Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2025 года № 409 за заслуги в подготовке высококвалифицированных специалистов, многолетнюю научно-педагогическую деятельность и добросовестный труд председатель Национального аккредитационного совета, академик РАО В.А. Болотов награжден Орденом Дружбы. Редакция и читатели журнала «Аккредитация в образовании» искренне поздравляют Виктора Александровича с высокой государственной наградой!
Важным событием состоявшегося заседания Нацаккредсовета стало официальное подписание соглашения о сотрудничестве между Национальным центром профессионально-общественной аккредитации и Роскачеством – организацией, созданной распоряжением Правительства РФ и с 2015 года занимающейся экспертизой продукции, услуг и различных видов деятельности во многих сферах. В образовательной деятельности Нацаккредцентр занимается практически тем же – экспертизой качества. Поэтому стороны решили, что совместные проекты принесут пользу для российских образовательных организаций и, прежде всего, для тех, которые работают в сфере высшего образования.
– К нам много раз обращались с запросом об оценке качества образования, – прокомментировала событие заместитель руководителя Роскачества Юлия Михалева. – Варианты оценивания имелись разные, но не было такого, который включал бы совокупность показателей. И мы искали надежного профессионального партнера, с которым могли бы реализовывать этот проект. Мне кажется, такого партнера в лице Нацаккредцентра мы, наконец, нашли.
Неудивительно, что выбор сделан именно в пользу Нацаккредцентра, который в нынешнем году отметил 15-летний юбилей. (Впрочем, 2025 год вообще богат на юбилеи: 30 лет назад в России начала работать система аккредитации, когда в 1995 году в Йошкар-Оле был создан первый в нашей стране аккредитационный центр, а еще свое 20-летие отмечает журнал «Аккредитация в образовании»).

«Важным событием стало официальное подписание соглашения о сотрудничестве между Национальным центром профессионально-общественной аккредитации и Роскачеством».
Приняв в связи с юбилеем видеопоздравления от коллег из различных уголков планеты, Нацаккредсовет начал свою работу с подведения итогов совместной международной аккредитации, рассмотрев результаты экспертизы, прошедшей в Национальном исследовательском Томском государственном университете. ТГУ вышел на такую аккредитацию уже в девятый раз – программа «Физическая культура» (49.03.01, 49.04.01) на этот раз оценивалась совместно с Агентством по оценке качества образования Министерства образования КНР (EQEA). Экспертная комиссия по двум стандартам зафиксировала существенное соответствие, по остальным семи – полное соответствие.
Виктор Болотов заметил, что Томский госуниверситет хорошо известен и в России, и мире в области математики, физики, гуманитарных направлений подготовки, но в данном случае вышел на аккредитацию программ по физической культуре, да еще и совместную с китайской стороной. Выбор томичей прокомментировала заместитель председателя экспертной комиссии, к.пед.н., доцент, и.о. заведующего кафедрой физического воспитания, заместитель декана по научной работе факультета физической культуры Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Елена Старкова:
– На факультете 30 % обучающихся – китайские студенты, поэтому университет заинтересован в том, чтобы программа имела международное признание. Сегодня по всей стране мы обучаем много китайских студентов, но такого количества иностранных студентов в сфере физической культуры и спорта, если не учитывать специализированные вузы, я не встречала. Китайские студенты уже заканчивают в этом году аспирантуру. Несколько студентов выходит на защиту именно китайских диссертаций по направлению «Физическая культура». В целом, у нас очень положительный отклик по поводу реализации этих программ.
Несмотря на то, что факультет физической культуры относительно молодой (образован в составе университета в 2005 году), Елена Старкова отметила сильный преподавательский состав и очень хорошую экспериментальную и научно-исследовательскую базу спортивного образования ТГУ. По представлению экспертной комиссии программа получила международную аккредитацию на шестилетний срок.
«На факультете 30% обучающихся – китайские студенты, поэтому университет заинтересован в том, чтобы программа имела международное признание…»
Кыргызский государственный университет имени Ишеналы Арабаева представил к совместной международной аккредитации с Независимым аккредитационным агентством «Билим-Стандарт» (Кыргызская Республика) сразу 52 образовательные программы (10 кластеров). К столь масштабной работе были задействованы 41 эксперт из трех стран. Как подчеркнула директор Нацаккредцентра Галина Мотова, это второй государственный университет Кыргызстана, обратившийся в Нацаккредцентр за совместной аккредитацией. Первым был Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына, который буквально полгода назад прошел аккредитацию в Нацаккредцентре, а в июне 2025 года вошел в мировой рейтинг QS, в том числе – благодаря международному признанию. Директор агентства «Билим-Стандарт», член российского Нацаккредсовета Эрик Эсентаев искренне порадовался за соотечественников:
– Кыргызский национальный университет вошел в пятерку вузов нашей страны, попавших в рейтинг QS и занявших в нем достаточно высокие позиции для нашего региона. После того, как об этом было объявлено официально, мне начали звонить со словами, что во многом благодаря именно совместной аккредитации и публикации ее итогов в Азиатско-Тихоокеанском реестре аккредитованных программ университет смог пробиться на такие высокие позиции. Так что результаты впечатляют.
Поэтому вузы Кыргызстана рассматривают международную аккредитацию как важный шаг для приобретения авторитета в мировом образовательном пространстве.
Какую оценку вынесли международные эксперты на этот раз? (Напомним, что Нацаккредцентр и агентство «Билим-Стандарт» ранее договорились о согласованных стандартах, так как первый дает аккредитацию на 6 лет, а второй – на 5 лет). По итогам совместной экспертизы все 10 кластеров образовательных программ Кыргызского госуниверситета получили аккредитацию.
Председатели и заместители экспертных комиссий, работавших в университете, дали свои комментарии:
– Потрясающий университет, – отметила председатель одной из комиссий, к.фил.н., доцент, заместитель директора Западного филиала РАНХиГС при Президенте РФ, член Гильдии экспертов в сфере профессионального образования Ирина Кукса. – Он прошел путь от женской педагогической школы до классического университета. Общее пожелание всех комиссий – усилить работу с интернет-сайтом. И у вуза уже готова новая версия. Самое интересное в университете – связь с работодателями, с практическим сообществом. Впечатлила глубокая практико-ориентированная дуальная программа по журналистике.
– Большим плюсом наша комиссия посчитала высокий процент трудоустройства выпускников, – высказалась председатель комиссии, оценивавшей программы филологического кластера, к.пед.н., директор Гильдии экспертов в сфере профессионального образования, эксперт международного класса Галина Бакуменко. – Очень тесная связь с работодателями. Ребята, когда приходят учиться, уже точно знают, чем хотят заниматься. У них нет колебаний в выборе дальнейшей профессии. И, как правило, если студент ушел на практику в определенную школу, то он туда же и трудоустраивается. Это сильная сторона, на наш взгляд. В числе рекомендаций для усиления материально-технической оснащенности кластера по филологии эксперты прописали, в первую очередь, необходимость обеспечить профессорско-преподавательский состав компьютерами и ноутбуками.
– При аккредитации программы «Социально-экономическое образование» мы, прежде всего, отметили высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, – указала на сильную сторону вуза председатель еще одной экспертной комиссии, к.э.н., доцент, начальник управления стратегического развития и мониторинга Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, член Гильдии экспертов в сфере профессионального образования Ирина Борисова. – Мы отметили в своих рекомендациях, что вышестоящие национальные органы управления образованием, учитывая огромный опыт коллектива преподавателей вуза, могли бы делегировать ему написание школьных учебников по истории. Это, действительно, высококвалифицированные специалисты своего дела. Также обратил на себя внимание персонифицированный подход к обучению: настолько внимательно преподаватели относятся к студентам! Мы увидели реально работающий институт наставников в отдельно взятом структурном учебном подразделении.

Продолжение читайте в журнале "Аккредитация в образовании". Подписаться на журнал можно, обратившись в редакцию по номеру телефона 8(8362)55-10-80, по электронной почте kat@akvobr.ru, на сайте akvobr.ru, через подписные агенства Урал-Пресс, ИВИС, ПРЕССИНФОРМ.