Экспертный совет «АО». СПО

Первое заседание, стартуем!

Экспертный совет «АО». СПО

Уважаемые читатели, рады сообщить, что одна из ключевых рубрик журнала – Экспертный совет «АО» – расширяется: к нашим экспертам-ректорам ведущих российских университетов подключаются эксперты-директора образовательных организаций – лидеров СПО. 

За пять лет работа в формате редакционного Экспертного совета абсолютно себя оправдала, благодаря активной, открытой и неравнодушной позиции ее участников рубрика стала одной из самых читаемых. Мнение  руководителей российских вузов по актуальным вопросам развития высшего образования неизменно привлекает внимание нашей аудитории. Сегодня глубокую внутреннюю трансформацию переживает  и отечественная система среднего профессионального образования. Мы видим ее востребованность, взрывным образом растущую среди молодого поколения, ее критическую значимость для отечественной экономики. Поэтому уверены, что директорам образовательных организаций СПО, как и коллегам-ректорам, будет что сказать на страницах нашего издания в рамках новой рубрики «Экспертный совет «АО». СПО»…

Итак, год 2025-й для российской  системы среднего профессионального образования – юбилейный: 2 октября  страна отметила ее 85-летие. Мы от всей души поздравляем работников СПО с этой торжественной датой, приурочив к ней и повестку первого заседания нашего нового совета экспертов СПО…
 

АО. В год 85-летия СПО какие 5 ключевых достижений российской системы профессионального образования можете назвать? И какое событие, важное для жизни вашего колледжа, отметите особо?
 

Дмитрий Анатольевич Алференко
Дмитрий Анатольевич Алференко
Директор Кузбасского педагогического колледжа

– Система среднего профессионального образования сегодня в приоритете государственной политики –  это уже достижение! Сегодня система СПО по своему качественному содержанию, материальному оснащению, укомплектованности оборудованием, квалификации руководящего и педагогического состава вышла на новый уровень. Субъекты РФ, в том числе Кузбасс, заявили о рекордном интересе к среднему профессиональному образованию, который был зафиксирован уже в первые две недели приемной кампании 2025 г.

Топ-5 достижений российской системы СПО, на наш взгляд, возглавляет реализуемый с 2022 года федеральный проект «Профессионалитет», а для среднего профессионального педагогического образования решение о создании в рамках ФП с 2023 года образовательных кластеров среднего профессионального образования отрасли «Педагогика». 

Далее, но не меньшее по значимости чемпионатное движение «Профессионалы», которое по качеству и содержанию превзошло зарубежные аналоги, и конкурсы профессионального ­мастерства. Для конкурсантов это отличный старт будущей карьеры: тысячи участников получают предложения о стажировке или трудоустройстве в ведущие российские компании по итогам чемпионата. Для наставников чемпионаты – это возможность повысить квалификацию и обменяться опытом с коллегами. Для компаний-работодателей – привлечение перспективных и квалифицированных молодых специалистов. Работодателям дает возможность транслировать требования к подготовке специалистов в соответствии с актуальными запросами рынка труда. 

Брендом развития системы СПО можно назвать и демонстрационный экзамен. Ценность его в том, что он позволяет выпускнику примерить на себе статус работника, статус компетентного сотрудника, готового к выполнению тех или иных трудовых действий. Экзамен помогает выпускникам колледжей плавно и беспрепятственно выходить на рынок труда, обеспечивая востребованность у работодателей. Введение демонстрационного экзамена можно назвать достижением системы СПО, тем более что эта форма оценки, при которой студент выполняет практическое задание в условиях, близких к реальному производству, с 1 сентября 2026 г. он станет обязательным для всех колледжей страны.

И хочется особо выделить достижение в системе среднего профессионального педагогического образования, а именно, «Ядро среднего профессионального педагогического образования» с целью формирования единых подходов к содержанию практической и методической подготовки педагога во всех организациях, реализующих программы среднего профессионального педагогического образования. Независимо от колледжа и специальности, у каждого будущего педагога и воспитателя есть обязательный набор дисциплин с единым содержанием. Студенты изучают основы педагогики, психологии, работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, информатику и компьютерные технологии в профессиональной деятельности, проектную и исследовательскую деятельность.

Главное событие 2025 года для Кузбасского педагогического колледжа – его полувековой юбилей (символично в год 85-летия системы среднего профессионального образования). Мы отмечаем красивую дату являясь с 2024 года базовой образовательной организацией СПО образовательного кластера «Педагогическая фабрика» ФП «Профессионалитет». Сегодня в учреждениях кластера в современных лабораториях мы можем внедрять гибкие, практико-ориентированные образовательные программы, актуальные методики и новые технологии обучения и воспитания, расширять границы кластерно-сетевого партнерства. 

Хотелось бы отметить работу педагогического коллектива колледжа в части международного сотрудничества, укрепление связей с международными партнерами. Колледж активно взаимодействует с Витебским государственным университетом имени П. М. Машерова и двумя педагогическими колледжами – структурами университета в городах Орша и Полоцк.  

В 2024 году ГАПОУ «Кузбасский педагогический колледж» и Российско-Таджикское государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов в г. Душанбе имени Ю. А. Гагарина» (далее – РТ ГБОУ «СОШ в г. Душанбе имени Ю. А. Гагарина») подписали соглашение о международном сотрудничестве. 

В рамках международного проекта «Педагогический инкубатор», автором и реализатором которого является РТ ГБОУ «СОШ в  г. Душанбе имени Ю. А. Гагарина», для обучающихся 3–4-х курсов предусмотрена стажировка на базе школы. 

Юбилейные события – это возможность еще раз обратиться к прошлому: истории учебного заведения как залогу его успешного будущего, поблагодарить людей, посвятивших свою жизнь воспитанию и обучению будущих педагогов, рассказать о достижениях наших студентов и выпускников, ставших гордостью Кузбасса и всей страны.

Миссия колледжа: «Наращиваем потенциал человеческого капитала региональной системы образования посредством опережающей подготовки будущих педагогов в условиях современной (инновационной) социально-педагогической среды колледжа».

Учим – человека как целостную личность, ориентированную на самореализацию и личностный рост в современном мире.

Учиться – овладевать навыками проектирования своей профессиональной карьеры и гармоничного жизненного пути.

Учить – будущее поколение нашей страны.

Учим учиться и учить! Эти слова стали для нас философией, основой нашей работы и ключом к успеху. Мы стремимся к тому, чтобы каждый студент ощущал свою значимость и понимал, что учение — это не просто процесс получения знаний, а путь к самосовершенствованию и развитию. Понимал сам и смог передать эту истину своим воспитанникам!

Елена Михайловна Зайко
Елена Михайловна Зайко
Директор Челябинского педагогического колледжа №2

– Ключевым достижением российской системы профессионального образования считаю поддержку взаимодействия с работодателями:

1. Целевое обучение – обучение с последующим трудоустройством.  

Преимущества: 

  • возможность привлечь специалиста готового к работе на оборудовании, имеющемся у работодателя, а также знакомого со спецификой конкретного производства;
  • сокращение риска дефицита кадров при расширении производства и (или) выпуске новой продукции;
  • возможность определять содержание обучения и компетенции, осваиваемые обучающимся, а также определять места прохождения практики и оборудование, на котором обучающийся получает практические навыки; 
  • возможность работодателя контролировать (сопровождать) подготовку обучающегося, в том числе получать информацию о промежуточных результатах освоения им образовательной программы, устанавливать требования к успеваемости и контролировать ее, мотивировать обучающегося к лучшему освоению образовательной программы;
  • готовность выпускника сразу приступить к работе на том предприятии (оборудовании) и в том коллективе, с которым он будет взаимодействовать в ходе обучения.

2. Демонстрационный экзамен - ключевой инструмент в управлении качеством профессионального образования. Анализ результатов демонстрационного экзамена выступает основанием для принятия управленческих решений на региональном уровне, уровне образовательной организации, обуславливает изменения в деятельности педагогов и мастеров производственного обучения.

3. Чемпионат профессионального мастерства «Профессионалы» - Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастерству направлено на поддержку талантливой молодежи, укрепление кадрового потенциала и обеспечение технологического суверенитета России. В мероприятия чемпионатного движения на всех этапах вовлечены тысячи работодателей. Это позволяет синхронизировать систему подготовки кадров в СПО с требованиями реального сектора экономики.

4. Федеральный проект «Профессионалитет» обеспечивает синхронизацию запросов рынка труда и качества подготовки специалистов за счет реализации механизмов интеграции деятельности образовательных организаций и организаций реального сектора экономики в подготовке квалифицированных кадров на основе создания образовательно-производственных центров (кластеров) и образовательных кластеров СПО.

Событие года 

6 августа в Челябинском педагогическом колледже №2 состоялась церемония вручения Свидетельств об успешном прохождение независимой оценки квалификации (НОК) выпускникам по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

В июне 2025 года при поддержке СПК в сфере образования и Института развития профессионального образования впервые стало возможно проведение независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена с учетом результатов демонстрационного экзамена.

Новая форма оценки позволила объективно подтвердить готовность выпускников к профессиональной деятельности в образовательных организациях и стать частью единой системы оценки квалификаций в России.

Под процедурой совмещения независимой оценки квалификации и демонстрационного экзамена понимается перезачет результатов ГИА в форме демонстрационного экзамена в качестве практической части профессионального экзамена.

По результатам аттестационных процедур 39 наших выпускников подтвердили свои профессиональные компетенции и получили свидетельства о квалификации.

Тагир Магомедович Мустафаев
Тагир Магомедович Мустафаев
Директор Ивановского колледжа культуры, почетный работник культуры Ивановской области

– Считаю, что основными достижениями российской системы профессионального образования являются:

  • федеральный проект «Профессионалитет», направленный на формирование современной модели подготовки кадров для создания технологического суверенитета страны;
  • создание центров опережающей профессиональной подготовки как агрегаторов системы подготовки кадров;
  • целевое обучение (ранняя профориентация, взаимодействие с работодателями, обеспечение молодых профессионалов рабочими местами);
  • развитие наставничества;
  • создание института советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

В области культуры важным достижением является разработка программы «Земский работник культуры».

К главным событиям в Ивановском колледже культуры в 2025 году относятся:

  1. выпуск специалистов отрасли культуры, 85% из которых продолжили обучение и работают в учреждениях культуры, искусства и образования;
  2. 4 выпускника приняли участие в программе «Земский работник культуры»;
  3. празднование 80-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
  4. выпуск сборника народных песен Ивановской области «Ивановские напевы». Это результат колоссальной работы преподавателей и студентов колледжа культуры. Песенный фольклор собирали в течение 30 лет в этнографических экспедициях в районах Ивановской области. 

Сборник «Ивановские напевы» (ISBN 978-5-6054087-0-3) получил высокую оценку музыкально-педагогического сообщества России и будет внесен в Единый реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Ивановской области.

АО. Если формулировать план на будущее российской системы СПО, то какие 5 обязательных задач Вы внесли бы в него? И какую ближайшую цель развития ставите для вашего колледжа?

Дмитрий Анатольевич Алференко
Дмитрий Анатольевич Алференко
Директор Кузбасского педагогического колледжа

– Будущее системы российской системы СПО, в частности среднего профессионального педагогического образования, и задачи, стоящие перед ней, на наш взгляд тесно связаны с эволюцией мегатрендов, мощно повлиявших на запрос к качеству человеческого капитала. За последние пять лет свои коррективы в развитие системы образования внесли:

  •  COVID-19, потребовав перейти на дистанционный формат обучения и удаленную занятость. Задача – перейти на модель «Цифровой колледж» и её совершенствовать;
  • уход западных игроков, акцент на национальных целях, приоритете технологического и кадрового суверенитета. Задача – актуализировать содержание образовательных программ, исходя из потребностей рынка труда, содействовать трудоустройству выпускников. Как участники федерального проекта «Профессионалитет», мы активно продвигаем идеологию проекта и популяризируем педагогическую профессию;
  • ChatGPT (в 2023 г.) и развитие искусственного интеллекта, вызвав у многих эмоции от восторга до страха остаться без работы. Перед педагогической общественностью поставлена задача формирования у обучающихся культуры осознанного понимания, что генеративные нейронные сети могут быть помощником в обучении, а не исполнителем или тем более заменителем участника образовательного процесса. Но прежде и сама педагогическая общественность обязана усвоить эту культуру;
  • эпоха «джокеров» (2025–2030 гг.), сделав заказ на выпускника профессиональной образовательной организации, обладающего гибкими компетенциями, получившего две и более специальности/квалификации. Для системы среднего профессионального педагогического образования, которая готовит воспитателей детских садов и учителей начальных классов, в настоящее время тема очень актуальна, что связано, в том числе, с «демографической ямой» и трудоустройством выпускников педагогических колледжей по специальности в условиях сокращения рабочих мест. Задача – развитие системы дополнительного образования колледжей, формирование банка дополнительных профессиональных программ, востребованных работодателями региона.

И пятая задача – это повышение качества подготовки педагогических кадров для системы СПО, без которых четыре выше обозначенных задачи не выполнимы.

Что касается цели развития Кузбасского педагогического колледжа до 2030 года – мы работаем над созданием пространства развития человеческого капитала студента и преподавателя, где в приоритете их здоровье, знания, умения, навыки, способности, таланты, жизненный опыт, в котором сформирована социально-педагогическая среда, объединяющая передовые кадровые (интеллектуальные), технологические, методические, информационные, цифровые, материально-технические ресурсы, в том числе и наших партнеров, раскрывающая профессиональную и личную уникальность студента и преподавателя, мотивирующая к профессиональному и творческому развитию, самореализации, нестандартному решению задач, способствующая развитию критического мышления, командного духа, креативности, коммуникабельности, позволяющая преподавателю и студенту добрать необходимые компетенции, сформировать персональную образовательную траекторию, стать уверенным и конкурентоспособным в эпоху максимальной неопределенности.

Елена Михайловна Зайко
Елена Михайловна Зайко
Директор Челябинского педагогического колледжа №2

– Говоря о плане на будущее для СПО в России, на мой взгляд, необходимо отметить повышение качества подготовки кадров, обеспечение соответствия образовательных программ требованиям рынка труда и создание условий для успешной интеграции выпускников в экономику страны.

Среди задач выделяю следующие:

1. Модернизация инфраструктуры образовательных учреждений:

  • Обновление материально-технической базы колледжей и техникумов.
  • Создание современных учебных лабораторий и мастерских.
  • Оснащение учебных заведений современным оборудованием и технологиями.

2. Совершенствование содержания образовательных программ:

  • Актуализация стандартов и программ обучения с учетом потребностей экономики.
  • Разработка новых специальностей и направлений подготовки.
  • Интеграция цифровых технологий в образовательный процесс.

3. Повышение квалификации педагогических работников:

  • Организация курсов повышения квалификации и переподготовки преподавателей.
  • Поддержка молодых педагогов и наставничество опытных специалистов.
  • Стимулирование научных исследований и инноваций в сфере СПО.

4. Укрепление связей с работодателями:

  • Активизация взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями и организациями.
  • Привлечение работодателей к разработке образовательных программ и оценке компетенций студентов.
  • Расширение практики стажировок и производственных практик.

5. Подготовка квалифицированных рабочих кадров:

  • Увеличение числа обучающихся по рабочим профессиям.
  • Улучшение качества профессиональной подготовки рабочих кадров.
  • Формирование позитивного имиджа рабочих профессий среди молодежи.

Цель развития Челябинского педагогического колледжа №2 заключается в подготовке квалифицированных педагогических кадров, обладающих необходимыми компетенциями и способствующих повышению качества образования. 

Среди основных направлений:

  1. Повышение квалификации преподавателей: обеспечение условий для профессионального роста педагогов, внедрение современных образовательных технологий и методик.
  2. Развитие инфраструктуры: создание комфортных условий для обучения студентов, обновление материально-технической базы колледжа.
  3. Интеграция теории и практики: организация практикумов, стажировок и других форм практической подготовки будущих педагогов.
  4. Формирование­­­  профессиональной культуры: воспитание у студентов понимания важности профессии педагога, развитие личностных качеств, необходимых для успешной работы в образовательной сфере.
Тагир Магомедович Мустафаев
Тагир Магомедович Мустафаев
Директор Ивановского колледжа культуры, почетный работник культуры Ивановской области

– Необходимо ускорить модернизацию образовательных программ, используя отраслевые рамки квалификаций и цифровые инструменты. Это ­позволит выпускникам быть готовыми к гибридной занятости и новым профессиям, а работодателям получать специалистов, включающихся в инновационные проекты сразу после выпуска.

Будущее СПО невозможно без нового поколения кадров. Преподаватель должен сочетать функции наставника и воспитателя, владеть цифровой педагогикой и методами проектного обучения. Системное повышение квалификации в ведущих профильных вузах страны и переподготовка будет способствовать повышению качества обучения и престижу профессии.

Колледжи должны стать центрами подготовки кадров для ИТ, медиапроизводства и культурных индустрий. Выпускники с компетенциями в области звукооператорского мастерства, дизайна или менеджмента культурных проектов востребованы не меньше, чем инженеры. Такая интеграция укрепит культурный суверенитет России.

Позитивный имидж СПО формируется через чемпионаты, медийные проекты и партнерство с работодателями. Чемпионатное движение хотелось бы развивать и в отрасли культуры и искусства, что повышает привлекательность СПО для талантливой молодежи.

В XXI веке цифровизация и развитие интерактивных технологий внесли значительные изменения в область музыкального, хореографического и театрального искусства. Образование в сфере искусства является уникальной областью, где теоретические знания неразрывно связаны с практическими навыками. Поэтому развитие гибридного обучения, предусматривающего интерактивность, цифровой формат и очное обучение представляет собой перспективный подход в развитии образования в области искусств.

Важнейшей задачей для Ивановского колледжа культуры является приобщение обучающихся к созидательному труду, к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. Ценностная составляющая организации учебно-воспитательного процесса способствует повышению качества подготовки специалистов, формированию у обучающихся гражданских чувств, патриотизма, развивает умение нестандартно мыслить, объективно воспринимать окружающий мир, воспитывает любовь к отечественной истории и культуре.

28.10.2025
Наверх