Уважаемые читатели, рады сообщить, что одна из ключевых рубрик журнала – Экспертный совет «АО» – расширяется: к нашим экспертам-ректорам ведущих российских университетов подключаются эксперты-директора образовательных организаций – лидеров СПО.
За пять лет работа в формате редакционного Экспертного совета абсолютно себя оправдала, благодаря активной, открытой и неравнодушной позиции ее участников рубрика стала одной из самых читаемых. Мнение руководителей российских вузов по актуальным вопросам развития высшего образования неизменно привлекает внимание нашей аудитории. Сегодня глубокую внутреннюю трансформацию переживает и отечественная система среднего профессионального образования. Мы видим ее востребованность, взрывным образом растущую среди молодого поколения, ее критическую значимость для отечественной экономики. Поэтому уверены, что директорам образовательных организаций СПО, как и коллегам-ректорам, будет что сказать на страницах нашего издания в рамках новой рубрики «Экспертный совет «АО». СПО»…
Итак, год 2025-й для российской системы среднего профессионального образования – юбилейный: 2 октября страна отметила ее 85-летие. Мы от всей души поздравляем работников СПО с этой торжественной датой, приурочив к ней и повестку первого заседания нашего нового совета экспертов СПО…
АО. В год 85-летия СПО какие 5 ключевых достижений российской системы профессионального образования можете назвать? И какое событие, важное для жизни вашего колледжа, отметите особо?

– Система среднего профессионального образования сегодня в приоритете государственной политики – это уже достижение! Сегодня система СПО по своему качественному содержанию, материальному оснащению, укомплектованности оборудованием, квалификации руководящего и педагогического состава вышла на новый уровень. Субъекты РФ, в том числе Кузбасс, заявили о рекордном интересе к среднему профессиональному образованию, который был зафиксирован уже в первые две недели приемной кампании 2025 г.
Топ-5 достижений российской системы СПО, на наш взгляд, возглавляет реализуемый с 2022 года федеральный проект «Профессионалитет», а для среднего профессионального педагогического образования решение о создании в рамках ФП с 2023 года образовательных кластеров среднего профессионального образования отрасли «Педагогика».
Далее, но не меньшее по значимости чемпионатное движение «Профессионалы», которое по качеству и содержанию превзошло зарубежные аналоги, и конкурсы профессионального мастерства. Для конкурсантов это отличный старт будущей карьеры: тысячи участников получают предложения о стажировке или трудоустройстве в ведущие российские компании по итогам чемпионата. Для наставников чемпионаты – это возможность повысить квалификацию и обменяться опытом с коллегами. Для компаний-работодателей – привлечение перспективных и квалифицированных молодых специалистов. Работодателям дает возможность транслировать требования к подготовке специалистов в соответствии с актуальными запросами рынка труда.
Брендом развития системы СПО можно назвать и демонстрационный экзамен. Ценность его в том, что он позволяет выпускнику примерить на себе статус работника, статус компетентного сотрудника, готового к выполнению тех или иных трудовых действий. Экзамен помогает выпускникам колледжей плавно и беспрепятственно выходить на рынок труда, обеспечивая востребованность у работодателей. Введение демонстрационного экзамена можно назвать достижением системы СПО, тем более что эта форма оценки, при которой студент выполняет практическое задание в условиях, близких к реальному производству, с 1 сентября 2026 г. он станет обязательным для всех колледжей страны.
И хочется особо выделить достижение в системе среднего профессионального педагогического образования, а именно, «Ядро среднего профессионального педагогического образования» с целью формирования единых подходов к содержанию практической и методической подготовки педагога во всех организациях, реализующих программы среднего профессионального педагогического образования. Независимо от колледжа и специальности, у каждого будущего педагога и воспитателя есть обязательный набор дисциплин с единым содержанием. Студенты изучают основы педагогики, психологии, работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, информатику и компьютерные технологии в профессиональной деятельности, проектную и исследовательскую деятельность.
Главное событие 2025 года для Кузбасского педагогического колледжа – его полувековой юбилей (символично в год 85-летия системы среднего профессионального образования). Мы отмечаем красивую дату являясь с 2024 года базовой образовательной организацией СПО образовательного кластера «Педагогическая фабрика» ФП «Профессионалитет». Сегодня в учреждениях кластера в современных лабораториях мы можем внедрять гибкие, практико-ориентированные образовательные программы, актуальные методики и новые технологии обучения и воспитания, расширять границы кластерно-сетевого партнерства.
Хотелось бы отметить работу педагогического коллектива колледжа в части международного сотрудничества, укрепление связей с международными партнерами. Колледж активно взаимодействует с Витебским государственным университетом имени П. М. Машерова и двумя педагогическими колледжами – структурами университета в городах Орша и Полоцк.
В 2024 году ГАПОУ «Кузбасский педагогический колледж» и Российско-Таджикское государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов в г. Душанбе имени Ю. А. Гагарина» (далее – РТ ГБОУ «СОШ в г. Душанбе имени Ю. А. Гагарина») подписали соглашение о международном сотрудничестве.
В рамках международного проекта «Педагогический инкубатор», автором и реализатором которого является РТ ГБОУ «СОШ в г. Душанбе имени Ю. А. Гагарина», для обучающихся 3–4-х курсов предусмотрена стажировка на базе школы.
Юбилейные события – это возможность еще раз обратиться к прошлому: истории учебного заведения как залогу его успешного будущего, поблагодарить людей, посвятивших свою жизнь воспитанию и обучению будущих педагогов, рассказать о достижениях наших студентов и выпускников, ставших гордостью Кузбасса и всей страны.
Миссия колледжа: «Наращиваем потенциал человеческого капитала региональной системы образования посредством опережающей подготовки будущих педагогов в условиях современной (инновационной) социально-педагогической среды колледжа».
Учим – человека как целостную личность, ориентированную на самореализацию и личностный рост в современном мире.
Учиться – овладевать навыками проектирования своей профессиональной карьеры и гармоничного жизненного пути.
Учить – будущее поколение нашей страны.
Учим учиться и учить! Эти слова стали для нас философией, основой нашей работы и ключом к успеху. Мы стремимся к тому, чтобы каждый студент ощущал свою значимость и понимал, что учение — это не просто процесс получения знаний, а путь к самосовершенствованию и развитию. Понимал сам и смог передать эту истину своим воспитанникам!

– Ключевым достижением российской системы профессионального образования считаю поддержку взаимодействия с работодателями:
1. Целевое обучение – обучение с последующим трудоустройством.
Преимущества:
2. Демонстрационный экзамен - ключевой инструмент в управлении качеством профессионального образования. Анализ результатов демонстрационного экзамена выступает основанием для принятия управленческих решений на региональном уровне, уровне образовательной организации, обуславливает изменения в деятельности педагогов и мастеров производственного обучения.
3. Чемпионат профессионального мастерства «Профессионалы» - Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастерству направлено на поддержку талантливой молодежи, укрепление кадрового потенциала и обеспечение технологического суверенитета России. В мероприятия чемпионатного движения на всех этапах вовлечены тысячи работодателей. Это позволяет синхронизировать систему подготовки кадров в СПО с требованиями реального сектора экономики.
4. Федеральный проект «Профессионалитет» обеспечивает синхронизацию запросов рынка труда и качества подготовки специалистов за счет реализации механизмов интеграции деятельности образовательных организаций и организаций реального сектора экономики в подготовке квалифицированных кадров на основе создания образовательно-производственных центров (кластеров) и образовательных кластеров СПО.
Событие года
6 августа в Челябинском педагогическом колледже №2 состоялась церемония вручения Свидетельств об успешном прохождение независимой оценки квалификации (НОК) выпускникам по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
В июне 2025 года при поддержке СПК в сфере образования и Института развития профессионального образования впервые стало возможно проведение независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена с учетом результатов демонстрационного экзамена.
Новая форма оценки позволила объективно подтвердить готовность выпускников к профессиональной деятельности в образовательных организациях и стать частью единой системы оценки квалификаций в России.
Под процедурой совмещения независимой оценки квалификации и демонстрационного экзамена понимается перезачет результатов ГИА в форме демонстрационного экзамена в качестве практической части профессионального экзамена.
По результатам аттестационных процедур 39 наших выпускников подтвердили свои профессиональные компетенции и получили свидетельства о квалификации.

– Считаю, что основными достижениями российской системы профессионального образования являются:
В области культуры важным достижением является разработка программы «Земский работник культуры».
К главным событиям в Ивановском колледже культуры в 2025 году относятся:
Сборник «Ивановские напевы» (ISBN 978-5-6054087-0-3) получил высокую оценку музыкально-педагогического сообщества России и будет внесен в Единый реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Ивановской области.
АО. Если формулировать план на будущее российской системы СПО, то какие 5 обязательных задач Вы внесли бы в него? И какую ближайшую цель развития ставите для вашего колледжа?

– Будущее системы российской системы СПО, в частности среднего профессионального педагогического образования, и задачи, стоящие перед ней, на наш взгляд тесно связаны с эволюцией мегатрендов, мощно повлиявших на запрос к качеству человеческого капитала. За последние пять лет свои коррективы в развитие системы образования внесли:
И пятая задача – это повышение качества подготовки педагогических кадров для системы СПО, без которых четыре выше обозначенных задачи не выполнимы.
Что касается цели развития Кузбасского педагогического колледжа до 2030 года – мы работаем над созданием пространства развития человеческого капитала студента и преподавателя, где в приоритете их здоровье, знания, умения, навыки, способности, таланты, жизненный опыт, в котором сформирована социально-педагогическая среда, объединяющая передовые кадровые (интеллектуальные), технологические, методические, информационные, цифровые, материально-технические ресурсы, в том числе и наших партнеров, раскрывающая профессиональную и личную уникальность студента и преподавателя, мотивирующая к профессиональному и творческому развитию, самореализации, нестандартному решению задач, способствующая развитию критического мышления, командного духа, креативности, коммуникабельности, позволяющая преподавателю и студенту добрать необходимые компетенции, сформировать персональную образовательную траекторию, стать уверенным и конкурентоспособным в эпоху максимальной неопределенности.

– Говоря о плане на будущее для СПО в России, на мой взгляд, необходимо отметить повышение качества подготовки кадров, обеспечение соответствия образовательных программ требованиям рынка труда и создание условий для успешной интеграции выпускников в экономику страны.
Среди задач выделяю следующие:
1. Модернизация инфраструктуры образовательных учреждений:
2. Совершенствование содержания образовательных программ:
3. Повышение квалификации педагогических работников:
4. Укрепление связей с работодателями:
5. Подготовка квалифицированных рабочих кадров:
Цель развития Челябинского педагогического колледжа №2 заключается в подготовке квалифицированных педагогических кадров, обладающих необходимыми компетенциями и способствующих повышению качества образования.
Среди основных направлений:

– Необходимо ускорить модернизацию образовательных программ, используя отраслевые рамки квалификаций и цифровые инструменты. Это позволит выпускникам быть готовыми к гибридной занятости и новым профессиям, а работодателям получать специалистов, включающихся в инновационные проекты сразу после выпуска.
Будущее СПО невозможно без нового поколения кадров. Преподаватель должен сочетать функции наставника и воспитателя, владеть цифровой педагогикой и методами проектного обучения. Системное повышение квалификации в ведущих профильных вузах страны и переподготовка будет способствовать повышению качества обучения и престижу профессии.
Колледжи должны стать центрами подготовки кадров для ИТ, медиапроизводства и культурных индустрий. Выпускники с компетенциями в области звукооператорского мастерства, дизайна или менеджмента культурных проектов востребованы не меньше, чем инженеры. Такая интеграция укрепит культурный суверенитет России.
Позитивный имидж СПО формируется через чемпионаты, медийные проекты и партнерство с работодателями. Чемпионатное движение хотелось бы развивать и в отрасли культуры и искусства, что повышает привлекательность СПО для талантливой молодежи.
В XXI веке цифровизация и развитие интерактивных технологий внесли значительные изменения в область музыкального, хореографического и театрального искусства. Образование в сфере искусства является уникальной областью, где теоретические знания неразрывно связаны с практическими навыками. Поэтому развитие гибридного обучения, предусматривающего интерактивность, цифровой формат и очное обучение представляет собой перспективный подход в развитии образования в области искусств.
Важнейшей задачей для Ивановского колледжа культуры является приобщение обучающихся к созидательному труду, к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. Ценностная составляющая организации учебно-воспитательного процесса способствует повышению качества подготовки специалистов, формированию у обучающихся гражданских чувств, патриотизма, развивает умение нестандартно мыслить, объективно воспринимать окружающий мир, воспитывает любовь к отечественной истории и культуре.