаций реального сектора экономики республики. В программу работы Евразийского НОЦ включено 2 проекта БГПУ имени М. Акмуллы: в области альгологии — «Стимуляторы роста и биопестициды на основе водорослей и цианобактерий», в области нанотехнологий — «Изучение влияния химического и физического воздействия на электропроводящие свойства в гибридных металлоорганических наноструктурах».

Конкуренция между регионами начинается уже на этапе подготовки специалистов. Важно не только научить, дать компетенции, у ребят должна быть мотивация работать. Для этого университеты сотрудничают с крупнейшими индустриальными партнерами республики, в том числе на базе Евразийского НОЦ.

В 2023 г. в БГПУ им. М. Акмуллы создана Молодежная лаборатория «Прикладная физика и технологии наносенсорики». Основные направления –  проведение исследований в области технологий наносенсорики на основе органических материалов. В 2024 открыта научная лаборатория «Биотехнология живых систем», которая занимается разработками в области биотехнологий на основе микроорганизмов. В 2025г. в Межвузовском студенческом кампусе Евразийского НОЦ открылась Молодежная лаборатория «Биотехнология живых систем».

Валерий Анатольевич Горенкин
Валерий Анатольевич Горенкин
Ректор Крымского университета культуры, искусств и туризма

–  Самыми полезными можно назвать следующие решения: 

1. Возможность профилирования высшего образования с учетом специфики и потребностей региона. 

2. Наделение вузов автономией в вопросах построения образовательной траектории, проведения научно-исследовательских изысканий и в вопросах финансовой и кадровой политики.  

3. Интеграция федерального и регионального бюджетов для решения наиболее важных инвестиционных задач в сфере образования. 

4. Наличие специальных структур в региональных органах исполнительной власти, отвечающих за развитие высшего образования. 

5. Первый шаг к определению единого перечня документов, предусмотренных для заполнения всеми педагогическими работниками.

Моменты, требующие совместного решения: 

1. Различия в динамике развития вузов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и регионального бюджета. Абитуриенты уезжают в федеральные вузы из-за различий в материально-технической оснащенности образовательного процесса. Выход: необходимость дальнейшей синхронизации деятельности градообразующих предприятий, научно-исследовательских организаций, творческих объединений и региональных вузов. 

2. Конкуренция выпускников региональных и федеральных вузов на рынке труда, обусловленная существенными отличиями в содержательной части образовательных программ. 

Выход: поэтапная разработка федеральными УМО расширенного перечня обязательных и рекомендованных к изучению дисциплин профильной направленности; реализация программ дополнительного образования преимущественно в очном формате с целью совершенствования профессиональных компетенций у преподавателей региональных вузов с учетом утвержденного перечня обязательных и рекомендованных к изучению дисциплин.

Галина Витальевна Мерзлякова
Галина Витальевна Мерзлякова
Ректор Удмуртского государственного университета

– Наиболее эффективными оказались те федеральные решения, которые:

  • создают финансовую заинтересованность вуза в партнерстве с регионом, стимулируют кооперацию между вузами, наукой и реальным сектором экономики (среди них «Приоритет-2030», НОЦ мирового уровня, ПИШ, Платформа университетского технологического предпринимательства);
  • создают инфраструктуру и среду для взаимодействия («Точки кипения»).  Инициатива АСИ, получившая мощную федеральную поддержку;
  • работают на удержание талантов в регионах через целевое обучение и социальные программы. Развитие программ целевого обучения, увеличение количества бюджетных мест по инженерным и IT-специальностям в региональных вузах, а также ипотечные программы для молодых специалистов («Сельская ипотека», региональные аналоги).

Но остаются ключевые проблемы, требующие совместных решений федеральных и региональных властей. Главный острый момент — несоответствие устаревшей общегосударственной системы управления задачам гибкой и мобильной экономики талантов. Сохраняется тенденция оттока талантливых выпускников и ученых, уезжающих в более развитые регионы или за рубеж. Для прорыва необходимо, чтобы федеральный центр делегировал регионам больше прав (на пилотный эксперимент) в сфере налогообложения и регулирования труда, миграции талантов (иногородних и иностранных) и выступил интегратором межведомственных процессов, которые регион не может обеспечить самостоятельно.

Университет обладает колоссальным потенциалом быть агентом развития региона, выступая как источник кадров (образовательная функция), источник инноваций (научная функция), социальный и культурный хаб (третья миссия). Однако реализация этого потенциала блокируется «системной разобщенностью» ключевых игроков.

Ирина Игоревна Шереметьева
Ирина Игоревна Шереметьева
Ректор Алтайского государственного медицинского университета

– Среди эффективных решений можно отметить следующие. Значительным шагом стало развитие программ целевой подготовки. Предоставление студентам возможности получить образование по востребованным в регионе специальностям с гарантированным трудоустройством.      Инициирован проект Минздрава России «Региональные медицинские образовательные кластеры (РМОК)». Основной целью является совершенствование системы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с запросами работодателей.

В Алтайском крае и Республике Алтай АГМУ сформировал региональные кластеры, программы развития которых разработаны и согласованы Всероссийским учебно-научно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава РФ. Созданные РМОК являются инструментами повышения эффективности взаимодействия АГМУ и региональных колледжей.

О проблемах. Большинство клинических кафедр университета расположены на базах ведущих региональных медицинских организаций. Такой формат организации учебного процесса давно стал стандартом для медицинских вузов в целях обеспечения практико-ориентированности обучения. Вместе с тем, считаю, что все медицинские вузы должны иметь собственные клинические базы, где будет размещаться большинство клинических кафедр, осуществляться учебный процесс и работать профессорско-преподавательский состав университета. Для этого, конечно же, необходимо принятие соответствующих правовых норм на государственном уровне.

Алексей Владимирович Лубков
Алексей Владимирович Лубков
Ректор Московского педагогического государственного университета

– Федеральные власти уделяют большое внимание укреплению партнерства «вуз – регион». Например, Минпросвещения РФ работает над созданием учебно-педагогических округов, включающих партнерство педагогического вуза и нескольких прикрепленных к нему регионов. Так же по инициативе Минпросвещения РФ открываются «базовые школы» в регионах при кураторстве педагогических университетов.

По-прежнему требует внимания решение следующих проблем:

1. Программа финансирования: увеличения бюджетного финансирования для региональных образовательных организаций, что улучшит их материально-техническую базу, повысит качество образования, поднимет их престиж и снизит отток абитуриентов в университеты Москвы и Санкт-Петербурга

2. Образовательные гранты: введение грантов для студентов, молодых специалистов, молодых ученых для поддержки научных исследований и проектов, что способствует интеграции науки и образования.

3. Создание опорных вузов: формирование опорных вузов – центров образовательной и научной деятельности в регионе, что позволит улучшить доступ к качественному образованию.

4. Поддержка цифровизации: программы по цифровизации образовательного процесса, которые помогают образовательным организациям адаптироваться к современным требованиям и обеспечивают доступ к онлайн-образованию. Развитие сетевых форматов позволяет вузам из разных регионов формировать единые образовательные программы, не вынуждая студентов покидать регион проживания. К плюсам такого подхода можно отнести усиление брендов образовательных учреждений, обмен опытом и компетенциями, обучение кадров на местах и формирование единого образовательного пространства на всей территории страны.

5. Сотрудничество с практической образовательной отраслью: разработка образовательных программ, направленных на сотрудничество вуза с образовательными организациями, с региональными учреждениями госаппарата и управления, что позволяет студентам получать актуальные навыки и знания. Идет активное восстановление лучших практик советского образования, связанных с выстраиванием плотной коммуникации между вузами и региональными образовательными структурами.

АО. Какие конкретные меры поддержки высшей школы приняты и действуют в вашем регионе? Какие из них особо значимы для развития вуза?

Александр Павлович Горбунов
Александр Павлович Горбунов
Ректор Пятигорского государственного университета

– Наиболее значимыми для нашего вуза мерами выступают финансирование региональной составляющей по совместным конкурсам Российского научного фонда и предоставление лучшим студентам стипендии губернатора. А также в особенности действенная поддержка со стороны губернатора Ставропольского края В.В. Владимирова в решении на федеральном уровне вопросов обновления инфраструктуры (посредством капитального ремонта) общежитий университета, введённых в эксплуатацию в начале 1960-х – второй половины 1980-х годов, что было официально зафиксировано на его встрече в г. Пятигорске с министром науки и высшего образования В.Н. Фальковым в рамках рабочего визита министра в Ставропольский край 13 июля этого года.

Константин Андреевич Подрезов
Константин Андреевич Подрезов
Ректор Тульского государственного педагогического университета им. Льва Толстого

– В Тульской области достаточно большой пакет мер поддержки. Помимо тех, что я уже назвал выше, предусмотрена региональная поддержка в виде оплаты обучения в полном объеме для студентов – многодетных родителей, которые обучаются на коммерческой основе. В этом году в регионе впервые объявлен конкурс на присуждение премий Правительства Тульской области лучшим молодым ученым. Размер гранта доходит до миллиона рублей. В области действуют механизмы компенсации аренды жилья для ученых, которые приехали работать на длительный период, программа мегагрантов, позволившая нам оснастить современные лаборатории для естественно-научных исследований… Мне сложно сказать, что какие-то значат больше, а какие-то – меньше. Все они важны и с разных сторон, но одинаково эффективно позволяют нашему университету привлекать абитуриентов, расширять спектр научных возможностей, укреплять кадровый состав.

Максим Георгиевич Родионов
Максим Георгиевич Родионов
Ректор Сибирского института бизнеса и информационных технологий

– Омская область в рамках федерального проекта «Профессионалитет» получила грант в размере 100 миллионов рублей на создание ИТ-кластера. Обучение в кластере будет построено по отраслевому принципу и охватит девять специальностей, включая веб-разработку, информационную безопасность, графический дизайн, а также интеграцию решений с использованием технологий искусственного интеллекта.

Омский государственный технический университет получил более 170 миллионов рублей на запуск программ углублённого ИТ-образования. Это позволит вузу внедрить флагманские образовательные программы высшего уровня и подготовить высококвалифицированных специалистов для удовлетворения потребностей рынка труда. В 2025/2026 учебном году ОмГТУ совместно с Ассоциацией «Омская цифра» запустит новую ИТ-кафедру по направлению «Программная инженерия». В рамках данной программы планируется подготовка 60 студентов на бюджетной основе. Выпускники смогут освоить востребованные профессии: программист, системный аналитик, тестировщик и другие специальности.

На базе Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского (ОмГУ) открыта цифровая кафедра «Школа 21». Эта инновационная образовательная модель нацелена на развитие практических компетенций студентов в условиях реального ИТ-производства.

В Сибирском государственном автомобильно-дорожном университете (СибАДИ) запущена первая в Сибири «Астра-лаборатория», целью которой является развитие навыков работы с отечественным программным обеспечением и безопасными ИТ-средами. С мая текущего года в регионе начал работать «Центр технологий 1С», который занимается разработкой программных решений федерального уровня и созданием образовательных программ, интегрированных с производственной практикой. В проектный офис вошли студенты-выпускники профильных курсов, что обеспечивает приток молодых и мотивированных специалистов в отрасль.

Таким образом, совокупное финансирование направляется на развитие современных компетенций и укрепление позиций региона в сфере информационных технологий.

Юрий Сергеевич Марфин
Юрий Сергеевич Марфин
Ректор Тихоокеанского государственного университета

– Хабаровский край вдумчиво и системно подходит к поддержке высшей школы. Из комплекса имеющихся мер выделю три региональных инструмента:

1. Программа «Краевая целевая аспирантура» предусматривает не только оплату обучения из краевого бюджета, но и ежемесячную стипендию для каждого обучающегося в размере 20 тысяч рублей. Очень ценный инструмент, благодаря которому уже около ста молодых исследователей учатся по программам аспирантуры в ТОГУ, и мы рассчитываем, что большинство из них останутся работать в университете и на предприятиях края.

2. Соглашение о сотрудничестве с Российским научным фондом и региональная программа Российского научного фонда. Принцип софинансирования, когда на каждый рубль, выделенный регионом, еще рубль добавляет Российский научный фонд, многократно увеличивает эффективность научных исследований. И крайне важно, что условием гранта является ориентация проектов на региональную научно-технологическую повестку, что затачивает наши исследования на решение конкретных проблем территории. Как итог уже сегодня у Хабаровского края одна из самых больших сумм на поддержку региональной науки по программам софинансирования с РНФ. И видим в этом очень большую перспективу для начала работы по грантам для вновь создаваемых коллективов.

3. Принятая в крае «Хартия технологического суверенитета». Мы, опять же, единственный регион, у которого есть подобный документ, который публично декларирует приоритет поддержки местного производителя. Самое важное здесь то, что для участников хартии это не просто документ, а стратегия действий и расстановки приоритетов. Мы, ТОГУ, также являемся местным производителем интеллектуального продукта, новых разработок, новых технологий. И мы уже наблюдаем рост доверия и, как следствие, количества заказов на НИОКР и экспертно-аналитические работы от разных субъектов внутри региона.

Салават Талгатович Сагитов
Салават Талгатович Сагитов
Ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

–  Башкирия входит в десятку регионов, лидирующих в национальном рейтинге научно-технологического развития. В республике работают свои программы привлечения кадров: премии, гранты и стипендии.

С 2022 года Указом Главы РБ были утверждены гранты для господдержки молодых научно-педагогических работников. За эти годы Акмуллинский университет получил 32 млн рублей, что позволило пройти 2-недельные научно-образовательные стажировки в университетах России и за рубежом (ОАЭ, Казахстан, Китай) почти 50 молодым ученым университета, и получить безвозмездную субсидию на улучшение жилищных условий до 2 млн рублей еще 18 сотрудникам.

Акмуллинский университет уже более полувека не только готовит педагогические кадры для региона и страны, но и обеспечивает методическую поддержку педагогов, занимается профессиональной переподготовкой, повышением квалификации. Одним из стратегических направлений вуза является научно-методическое сопровождение повышения качества образования. Университетом разработана информационно-аналитическая платформа диагностики профессиональных дефицитов учителей, которая внедрена как на уровне региона, так в других субъектах РФ. В течение последнего года велась активная работа по внедрению платформы в образовательное пространство ДНР и ЛНР, где число пользователей ИАС уже превысило 3 тысячи человек. В Башкортостане платформа активно используется как инструмент непрерывного профессионального роста педагога всеми субъектами региональной системы научно-методического сопровождения. Только в этом году была проведена оценка уровня профессиональных компетенций и разработаны индивидуальные маршруты для 2-х тысяч учителей Уфы.

Университет реализует различные значимые проекты. В качестве яркого примера можно привести работу по внедрению единой образовательной модели в полилингвальном образовании. Деятельность в данном направлении ведется в вузе с 2021 года. Главными итогами работы наших ученых-филологов стало методическое обеспечение реализации полилингвальной модели и оценки коммуникативных компетенций; методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций, учебно-тематические планы по типу для школ РБ, словари по темам уроков, мобильное приложение, диагностический инструментарий для определения уровня компетенций обучающихся. Также внедрена программа повышения квалификации учителей «Современные подходы к реализации полилингвального образования в школе и вузе».

Еще одним из успешных примеров взаимодействия вуза и региона являются психолого-педагогические классы, это федеральный проект Минпросвещения. В Башкортостане нашим университетом создано 57 таких классов в 48 школах-партнерах. Школьники в этих классах наряду с общеобразовательной программой изучают основы педагогики и психологии, ближе знакомятся с профессией. Это помогает им сделать осознанный выбор. На эти же цели направлен предуниверсарий «Школьный центр педагогики» – «Акмуллинская академия», поддержанный грантом из бюджета Республики Башкортостан и призванный повысить уровень предпрофильной и профильной подготовки ребят 7-11 классов. 

Валерий Анатольевич Горенкин
Валерий Анатольевич Горенкин
Ректор Крымского университета культуры, искусств и туризма

– На мой взгляд, крымские вузы получают достаточно весомую поддержку как от федеральных, так и от региональных органов власти. 

  • Выделение бюджетных мест. В этом году в КУКИиТ поступили 264 первокурсника. 
  • Синхронизация традиций фундаментального и практико-ориентированного образования с учетом исторически сложившихся традиций преподавания дисциплин в Республике Крым. КУКИиТ получил возможность формировать реестр образовательных программ, осуществлять персонифицированный подход к управлению кадрами с учетом аутентичной вузовской научно-образовательной повестки.
  • Материально-техническое и учебно-методическое оснащение.  КУКИиТ значительно расширил свои учебные площади, полностью укомплектовал необходимым оборудованием 4 компьютерных класса, практически полностью оборудовал входные пути для лиц с ОВЗ, закупил необходимые музыкальные инструменты, оснастил ­несколько хореографических залов, студию звукозаписи, лабораторию дизайна одежды и т.д.
  • Возможность практико-ориентированной подготовки обучающихся под руководством опытных наставников. 
  • Профессиональная переподготовка кадров с учетом конъюнктуры рынка труда. 
  • Поддержка инициатив по организации и проведению конкурсов, фестивалей, выставок, конференций, направленных на поддержку одаренной молодежи.
Галина Витальевна Мерзлякова
Галина Витальевна Мерзлякова
Ректор Удмуртского государственного университета

– Структурированный пакет конкретных мер, действующих в настоящее время, включает:

  • Участие в федеральных программах «Приоритет 2030» – развитие инженерного образования, фундаментальные исследования и прикладные разработки. Удмуртия формирует межвузовский кампус в составе кластера НОЦ мирового уровня, созданного в рамках нацпроекта «Наука и университеты», который объединяет научно-промышленный потенциал Республики Башкортостан, Пермского края и др. областей. Программа «Передовые инженерные школы» – мощнейшая мера поддержки с федеральным финансированием на обновление оборудования, лабораторий и привлечением ведущих специалистов.
  • Региональные меры поддержки направлены на закрепление эффекта от федеральных программ и решение локальных задач.
  • Финансовая и инфраструктурная поддержка. Правительство УР выступает соинвестором в рамках федеральных программ (например, «Приоритет 2030»); выделяет стипендии Главы УР для талантливых студентов и аспирантов, гранты для молодых ученых и научных коллективов на проведение исследований, актуальных для республики (Республиканский конкурс проектов по программе «УМНИК»).
  • Интеграция «Вузы – Промышленность – Власть». Создание и поддержка IT-кластера. Вузы (в т.ч. УдГУ) являются его основой: совместные образовательные программы; стажировки; стартапы; кооперация с предприятиями. Правительство выступает инициатором.
  • Поддержка кадрового потенциала и удержание молодежи. Программы «Земский доктор»/«Земский учитель» и др. (программа льготной ипотеки, подъемные выплаты молодым специалистам).
Ирина Игоревна Шереметьева
Ирина Игоревна Шереметьева
Ректор Алтайского государственного медицинского университета

– С 2022 года действует Программа Губернатора Алтайского края по компенсации затрат на оплату обучения по медицинским специальностям – это значимый инструмент поддержки молодых специалистов. Данная инициатива призвана решить проблему дефицита врачей, особенно в сельской местности и отдаленных районах края. Основная цель – стимулирование выпускников школ к поступлению в медицинские вузы и последующей работе в государственных учреждениях здравоохранения региона. Программа, частично или полностью компенсируя расходы на обучение, снижает финансовую нагрузку на семьи студентов.

Минздрав края ежегодно проводит конкурс на соискание грантов Губернатора Алтайского края в сфере медицинской профилактики, реабилитации и здоровьесбережения населения. Конкурс проводится в целях стимулирования научной и инновационной деятельности. Объём финансирования проектов в виде субсидии из краевого бюджета составляет 5 млн рублей ежегодно.

В рамках грантовой политики Губернатора Алтайского края в АГМУ реализован ряд проектов в области биотехнологий, медицинской профилактики, реабилитации и здоровьесбережения. Например, разработана и внедрена модель эпидемиологического надзора за ХНИЗ в Алтайском крае с использованием инструментов направленной (популяционной) профилактики. Открыт Научно-исследовательский центр «Здоровьесбережение», представляющий собой современный комплекс научно-исследовательской, образовательной и инновационной инфраструктуры АГМУ с профильными центрами компетенций. Для студентов и аспирантов, проявивших выдающиеся способности в учебной и научной деятельности, на основании ежегодного конкурса выплачиваются именные стипендии Губернатора Алтайского края.

Алексей Владимирович Лубков
Алексей Владимирович Лубков
Ректор Московского педагогического государственного университета

– МПГУ тесно сотрудничает с Департаментом образования и науки г. Москвы. Ежегодно Правительство Москвы выделяет на конкурсной основе гранты в форме субсидии федеральным вузам и федеральным учреждениям на проведение мероприятий по приоритетным направлениям развития системы столичного образования: развитие профильного и предпрофессионального обучения, воспитательная и профориентационная работа, реализация дополнительных образовательных программ и другие. На протяжении многих лет МПГУ ежегодно реализует более 20 проектов для разных категорий жителей столицы по заказу Департамента образования и науки г. Москвы.

Университет на регулярной основе проводит несколько крупных мероприятий: «Городской просветительский проект «Москва многоликая и разноязычная»», «Городской культурно-просветительский проект «Дни славянской культуры в столичном образовании»», «Городской проект поддержки молодых педагогов Москвы «Современная школа – пространство становления личности»». Мероприятия соответствуют задачам, сформулированным в Стратегии национальной политики города Москвы. Участниками ежегодно становятся не менее 2000 человек, школьников, педагогов, родителей, студентов колледжей и вузов.

Еще одно масштабное направление грантовой работы – участие МПГУ в мероприятиях Московского конкурса межпредметных навыков и знаний «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал». На нашей базе проводится экспертиза заданий конкурса, проведение его теоретических и практических этапов. В 2025 году мы проводили практический этап конкурса в номинации «Психолого-педагогический класс» и теоретические этапы в номинации «Предпринимательский класс» и «ИТ-класс».

АО. Сегодня регионы в соответствии с заданными национальными целями разрабатывают и принимают актуальные программы развития. Как правило, вузы становятся активными участниками формирования таких программ, планируя конкретные проекты. Расскажите о таких проектах. Каковы их ожидаемые результаты (для вуза, для региона, отрасли)? В чем риски невыполнения?
 

Александр Павлович Горбунов
Александр Павлович Горбунов
Ректор Пятигорского государственного университета

– Наш вуз в инициативном порядке при разработке и реализации «Программы развития университета на 2023-2032 годы» сформулировал и поступательно реализует проекты, коррелирующие с приоритетными направлениями научно-технологического развития и важнейшими технологиями в РФ, «прорывными» проектами на территории Ставропольского края. Среди них, например, следующие проекты, относящиеся к субрегиону Кавминвод:

  1. Туристско-рекреационная сфера как драйвер развития экономики Кавказских Минеральных Вод и Ставропольского края.
  2. Кавказские Минеральные Воды как платформа апробации прикладных моделей и социальных практик инклюзии в современном обществе.
  3. Новый облик Кавминводской городской среды: актуальные архитектурные решения.
  4. Перспективные управленческо-правовые и экономические технологии обеспечения устойчивого развития Кавказских Минеральных Вод.
Сергей Иванович Горлов
Сергей Иванович Горлов
Ректор Нижневартовского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, академик Академии информатизации образования

– НВГУ является классическим вузом, где реализуется большое количество проектов по приоритетным направлениям. Проекты, в основном, прикладного характера. Для этого материальная база вуза постоянно наращивается, к реализации привлекаются специалисты не только из нашего региона. С 2024 года молодые исследователи университета Виктория Облётова и Виктор Шевляков работают над проектом установки для извлечения солей редкоземельных элементов из подтоварной воды за счет гранта Акселератора технологических стартапов Югры. Проект уже проходит тестирование на реальном производстве. Предлагаемая технология извлечения солей редкоземельных элементов решает проблему упущенной экономической выгоды и повышает рентабельность добычи нефти. Еще один пилотный проект реализуется в энергетике. Усовершенствованию энергетического комплекса региона посвящен крупный научно-прикладной проект Петра Батракова. Исследование «Механизм и кинетика химических процессов в пламенах с добавками химически активных ингибиторов» реализуется на средства гранта Фонда научно-технологического развития Югры. Ученый исследует торф и возможность получить из него горючие газы, которые будут использованы в качестве нового топлива. Ожидаемые результаты проектов соответствуют поставленным задачам региональных программ – это и омоложение научно-педагогических кадров, и снижение антропогенных нагрузок на территорию региона, и создание комфортной социальной среды для жителей округа. На эти современные вызовы и направлены проекты, которые сегодня реализуются университетом. Риски невыполнения есть у любого проекта, среди основных – человеческий фактор, большую роль играют временной и финансовый факторы. Безусловно, нужно пытаться привлекать дополнительные финансовые средства – грантовую поддержку, софинансирование. Понимая и оценивая риски невыполнения, мы стараемся их минимизировать.

Константин Андреевич Подрезов
Константин Андреевич Подрезов
Ректор Тульского государственного педагогического университета им. Льва Толстого

– В первую очередь стоит сказать о нашем проекте «ПРОстажер», в рамках которого студенты-пятикурсники работают в школах. К ребятам прикрепляют наставников, на постоянной связи с ними находятся наши преподаватели, готовые оказать как психологическую, так и методическую поддержку. Результат соответствующий – из тех, кто прошел через проект в прошлом году, свыше 70% приняли решение остаться в школах.

Кроме того, у нас сложилось очень успешное партнерство с Тульской фармакологической фабрикой в рамках импортозамещения лекарственных препаратов. Наши учёные разрабатывают субстанции, необходимые для изготовления медикаментов, а также участвуют в регистрации новых лекарств в Минздраве РФ. Это уже помогло на 25% сократить сроки проведения научно-исследовательских работ и внедрения препаратов в производство.

Наши совместные разработки с индустриальным партнером входят в перечень стратегически значимых лекарственных средств, которые должны производиться на территории России. Партнерский опыт с Тульской фармфабрикой показал такие хорошие результаты, что мы планируем вывести его на новый уровень и в ближайшей перспективе создать на базе университета фармакологический кластер. И, естественно, развивать научный блок нам очень помогает участие в программе стратегического лидерства «Приоритет 2030», благодаря которой был сделан ряд важных открытий, и сотрудничество с Тульским Высокотехом.

Максим Георгиевич Родионов
Максим Георгиевич Родионов
Ректор Сибирского института бизнеса и информационных технологий

– В качестве ключевого проекта, демонстрирующего успешное взаимодействие вуза, региона и отрасли, я бы выделил Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем. Наш вуз играет значительную роль в подготовке высококвалифицированных специалистов для реального сектора экономики. Отмечу, что СИБИТ стал одним из первых омских вузов, где началось формирование образовательной базы для подготовки кадров в сфере беспилотных авиационных систем (БАС).

Сегодня мы готовим специалистов в области разработки, проектирования, эксплуатации, обслуживания и программирования БАС. Совместно с партнером – компанией ООО «СпецМаш-Аэро ИТ» – институт реализует образовательную программу профессиональной переподготовки «Управление беспилотным летательным аппаратом», по завершении которой присваивается квалификация «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом».

В Сибирской региональной школе бизнеса (колледже при СИБИТе) успешно функционирует программа подготовки «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» для специалистов среднего звена. Специальность «Оператор БПЛА» доступна как для выпускников 11-х классов, так и для учащихся, окончивших 9 классов.

В августе 2025 года СИБИТ вошел в число победителей Всероссийского проекта «Студенческая лига 2.0», направленного на развитие гонок дронов среди студентов. Организаторами лиги выступают Фонд «Спорт» при поддержке Министерства спорта РФ, федерального проекта «Развитие физической культуры и массового спорта», Федерации гонок дронов России и Ассоциации студенческих спортивных клубов. Проект нацелен на привлечение молодежи к освоению перспективных инновационных технологий и расширение базы подготовки квалифицированных кадров для быстроразвивающейся отрасли беспилотных авиационных систем.

В этом году СИБИТ стал победителем конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования, проведенного в рамках реализации государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». С 1 сентября 2025 г. совместно с AHO «Центр развития социально-предпринимательских инициатив» (Точка кипения Омск) наш институт начинает реализацию акселерационной программы «Высота-55» по направлениям технологических рынков НТИ «Технет», «Аэронет» и «Автонет». Участие студентов в данной акселерационной программе поможет им в развитии и совершенствовании навыков создания инновационных стартап-проектов, а также вовлечет проектные команды в технологическое предпринимательство. На целый семестр СИБИТ объединит студентов и преподавателей из разных вузов нашей страны, индустриальных партнеров нашего региона для решения задач технологического суверенитета России.

Таким образом, СИБИТ не только обеспечивает качественную подготовку специалистов для современного рынка труда, но и активно способствует развитию новых технологических направлений в регионе и стране.

Ольга Александровна Сотникова
Ольга Александровна Сотникова
Ректор Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина

– Республика Коми – это признанный научно-образовательный центр в Арктике. Согласно «Стратегии социально-экономического развития Республики Коми» на период до 2035 года одним из перспективных направлений развития региона является исследование природных ресурсов Севера и Арктики. К территориям приоритетного развития Республики Коми, где научная деятельность выступает одним из перспективных направлений, относятся две зоны: Сыктывкарская и Ухтинско-Сосногорская. Площадкой для изучения поведения северных экосистем в условиях изменения климата и антропогенного воздействия на природные объекты, адаптации человека в условиях Арктики, может стать Городской округ Воркута. Наш университет в партнерстве с другими вузами и научными организациями реализует исследования в области экологии и рационального природопользования, чистого производства и природоподобных новых материалов, а также цифровых технологий вносит вклад в развитие не только Республики Коми, но и всего арктического региона. Интеграция научно-исследовательской базы СГУ им. Питирима Сорокина с ФИЦ Коми НЦ УрО РАН и промышленными партнёрами создаёт предпосылки для пилотных проектов комплексного освоения природных ресурсов с применением технологий цифрового моделирования. 

Одним из рисков реализации технологических проектов университета является необходимость привлечения финансирования. Мобилизация внебюджетных средств позволит вузу не только снизить риски реализации технологических проектов, но и выполнить задачу по увеличению объема исследований в приоритетных областях..

Юрий Сергеевич Марфин
Юрий Сергеевич Марфин
Ректор Тихоокеанского государственного университета

– В рамках программы развития ТОГУ реализуется два стратегических технологических проекта, оба напрямую учитывают интересы Хабаровского края. Наш регион — один из самых больших на территории РФ, в том числе по площади удаленных таежных пространств, которые необходимо постоянно мониторить на предмет лесных пожаров. Поэтому первый наш проект направлен на создание новых беспилотных автоматизированных систем мониторинга и купирования лесных пожаров, а также механизмов управления этими системами. Работа вуза по разработке таких систем будет полезной для леспрома и позволит снизить ущерб от стихийных бедствий.

Второй проект больше сконцентрирован на учете интересов предприятий горной отрасли, которым постоянно требуются новые технологии: автоматизация карьеров и повышение эффективности переработки, обогащения и, что ключевое, глубины передела полезных ископаемых. Отрасли необходим переход от экспорта сырья к глубокой переработке, которая будет создавать добавленную стоимость, а значит, и рост доходов. Так вот второй стратегический проект — создание Дальневосточного инжинирингового центра, который будет заточен на аддитивные технологии, мехобработку и другие производственные процессы.

Салават Талгатович Сагитов
Салават Талгатович Сагитов
Ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

– Акмуллинский университет активно участвует в реализации нацпроектов. В 2025 г. по федеральному проекту «Педагоги и наставники» национального проекта «Молодежь и дети» в вузах создаются комплексные кластеры по подготовке кадров и преподаванию учебных предметов «Основы безопасности и защиты Родины», «Труд (Технология)». В 2025 г. нашему университету выделено 22,5 млн рублей на модернизацию инфраструктуры кабинетов предмета «Основы безопасности и защиты Родины».

В рамках федерального проекта «Наука и кадры для производства средств производства и автоматизации» в 2025 г. выбрано 17 российских вузов, куда вошел и Акмуллинский университет. Проект «Технонаставники» объединит работодателей, вузы и молодых людей, заинтересованных в развитии науки и технологий.

Валерий Анатольевич Горенкин
Валерий Анатольевич Горенкин
Ректор Крымского университета культуры, искусств и туризма

– Министерство культуры Крыма является ответственным исполнителем Государственной программы Республики Крым «Развитие культуры, архивного дела и сохранение объектов культурного наследия Республики Крым». Запланированное к 2030 году повышение уровня востребованности культуры не представляется возможным без подготовки и переподготовки профильных специалистов, владеющих навыками, необходимыми для осуществления инновационной деятельности с учетом региональной специфики. Именно КУКИиТ привлечен к разработке и продвижению образовательных продуктов для сферы культуры и искусств, которые станут трендовыми в ближайшее десятилетие. 

Приведу пример реализации программы. Модернизация библиотек в части комплектования их книжных фондов в рамках регионального проекта «Поддержка учреждений в сфере культуры» напрямую зависит от профессиональной компетентности сотрудников учреждений, которые должны владеть навыками анализа возрастных предпочтений посетителей библиотек, объективной оценки полученных данных, прогнозирования степени востребованности читателями книг, периодических изданий, оборудования и технических средств, приобретаемых за счет ассигнований бюджета. По результатам внедрения данной практики уже в этом году у нас был конкурс среди поступающих по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» в рамках целевой квоты.

Галина Витальевна Мерзлякова
Галина Витальевна Мерзлякова
Ректор Удмуртского государственного университета

– Вот ключевые направления, в рамках которых УдГУ реализует стратегические проекты для развития Удмуртии (в рамках «Приоритета-2030» и собственной стратегии, стратегии социально-экономического развития региона), их ожидаемые результаты и риски.

«Цифровая трансформация и IT-кадры для региональной экономики». Развитие образовательных программ по ­программированию, Data Science, кибербезопасности. Создание полигонов совместно с компаниями IT-кластера Ижевска. Реализация проектов по цифровизации госуслуг, городской среды и малого бизнеса в республике.

«Инженерия и технологии для промышленного кластера региона». Подготовка инженерных кадров (материаловеды, конструкторы, технологи) не только для ОПК, но и для смежных отраслей: беспилотные управляемые системы, автомобилестроение, нефтегазовое оборудование, легкая промышленность. На базе УдГУ создан Центр аддитивных технологий общего доступа при поддержке Госкорпорации «Росатом» для реализации образовательной, научно-исследовательской, производственной деятельности в области аддитивных технологий, а также их коммерциализации.

«Удмуртский гуманитарный кластер: язык, культура, туризм». Это уникальная компетенция УдГУ, которую не может дублировать другой вуз. Проект включает: цифровизацию удмуртского языка (создание корпусов текстов, переводчиков, образовательных платформ); подготовку кадров для сферы культуры, образования и туризма; разработку туристических продуктов, основанных на культурном наследии; создание образовательно-производственного хаба для развития креативной экономики Ижевска и малых городов Удмуртии; разработка брендинга территорий, создание современных общественных пространств, поддержка стартапов в сфере дизайна, моды, производства цифрового контента.

Ирина Игоревна Шереметьева
Ирина Игоревна Шереметьева
Ректор Алтайского государственного медицинского университета

–  АГМУ принял активное участие в разработке и внес ряд предложений в содержание Региональной программы научно-технологического развития Алтайского края в части мероприятий, направленных на достижение национальных целей, связанных с сохранением населения, укреплением здоровья и достижением технологического лидерства. Так, проект «Малая медицинская академия» включен в программу «Кадры и человеческий капитал», направленный на выявление одаренных школьников. Проект «Взаимодействие и сотрудничество» включает темы междисциплинарных научных исследований с участием учёных АГМУ: «Биополимеры для медицинской и фармацевтической промышленности», «Семипалатинский след». Развитие НОЦ «Здоровьесбережение» на базе АГМУ включено в региональный проект «Инфраструктура и среда».

В 2025 году университет принимает активное участие в реализации таких региональных проектов, как «Умный ФАП», «Школьная медицина», «Готов к санитарной обороне», «Служба медицинского сопровождения участников СВО».

Инициировано внедрение в работу фельдшерско-акушерских пунктов края цифрового комплекса «Риск-модификатор», разработанного научными коллективами АГМУ. В настоящее время данный сервис доступен любому медицинскому работнику, даже в самом отдаленном фельдшерско-акушерском пункте края. Использование программы позволило сократить сроки и повысить качество выявления и коррекции факторов риска заболеваний у населения сельской местности.

АГМУ инициировал внедрение технологии выявления и коррекции факторов риска развития хронических заболеваний у школьников разных возрастных групп (10–14 лет, 15–17 лет) в стандарты работы 59 школ Алтайского края.

В рамках регионального проекта «Готовность к санитарной обороне» на базе Учебного центра медицины катастроф АГМУ проводится подготовка инструкторов по оказанию первой помощи. Всего в 2025 году будет подготовлено более 1000 инструкторов.

В рамках реализации регионального проекта «Служба медицинского сопровождения участников СВО» на базе поликлиники «Консультативно-диагностический центр» АГМУ на регулярной основе оказывается бесплатная медицинская помощь участникам СВО.

АО. Сегодня не только университеты, но и целые регионы конкурируют за таланты: за лучших выпускников школ, за успешных молодых ученых, за опытные научно-педагогические кадры. В итоге кто окажется в выигрыше: богатый или креативный? Или подскажете свой вариант?

– Безусловно, такую конкуренцию мы наблюдаем многие годы, однако в последнее время она нарастает. Университет традиционно отмечает и курирует лучших своих выпускников, а также целеустремленных студентов (из различных регионов России), благоприятствуя раскрытию их способностей во время обучения и приглашая их на дальнейшее последипломное обучение (ординатура, аспирантура) и способствуя реализации их таланта и устремлений. Это же касается работы с учащимися и выпускниками средних школ, организации научных конференций с их участием и прочих совместных мероприятий со школьниками в клиниках университета. Университетом традиционно проводятся студенческие научные конференции, конференции молодых ученых, конгресс ординаторов и пр., что дополнительно способствует выявлению талантливых ученых среди студентов и ординаторов. Одним из путей решения проблемы конкуренции за молодых ученых является организация их целевого обучения в университете, с последующим их трудоустройством в университете. В итоге «в выигрыше» остается креативный талантливый ученый, финансовая составляющая и статус которого в динамике пропорциональны его научным достижениям.

Учитывая, что основной задачей вузов является подготовка кадров, целесообразно при распределении контрольных цифр приёма (КЦП) учитывать потенциальные возможности абитуриентов, а также врачей, проходящих дополнительное профессиональное образование (ДПО) и ординатуру. Это касается и вузов, закрепленных за регионом, но расположенных за его пределами.

Для решения указанных проблем предлагаются следующие меры: развитие проекта «вуз – регион», создание которого уже доказало свою эффективность; увеличение количества целевых мест для обучения; развитие портала «Работа в России».

Дмитрий Олегович Иванов
Дмитрий Олегович Иванов
Ректор Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета

– Безусловно, такую конкуренцию мы наблюдаем многие годы, однако в последнее время она нарастает. Университет традиционно отмечает и курирует лучших своих выпускников, а также целеустремленных студентов (из различных регионов России), благоприятствуя раскрытию их способностей во время обучения и приглашая их на дальнейшее последипломное обучение (ординатура, аспирантура) и способствуя реализации их таланта и устремлений. Это же касается работы с учащимися и выпускниками средних школ, организации научных конференций с их участием и прочих совместных мероприятий со школьниками в клиниках университета. Университетом традиционно проводятся студенческие научные конференции, конференции молодых ученых, конгресс ординаторов и пр., что дополнительно способствует выявлению талантливых ученых среди студентов и ординаторов. Одним из путей решения проблемы конкуренции за молодых ученых является организация их целевого обучения в университете, с последующим их трудоустройством в университете. В итоге «в выигрыше» остается креативный талантливый ученый, финансовая составляющая и статус которого в динамике пропорциональны его научным достижениям.

Учитывая, что основной задачей вузов является подготовка кадров, целесообразно при распределении контрольных цифр приёма (КЦП) учитывать потенциальные возможности абитуриентов, а также врачей, проходящих дополнительное профессиональное образование (ДПО) и ординатуру. Это касается и вузов, закрепленных за регионом, но расположенных за его пределами.

Для решения указанных проблем предлагаются следующие меры: развитие проекта «вуз – регион», создание которого уже доказало свою эффективность; увеличение количества целевых мест для обучения; развитие портала «Работа в России».

Александр Павлович Горбунов
Александр Павлович Горбунов
Ректор Пятигорского государственного университета

– В сложившейся сейчас гонке по финансовой поддержке талантов главная опасность состоит в том, что избираемые для такой поддержки молодые люди начинают верить в свою исключительность и затем уже не готовы пальцем пошевелить без постоянной финансовой «подпитки». У них формируется мышление не инноватора, а приобретателя, стяжателя – а тогда есть угроза, что они в дальнейшем будут ориентироваться прежде всего на размеры вознаграждения вместо интересов и ценностей своей малой и большой родины.

Поэтому меры как по отбору, так и вознаграждению талантов призваны быть взвешенными и, главное, непререкаемыми и несомненными в их заслуженности, достоверности и справедливости.

Мы в нашем университете полагаем, что получение бюджетного места (в условиях, когда такие места есть не на всех программах) и вытекающих из него многочисленных возможностей государственной материальной поддержки и так само по себе уже является вознаграждением, и оказываем поддержку предоставлением льготной стоимости тем абитуриентам, а затем студентам на платных местах, которые на предыдущем этапе показали отличный и хороший уровень образовательных результатов и потом подтверждают его в период обучения. В целом же создана разветвлённая система морального и материального (в рамках имеющихся финансовых возможностей вуза) вознаграждения высоких результатов деятельности студентов и работников, их труда и таланта.

Сергей Иванович Горлов
Сергей Иванович Горлов
Ректор Нижневартовского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, академик Академии информатизации образования

–  Креативные в конце концов становятся богатыми, а конкуренция всегда заставляет двигаться и развиваться, это важнейший социальный двигатель. Конкуренция порождает новые идеи, проекты, и новых ученых. Вуз, регион и наша страна в целом в любом случае выигрывают – чем больше молодых исследователей будут заниматься проектной и научной деятельностью, пытаться найти себя в междисциплинарных направлениях, тем больше развития получит не только отдельная кафедра или вуз, но и регион и наша страна. Успешные молодые кадры и опытные научно-педагогические кадры – это не одно и то же. Успешный молодой ученый – это продукт успешной научной школы и работы, опытных научно-педагогических кадров. Более опытные коллеги должны быть гибкими в работе с молодыми специалистами. Классические формы взаимодействия «ученик – наставник» или «студент – преподаватель» трансформируются. Если опытные педагоги успевают за этой трансформацией, то они будут успешны и сейчас. А молодые кадры должны тянуться, и брать с них пример, как добиваться результатов. Роль наставника и педагога была и остается определяющей. Огромное значение имеет преемственность. Научный коллектив, которым руководит значимый научный руководитель, это работающая модель, ее нужно поддерживать и развивать не только в вузе, но и на региональном уровне.

Константин Андреевич Подрезов
Константин Андреевич Подрезов
Ректор Тульского государственного педагогического университета им. Льва Толстого

–  Выиграет тот, кто сможет найти идеальный баланс. Можно сколько угодно говорить, что деньги – не главное, но нужно признать, что это важный фактор. Интерес и креатив может на какое-то время привлечь людей, но чтобы удержать их, нужны комфортные условия. И наоборот. Все, что связано с брендом, играет очень важную роль – не зря говорят: «По одежке встречают». Я считаю, что «вкусным» должно быть всё: и сама «обёртка», и то, что под ней скрывается.

Максим Георгиевич Родионов
Максим Георгиевич Родионов
Ректор Сибирского института бизнеса и информационных технологий

– Сегодня мы наблюдаем значительные изменения в системе высшего образования, которые требуют от нас глубокого осмысления и принятия решений, направленных на сохранение качества подготовки специалистов. Наметившиеся тенденции, такие как сокращение платных мест в вузах, ограничение приема на программы обучения путем зачисления один раз в год, а также уменьшение числа 10-х классов из-за перехода на поступление в вузы после 11-го класса по результатам ЕГЭ, ставят перед нами новые вызовы.

На первый взгляд, эти изменения могут способствовать повышению качества образования за счет более строгого отбора абитуриентов и концентрации ресурсов на подготовке лучших студентов. Однако с другой стороны, очевидно, что общее количество выпускников школ будет сокращаться, что приведет к снижению конкуренции при поступлении. Это, в свою очередь, повлечет за собой сокращение не только коммерческих, но и бюджетных мест в вузах. Финансовые последствия таких процессов неизбежно скажутся на доходной части бюджетов как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений.

В этой ситуации мы можем ожидать «обеднения» вузов, особенно тех, которые не смогут адаптироваться к новым условиям. Конкуренция между вузами будет разворачиваться не столько за талантливых абитуриентов, сколько за любых студентов, готовых продолжить обучение. Такая борьба может привести к серьезным структурным изменениям: закрытию целых факультетов, укрупнению вузов и исчезновению с образовательной карты части негосударственных вузов и филиалов государственных университетов.

Особенно важно отметить, что государственные и негосударственные вузы окажутся в разных условиях. Первые будут иметь больше возможностей для выживания благодаря поддержке государства, тогда как вторые столкнутся с еще большими трудностями. Тем не менее, конкуренция между ними сохранится, хотя и в новых формах.

В этих условиях ключевым фактором успеха станет внедрение современных технологий, в первую очередь искусственного интеллекта (ИИ), в образовательный процесс. ИИ должен стать неотъемлемой частью обучения. Мы обязаны научить наших студентов эффективно работать с этими технологиями, а преподавателям следует разрабатывать задания, учитывающие использование ИИ, вместо того чтобы критиковать студентов или снижать им баллы за его применение. Искусственный интеллект займет определенную нишу в образовательном процессе, подменяя рутинные процессы и позволяя сосредоточиться на более сложных и творческих задачах.

Таким образом, вопрос о том, кто окажется в выигрыше — богатые или креативные, — я бы переформулировал следующим образом: «Кому поможет искусственный интеллект, кто быстрее его освоит и поставит на службу своему развитию, богатый или креативный?» Ответ на этот вопрос во многом определит будущее высшего образования.

 Как ректор вуза, я уверен, что наша основная задача сегодня — это не только сохранение традиций качественного образования, но и активное внедрение инноваций. Только так мы сможем обеспечить устойчивое развитие нашего университета и подготовить студентов к вызовам завтрашнего дня.

Сергей Олегович Барышников
Сергей Олегович Барышников
Ректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

– Но что конкретно делает университет лучшим выбором для будущей жизни? Помимо высокого качества преподавания, безусловно, это сильный профессорско-преподавательский состав, состоящий из опытных ученых и практиков, готовых делиться своими знаниями и опытом со студентами. Важна и современная материально-техническая база: оборудованные лаборатории, библиотеки с широким выбором литературы, комфортные учебные аудитории и современные компьютерные классы.

Не менее значимым фактором является атмосфера в университете. Это должно быть место, где студенты чувствуют себя комфортно и безопасно, где они могут свободно выражать свои мысли и реализовывать свой потенциал. Важно, чтобы университет поддерживал студенческие инициативы, развивал творческие способности и способствовал формированию активной гражданской позиции.

Кроме того, университет должен активно сотрудничать с работодателями, предлагая студентам возможности для прохождения стажировок и трудоустройства. Это позволяет выпускникам успешно интегрироваться в профессиональную среду и строить карьеру.

Университет – это целое сообщество, объединенное общими ценностями и стремлением к знаниям. Это место, где можно найти настоящих друзей, наставников и единомышленников на всю жизнь. С уверенностью могу сказать, что ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова не только дает знания и уверенность в завтрашнем дне, но и формирует гражданскую позицию будущего специалиста.

Юрий Сергеевич Марфин
Юрий Сергеевич Марфин
Ректор Тихоокеанского государственного университета

– Здесь как будто очевидно, что легко самым профицитным регионам, где есть возможность просто перекупать, переманивать лучших специалистов. Но это очень быстро истощаемая парадигма. Если просто заваливать людей деньгами, то мы продуцируем бегунков, которые сегодня здесь, завтра там, послезавтра ещё где-нибудь, и создаём гонку между регионами.

Я рассчитываю на поиск инструментов привлечения, развития и удержания креативных людей. Нужно предпринимать все усилия: развивать тех, кто уже здесь, улучшать условия, чтобы молодые таланты не уезжали, и создавать перспективы, чтобы другие таланты приезжали и оставались. Нужно предлагать не просто высокую зарплату, а комплексное решение: интересные и амбициозные проекты, современную научную инфраструктуру, понятные карьерные траектории в кооперации с местной промышленностью, и, что тоже важно, высокое качество жизни, развитую социальную среду, образовательные и культурные возможности для семей.

И всё-таки верю, что те, кто будет предлагать более острые, целевые меры, заточенные под решение этих задач, в долгосрочной перспективе окажутся в выигрыше. Поэтому я за креатив.

Салават Талгатович Сагитов
Салават Талгатович Сагитов
Ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

– Регион в первую очередь заинтересован, чтобы молодые и талантливые оставались учиться и работать дома. Сейчас мы видим, что «богатые» регионы, мотивирующие талантливых студентов грантами, дополнительными стипендиями, в короткой перспективе выигрывают. Но важен подход комбинированный. Востребованность выпускников, трудоустройство, современные рабочие места, возможность заниматься наукой плюс дополнительные инструменты стимулирования молодежи находятся в центре интереса региональных институтов власти. Необходимо создание благоприятной среды, способствующей развитию перспективной молодежи: доступное жильё, культурные пространства, новые социальные лифты.

Валерий Анатольевич Горенкин
Валерий Анатольевич Горенкин
Ректор Крымского университета культуры, искусств и туризма

– На мой взгляд, победу одержат стратегически мыслящие руководители вузов. Практика показывает, что вуз может успешно функционировать только при условии баланса финансовой, материально-технической, управленческой, кадровой, учебно-методической и воспитательной составляющих, что представляет собой стратегически выверенный план действий. 

Галина Витальевна Мерзлякова
Галина Витальевна Мерзлякова
Ректор Удмуртского государственного университета

– В краткосрочной перспективе могут выигрывать «богатые» регионы, в среднесрочной перспективе – «креативные», которые становятся центрами притяжения тех, кто ищет смысл. В долгосрочной перспективе скорее всего одержат победу «умные» регионы – экосистемы, которые понимают, что нужно инвестировать не только в стены лабораторий, но и в среду: в сообщества, в культуру, в качество жизни и общую миссию. Поэтому в выигрыше окажется тот, кто сможет создать «экосистему возможностей», синтезирующую материальные и нематериальные активы. Именно такой регион, главная задача которого –  распознавать, привлекать и активировать потенциал талантов под их индивидуальные запросы, и станет победителем.

28.10.2025
Наверх