«Репутация – это не продукт, который можно изготовить, а плод, который необходимо вырастить» – так, на наш взгляд, очень точно и образно высказался однажды один из авторов-собеседников журнала1. И плод этот требует от всей вузовской команды во главе с ректором каждодневной, планомерной, системной работы. Возможно, на первый взгляд, часто незаметной, в чем-то даже рутинной, но именно она, как годичные кольца дерева, становится основой крепости, устойчивости и благополучия столь сложного организма, каким является университет. Собственно, эти образы и легли в основу идеи проекта. «Человек с обложки» – серия интервью с руководителями вузов о том, как и из чего складывается репутационный капитал – «плод, который необходимо вырастить». И еще деталь, вынесенная из нашего многолетнего редакционного опыта: у крепкой университетской репутации всегда есть яркие индивидуальные черты – главные индикаторы живого творческого содружества студентов, преподавателей, управленцев. Например, у Нижневартовского госуниверситета одна из таких черт нам сразу бросилась в глаза, стоило только заглянуть на сайт вуза с его замечательным циклом «Истории успеха выпускников НВГУ»…
О том, какие дела и достижения пополнили копилку репутационного капитала вуза, рассказывает наш сегодняшний участник проекта «Человек с обложки» – ректор Нижневартовского государственного университета Сергей Горлов.

Моменты истории
23 октября 2025 года Нижневартовский государственный университет отмечает своё 37-летие.
В июле 1988 года в Нижневартовске был открыт филиалТобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева. Филиал состоял из трех факультетов: физико-математического, филологического и факультета педагогики и методики начального обучения, на которых работали 25 преподавателей и обучались 158 студентов. С этого времени ведет отсчет высшее образование Югры.
Распоряжением правительства РФ № 1941-р от 23 октября 1992 года Нижневартовский филиал ТГПИ им. Д. И. Менделеева был преобразован в Нижневартовский педагогический институт.
Приказом Федерального агентства по образованию РФ № 413 от 24 мая 2005 года институт получил статус университета и название «Нижневартовский государственный гуманитарный университет».
В 2013 году Нижневартовский государственный гуманитарный университет был переименован в «Нижневартовский государственный университет».
Под руководством Сергея Ивановича Горлова университет вошел в число лучших вузов России, которые готовят высококвалифицированные кадры для науки, образования, экономики и культуры, и продолжает динамично развиваться во всех направлениях, отвечая на вызовы современности.

Сергей Иванович Горлов, ректор Нижневартовского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, действительный член Российской академии информатизации образования, действующий член Объединения работодателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей. Обладатель многих наград, в том числе Почетной грамоты Президента РФ и нагрудного знака «Почетный наставник» Министерства науки и высшего образования РФ. Имеет звание «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», почетное звание «Заслуженный деятель науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
АО. Сергей Иванович, Вы возглавляете Нижневартовский государственный университет на протяжении почти 18 лет. Что в вашем понимании значит быть идеальным ректором? Какими компетенциями должен обладать эффективный руководитель образовательной организации?
– Идеальным ректором университета можно считать руководителя, способного эффективно управлять образовательной организацией. Ректор обеспечивает долгосрочное развитие вуза, поддерживает высокий уровень качества образования и создание благоприятных условий для обучения студентов и профессионального роста преподавателей. Вот, на мой взгляд, ключевые компетенции, которыми должен обладать ректор:
Стратегическое мышление и видение будущего. Эффективный ректор должен уметь определять долгосрочные цели университета, понимать тенденции развития науки, технологий и рынка труда, предвидеть изменения и адаптироваться к ним. Важна способность разрабатывать стратегию развития вуза, ставить амбициозные, но реалистичные цели и организовывать работу коллектива для их достижения.
Управленческие навыки и организационные способности. Руководитель должен уметь грамотно распределять ресурсы, планировать деятельность вуза, контролировать выполнение поставленных задач и оперативно реагировать на возникающие проблемы. Ключевым является умение делегировать полномочия, создавать эффективные команды управления и мотивировать сотрудников на достижение высоких результатов.
Коммуникативные навыки и лидерство. Должен владеть искусством коммуникации, находить общий язык с разными группами заинтересованных сторон: студентами, преподавателями, администрацией, работодателями, органами власти и общественностью. Способность вдохновлять коллектив своим примером, формировать позитивную корпоративную культуру и поддерживать атмосферу доверия и уважения является залогом успеха любого лидера.
Педагогический опыт и понимание образовательных процессов. Знание особенностей учебного процесса, методологии преподавания и современных подходов к обучению позволяет ректору лучше ориентироваться в потребностях преподавателей и студентов, своевременно вносить необходимые изменения в образовательную программу и внедрять инновационные методы обучения.
Финансовое управление и привлечение ресурсов. Способность эффективно распоряжаться финансовыми ресурсами, привлекать дополнительное финансирование, развивать партнёрство с бизнесом и государственными структурами существенно влияет на устойчивость и конкурентоспособность университета. Эффективный ректор умеет оптимизировать расходы, находить новые источники доходов и обеспечивать финансовую стабильность своего учреждения.
Инновационность и ориентация на качество. Стремление улучшать образовательные программы, внедрять современные технологии и методики способствует повышению конкурентоспособности вуза. Ректор должен стимулировать исследования и разработки, способствовать развитию научных школ и лабораторий, создавать условия для внедрения инновационных решений в учебный процесс.
Ориентация на международные стандарты и сотрудничество. Современному вузу важно активно взаимодействовать с зарубежными партнёрами, участвовать в международных проектах, обмениваться опытом и привлекать зарубежных учёных и студентов в учебный процесс. Это расширяет возможности для международного признания выпускников и повышает привлекательность вуза среди работодателей.
«Идеальный ректор сочетает в себе стратегическое мышление, управленческий талант, коммуникативную компетентность, педагогический опыт, финансовые знания и стремление к постоянному совершенствованию. Только обладая этими компетенциями, руководитель сможет обеспечить устойчивое развитие и процветание своей образовательной организации».

АО. Из чего складывается качество современного образования в НВГУ? Какие образовательные кейсы вуза Вы определите как лучшие?
– Главный показатель качества образования – востребованность выпускников. Более 80% выпускников университета трудоустраиваются по специальности. Работодатели ценят в молодых специалистах уникальные компетенции, полученные на производственной практике, научных мероприятиях, при разработке совместных с работодателями научно-исследовательских проектов. Выпускники НВГУ участвуют в тестировании программы «Стартап как диплом». В 2025 году 46 выпускников защитили свои бизнес-проекты.
К лучшим образовательным кейсам НВГУ можно отнести востребованные, в том числе среди иностранных абитуриентов, направления подготовки:
Для повышения качества образования в НВГУ пополняется лабораторная база. Студентам доступно современное оборудование для различных исследований: лаборатории молекулярно-генетических исследований, электросберегающей техники и технологий, имитационного моделирования, спортивно-оздоровительных технологий и другие. Участие в исследованиях принимают и партнеры-работодатели на базовых кафедрах для решения задач производства.

АО. НВГУ сохраняет и поддерживает традиции академической науки, а также позиционирует себя как крупный региональный фундаментальный центр прикладной науки. Расскажите подробнее о развитии научно-инновационной деятельности в последние годы.
– Научно-исследовательская деятельность университета осуществляется в соответствии с Программой развития Нижневартовского государственного университета на 2023-2032 гг., которая разработана с учетом приоритетов технологического развития России и Стратегии социально-экономического развития ХМАО-Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года.
Программа развития университета предусматривает реализацию стратегического научно-исследовательского проекта «Нефтегазовая экономика Югры: Технологический суверенитет России». В рамках проекта реализуются следующие приоритетные направления:
Ученые НВГУ совместно с исследователями Ханты-Мансийской государственной медицинской академии разработали программу для ЭВМ «Топография, дискретность, интенсивность болевого синдрома» и зарегистрировали в Роспатенте интеллектуальные права на нее. Программа предназначена для обработки результатов анкетирования по авторскому опроснику, оценивающему различные варианты локализации, частоты и уровня болевого синдрома, что существенно ускоряет процесс предварительного диагностирования состояния заболевшего. Этим же коллективом создана и зарегистрирована в Роспатенте база данных «Показатели стресс-реализующих и стресс-лимитирующих систем у студентов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сезоны с ассиметричным фотопериодом». База данных может быть использована для сопоставления состояния стресс-реализующих и стресс-лимитирующих систем в условиях короткого и длинного светового дня у молодых людей мужского и женского пола, находящихся в дискомфортных климатогеографических и социальных условиях.
Фондом научно-технологического развития Югры поддержан научно-технический проект молодых ученых НВГУ «Механизм и кинетика химических процессов в пламенах с добавками химически активных ингибиторов». Проект посвящен разработке технологии сжигания нетрадиционных углеводородных топлив, не относящихся к энергетическим, с добавлением ингибиторов в энергетических установках. В ходе проекта будут реализованы принципы энергоэффективности, экологической безопасности и комплексной утилизации производственных отходов (побочных углеводородов). Это позволит значительно повысить эффективность использования энергетических ресурсов и снизить негативное воздействие на окружающую среду.
По итогам работы «Акселератора технологических стартапов в Югре - 2024» финансово поддержан научно-технический проект студентов НВГУ «Разработка установки для извлечения солей редкоземельных элементов из подтоварной воды». Проект ориентирован на разработку технологии, обеспечивающей добычу редкоземельных элементов и других компонентов гидроминерального сырья в качестве побочного продукта нефтедобычи.

АО. В 2021 году НВГУ был присвоен статус федеральной инновационной площадки по реализации инновационного образовательного проекта «3П: профориентационное консультирование, персонализированное наставничество, профильное трудоустройство «Навигатор карьеры». Какие результаты были достигнуты за четыре года реализации проекта и что еще планируется сделать в ближайшей перспективе?
– Статус федеральной инновационной площадки дает университету дополнительные возможности в развитии психолого-педагогического образования и дополнительного образования, а также позволяет оценить инновационные идеи и распространить лучшие практики в регионе. Инновационный образовательный проект разработал факультет педагогики и психологии совместно с управлением развития университета. Его суть заключается в систематизации и совершенствовании профориентационной работы в образовательных организациях округа и в университете. Проект носит межведомственный характер, результатом которого является сохранение молодёжи в округе, пополнение ХМАО-Югры квалифицированными специалистами в области психолого-педагогического сопровождения и профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций.
За четыре года реализации проекта выполнены целевые показатели плана проекта и выстроена система «профориентация–образование–трудоустройство». Достигнуты следующие основные результаты:
Факультетом педагогики и психологии НВГУ реализуется деятельность 20 профильных психолого-педагогических классов в 11 общеобразовательных организациях Нижневартовска и Нижневартовского района, Мегиона, Радужного, Стрежевого (Томская область). Факультетом педагогики и психологии проведены мероприятия в соответствии с «Дорожной картой» по развитию сети профильных психолого-педагогических классов в ХМАО - Югре на 2025-2026 годы.
Считаю, что работа коллектива университета по инновационному образовательному проекту укрепит позиции высшего образования в Югре на новом качественном уровне. НВГУ применяет разнообразные методы для привлечения молодых людей в регион и повышения интереса к образованию, использует инновационные подходы для повышения качества образования выпускников. Это мотивирует осознанно выбирать сферу будущей профессиональной деятельности.

АО. Что делает НВГУ привлекательным в глазах иностранной аудитории? Как проходит социокультурная адаптация иностранных студентов к жизни в университете и стране?
– Нижневартовский госуниверситет предлагает широкий спектр программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в различных областях, включая экономику, гуманитарные науки, информационные технологии, педагогику и естественные науки. Это позволяет иностранным студентам выбрать программу, соответствующую их интересам и карьерным целям.
Нижневартовск имеет уникальную региональную специфику: это крупный город в ХМАО – Югре, регионе с развитой нефтегазовой промышленностью. Иностранным студентам, интересующимся этой отраслью, обучение в НВГУ может предоставить уникальные знания и опыт.
Граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан, а также иностранные граждане, имеющие статус соотечественников, проживающих за рубежом, имеют возможность обучаться за счет бюджетных средств в рамках действующих международных соглашений.
Иностранные граждане могут получать повышенные стипендии: именные, за особые достижения в учебной, общественной, научно-исследовательской, культурно-творческой, спортивной деятельности.
Ежегодно проводятся мероприятия по социально-культурной адаптации иностранных студентов-первокурсников, в частности, психологический тренинг по успешной адаптации к новой культурной среде.
Тьюторы из числа студентов старших курсов сопровождают иностранных обучающихся на протяжении всего обучения их пребывания в вузе: проводят экскурсии по городу, знакомят с достопримечательностями, учреждениями культуры (театры, музеи, концертно-выставочные мероприятия), торгово-развлекательными центрами, учреждениями общественного питания, транспортом, сопровождают на культурно-массовые мероприятия.
Ориентационная неделя знакомит иностранных студентов c университетом – его историей, корпусами, общежитием. Студенты посещают музей НВГУ, изучают русскую культуру и традиции на «Дне культуры», дегустируют блюда русской кухни.
Иностранные студенты активно участвуют в жизни вуза. Помогают в организации совместных студенческих мероприятий: Слёт первокурсников, патриотическая акция в рамках Дня солидарности в борьбе с терроризмом «Помним Беслан», выставки, посвящённые значимым событиям университета и страны (Дню Победы, памятным датам Великой Отечественной войны, дню рождения НВГУ и другим).
АО. Какие формы взаимодействия с иностранными партнерами наиболее развиты в университете?
Во-первых, реализация программ семестровой академической мобильности студентов. В рамках двусторонних соглашений о сотрудничестве студенты НВГУ ежегодно проходят семестровое обучение в Шаньдунском университете технологий и бизнеса по направлениям подготовки: торговое дело, информатика и вычислительная техника, электроэнергетика. В этом же университете дополнительно реализуются семестровые онлайн-программы по изучению китайского языка и культуры.
Во-вторых, разработка совместных образовательных программ. С 2025 года НГВУ совместно с Университетом им. Алихана Бокейхана (г. Семей, Казахстан) запускает двудипломную магистерскую программу по направлению «Менеджмент».
В-третьих, совместные научные исследования. В настоящий момент научный коллектив кафедры экологии НВГУ проводит совместное исследование с Университетом Лимпопо (ЮАР) по изучению демографических, социальных и медицинских аспектов качества жизни населения российского Севера и провинции Лимпопо ЮАР в условиях современного изменения климата.
В-четвертых, это совместные мероприятия, образовательные и культурные проекты. В 2025 году состоялся Фестиваль изучения китайского языка и культуры «Nihao Zhongguo! Здравствуйте, Китай!», организованный НВГУ с участием преподавателей китайского языка как иностранного из Финансово-экономического университета Гуйчжоу (г. Гуйян), Хуанганского политехнического колледжа (г. Хуанган). В нем приняли участие 80 студентов НВГУ.
Студенты и преподаватели НВГУ регулярно становятся участниками проекта «Мост в Китай» Шаньдунского университета технологий и бизнеса, в рамках которого проходят бесплатное краткосрочное обучение китайскому языку и культуре в онлайн-формате.
В этом году запланирована подача совместной заявки на конкурс грантов Фонда «Русский мир» на реализацию проекта «ХМАО – Югра – культурный мост к русскому языку» совместно с вузами-партнерами Китая: Шаньдунским университетом технологий и бизнеса, Финансово-экономическим университетом Гуйчжоу, Хуанганским политехническим колледжем.
В 2025 году подписано соглашение с Центром содействия бизнесу и инновациям в Республике Таджикистан – планируется совместная работа в области лингвистического обеспечения деятельности экспертного совета по горной промышленности и металлургии Делового Центра экономического развития СНГ.

АО. Какие цели и задачи ставите для себя и своей команды на ближайшие 5-10 лет? Каким видите НВГУ по истечении этого периода?
– Цель университета на ближайшие годы – стать региональным университетским центром, включенным в решение задач социально-экономического развития ХМАО – Югры, формирования конкурентоспособного человеческого капитала для инновационной экономики посредством капитализации образовательных и научно-технологических результатов.
Целевая модель развития университета предполагает, что НВГУ сконцентрирует усилия и ресурсы на позиционировании университета как признанного лидера образовательных технологий и услуг, соответствующих международным стандартам современной образовательной организации высшего образования с развитой цифровой образовательной экосистемой, выпускающего молодых специалистов для предприятий и организаций Югры и РФ. НВГУ продолжит сохранять и поддерживать традиции академической науки, активно развивать научно-инновационную деятельность, а также укреплять свои позиции в качестве регионального центра международного сотрудничества.
