Национальная модель высшего образования: новые вызовы для международных служб университетов

Национальная модель высшего образования: новые вызовы для международных служб университетов


В условиях сложившейся обстановки настоятельной необходимостью для сохранения России в числе ведущих научно-образовательных держав является потребность в высокопрофессиональном кадровом обеспечении международной деятельности российских университетов. Исходя из реальных потребностей национального и регионального развития, в полный рост встает также и задача совершенствования применяемых технологий и содержания управления международной деятельностью в российских образовательных организациях высшего образования (далее – ОО ВО). 

Изменившийся запрос рынка труда, переход на новый технологический уклад, необходимость сбережения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти сформировали потребность не только в переосмыслении национальной модели высшего образования, но и в возрастании роли сферы образования во внешнеполитических процессах. Образовательное сотрудничество с иностранными государствами, обучение зарубежных студентов в национальных вузах становится эффективным инструментом продвижения внешнеполитических интересов на мировой арене. Поэтому значительно возрастают требования к уровню управления международной деятельностью в университете, качественной профессиональной подготовке и уровню компетенций не только сотрудников и руководителей международных служб (далее – МС), но и всех работников образовательных организаций высшего образования, в той или иной степени задействованных в международной деятельности (далее – МД).

 

I. Кадры для МС: что сделано? Краткий ретроспективный обзор

 

От школы-семинара к федеральному проекту

Более 30 лет неоценимый вклад в развитие экспертно-аналитического сопровождения международной деятельности российских вузов вносила ежегодная конференция и одноименная Всероссийская школа-семинар «Интеграция уни-верситетов России в мировое образовательное и научное пространство с учётом региональных особенностей», проводимые АНО «Интернаука». 

В последние годы задача повышения квалификации и уровня подготовки кадров МС наиболее системно решалась в рамках федерального проекта «Экспорт образования» (первоначальные сроки реализации: 2019-2024 гг.). Проект прекратил своё действие в середине 2020 г., фактически растворившись в национальном проекте «Наука и университеты», но на 2020-2021 гг. осталось исполнение одного мероприятия – «Организация повышения квалификации сотрудников международных служб университетов». Его последовательная продуманная реализация в период с 2019 по 2021 гг. сыграла значительную роль в кадровой поддержке международных служб вузов, обеспечив повышение квалификации и переподготовку работников МС – от проректора до рядовых сотрудников. 

 

Программы и форматы: комплексный подход  

Проект реализовывался Российской академией народного хозяйства и государственной службы и Российским университетом дружбы народов (руководители проекта – Апыхтина И.Е. и Ефремова Л.И.) и, надо отдать должное, очень успешно. Так, например, в рамках реализации третьего этапа проекта, в 2021 году были выполнены следующие работы:

  1. С целью доведения до ОО ВО государственной политики в области экспорта российского образования проведены 4 стратегические сессии (2 282 участника) по различным тематикам.
  2. Разработаны 4 комплекта методических рекомендаций по наиболее проблемным вопросам с учётом отраслевых особенностей продвижения российского образования, а также в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
  3. Разработан и реализован следующий перечень дополнительных профессиональных программ (далее – ДПП) для руководителей и сотрудников МС на 2021 год:

При этом:

  • в рамках всех ДПП было предусмотрено, что каждый слушатель (группа слушателей) в период обучения разрабатывает и защищает проект, направленный на совершенствование международной деятельности ОО ВО;
  • к каждой ДПП были разработаны комплекты учебно-методических документов и материалов, включающие в себя данные к занятиям лекционного и семинарского типа, раздаточные материалы для обучающихся, оценочные материалы, методические материалы для обучающихся и методические указания для преподавателей, материалы для самостоятельной работы обучающихся;
  • наиболее предпочтительным форматом освоения программ повышения квалификации (ПК) и профессиональной подготовки (ПП) стало сочетание очной (с применением электронных курсов) и заочной (с консультационным сопровождением) форм обучения, и, что очень важно, – очная часть курсов проходила максимально приближено к расположению ОО ВО, в различных федеральных округах. Так курсы ДПП были организованы в филиалах РАНХиГС в следующих городах: Калининград, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Волгоград, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Кемерово, Хабаровск, Москва, что позволило привлечь очно значительное количество участников, организовать полезные коммуникации, обмен опытом, слушателям наработать социальные деловые связи.

 

Проектная пятилетка: качественные итоги  

Всего за период с 2019 по 2021 гг. в рамках проекта «Экспорт образования» общее количество слушателей составило более 6 800 человек. Из них 1 376 человек (19,9%) освоили две и более образовательные программы, что говорит о высоком уровне доверия и включенности слушателей в реализацию программ.

Реализация такого масштабного проекта позволила создать большой коллектив работников МС с самым разнообразным набором современных компетенций, навыков стратегического планирования и проектной работы, применения цифровых инструментов в организации и реализации МД, что фактически позволило не только не снизить показатели привлечения иностранных студентов во время пандемии COVID-19, но и нарастить их.

В дальнейшем, в период 2022-2024 гг. ключевыми центрами профессионального сопровождения международных служб российских вузов являлись следующие организации:

  • Российский университет дружбы народов, который в рамках государственного задания Минобрнауки РФ проводил бесплатные программы повышения квалификации для сотрудников МС университетов. В частности, реализовывались такие программы, как: «Основные тренды международной деятельности вуза в современных условиях», «Особенности признания иностранного образования в условиях приёмной кампании», «Организация приёмной кампании для иностранных студентов» и др. Особенностью данных программ было их проведение в онлайн-формате, а также использование накопительного формата: при участии в определённом количестве вебинаров (наборе академических часов) слушатель получал удостоверение о повышении квалификации.
  • Центр компетенций переподготовки и повышения квалификаций сотрудников международных служб РАНХиГС, который, с учётом пожеланий слушателей федерального проекта «Экспорт образования», разработал ряд программ дополнительного профессионального образования (далее – ДПО). Наибольшей популярностью среди них пользовались следующие программы: «Цифровая трансформация международной деятельности университета», «Стратегии привлечения иностранных студентов в кризисных условиях», «Международный цифровой маркетинг», «Основы BPM (Business Process Management) в международной деятельности университетов», «Актуальные задачи международного сотрудничества в свете национального проекта «Наука и университеты»», «Современные тенденции международного образования, признание иностранного образования и квалификации». Программы реализовывались на коммерческой основе, количество слушателей составило более 200 человек.
  • Ассоциация проректоров по международным связям высших учебных заведений Северо-Запада, которая накопила значительный опыт в сфере повышения квалификации (также на коммерческой основе), специализируясь, в основном, на вопросах признания иностранного образования.

«…Реализация масштабного проекта позволила создать большой коллектив работников МС с самым разнообразным набором современных компетенций, навыков стратегического планирования и проектной работы, применения цифровых инструментов в организации и реализации МД, что фактически позволило не только не снизить показатели привлечения иностранных студентов во время пандемии COVID-19, но и нарастить их».
 

 

II. Подготовка специалистов для МС: современный этап.Оценка ситуации

 

Востребованность подготовки: международная статистика

Понимая важность развития международной деятельности, практически во всех странах-экспортёрах образовательных услуг большое внимание уделяется особой подготовке специалистов нижнего и среднего звена, которые в дальнейшем будут работать в сфере организации МД.

Исследования показали, что подготовку специалистов в области организации международного академического сотрудничества ведут более 100 университетов на всех континентах (в Северной Америке – 41, в Европе – 35, в Азии – 17, в Океании – 4, в Африке – 2, в Латинской Америке – 1 университет). Они предлагают обучение по направлениям «Сравнительное образование» (найдено 32 программы), «Международное образование» (27 программ), «Международное и сравнительное образование» (17 программ). Предлагаются также программы по близким направлениям: управление и планирование в образовании; развитие образования в современном мире и т.д., в рамках которых рассматриваются международные аспекты образования (24 программы).

Продолжение читайте в журнале "Аккредитация в образовании". Подписаться на журнал можно, обратившись в редакцию по номеру телефона 8(8362)55-10-80, по электронной почте kat@akvobr.ru, на сайте akvobr.ru, через подписные агенства Урал-Пресс, ИВИС, ПРЕССИНФОРМ.

28.10.2025
Другие материалы автора
Евгений Васильевич Шевченко
Евгений Васильевич Шевченко, Кандидат технических наук, член Экспертного совета ФГБУ «Интеробразование»
Читать полностью
Мария Ивановна Безносова
Мария Ивановна Безносова, Кандидат экономических наук, начальник Управления международного образования и сотрудничества УдГУ
Читать полностью
Александр Евгеньевич Тарасов
Александр Евгеньевич Тарасов, Кандидат технических наук, проректор по международным связям НИУ МЭИ
Читать полностью
Вера Игоревна Скоробогатова
Вера Игоревна Скоробогатова, Кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права МГЛУ
Читать полностью
Наверх